Законы о госзакупках

Содержание
  1. Госзакупки, комментарии по законам 44-ФЗ и 94-ФЗ, разъяснения
  2. Требования к участникам закупок
  3. Определение поставщика (исполнителя, подрядчика)
  4. Контракт с единственным поставщиком
  5. Электронный аукцион
  6. Конкурсы
  7. 44-ФЗ: госзакупки по правилам
  8. История вопроса
  9. 44-ФЗ: о контрактах и не только
  10. В целях исполнения…
  11. Проблемы и перспективы применения Закона о госзакупках
  12. Федеральный закон о госзакупках
  13. О чем гласит закон о госзакупках
  14. Внесенные в ФЗ № 44 поправки
  15. Введение Единой Информационной Системы
  16. О планировании закупок
  17. Закон о закупках 44 ФЗ. Что стоит знать
  18. Закон о закупках 44 ФЗ
  19. Усложнённый порядок регулирования
  20. Выбор поставщиков
  21. Формы планирования
  22. Проведение оценки эффективности
  23. Последние изменения
  24. Предыдущее законодательство в сфере закупок
  25. ФЗ-44 «О госзакупках» — последняя редакция
  26. Описание закона
  27. 94 фз о закупках с последними изменениями и ми 2018
  28. Фз 44 и фз 94 — отличия и изменения на 2018 год
  29. Закон о размещении заказов на поставки товаров и выполнение работ
  30. О госзакупках для муниципальных и хозяйственных нужд, что говорится в ФЗ 44?
  31. Закон о государственных закупках
  32. Новый закон о госзакупках
  33. Сферы действия
  34. Принципы
  35. Открытость и прозрачность
  36. Обеспечение конкуренции
  37. Профессионализм заказчика
  38. Единство системы
  39. Ответственность
  40. Цели
  41. Национальный режим
  42. Запреты
  43. Особые случаи
  44. Коротко о Федеральном законе № 44-ФЗ
  45. Закон о Государственных закупках
  46.  Изменения в законе N94 о госзакупках
  47.  Дискуссии вокруг закона о госзакупках
  48.  Новый закон о госзакупках 2013

Госзакупки, комментарии по законам 44-ФЗ и 94-ФЗ, разъяснения

Если старый закон № 94-ФЗ регламентировал только процесс размещения государственного (муниципального) заказа, то новый закон № 44-ФЗ описывает весь закупочный цикл, начиная с этапа прогнозирования и планирования закупки и заканчивая этапом подведения итогов с оценкой эффективности закупки.

Новый закон о контрактной системе направлен на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере госзакупок, введение антидемпинговых мер по отношению к недобросовестным поставщикам при проведении конкурсов и аукционов, повышение профессионализма заказчиков, стимуляцию инноваций и многое другое. Предполагается, что законодательное новшество усовершенствует систему государственных закупок, сделает ее более открытой и прозрачной. Так ли это будет на самом деле, покажет время. А пока специалисты, чья работа связана с госзакупками, хотят знать, в чем разница между закупками по новому и старому законам.

Требования к участникам закупок

Закон № 44-ФЗ сделал дополнительные требования, содержащиеся в законе № 94-ФЗ, обязательными:

  • обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности при приобретении заказчиком программного обеспечения;
  • отсутствие сведений об участнике закупок в реестре недобросовестных поставщиков.

Также появились новые требования к участникам закупок:

  • правомочность участника заключать контракт;
  • отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не только информации об участнике закупки — юридическом лице, но и данных об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;
  • отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности, административного наказания в виде дисквалификации.

Определение поставщика (исполнителя, подрядчика)

Новый и старый законы отличаются способами выбора поставщика.

Закон № 94-ФЗ позволял проводить торги в форме конкурса или аукциона (в том числе и в электронной форме), а также путем запроса котировок у единственного поставщика.

Закон о контрактной системе вводит новые способы выбора поставщика, такие как конкурс с ограниченным участием (ст. 56 закона № 44-ФЗ),двухэтапный конкурс (ст.57 закона № 44-ФЗ), запрос предложений (ст. 83 закона № 44-ФЗ).

Контракт с единственным поставщиком

Напомним, ранее по закону о госзакупках заказчик мог заключить контракт с единственным поставщиком на сумму закупки одноименных товаров, работ, услуг, не превышающую 100 000 руб. в течение квартала.

С 2014 года условия стали более жесткими, так как законодательство вводит дополнительное ограничение в процентном соотношении к объему всех планируемых закупок за год. Теперь для заключения контракта должны одновременно выполняться два условия.

Согласно первому условию, можно заключить контракт с единственным поставщиком на сумму не более 100 000 руб. за любой период времени (месяц, квартал или год). Второе условие гласит, что общая итоговая сумма за год по таким контрактам (каждый из которых меньше 100 000 руб.

) не должна превышать 5 % от суммы всех планируемых закупок за год и составлять не более 50 млн руб. в год.

Также по новому закону для осуществления закупок у единственного поставщика необходимо указать в отчете цену контракта и обосновать, почему невозможно выбрать поставщика иным способом.

Начиная с 2014 года, условия для проведения запроса котировок стали более суровыми, так как законодательство вводит дополнительное ограничение в процентном соотношении к объему всех планируемых закупок за год.

Теперь для заключения контракта должны одновременно выполняться два условия. Первое условие — заключить контракт с победителем в проведении запроса котировок можно, если сумма контракта не превышает 500 000 руб., второе условие — общая итоговая сумма контрактов за год, заключаемых с победителями в проведении запросов котировок, не должна превышать 10 % от суммы всех планируемых закупок за год и составлять не более 100 млн руб.в год.

Однако есть и положительные моменты в законе № 44-ФЗ. Например, если запросы котировок осуществляются для оказания скорой медицинской помощи и нормального жизнеобеспечения граждан, то заказчик имеет право не ограничиваться суммой в 500 000 руб.

С целью снижения уровня коррупции в сфере госзакупок закон о контрактной системе предусматривает подачу заявок только в запечатанных конвертах.

Публичное вскрытие конвертов, а также открытие доступа к заявкам, поданным через интернет, осуществляются в один день согласно процедуре, описанной в извещении о проведении запроса котировок.

Согласно новому закону № 44-ФЗ, если заказчик отклонил все поступившие к нему заявки, срок подачи заявок продляется. Однако отметим, что с 1 января 2014 года отклонение котировочной заявки из-за того, что в ней нет технических характеристик предлагаемых товаров или услуг, будет незаконно.

Теперь исполнителю в котировочной заявке достаточно сообщить, что он согласен предоставить товары или услуги, которые требуются заказчику.

И наконец, вносить изменения в извещение о проведении запроса котировок теперь разрешается не позднее чем за два рабочих дня до истечения срока подачи заявок.

Электронный аукцион

Процедура электронного аукциона претерпела лишь незначительные изменения.

Например, из перечня товаров, работ, услуг, по которым заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, убраны некоторые виды медицинского оборудования, а также исключены строительные и ремонтные работы с начальной ценой контракта более 150 млн руб. для государственных нужд и 50 млн рублей — для муниципальных.

