Защита конкуренции

Закон о защите конкуренции

В данный момент на территории большинства развитых стран действует рыночная экономика. Основное условие для обеспечения ее эффективного функционирования – это свобода конкуренции. Эта задача решается на государственном уровне.

Конкуренция – это соперничество между субъектами, при котором исключается возможность того, что один из них будет в одностороннем порядке влиять на условия товарооборота на соответствующем уровне рынка.

Для того чтобы организации получили необходимые возможности для своего функционирования, их права и обязанности закреплены в юридических документах.

Закон о защите конкуренции сосредоточен на предотвращении монополистической деятельности.

Кроме того, в нем содержатся пункты, пресекающие недобросовестную конкуренцию и противодействие соперничеству между организациями со стороны органов управления и власти.

Рассматриваемая область экономической деятельности строго регламентируется законодательством.

Важнейшим и основным правовым документом является Федеральный закон о защите конкуренции.

Добросовестное соперничество между субъектами также обговаривается в законе об акционерных обществах, о предпринимательстве.

Закон о защите конкуренции включает в себя 10 глав, которые подразделяются на 54 статьи. Попробуем рассмотреть основные моменты этого правового документа. В первой главе указаны общие положения закона.

То есть в ней содержатся основные понятия (к примеру, «финансовая организация», «товар» и многое другое), определения цели и предмета закона.

В первой главе также оговаривается  согласованность действий организаций и хозяйствующих субъектов.

Закон о защите конкуренции включает в себя вторую главу, которая направлена на регулирование недобросовестного соперничества и монополистической деятельности.

В частности, в ней содержатся статьи, исключающие возможность злоупотребления доминирующим положением.

Также вторая глава закона регламентирует допустимость «вертикальных» сделок и соглашений.

В третьей главе содержится запрет на ограничение здоровой конкуренции со стороны органов исполнительной власти, а также местного самоуправления.

В ней также излагаются антимонопольные требования к запросу котировок цен на продукцию, а также на торги.

Третья глава регулирует особенности заключения сделок и договоров с различными финансовыми организациями.

Пятая глава указывает правовые ограничения муниципальных и государственных преференций. Шестая глава регулирует полномочия и функции антимонопольных органов.

Седьмая глава указывает на обязательность государственного влияния на экономическую концентрацию, возникающую в области защиты соперничества между субъектами.

Закон о защите конкуренции включает в себя восьмую главу, являющуюся важнейшей в этом правовом документе.

Она фиксирует обязательность исполнения предписаний и решений антимонопольных органов.

Также в главе указана ответственность за нарушение пунктов рассматриваемого правового документа и условия принудительного разделения организаций.

В девятой главе указывается порядок рассмотрения дел, связанных с полным или частичным нарушением антимонопольного законодательства. Десятая глава правового документа содержит в себе заключительные положения закона. Также она регулирует сроки вступления рассматриваемого документа в силу.

Подведем итоги. Закон 135 ФЗ о защите конкуренции направлен, в первую очередь, на предотвращение монопольной деятельности организаций.

Его главы также регулируют условия соперничества между хозяйствующими субъектами.

При рыночной экономике этот правовой документ является очень важным и значимым.

Источник: http://.ru/article/46888/zakon-o-zaschite-konkurentsii

Закон о защите конкуренции – основные положения

Защита конкуренции и антимонопольное законодательство

Фз о защите конкуренции: структура и основные положения

Сфера применения закона о защите конкуренции

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Закон о банкротстве: конкурсное производство

Защита конкуренции и антимонопольное законодательство

П. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируется поддержка рыночных условий, а п. 2 ст. 34 – запрещается монополизация и недобросовестная конкуренция.

Для реализации указанных положений разработана и введена целая система антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство начало формироваться в 1991 году. Первым законом, заложившим базу правового регулирования деятельности субъектов рыночных отношений, считается ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 22.03.1991 № 948-1.

После него были приняты ФЗ «О рекламе», «О естественных монополиях», «О размещении заказов…» (ныне «О контрактной системе…»), «О рынке ценных бумаг» и др.

Вопросы защиты конкуренции также нашли свое отражение в ГК РФ, УК РФ и КоАП РФ.

Все эти законы имеют своею целью эффективную работу рынков товаров, услуг, финансовых активов, регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечение недобросовестной конкуренции.

ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ) согласно п. 2 ст. 1 разработан с целью обеспечить:

  • единое экономическое пространство;
  • свободу перемещения товаров;
  • свободу экономической деятельности в РФ;
  • результативную работу товарных рынков.

