- Реорганизация общеобразовательных учреждений
- Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
- Как осуществляется процедура ликвидации образовательного учреждения
- Добросовестная ликвидация школы
- Ликвидация образовательного учреждения
- Реорганизация образовательного учреждения
- Порядок преобразования муниципальных организаций
Реорганизация общеобразовательных учреждений
Реорганизация образовательной организации не должна нарушать прав обучающихся на образование. В какой форме закон допускает проводить реорганизацию? Как обосновать необходимость её проведения? Как учесть права работников, если предполагается сокращение штата?
Процесс (далее ОУ) регулируется как на федеральном уровне, так и на уровне органов местного самоуправления.
В соответствии с действующим законодательством устанавливается следующим образом:
- для федеральных государственных ОУ – Правительством РФ;
- для государственных ОУ, находящихся в ведении субъекта РФ, – органом исполнительной власти субъекта РФ;
- для муниципальных ОУ – органом местного самоуправления (как правило, представительным).
Основным документом, регламентирующим вопросы , в т. ч. созданных в организационно-правовой форме общеобразовательных учреждениях, является Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ).
В нем даются основные понятия, принципы и условия реорганизации Однако тот же ГК РФ (ч. 3 ст.120) предусматривает, что для отдельных видов учреждений особенности их правового положения могут определяться другими законами или иными правовыми актами.
Источник: https://www.menobr.ru/article/4839-qqe-16-m8-reorganizatsiya-obshcheobrazovatelnyh-uchrejdeniy
Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
Давая определение образовательной организации в ст. 2 комментируемого Закона (п.18), законодатель устанавливает, что она является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, может быть государственной, муниципальной или частной.
Государственная образовательная организация – это образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием уровня муниципального района или городского округа.
Частная образовательная организация создается в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями.
Законодательство запрещает создание частных образовательных организаций иностранными религиозными организациями (ч. 7 комментируемой статьи).
Образовательная организация, исходя из ее легальной дефиниции (п. 18 ст. 2 комментируемого Закона), должна быть создана в форме, установленной гражданским законодательством.
Перечень организационно-правовых форм, в которых может быть создана некоммерческая организация, содержится в ст. 50 Гражданского кодекса РФ и главе II Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145. В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов;
2) общественных организаций;
3) общественных движений;
4) ассоциаций (союзов);
5) товариществ собственников недвижимости;
6) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
7) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
8) фондов (в том числе общественных и благотворительных фондов);
9) учреждений (государственных, муниципальных и частных);
10) автономных некоммерческих организаций;
11) религиозных организаций;
12) публично-правовых компаний.
13) адвокатских палат;
14) адвокатских образований.
Перечни, содержащиеся в ГК РФ и Федеральном законе “О некоммерческих организациях”, не являются исчерпывающими и дополняются путем принятия новых федеральных законов.
Современное состояние системы образования в Российской Федерации дает основание заключить, что наиболее часто используемой на практике организационно-правовой формой для образовательной организации (наиболее востребованной, но не единственной) является учреждение.
Основы законодательного регулирования данной организационно-правовой формы некоммерческой организации содержатся в статье 123.21 “Основные положения об учреждениях” Гражданского кодекса РФ.
Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения.
На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (ст. 123.21 ГК РФ).
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.
Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления ст. 9.1 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Законодательно установлены типы государственных и муниципальных учреждений – казенные, бюджетные и автономные (ст. 123.22 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом – Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” .
СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.
Казенное учреждение, как это определено в ст.6 Бюджетного кодекса РФ, – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Под бюджетным учреждением, в соответствии со ст. 9.2 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, понимается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Легальная дефиниция автономного учреждения содержится в ст.2 Федерального закона “Об автономных учреждениях”): автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г.N 539 “Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений” .
СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.
В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принимаются региональные и муниципальные нормативные правовые акты, которыми утверждается порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных (региональных) и муниципальных образовательных учреждений. Например, Постановление Московской городской Думы от 9 декабря 2009 г. N 72 “О порядке согласования решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений на территории города Москвы” , Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 октября 2008 г. N 359 “О Порядке создания, реорганизации, ликвидации и финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Дагестан” , решение Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 29 декабря 2014 г. N 6/7 “Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных образовательных учреждений городского округа Котельники Московской области” и т.д.
Источник: http://www.lexed.ru/praktika/realizatsiya-273-fz/detail.php?ELEMENT_ID=2596
Как осуществляется процедура ликвидации образовательного учреждения
Любая современная организация в определенный момент времени может быть ликвидирована, а этот процесс может быть реализован как добровольно, так и принудительно. Особенно многих людей интересует ликвидации школы или другого учреждения образования.
Добросовестная ликвидация школы
Добровольная ликвидация может быть осуществлена в том случае, если истек срок действия юридического лица или же были достигнуты цели его функционирования.