В соответствии с законом № 44-ФЗ минимальный срок размещения извещения о проведении электронного аукциона с начальной ценой более 3 млн руб. сокращен с 20 до 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Обеспечение заявок и контракта стало обязательным. Если начальная (максимальная) стоимость контракта меньше 3 млн руб., то заказчик должен установить обеспечение заявки в размере 1% от этой суммы.

Если аукцион признан несостоявшимся, то заказчик либо согласует с контролирующим органом возможность заключения контракта с единственным поставщиком, либо проводит запрос предложений.

Конкурсы

В части положений, касающихся открытых конкурсов, новый и старый законы имеют ряд существенных отличий:

  • теперь заказчик обязан размещать извещение о конкурсе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками, что на 10 дней меньше, чем диктовал закон № 94-ФЗ;
  • продление срока подачи заявок в случае внесения заказчиком изменений в извещение или конкурсную документацию тоже сократилось с 20 до 10 дней;
  • с 2014 года заказчик может установить право подачи заявок только в письменной форме, тогда как закон № 94-ФЗ позволял подавать заявки и в электронной, и в письменной форме;
  • рассмотрение и оценка заявки оформляются теперь одним протоколом, а не двумя отдельными, как в старом законе;
  • сократилось количество параметров оценки конкурсных заявок с восьми до пяти.

Если конкурс признается несостоявшимся, то по закону № 44-ФЗ заказчику следует действовать так же, как в случае признания электронного аукциона несостоявшимся.

В отличие от закона № 94-ФЗ, обеспечение заявки по закону о контрактной системе может быть выполнено не только посредством перечисления денежных средств, но и в виде банковской гарантии. Обеспечение контракта при проведении конкурсов теперь необходимо в обязательном порядке.

Конечно, на этом обширный перечень различий между законами не заканчивается, и позже мы  вернемся к другим, не менее важным, моментам в сфере государственных закупок.

Источник: https://kontur.ru/articles/602

44-ФЗ: госзакупки по правилам

Участие в тендерах от госкомпаний давно перестало быть прерогативой лишь гигантов рынка или компаний, с которыми у заказчиков зачастую была предварительная договоренность.

Сегодняшнее законодательство одновременно и усложняет процедуру организации торгов (путем создания условий для конкуренции), и упрощает ее (делая процесс более прозрачным).

В этой статье мы расскажем о законе №44-ФЗ, регулирующем процедуру госзакупок.

История вопроса

В 2014 году вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который пришел на смену № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принятому в 2005 году). Разработка нового закона шла несколько лет и была продиктована множеством претензий к № 94-ФЗ (только за два последних года его существования в закон вносили около 30 поправок).

К маю 2012 года ФАС и Минэкономразвития удалось прийти к согласию и разработать проект закона, принятого в третьем чтении уже в марте 2013 года.

С 1 января 2014 года № 94-ФЗ окончательно утратил силу, а основные положения закона о контрактной системе в сфере закупок начали действовать.

Конечно, и в новый документ вносилась не одна поправка, но, в целом, и нормотворческие органы, и участники процесса закупок признают, что он гораздо более совершенен, чем №94-ФЗ.

Отличия нового нормативного акта от старого весьма существенны, и о них мы расскажем ниже.

44-ФЗ: о контрактах и не только

Как следует из названия, этот нормативный документ регламентирует использование контрактной системы для проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. Говоря проще — закон делает систему формирования и размещения госзаказа для торгов, а также его исполнения прозрачной и понятной для всех сторон-участников.

Приведем основные «вехи» документа:

  • Заказчиков обязали планировать закупки (предоставлять ежегодные планы-графики). При этом в созданной единой информационной системе размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков и т.д.
  • Установлены требования к товарам, услугам, работам. В том числе подлежат обязательному общественному обсуждению закупки на сумму более 1 000 000 000 рублей.
  • Регламентируются способы размещения заказа: электронные, закрытые аукционы, конкурсы, запросы котировок, закупки у единственного поставщика (при ограничениях).
  • В законе прописаны способы борьбы с демпингом (повышение обеспечения при понижении начальной цены на услуги более чем на 25%).
  • Введено банковское сопровождение контрактов.
  • Преимущество при выборе поставщика отдается учреждениям УИС, организациям людей с ограниченными возможностями здоровья, малому бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям. Также приоритет закреплен за инновационной продукцией.
  • Установлены ограничения на закупку иностранных товаров и услуг.
  • Введен обязательный единый реестр банковских гарантий (как на обеспечение заявок, так и на обеспечение исполнения контракта). При этом электронные площадки обязаны вернуть участнику и полученное обеспечение, и доход с него.
  • Изменен порядок изменения и расторжения контрактов.
  • Введен общественный контроль над закупками.

Ниже мы чуть более подробно разберем некоторые из пунктов.

В целях исполнения…

Конечно, написать и принять закон — мало, важнее — принять меры, чтобы он мог правильно работать.

Для этого законодательные и исполнительные органы инициируют создание различных ресурсов (наличие которых предусмотрено законом) и подзаконных документов.

Все основные материалы, касающиеся проведения государственных закупок, в том числе список ЭТП, ссылки на нормативную документацию, планы закупок — можно найти на сайте www.zakupki.gov.ru .

Электронные площадки

На сегодняшний день пять ЭТП (электронных торговых площадок) являются официальными для проведения электронных торгов и аукционов для муниципальных или государственных нужд:

Планы закупок

Как уже говорилось, теперь все заказчики обязаны составлять графики-планы закупок на ближайший год. На сайте госзакупок можно с помощью поисковой системы найти:

  • План закупок (введя наименование или номер реестровой записи плана, а также по наименованию или ИНН заказчика).
  • Планы-графики закупок по № 44-ФЗ.
  • Запросы цен работ, товаров и услуг по закону о контрактной системе в сфере закупок (по уникальному номеру, наименованию объекта закупки либо по наименованию или ИНН организации, поставившей запрос).
  • Правила нормирования в сфере закупок (по номеру или наименованию правила либо по наименованию/ИНН организации, его разместившей).

Реестры

В целях исполнения нормативного акта создан реестр недобросовестных поставщиков. Также с 01.08.2016 года заказчики получили право использовать реестр субъектов МСП для проверки соответствия участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса.

В октябре 2016 года Минкомсвязи объявил о планах создания автоматического реестра добросовестных поставщиков.

На портале госзакупок также можно найти реестр организаций и реестр сведений об объеме выручки (№ 223-ФЗ), реестр контрактов и договоров.

В единый реестр вносятся данные о выданных поставщикам банковских гарантиях для обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта).

Основная задача всех перечисленных реестров — обеспечить защиту заказчика (он может сразу выяснить, не внесен ли поставщик в список недобросовестных, получить сведения о гарантии, изучить опыт участия заявителя в тендерах). Но и поставщик в выигрыше — он может мгновенно проверить подлинность банковской гарантии, выданной ему и узнать больше о потенциальном заказчике своих услуг/товаров/работ.