Таким образом, закон № 135-ФЗ является частью антимонопольного законодательства.

Фз о защите конкуренции: структура и основные положения

Несмотря на свой, казалось бы, небольшой объем (10 глав с 54 статьями), закон № 135-ФЗ затрагивает практически все сферы, в которых в той или иной степени участвуют экономические субъекты.

Условно ФЗ о конкуренции можно разделить на 2 части: в первой содержатся основные понятия, правила и запреты, во второй описывается деятельность антимонопольного органа.

В законе о защите конкуренции даются определения основным терминам, таким как «товар», «финансовый рынок», «конкуренция», «монопольно высокая/низкая цена» и т. п.

Термины «разумность», «добропорядочность» и др. в законе № 135-ФЗ не определены. Отсюда может возникнуть сложность в их правоприменении. Ответы на вопросы, что это такое и как отличать их от других понятий, следует искать в судебной практике.

В законе № 135-ФЗ содержится несколько десятков императивных норм, запрещающих хозяйствующим субъектам совершать определенные действия.

Например, ст. 11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением.

Закон № 135-ФЗ регламентирует порядок предоставления государственной преференции и выдвигает ряд требований к проведению торгов, запросу котировок и предложений.

Вторая условная часть закона № 135-ФЗ касается деятельности антимонопольной службы. Перечисляются ее функции, полномочия, сделки, подлежащие контролю. Указывается порядок рассмотрения дел о нарушении ФАС антимонопольного законодательства.

Таким образом, закон № 135-ФЗ о защите конкуренции содержит материальные и процессуальные нормы права.

Сфера применения закона о защите конкуренции

Закон № 135-ФЗ действует:

  • во времени;
  • в пространстве;
  • по кругу лиц;
  • по регулируемым отношениям (объектам регулирования).

Во времени закон № 135-ФЗ применим к отношениям, которые возникли после его вступления в законную силу.

Вопрос о применении во времени также связан со сроком давности рассмотрения дел УФАС: он исчисляется 3 годами с момента совершения нарушения, а при длящемся нарушении — с момента его обнаружения или окончания нарушения.

Территориальная сфера действия — территория РФ, а также за ее пределами, если действия или соглашения неким образом влияют на состояние конкуренции в РФ.

К субъектам правоотношений, включенных в сферу применения закона № 135-ФЗ, относятся:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • адвокаты, нотариусы и другие лица, осуществляющие частную деятельность;
  • органы государственной власти.

Перечисленные субъекты, кроме органов власти, рассматриваются как с позиции правонарушителей, так и с точки зрения стороны, чьи интересы были ущемлены или ограничены.

Сфера применения закона № 135-ФЗ охватывает общественные отношения, которые уже возникли и/или возникнут / могут возникнуть в будущем. Например, ст.

15 закона № 135-ФЗ прямо запрещает акты и действия (бездействие) органов власти, которые приводят или в будущем способны привести к ограничению, устранению конкуренции.

Закон № 135-ФЗ не применяется к отношениям, сложившимся на трансграничных рынках и урегулированным едиными правилами. Контроль за соблюдением этих правил осуществляет Евразийская экономическая комиссия.

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Закон о конкуренции регулирует не только отношения хозяйствующих субъектов, но и участие в них органов государственной власти, которые с помощью своих полномочий могут влиять на конкурентные отношения.

Для них (органов власти) установлены запреты на действия (бездействие), принятие актов, которыми не допускается, устраняется, ограничивается конкуренция.

Особое внимание законодатель уделил порядку предоставления государственных и муниципальных преференций.

Последние изменения, коснувшиеся гл. 5 закона № 135-ФЗ, направлены на создание прозрачной системы предоставления преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией.

В этой главе перечисляются разрешенные виды преференций, виды, которые нужно согласовывать с антимонопольным органом и запрещенные виды.

Некоторые виды отношений, попавшие в сферу применения закона № 135-ФЗ, имеют свою нормативную базу.

Источник: http://rusjurist.ru/zawita_konkurencii/zakon_o_zawite_konkurencii_osnovnye_polozheniya/

Защита конкуренции

Конкуренция является неотъемлемой составляющей эффективного экономического роста, поэтому законодатель в последнее время уделяет большое внимание совершенствованию законодательства о защите конкуренции.

Несмотря на это количество нарушений в данной правовой сфере не уменьшается, а иногда и увеличивается в силу развития способов и форм реализации права, сопряженного с предоставлением больших правовых возможностей в том числе для злоупотребления правом.