В этом случае решение обычно принимается генеральным директором организации или ее учредителями, если их имеется несколько.
Для подтверждения добровольной ликвидации подготавливаются соответствующие документы.
Принудительная ликвидация реализовывается в соответствии с решением, принимаемым судом. Чаще всего это выполняется в том случае, если компания работает без необходимой лицензии или ее деятельность нарушает каким-либо образом современное законодательство.
Ликвидация образовательного учреждения
Если происходит ликвидация образовательного учреждения, то здесь необходимо наличие некоторой специализированной документации.
К ней относится Постановление Администрации конкретного города, Акт, составленный экспертной комиссией после оценки всех итогов ликвидации, решение специальной Комиссии, которая осуществляла экспертную оценку, а также должно быть специально решение, которое составляется в результате собрания граждан. Дополнительно следует подготовить и некоторые другие документы и статьи из законодательства.
Особенно важным документом считается Постановление, выдаваемое Администрацией района, а в нем указывается название учреждения, которое подлежит ликвидации, а также должен иметься срок, который дается для того, чтобы все кредиторы данного заведения смогли предъявить свои требования по возврату денежных средств. Они могут узнать о ликвидации из специализированных источников СМИ, куда подается соответствующее сообщение.
Также в этом Постановлении обязательно должен иметься специальный план, в котором описываются мероприятия, необходимые для полноценной и правильной ликвидации. Этот план должно реализовать Управление образованием конкретного города или района. Здесь же определяется, кто именно будет входить в состав экспертной комиссии, а также из какого количества людей она будет состоять.
Администрация ответственна за то, чтобы поместить объявление о ликвидации школы или другого учреждения, а также обеспечивает требования кредиторов и вносит соответствующую запись о ликвидации в ЕГРЮЛ. После окончания процесса ликвидации все полученные от этого документы должны быть переданы в специальный архив, располагающийся в Управлении образования.
Само Управление образования должно выполнять некоторые задачи. Сюда относится то, что оно точно определяет дебиторскую и кредиторскую задолженность ликвидируемого заведения, а также должно уведомить всех кредиторов о будущей ликвидации.
Также обязательным процессом является инвентаризация имущества, принадлежащего образовательному учреждению, а при этом все имущество должно быть в сохранности до того момента, как не будет реализована его продажа.
Данная организация дополнительно занимается многими другими вопросами, связанными с ликвидацией заведения.
Реорганизация образовательного учреждения
Следует отметить, что может быть два варианта ликвидации школы или другого заведения.
Может быть произведена полная ликвидация, Предполагающая прекращение работы организации, а также может быть осуществлена реорганизация образовательного учреждения.
В последнем случае предполагается, что заведение должно быть удалено из Государственного реестра, после чего начинается процедура его обратного внесения в этот реестр, однако под другим названием или с какими-либо другими изменениями и дополнениями. Если же обеспечивается полная ликвидация школы или другого заведения, то в этом случае удаляются все документы организации, а также ее имущество распродается, а данные о ней заносятся в архив.
Порядок преобразования муниципальных организаций
Реорганизация представляет собой специальную процедуру, которая предполагает прекращение действующего юридического лица с единовременным образованием новой организации, а при этом никак не затрагивается имущество заведения.
Однако могут быть внесены определенные дополнения или изменения в документацию организации.
Реорганизация может быть выражена в различных видах, поскольку может быть произведено слияние нескольких организаций или присоединение одного заведения к другому.
Также может быть реализовано разделение одного заведения на несколько отдельных учреждений или выделение одного филиала. Также следует выделить преобразование организации, в результате чего меняется ее название или другие параметры.
Для реализации совершенно любого действия необходимо наличие определенных документов, к которым относится положение о реорганизации, план, которому необходимо следовать в процессе проведения данного действия, а также решение, заключение и положение, выдающиеся специальной экспертной комиссией.
Этапы ликвидации любого образовательного учреждения являются очень похожими.
Для этого первоначально подается специальное письмо, которое направляется Главе администрации, а в нем должны указываться причины, по которым необходимо произвести ликвидацию учреждения.
Также важно указать и способы реорганизации, а также множество другой информации.
Далее принимается решение о ликвидации муниципального общеобразовательного учреждения, а в конечном этапе происходит весенние специальной записи о ликвидации или реорганизации в ЕГРЮЛ. При этом важно помнить, что если происходит реорганизация школы, то учащиеся должны иметь право обучаться далее в новом заведении.
Таким образом, ликвидация или реорганизация любого образовательного учреждения является специфической и сложной работой, которая должна осуществляться в соответствии со всеми правилами и требованиями, поскольку этот процесс затрагивает множество людей и компаний.
Источник: http://waytop.ru/likvidatsiya_shkolyi.html