Просветительская деятельность

Официальный портал госзакупок в качестве одного из важнейших направлений своей работы декларирует обучение поставщиков (да и заказчиков тоже) правильному проведению процедуры конкурса/аукциона и подготовки к ней.

Здесь предложены руководства пользователя: как в текстовом, так и в видеоформате.

Текстовые материалы разнообразны: описание системы ЕИС, ее возможностей и функций, правила формирования и размещения планов закупок, руководство по общественному обсуждению, контролю, аудиту и т.п.

ролики содержат обучающие материалы по пользованию системой ЕИС, в доступной форме демонстрируют пользователю как действовать на портале.

Проблемы и перспективы применения Закона о госзакупках

Любой закон всегда нуждается в «обкатке» и доработке. Минэкономразвития провел мониторинг эффективности ЕИС, выявил ряд проблем и недостатков.

Они отражены в докладе о результатах мониторинга применения документа за I полугодие 2016 года.

Например, в этом докладе выявлена возможность различных нарушений со стороны заказчиков:

  • неверное указание заказчиком информации о контрактах, размещаемых в реестрах контрактов;
  • указание заказчиком на применение типового контракта, который не соответствует
  • объекту закупки;
  • указание единиц измерения количества товаров/объема работ/ услуг, не соответствующих объекту закупки;
  • прикрепление к одному реестровому номеру закупки нескольких контрактов с различными реестровыми номерами, и наоборот — присвоения одному контракту различных реестровых номеров.

На данный момент в целях улучшения работы ФЗ прорабатывают ряд вопросов, в том числе:

  • установление порядка формирования и ведения каталога товаров/работ/услуг;
  • определение критериев включения товаров российских производителей/работ/услуг, изготавливаемых/оказываемых российскими юрлицами, в перечни, которыми устанавливаются запреты и ограничения допуска товаров/работ/услуг от иностранных государств;
  • исключение случаев определения единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) посредников при реализации государственных контрактов;
  • установление закрытого перечня оснований для одностороннего отказа от исполнения контрактов;
  • снижение значимости субъективных факторов при оценке заявок;
  • ограничение сроков расчетов по контрактам;
  • совершенствование системы контроля в сфере закупок;
  • введение системы электронной подачи жалоб;
  • установление порядка расчетов неустоек и т.д.

Участие в государственных конкурсах и аукционах — непростое дело для поставщика, особенно поначалу.

Поэтому тем, кто собирается участвовать в государственных тендерах впервые (да и впоследствии тоже), стоит заручиться поддержкой опытного тендерного брокера, который поможет правильно оформить документы, подать заявку, оформить ЭЦП, а также окажет помощь в получении банковской гарантии.

Источник: http://tendergarant.ru/useful/fz-44-o-goszakupkakh/

Федеральный закон о госзакупках

Федеральный закон о госзакупках это всего лишь упрощенное название, которое мы используем в повседневной речи.

Правильное название этого закона звучит так: «Федеральный закон № 44 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

О чем гласит закон о госзакупках

Федеральный закон о госзакупках отвечает за регулирование связей, обеспечивающих эффективность осуществления закупок и гарантию правомерности и честности осуществления данных закупок. Также Федеральный закон о госзакупках отвечает за контроль над коррупцией в системе отношений поставщиков, исполнения всех условий заключенных договоров и контроль над закупками.

В области регулирования Федерального закона о госзакупках не регулирует деятельность международных финансовых организаций, участвующих в сделках с Российской Федерацией.

Также данный закон не отвечает за закупку товаров и услуг, предназначенных для обеспечения безопасности тех лиц, что находятся под государственными программами защиты.

Закупка драгоценных металлов и камней с целью обогащения Государственного фонда драгоценных металлов тоже не входит в обязанности по контролю Федерального закона о госзакупках.

ФЗ о Госзакупках № 44 был составлен в 2013 году и вступил в силу с января 2014 года. Он пришел на смену действующего ранее 94-ого закона.

Практика показала, что Федеральный закон №44 был стратегически лучше своего предшественника и более эффективнее.

Первый квартал 2014 года показал, что было сделано закупок на сумму, превышающую 457 миллиардов рублей.

94 закон о госзакупках просуществовал недолго по причине своей узконаправленности. 94 закон уделял особое внимание процедуре торгов и в тоже время очень мало говорил о других особенностях закупок.

Внесенные в ФЗ № 44 поправки

Об изменениях в Федеральном Законе о госзакупках стало известно еще в 2015 году. 30 декабря был утвержден Федеральный закон № 469 «О внесении изменений в Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В январе 2016 года эти изменения вступили в силу. В этой части статьи мы рассмотрим основные изменения в Федеральный закон о госзакупках.

Среди основных изменений, внесенных в закон стоит уделить особое внимание введению нового перечня товаров и услуг.

Закупка товаров из этого перечня обязывает заказчика к проведению электронного аукциона. Данный перечень уже вступил в силу, но и старый перечень еще не утратит своих полномочий.

Действие старого перечня прекратиться в начале января 2017 года.

Перечень содержит товары, предназначенные для ведения сельского хозяйства, продукты нефти, газа и руды, пищевые продукты, ткани и изделия из кожи, бумаги и электроника.

Отметим, что не для всех товаров предусмотрено обязательное проведение электронного аукциона. Например, от аукциона освобождены продукты питания и медицинского назначения. Также от аукционов освобождены товары для организаций, предоставляющих социальные и образовательные услуги.

Введение Единой Информационной Системы

Самым обсуждаемым изменением в Федеральный закон о госзакупках стало введение Единой Информационной Системы (далее ЕИС).

Новая ЕИС сможет получать доступ и взаимодействовать с другими государственными информационными системами. В дальнейших планах возможно объединение всех информационных систем в одну единую.

Новая система будет учитывать все новые нормы и квоты правительства страны, которые были выделены на то, чтобы в закупках принимали участие и как средний, так и малый бизнес.

В новой системе будет задействована особая система контроля и аудита, благодаря которой контролирующие органы смогут более тщательно следить за всеми происходящими нарушениями в области закупок.

О планировании закупок

Начало января 2016 года ознаменовало для закупок, то что отныне цель осуществления закупок влияла на их планирование. То есть заказчик должен отныне должен формировать планирование закупок исходя из того, на какие цели будут направление эти закупки.

Планирование закупок должно осуществляется в равные сроки со сроками действия федерального закона о бюджете на предстоящий финансовый год.

Наряду с планированием закупок было введено правило их нормирования.

Согласно этому правилу закупки, чье потребление будет избыточным, станут формировать строго по норме.

Таким образом, это правило исключает некоторым коррумпированным личностям приобретать государственные деньги предметы роскоши.

В категорию нормированных товаров входит мебель, канцтовары, транспортные средства и организации праздничных мероприятий.

Данное правило коснется всех чиновников.

Благодаря этому нововведению средства из государственного бюджета будут расходоваться наиболее эффективно и на действительно нужные цели.