В связи с чем квалифицированная юридическая помощь участникам экономических отношений является не просто потребностью, а необходимостью гражданского общества, заинтересованного в стабильности правоотношений и защищенности от деструктивного влияния.

Причем интерес представляют собой все более точные способы защиты экономических прав, направленные не только на устранение нарушений и их последствий, но и на восстановление прав, а также предупреждение будущих нарушений.

Правовая защита конкуренции необходима, если:

Выявлены факты недобросовестной конкуренции!

  1. Распространение ложных сведений о конкурента, наносящих ущерб их хозяйственной деятельности или оказывающих негативное влияние на их деловую репутацию;
  2. Предоставление потребителям недостоверной информации о собственных товарах и услугах;
  3. Некорректное сравнение с конкурентами;
  4. Незаконное использование интеллектуальной собственности стороннего физического или юридического лица, в том числе атрибутов фирменного стиля и т.п.;
  5. Незаконное разглашение конфиденциальных сведений.

Монополистическая деятельность является незаконной!

  1. Нарушения в области ценообразования — установление необоснованно высокой/низкой стоимости товаров или услуг, манипулирование ценами на рынке;
  2. Навязывание контрагенту невыгодных условий договора или не предусмотренных действующим законодательством;
  3. Создание препятствий для входа или выхода на рынок и т.д..

Акты или действия государственных органов ограничивают конкуренцию!

  1. Введение необоснованных запретов на продажу товаров/предоставление услуг, на перемещение товаров;
  2. Создание привилегированных или, напротив, дискриминирующих условий для конкретных поставщиков и т.п.

Эффективная защита конкуренции должна обеспечить:

  • Восстановление (благоприятных) условий для ведения хозяйственной деятельности на товарном рынке в соответствии с законом.

Устранение нарушений антимонопольного законодательства — первостепенная задача специалистов, обеспечивающих правовую защиту конкуренции.

  • Привлечение субъектов, нарушивших закон о конкуренции, к ответственности, предусмотренной действующим законодательством;

Сегодня сумма оборотного штрафа может достигать 15% от прибыли, полученной компанией.

  • Выявление и минимизация факторов риска

К таким мерам можно отнести как изучение рынка конкуренции с целью выявления недобросовестных участников, а также анализ собственной деятельности.

В последнем случае речь идет о превентивных мерах, позволяющих минимизировать рисковые факторы, в том числе и предупредить возможное наложение штрафных санкций компетентными органами.

Источник: http://www.bregistrator.ru/zashhita-konkurencii/

Недобросовестная конкуренция и система мер по защите от нее

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях важна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая приобрела разнообразные формы из-за отсутствия законов, требующихся для регулирования конкуренции.

Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами не рыночных методов борьбы.

Следовательно, эффективная защита от недобросовестной конкуренции — основа для работы рыночной экономики, что одновременно требует обобщения опыта борьбы с недобросовестной конкуренцией и навыков применения такой борьбы.

Цель данной работы: изучить сущность недобросовестной конкуренции и систему мер по защите от нее.

Задачи данной работы:

1. дать определение понятию «несовершенная конкуренция»;

2. рассмотреть формы несовершенной конкуренции;

3. показать какие существую методы добросовестной и недобросовестной конкуренции;

4. изучить виды несовершенной конкуренции;

5. определить цель несовершенной конкуренции;

6. рассмотреть основные черты несовершенной конкуренции;

7. изучить способы защиты от недобросовестных конкурентных действий;

8. дать краткую характеристику каждому из способов защиты от недобросовестных конкурентных действий.

1 НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ

Конкуренция в переводе с латинского языка значит “сталкиваться” и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции.

Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений).

Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

– повышение качества продукции

– снижение цен (“война цен”)

– реклама

– развитие до- и послепродажного обслуживания

– создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.

Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

Основными методами являются:

– экономический (промышленный шпионаж)

– подделка продукции конкурентов

– подкуп и шантаж

– обман потребителей

– махинации с деловой отчетностью

– валютные махинации

– сокрытие дефектов и т.д.

К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

Ст. 4 Федерального закона от 26.07.

2006 №135-ФЗ “О защите конкуренции” трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это

· распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

· продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

· получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

В России существует специфический термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.

Также к недобросовестной конкуренции часто относят так называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт потребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто. Один из известных случаев — судебный процесс Еврокомиссии против корпорации Microsoft.

Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:

– все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

– ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

– использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

1) подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;

2) выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;

3) неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;

4) побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;

5) угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;

6) бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;

7) демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;

8) создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;

9) намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;

10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

11) выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;

12) нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

Традиционно выделяют две модели регулирования рыночной конкуренцией: американскую и европейскую. В американской модели законодательство, направленное на запрет монополий, включает ряд норм о недобросовестной конкуренции.

В европейской модели законодательство, обеспечивающее контроль над монополиями и направленное на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, сосуществует с законодательством о недобросовестной конкуренции.

Для России правовое регулирование недобросовестной конкуренции является достаточно новым. Поскольку проблема не была разработана, каждый понимал под понятием недобросовестной конкуренции что-то индивидуальное и свое.

Первые законодательные определения недобросовестной конкуренции в России содержались в Законе РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» (п. 9 ст.

2) и в действовавших на территории РФ Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (п. 3 ст. 5).

Источник: http://MirZnanii.com/a/250619/nedobrosovestnaya-konkurentsiya-i-sistema-mer-po-zashchite-ot-nee

Федеральный закон о защите конкуренции

Согласно нормам действующего российского законодательства, конкуренцией признается соперничество хозяйствующих между собой субъектов, при котором определенными самостоятельными действиями каждого из них ограничивается или полностью исключается возможность каждого из них в одностороннем порядке оказывать воздействие на общие условия товарооборота на товарном рынке соответствующего уровня. Конкуренция строго регламентируется законодательством.

Существует ряд правовых документов, регулирующих отношения и деятельность в этой сфере, важнейшим из которых является Федеральный закон о защите конкуренции. Кроме того, условия конкуренции оговариваются в таких нормативно – правовых документах, как закон о предпринимательской деятельности, закон об акционерных обществахи других законах федерального или местного значения.

Федеральный закон о защите конкуренции имеет в своей структуре 10 глав, которые подразделяются на 54 статьи.

Глава 1 содержит общие положения закона, статьи 1-3 определяют предмет и цели закона, антимонопольное законодательство РФ и сферу применения закона.

Основные понятия содержатся в статье 4, такие как:

  1. товар, финансовая услуга,
  2. взаимозаменяемые товары,
  3. товарный рынок,
  4. хозяйствующий субъект,
  5. финансовая организация,
  6. конкуренция,
  7. дискриминационные условия,
  8. недобросовестная конкуренция,
  9. монополистическая деятельность,
  10. необоснованно высокая цена финансовых услуг,
  11. конкурентная цена финансовой услуги,
  12. антимонопольные органы,
  13. приобретение акций хозяйственных обществ,
  14. координация экономической деятельности,
  15. признаки ограничения конкуренции,
  16. государственные преференции,
  17. экономическая концентрация и т.д.

Кроме того, статьями 5-9 установлены доминирующие положения в этой сфере, монопольно высокая и низкая цена товара, согласованность действий хозяйствующих субъектов и группа лиц.

Статьями главы 2 регулируются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция. Так, статьями 10-11.1 и 14 установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения, на согласованные действия субъектов, ограничивающие конкуренцию и на недобросовестную конкуренцию.

Статьи 12-13 определяют допустимость «вертикальных» соглашений и действий, согласованных действий, сделок и соглашений.

Глава 3 статьями 15-16 фиксирует запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Статьями 17-18.1 установлены антимонопольные требования к торгам и запросу котировок цен на товары, а также регулируются особенности заключения договоров с финансовыми организациями.

Предоставление государственных или муниципальных преференций возможно только с соблюдением норм статей 19-20 главы 5 закона о защите конкуренции.

При этом функции и полномочия антимонопольных органов регулируют статьи 22-26 главы 6 законодательного документа. Глава 7 статьями 26.1-35 устанавливает государственный контроль за экономической концентрацией в сфере защиты конкуренции.

Очень важной в данном нормативно-правовом акте является глава 8, статьи 36-38 которой фиксируют обязанности исполнения решений и предписаний антимонопольных органов, ответственность за нарушения антимонопольного законодательства и принудительное разделение или выделение коммерческих организаций.

Кроме того, не менее значимой является статья 9, статьи 39-52 которой регламентируют порядок и условия рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Статьи 53-54 главы 10 являются заключительным положением закона, а также регулируют сроки вступления настоящего документа в силу.

Источник: http://mosadvokat.org/federalnyj-zakon-o-zashhite-konkurencii/

Добавить комментарий