В процессе планирования закупок важную роль играет номенклатурное, ценовое и свойственное обоснование каждого из объектов закупок.

Обоснованию подлежат и максимальные цены контрактов, выборы поставщиков и требования к ним.

Благодаря этому механизму, органы контроля закупок смогут выявить необоснованные закупки до того, как о них будет объявлено. Эта мера была предпринята с целью сократить коррупцию до минимума и увеличить полезность потраченных бюджетных средств.

Особую важность среди изменений в законе о госзакупках имеет введение идентификационного кода закупки.

Это код состоит из 36 цифр, благодаря которым без проблем можно найти информацию об этой закупке. Это код уникален и присваивается каждому лоту закупки.

Этот код будет считываться специальным оборудованием.

В этой статье мы рассмотрели основные изменения, коснувшиеся Федерального закона о госзакупках.

Если у вас после прочтения статьи остались вопросы, вы можете их задать нашему юристу. Консультация предоставляется бесплатно. Для получения консультации оставьте заявку на нашем сайте. Опишите свою проблему и укажите свои контактные данные. Наши юристы с вами свяжутся.

Источник: http://www.cherlock.ru/articles/federalnii-zakon-o-goszakypkah

Закон о закупках 44 ФЗ. Что стоит знать

Что стоит знать Законодательно было принято решение закрепить ряд правил, относящихся к проведению торгов, для осуществления обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так, 44 федеральный закон о закупках стал регулятором при проведении данных мероприятий и позволил структурировать всю систему проведения торгов, а также сделать её более открытой.

Закон о закупках 44 ФЗ

Закон о торгах 44 ФЗ был разработан и принят в 2013 году, но вступил в законную силу только с начала 2014 года.

Чтобы обеспечить нормальную работу в торгах 44 федеральный закон РФ, должен был ввести дополнительные регуляторы, которые подкреплялись другими подзаконными актами.

Сфера действия принятого закона достаточно широка, он охватывает большое количество проводимых торгов, как на государственном  уровне, так и на муниципальном.

Федеральный закон 44 РФ обеспечивает службы и ведомства причастные ко всем уровням власти. Всего ФЗ 44 ФЗ о закупках внёс 4основных нововведения в систему проведения торгов.

Усложнённый порядок регулирования

Первое нововведение было основано на расширение законодательной базы и внесения ряда изменений в уже действующие нормативно правовые акты.

Под основным законом 44 фз находится целая иерархия подзаконных актов на различных уровнях власти.

Так, после его приятия все субъекты федерации получили право установки дополнительных перечней по:

  • товарам;
  • работам;
  • услугам.

Все запросы теперь можно было организовывать через электронные торги, где каждый из претендентов мог ознакомиться с полным перечнем условий, по которым они проводятся.

44 закон ФЗ РФ за время своего действия получил более 30 постановлений от  правительства, которые конкретизировали его положения по тем или иным возникающим спорным моментам.

Таким образом, правительство создало целую структуру законных документов, которые отвечали за эффективность действия закона, как на государственном, так и на региональном уровне.

Выбор поставщиков

44 закон РФ значительно расширил способы, по которым можно определять поставщиков, согласно ему теперь подрядчиков и поставщиков можно выбирать через:

  • закрытые конкурсы;
  • открытые конкурсы;
  • конкурсы с ограничением участников;
  • двухэтапные конкурсы;
  • электронные аукционы;
  • закрытые аукционы;
  • запросы по котировкам;
  • запросы с предложениями.

Закон фз 44 этими действиями значительно расширил специфику закупок по различным лотам. Что способствовало росту проводимых торгов среди многих субъектов.

Формы планирования

Закон рф 44 фз обязал, проводит планирования по всем закупкам. Это означает, что заказчик утверждает планы по закупкам и планы по графикам закупок. Се планы закупов утверждаются заказчиками сроком на 36 месяцев. В них содержится следующая информация по закупкам:

  • цели;
  • объемы;
  • сроки;
  • обоснования.

Каждый отчетный период должен формироваться план с графиков, а также перечни по закупкам товара или выполненных работ с их полным обоснованием.

Все эти планы должны быть публичными.

Закон РФ ФЗ 44 впервые сделал подобную информацию публичной, где каждый желающий мог бы с ней ознакомиться через электронные отчётности.

Проведение оценки эффективности

44 ФЗ закон РФ также становил ряд правил, по которым проводится постоянная оценка эффективности исполнения законодательства в сфере проведения мероприятий по организации закупок и аукционов. Теперь, для осуществления оценки помимо контроля были введены новые методы таки как:

Аудит осуществляет счётная палата и контрольно-счётные органы в регионах страны и муниципальных образованиях. Мониторинг осуществляет министерство экономического развития.

Помимо них, в структуры ответственные за мониторингом и аудитом включены и другие ведомства от антимонопольных до оборонных.

Их перечень зависит от сферы, в которой проводятся торги и закупки.

При осуществлении действий, такие органы преследуют цель, направленную на выявление неэффективных инструментов в регулировании системы государственных закупок и выявление случаев незаконных действий в отношении участников торгов или заказчиков.

Последние изменения

ФЗ44 РФ с изменениями 2016 года был направлен на отработки вопросов касающихся планирования графиков закупок.

У многих государственных органов такие действия вызывали множество споров и вопросов.

Часто то или иное ведомство, в основном на муниципальном уровне, при организации торгов не имело навыков составлении графиков и подготовки отчетной документации.

Было принято решение по введению контрактной службы. В РФ закон 44 ФЗ позволил ввести новую должность – специалист в сфере закупок.

В каждом из ведомств, при необходимости должны быть сформированы специальные отделы, по закупкам позволяющие нанимать на службу таких специалистов, которые должны профессионально разбираться в организации и проведении торгов, а также ведение все отчётной документации по ним.

Второе изменение коснулось составления документов по объектам закупок. Ситуация была осложнена в связи с введение ограничения на импорт товаров.

Заказчикам, теперь перед составлением документации по организации и проведению аукциона, необходимо ознакамливаться с реестром  работ товаров и услуг, на которые правительство ввело ограничения.

Последняя редакция 44 ФЗ коснулась определения и обоснование цен в составляемых контрактах. Перед объявлением заказчиком о начале аукциона ему нужно определить начальную стоимость. Теперь необходимо составлять сметы по всем выставляемым слотам на основе изучения средних цен по подобным лотам.

После принятия, закон ФЗ РФ 44 упростил проведение аукционов, введя электронную форму торгов. Теперь чтобы участники не нарушали сроки проведения, и порядок торгов были введены инструкции и схемы, которые четко координируют действия подрядчиков по каждому конкретному лоту.

Предыдущее законодательство в сфере закупок

Закон 44 ФЗ РФ начал действовать только с 2014 года. До этого времени эффективность закупок не была высока и многие не знали, какой закон был до ФЗ 44.

До него был закон 94 ФЗ. 44 ФЗ 94 ФЗ имеют между собой ряд отличий.

Они заключаются как в терминологии, общих понятий и определений, так и в его устройстве и сфере деятельности.

В первую очередь, различия как уже было сказано, относились к определениям и терминологии. Многие понятия были переформулированы, а некоторые и вовсе упразднены. Также  из-за множества доработок и расширения сферы действия закона, были введены и новые термины.

Второе различие относилась к типам проведения торгов. В старом законе говорилось всего о 5 способах проведение.

Сегодня таких способов стало в 2 раза больше, что позволило значительно увеличить число участников торгов.

Тип торгов определяется в зависимости от условий самого аукциона и предполагаемых его участников. Закон определят конкретные типы аукционов по каждому из видов необходимых закупок.

Самым главным отличием между законами, стало проведение самой процедуры торгов.

В старом законодательстве не было прописано множество условий, по которым проводились закупку, и требований на соответствие участников этих закупок.

Новое законодательство максимально расширило эти условия, что позволяет снизить рост числа злоупотреблений в этой сфере  и сделать торги в большей степени прозрачными и открытыми.

Теперь на основе этих значимых отличий можно понять какой закон был до 44 ФЗ и какой большой труд проделали министерства, и правительство, чтобы упорядочит такую большую и серьёзную систему в сере закупок.

Источник: http://KreditGarant.ru/zakon-o-zakupkah-44-fz/

ФЗ-44 «О госзакупках» — последняя редакция

Последняя редакция ФЗ-44 принесла крупные изменения. В новом законе, добавился аукционный перечень, регламентирующий закупку товаров через электронный аукцион.

ФЗ-44 ввел в действие Единую информационную систему. Часть изменений коснулись планирования закупок.

Изменился подход к их формированию, срокам, а также добавилась возможность общественного обсуждения.

Описание закона

ФЗ-44 «О госзакупках» — это документ, который регулирует систему оформления и размещения государственных заказов, для торгов, с применением доступной как для покупателя, так и для поставщика, системы произведения покупок. Документ призван наладить систему приобретения товаров, муниципального и государственного значения.

Согласно Федеральному закону 44, заказчики должны формировать ежегодные графики по закупкам, при этом, размещая их в единой информационной базе, для максимальной прозрачности процесса. К реализуемым товарам на сумму более 1 миллиарда рублей, накладывается условие об обязательном общественном обсуждении. В целом, введен общественный контроль.

В исполнительной части заказов, новый закон привнес разнообразие их размещения. Заказы допускается размещать электронные, на конкурсной основе, в ходе закрытых аукционов и т. д. Контракты на заказы теперь курируются банковскими организациями. Изменен порядок их изменения и расторжения.

Согласно ФЗ-44, на иностранные закупки накладываются ограничения.

Источник: http://210fz.ru/fz-44-o-goszakupkax/

94 фз о закупках с последними изменениями и ми 2018

В РФ основным юридическим источником права в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд долгое время являлся Закон 94 (дата вступления в силу ФЗ значится как июль 2007 г.), но с 2014 г. (январь) он утратил юридическую силу.

Фз 44 и фз 94 — отличия и изменения на 2018 год

Поскольку российский Федеральный закон о госзакупках уже не действует, то внесение изменений в 2018 г. произойти не может.

Хотя люди, которых редко интересуют вопросы о том, как работает контрактная система, происходит размещение заказов, происходит проведение торгов достаточно часто ищут этот документ.

Но его полностью заменил новый государственный Закон 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд(вступление в силу — апрель 2013 г.).

Причина таких изменений в том, что Федеральный закон 94 сильно отставал от потребностей сегодняшнего времени.

Например, в нем отсутствовали процедуры планирования, антидемпинговые меры, аудит исполнения контрактов не был предусмотрен, не предоставлялась полная информация о процедурах покупки, планов закупки (под предлогом коммерческой тайны).

Были и другие причины по которым прежний документ безнадежно устарел и проигрывал в сравнении новому. Оба закона более полугода действовали параллельно, поэтому отличия хорошо были видны, о чем свидетельствовали отзывы той поры.

В тему:  Административный регламент ГИБДД – Приказ 185 МВД РФ 2016

В последней редакции Закона 44 нашлось место всем сильным сторонам 94 ФЗ о госзакупках. Например, получил свое дальнейшее развитие электронный аукцион, не забыт реестр недобросовестных поставщиков, который содержит сайт ЕИС.

Собственно, перечислять, чем отличается ФЗ 44 от 94 не стоит — данная сфера революционного решения не требовала, правовая база присутствовала, но была нужда в четких, расширенных формулировках, которые уже действовали, это дополнение и дало их.

Сам же ФЗ 44 постоянно модернизируется, изменения в последней редакции частично уже вступили в силу, остальные на подходе.

Данное направление быстро меняется, развивается, поэтому требуется эффективный источник прав. Так в течении 4 первых месяцев 2016 г.

в силу вступили две редакции документа с изменениями. Их краткое содержание:

  • 1. С начала года вступила в действие Единая информационная система. Ее задача предоставлять полный объем сведений участникам, проверять выполнение всех требований, которые устанавливает законодательство, обеспечение проведения аудита. Также предусмотрено оказание помощи малому, среднему бизнесу, выделением его в отдельный отчет. Также ЕИС будет интегрирована в единое государственное информационное пространство, куда будет вносить, получать сведения, но это будет позже.
  • 2. Введено планирование закупок, то есть заказчик должен формировать план на время действия бюджета (обычно на год), утверждать его, чтобы избежать коррупции, а затем размещать в ЕИС, чтобы любой желающий поставщик мог ознакомиться с ним. Введено нормирование, то есть чиновники не должен получать услуги, покупать товар самых дорогих ценовых категорий. Если стоимость заказа больше миллиарда рублей, то закупка должна пройти обсуждение. Единый поставщик, участник торгов не допускается, за исключением отдельных ситуаций.

Закон о размещении заказов на поставки товаров и выполнение работ

Все нормы о размещении заказов изложены в последней редакции 44 ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Там сказано, что заказ может быть размещен согласно одному из следующих способов:

  • 1. Различные конкурсы (каждый их вид описан);
  • 2. Электронный, закрытый аукцион;
  • 3. Запрос котировок;
  • 4. Закупка у единственного поставщика, когда торг не состоялся. Но отдельное положение вводит здесь ограничение.

В тему:  Основания для лишения родительских прав по Семейному Кодексу

О госзакупках для муниципальных и хозяйственных нужд, что говорится в ФЗ 44?

Каждый из законов предназначен обеспечивать поставки товаров, услуг, выполнение работ государственных, муниципальных органов, учреждений, то есть любая школа, ЗАГС, спортшкола закупается согласно этих профильных законов.

Если возникает вопрос в чем разница между ними, то ответ на поверхности — новый документ активно борется с коррупционными явлениями.

Заодно главный на сегодня закон в сфере упростил порядок участия в торгах, сделал его более прозрачным.

Правила на поставки товаров согласно закону 44 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Если госзакупка превышает 100 млн рублей, то каждый муниципальный, государственный орган обязан сформировать контрактный отдел, службу, другие участники должны нанимать управляющего.

Поставщик должен учитывать, что приоритет на получение товара имеют все органы УИС, организации инвалидов, некоммерческие социально ориентированные организации. Эти правила актуальны, когда оказывается услуга, выполняется работа.

Отменять контракт нельзя, но расторгнуть его может суд, основанием может быть только какая-либо статья, которую содержит Гражданский кодекс, другой закон, стороны-участники по согласию могут расторгнуть договор сами.

В некоторых случаях возможны изменения условий, разрешены покупки товара с жизненным циклом.

https://www.youtube.com/watch?v=2bCNDdoSIxE

Данный закон содержит положения согласно, которым нужно определять начальную стоимость услуг, товаров. Уделено внимание борьбе с демпингом, если поставщик значительно опустил цену, то он должен предоставить дополнительное обеспечение.

Из всех должны выделяться инновационные технологии, заказ у иностранных организаций должен ограничиваться, причем не только в сфере обороны, то есть с ними можно сотрудничать, если подобную работу не смогут выполнить отечественные предприятия.

Источник: http://www.ogic.ru/zakony/fz-94-o-goszakupkax-v-poslednej-redakcii.html

Закон о государственных закупках

Государственные закупки – это приобретение работ, товаров и услуг для государственных нужд.

В основе способов государственных закупок лежит систематизированная форма тендеров и открытых конкурсов, которые проводятся в строгом соответствии с действующим российским законодательством.

Всю информацию о завершенных или предстоящих, а также текущих государственных закупках без труда можно найти на официальных порталах о государственных закупках, поскольку размещение таких сведений есть прямая обязанность исполнительных органов. Стоить отметить, что государственные закупки строго контролируются государством, что отражено в законе о государственном контроле.

Государственные закупки в Российской Федерации осуществляются строго в соответствии с правилами и процедурами, разработанными и закрепленными в действующем законодательстве, и производятся за счет средств налогоплательщиков, накопленных в бюджетных и внебюджетных фондах. Законодательную базу, регулирующую сферу государственных закупок, составляют следующие правовые документы: Гражданский и Бюджетный Кодексы РФ, указы Президента РФ и Федеральные законы РФ. Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005г. “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее закон о государственных закупках) является основополагающим документом для формирования и проведения государственных закупок.

Закон о государственных закупках, в отличие, например, от закона о государственном кадастре недвижимости, достаточно обширный, и состоит из 9 глав и 65 статей. Он представляет собой информационную систему, точно регламентирующую деятельность участников в данной сфере.

Данный закон включает в себя основные принципы осуществления государственных закупок, особенности размещения заказов государства путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, обеспечивает защиту прав и интересов всех участников размещения заказов. Глава 1 закона у гос.

закупках определяет предмет цели данного закона, формирует законодательную базу в данной сфере, дает определение основным понятиям и терминам, используемым в законе.

В главе описаны основные условия допуска к торгам и требования, предъявляемые к участникам в этой области, обязанности и права участников.

Главы 2 – 7.1. федерального закона о размещении заказа регламентируют порядок и условия, а также требования особенности размещения заказов путем проведения конкурса, открытого конкурса, аукциона, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок, в том числе в целях гуманитарной помощи. Кроме того,  в этих главах закона трактуется порядок размещения заказов у единственного заказчика на поставки биржевого товара и особенности размещения заказов для нужд заказчиков на энергосервис.

Защиту прав и законных интересов участников в сфере размещения заказов обеспечивает глава 8 закона о государственных закупках.

Статьи данной главы не только регламентируют порядок обжалования действий или бездействий со стороны заказчика, дают понятие содержанию жалоб в данной сфере и форм рассмотрения, но и устанавливают ответственность за нарушение нормативных правовых актов РФ о размещении заказов. Так, прочитав ст. 62 закона о государственных закупках можно сделать вывод, что ответственность в данной сфере может быть дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и даже уголовной.

Источник: http://mosadvokat.org/zakon-o-gosudarstvennyx-zakupkax/

Новый закон о госзакупках

Закон “О госзакупках” (44-ФЗ) регламентирует отношения, возникающие в сфере обеспечения муниципальных и государственных нужд.

Нормативный акт принят для повышения результативности и эффективности данной деятельности. Он направлен на обеспечение гласности и прозрачности сделок, предупреждения коррупции и прочих злоупотреблений.

Рассмотрим далее подробнее 44 Закон “О госзакупках” с изменениями.

Сферы действия

Федеральный закон “О госзакупках” регулирует отношения, касающиеся:

  1. Определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
  2. Планирования закупок работ, товаров и услуг.
  3. Исполнения контрактов.
  4. Заключение гражданско-правовых соглашений, предметом которых выступает поставка продукции, производство работ или оказание услуг, в том числе покупка или аренда имущества от имени РФ, субъекта России либо МО, а также бюджетным предприятием или иным юрлицом.
  5. Мониторинга закупок.
  6. Аудита.
  7. Контроля соблюдения законодательных и прочих нормативных актов о контрактной системе, действующей в сфере закупок.

Принципы

Новый Закон “О госзакупках” устанавливает следующие обязательные условия осуществления деятельности в сфере обеспечения муниципальных/государственных нужд:

  1. Открытость и прозрачность информации о совершаемых сделках.
  2. Обеспечение конкуренции.
  3. Профессионализм заказчиков.
  4. Стимулирование инноваций.
  5. Единство контрактной системы.
  6. Ответственность за результативность деятельности.
  7. Эффективность совершения закупок.

Открытость и прозрачность

В соответствии с законодательством, на территории страны обеспечивается безвозмездный и свободный доступ к сведениям о контрактной системе в области закупок.

Прозрачность и открытость информации достигаются посредством размещения необходимых данных в единой базе.

Сведения, которые в ней присутствуют, должны быть полными и достоверными.

Обеспечение конкуренции

Закон “О госзакупках” устанавливает, что контрактная система ориентирована на формирование равных условий для реализации субъектами своих прав. Любое лицо, заинтересованное в сделке, обладает возможностью стать исполнителем (подрядчиком, поставщиком).

Конкуренция должна основываться на реализации принципа добросовестной неценовой и ценовой политики между частниками отношений. Это необходимо для выявления наилучших условий выполнения работы, поставки товара или предоставления услуги.

Запрещено совершение специализированными предприятиями и их должностными лицами, заказчиками, комиссиями по закупкам и их членам, участникам отношений действий, противоречащих положениям рассматриваемого Закона.

К таким актам в том числе относятся и те, посредством которых ограничивается конкуренция, необоснованно создаются препятствия для субъектов.

Профессионализм заказчика

Закон “О госзакупках” предусматривает, что в рамках контрактной системы деятельность субъектов (специализированных предприятий, контрольного органа) осуществляется с привлечением квалифицированных сотрудников.

Они должны обладать теоретическими знаниями, умениями и определенными навыками в данной сфере. Специализированные организации, заказчики предпринимают соответствующие меры по поддержанию профессионального уровня и образования должностных лиц.

Это осуществляется, в том числе, посредством повышения квалификации или переподготовки в соответствии с действующими нормативными предписаниями.

Закон “О госзакупках” определяет, что заказчики в процессе планирования и реализации проектов должны исходить из приоритетности обеспечения муниципальных и государственных нужд, приобретая высокотехнологичную и инновационную продукцию.

Единство системы

Контрактная схема основывается на единообразных подходах и принципах. Они позволяют обеспечивать муниципальные и госнужды путем планирования и проведения закупок. В рамках контрактной системы выполняется мониторинг и аудит, осуществляется контроль и регулирование отношений.

Ответственность

Закон “О госзакупках” возлагает на должностных лиц заказчиков обязанность за соблюдение нормативных требований. Эти субъекты несут персональную ответственность за надлежащее исполнение предписаний.

Государственные органы, структуры управления внебюджетными фондами, территориальные институты власти, казенные учреждения, прочие юрлица в установленных законом случаях при планировании и проведении закупок должны ориентироваться на необходимость достижения заданных показателей обеспечения муниципальных и государственных нужд.

Цели

44 Закон “О госзакупках” определяет муниципальные и государственные нужды. К ним, в частности, относят:

  1. Мероприятия, предусмотренные в программах РФ, регионов и муниципалитетов. К ним в числе прочего относят целевые и иные документы стратегического планирования.
  2. Выполнение международных обязательств, межгосударственных проектов, участником которых является РФ.
  3. Реализация полномочий и функций госорганов, структур управления внебюджетными фондами (федерального и территориального уровня), муниципальных институтов власти.

Национальный режим

Он применяется при выполнении закупок к продукции, происходящей из зарубежного государства (или их группы), услугам/работам, выполняемым иностранными субъектами.

Использование национального режима осуществляется на равных условиях с отечественными объектами сделок, предоставляемыми российскими лицами, по правилам и в случаях, предусмотренных в международных соглашениях РФ.

Исполнительный орган, регулирующий контрактную систему, размещает список стран, с которыми у России подписан соответствующий договор. Он также указывает порядок применения режима в информационной базе.

Запреты

Они устанавливаются для обеспечения защиты основ государственного строя, внутреннего рынка, обороноспособности страны, поддержки отечественных производителей, развития экономики.

Запреты устанавливаются на допуск продукции, происходящей из-за рубежа, работ и услуг, выполняемых иностранными лицами. Определение перечня таких государств осуществляется по законодательству РФ.

Исполнительный регулирующий орган устанавливает условия, в соответствии с которыми производится допуск зарубежных субъектов к контрактной системе, запреты в отношении которых предусмотрены правительством.

Нормативные акты, формулирующие ограничения, должны быть опубликованы в законодательном порядке. В трехдневный срок после издания они подлежат размещению в общей информационной системе.

Особые случаи

Изменения в Законе “О госзакупках” коснулись деятельности автономных, муниципальных унитарных предприятий и ряда других юрлиц.

В частности бюджетные учреждения участвуют в отношениях в рамках контрактной системы за счет субсидий. Средства предоставляются из соответствующего государственного, регионального или муниципального фонда.

Их деятельность в сфере закупок может финансироваться и другими источниками, предусмотренными законодательством, кроме отдельных случаев. В частности речь идет о наличии специального нормативного акта.

Если в бюджетном учреждении присутствует документ, принятый в соответствии с ч. 3 статьи 2 ФЗ № 223, оно может производить закупки:

  1. За счет грантов, которые передаются безвозвратно и безвозмездно юрлицами и гражданами, иностранными в том числе, международными компаниями, обладающими правом на их передачу на территории РФ, а также субсидий, полученных на конкурсной основе из бюджета соответствующего уровня, если условиями, установленными грантодателями не предусматривается другое.
  2. В качестве контрактного исполнителя. Это право предоставляется в случае привлечения в соответствии с договором при исполнении условий сделки других лиц для выполнения работы, поставки продукции, предоставления услуги, необходимых для погашения учреждениям принятых обязательств.
  3. За счет средств, поступивших в результате осуществления иной, приносящей доход деятельности, от юрлиц и граждан. Исключением является оказание платных медуслуг по программе ОМС.

При предоставлении по БК РФ инвестиций юрлицу, не выступающему как муниципальное либо госучреждение, унитарное предприятие, при реализации проектов по реконструкции, строительству, техническому переоснащению капитальных объектов на него распространяются положения рассматриваемого ФЗ № 44, регламентирующие деятельность заказчика в пределах и на условиях, установленных бюджетными нормативными актами в рамках соглашений об участии РФ, ее региона либо МО в собственности субъекта инвестиций.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-novyj-zakon-o-goszakupkax.html

Коротко о Федеральном законе № 44-ФЗ

Краткая характеристика

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон, Контрактная система) вступил в силу с 01 января 2014 года.

Законом впервые декларируются принципы осуществления закупок, среди которых необходимо выделить принципы профессионализма заказчика и стимулирования инноваций.

Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Если годовой объем закупок заказчика (в т.ч. органов исполнительной власти края, казенных, бюджетных учреждений края) превышает 100 млн. руб., должны быть созданы специальные структурные подразделения – контрактные службы (создание специального структурного подразделения для образования контрактной службы не является обязательным). Если объем закупок не превышает 100 млн. руб. и при отсутствии у заказчика контрактной службы, назначается должностное лицо, ответственное за осуществление конкретной закупки и исполнение контракта – контрактный управляющий.

Контрактная система охватывает теперь весь цикл госзакупок и регулирует:

−планирование закупок товаров, работ, услуг;

−конкурентные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

−заключение гражданско-правового договора (контракта);

−особенности исполнения контрактов;

−мониторинг закупок товаров, работ, услуг;

−аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг;

−контроль в сфере закупок.

Этап планирования закупок. Планирование рассматривается как важнейший элемент системы. Предполагается введение планов закупок, которые будут разрабатываться заказчиками на три года и планов графиков на текущий год.

Планы закупок и планы-графики будут включать довольно подробную информацию, в частности: цель осуществления закупки; описание объекта закупки, объем закупки; сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок; обоснование закупки  и др.

Способы закупок (виды процедур). В дополнение к старым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Законом вводятся новые – конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений.

Закон установил девять случаев, когда заказчик вправе проводить запрос предложений (ч. 2 ст. 83 Закона). К примеру, путем запроса предложений заказчик сможет проводить закупки по договорам, от исполнения которых он в одностороннем порядке отказался.

Также посредством этой процедуры заказчик сможет осуществлять закупки, если электронный аукцион или повторный конкурс признаны несостоявшимися, после внесения заказчиком изменения в план-график.

При проведении закупки в форме запроса предложений заказчик не связан критериями оценки заявок, установленными в Законе.

Важнейшим изменением системы закупок является декларирование в Законе конкурса как приоритетного способа закупки (в действующем в настоящее время законе приоритетный споособ – электронный аукцион).

Предусматривается необходимость обоснования не только начальной (максимальной) цены контракта, но и объекта закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели, требований к закупаемым товару, работе, услуге, способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика), дополнительные требования к участникам закупки. Указанные обоснования в полной мере относятся теперь и к закупкам из единственного источника.

В качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта и единственного источника установлены следующие методы: сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный; тарифный; проектно-сметный; затратный.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком

Антидемпинговые меры.

Законом предусмотрено, что если цена контракта по результатам торгов снижена на 25%  и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель предоставляет обеспечение исполнения контракта в повышенном размере или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника, а также обоснование цены контракта. В случае невыполнения этих требований, контракт с таким участником заключаться не будет.

Антикоррупционная составляющая.

Появилась совершенно новая, по сравнению с законом 94-ФЗ, норма, ограничивающая личную заинтересованность участников процесса закупок в их итогах (данная норма прописана в нескольких разделах Закона).

Так, например, контракт может быть признан недействительным, если будет установлено, что определенные должностные лица со стороны заказчика состоят в браке с лицами, с которыми заключен контракт, либо являются близкими родственниками (по прямой восходящей или нисходящей линиям–родителями и детьми; дедушкой, бабушкой и внуками; полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами; усыновителями или усыновленными).

Общественное обсуждение закупок.

Увеличивается роль общественного обсуждения закупок. До 2016 г.

продолжает действовать правило, согласно которому общественному обсуждению подлежат закупки, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млрд.

руб. Далее – будут установлены случаи и порядок проведения общественного обсуждения.

Мониторинг. Аудит. Контроль.

Новым Законом предусмотрено больше способов оценки эффективности осуществления госзакупок, чем ныне действующим. Помимо контроля в сфере закупок содержатся еще и правила проведения мониторинга закупок и аудита в сфере госзакупок.

Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок. Такие наблюдения осуществляются на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков.

Аудит, согласно Закону, будет осуществляться Счетной палатой, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований (при наличии) в соответствии с предоставленными им полномочиями. Органы, осуществляющие аудит, будут проводить анализ и оценку результатов закупок, достижения целей закупок.

Органы аудита в сфере закупок будут проверять, анализировать и оценивать информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам, планируемым к заключению, заключенным и исполненным.

Сейчас контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время это ФАС России), а также уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципального района, городского округа.

Закон существенно расширил систему контролирующих органов в сфере госзакупок, включив в нее Казначейство России и органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.

Органы внутреннего муниципального финансового контроля будут осуществлять контроль в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с закупками, а также установления достоверности учета таких расходов.

Осуществление закупок у единственного поставщика

Законом предусмотрены новые особенности размещения заказа у единственного поставщика.

Исключается  понятие одноименности товаров, работ и услуг в связи с чем закупки на сумму, не превышающую 100 000 рублей осуществляются при условии, что совокупный объем таких закупок, не должен превышать 5 % от объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не более 50 млн. рублей.

Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.

Таким образом, отменяется ныне действующий лимит в 100 тысяч на квартал и привязка к соответствующим группам номенклатуры.

Закон будет вступать в силу поэтапно. Большая часть его положений начала действовать с 1 января 2014 г., однако для отдельных положений предусмотрены более поздние сроки. Окончательно Закон должен вступить в силу 1 января 2017 г.

Источник: https://zdrav.khv.gov.ru/node/2023

Закон о Государственных закупках

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с 2006-го года регламентируется Федеральным законом N94-ФЗ о госзакупках.

Некоторые слабые и сильные стороны закона N94-ФЗ мы уже обсудили в другой статье на нашем сайте, посвященной данному законодательному акту.

Уже тот факт, что в Федеральный закон о госзакупках поправки вносились 27 раз, однозначно свидетельствует о наличии в нем слабых звеньев.

 Изменения в законе N94 о госзакупках

Первоначально слабым звеном закона о госзакупках стало проведение для государственных и муниципальных нужд открытых конкурсов.

Практика показала, что их победителями часто становились «свои люди», которые часть бюджетных денег затем передавали заказчику в благодарность за победу в конкурсе.

Во избежание этого по инициативе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в Федеральный закон N94 о госзакупках были внесены поправки об электронных аукционах. Однако при всех плюсах проведение электронных торгов также спровоцировало появление коррупционных схем.

К концу 2010-го года и количество жалоб, и финансовые потери государства при госзакупках возросли в несколько раз, в связи с чем Президент РФ Д.А.

Медведев потребовал разработать новую редакцию закона о госзакупках. ФАС предложила свои изменения в закон о госзакупках N94-ФЗ, но между ней и Минэкономразвития возникли разногласия.

По мнению Минэкономразвития, даже закон о госзакупках с изменениями уже не соответствует существующему положению дел, поэтому законодательную базу нужно менять кардинально.

Ведомство разместило на своем сайте концепцию проекта закона «О федеральной контрактной системе (ФКС) в сфере закупок товаров, работ и услуг».

 Дискуссии вокруг закона о госзакупках

Выступив против закона N94-ФЗ о госзакупках, Минэкономразвития предложило заменить его новым альтернативным законом о ФКС.

В нем ведомство выступило за регулирование всего процесса заказов и за появление новых способов их размещения – помимо тех, которые предусмотрены законом N94-ФЗ о госзакупках.

Минэкономразвития высказалось также за необходимость учета специфики контрактов по отдельным типам продукции и за введение персональной ответственности заказчика за закупочные решения.

 Несмотря на степень новизны закона о ФКС, многие эксперты говорили о том, что  «стереть» закон N94 о госзакупках и начать разрабатывать новую правовую базу нецелесообразно.

К ним присоединились и сами участники размещения заказов, которые считали, что введение нового закона пока преждевременно, и даже подписывали обращения к Президенту и председателю Правительства РФ в защиту закона N94 о госзакупках.

Обсуждение профильными ведомствами двух конкурирующих законодательных документов от ФАС и Минэкономразвития заняло несколько месяцев.

В результате было принято решение не отказываться от действующего закона о госзакупках, но оперативно внести в него поправки, имеющие «неотложный характер». 21 апреля 2011-го года Президент подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон N 94-ФЗ» от 21.07.2005.

Изменения коснулись, в частности, порядка формирования начальной цены и порядка обжалования конкурсной документации, повышения гарантий качества товара, и др. В законе появилась и новая статья ст. 55.3, в соответствии с которой Правительство получило право устанавливать правила размещения конкретных госзаказов.

 Новый закон о госзакупках 2013

В апреле 2013-го года Президент РФ Владимир Путин подписал законопроект «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступит в силу с 2014-го года и заменит действующий Федеральный закон N94-ФЗ о госзакупках. Документ вводит регулирование на всех этапах закупок и новые для России способы закупок товаров и услуг государственными структурами – в частности, двухэтапный конкурс. Для получения разъяснений по новому закону вы можете обратиться к юристам нашей специализированной организации, которые досконально изучили его основные положения.

Источник: http://prozakaz.pro/zakon-o-gosudarstvennyih-zakupkah/

Добавить комментарий