Госзакупки по 223-фз

Важные изменения в регулировании закупок по закону № 223-ФЗ

В 2017 году принято несколько нормативных актов, вносящих изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ.

Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: изменения правил закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и требований к заполнению отчета о закупках у СМиСП; дополнение перечней конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки подлежат оценке соответствия; мониторинг применения закона № 223-ФЗ в первом полугодии 2017 года от Минфина и др.

1. Федеральным законом от 07.06.

2017 № 108-ФЗ “О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и статьи 15 и 112 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” изменены правила осуществления закупок для унитарных предприятий, являющихся аптечными организациями.

В часть 2 статьи 1 закона № 223-ФЗ внесено дополнение о праве государственных, муниципальных унитарных предприятий, являющихся аптечными организациями, осуществлять закупки по закону № 223-ФЗ без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Установлено, что до 1 сентября 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления соответствующих закупок в 2017 году.

2. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 г.

№ 608 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены существенные изменения в правила осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Постановлением от 11 декабря 2014 г. № 1352, а также в постановление Правительства от 29 октября 2015 г. № 1169 “О порядке проведения мониторинга соответствия…».

Постановлением предусмотрены новые виды заказчиков, обязанных при осуществлении закупок поддерживать субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Постановлением № 1352.

Среди них дочерние общества, более 50% долей в уставном капитале которых принадлежат государственным компаниям, их дочерние общества (независимо от размера их выручки); хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ и муниципального образования превышает 50%, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, при условии, что такие заказчики сами не являются субъектами малого или среднего предпринимательства, а также их дочерние общества, дочерние общества их дочерних обществ, имеющие соответствующий объем выручки (величину активов).

Установлено, что для новых категорий заказчиков общий объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая закупки с привлечением субподрядчиков из числа СМиСП, за период с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года должен составлять не менее 9% совокупного объема договоров, а объем закупок с участием только СМиСП должен быть не менее 5%.

С 1 января 2018 года меняется форма годового отчета о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства: в отчете появятся новые строки, в которых нужно будет отразить закупки только у субъектов малого предпринимательства, а также новые графы о количестве и стоимостном объеме оплаты в отчетном году договоров, срок исполнения которых превышает один календарный год.

Новая форма годового отчета включает 14 строк (в действующей пока редакции отчет включает 8 строк).

Изменениями, внесенными в Постановление № 1169, предусмотрено, что на новые виды заказчиков распространяются правила о проведении мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке. Также указанные правила распространяются и на федеральные государственные унитарные предприятия, которые продолжают осуществлять закупки по 223-ФЗ, перечень которых утвержден распоряжением Правительства от 31 декабря 2016 г. №2931-Р.

Кроме того, предусмотрено, что мониторинг соответствия будет осуществляться в отношении заказчиков федерального уровня, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 40 млрд. рублей (в ранее действовавшей редакции – 50 млрд. руб.), и в отношении заказчиков регионального и муниципального уровней, годовой объем выручки которых от продажи продукции, величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 10 млрд. рублей.

Источник: https://www.fcaudit.ru/about/news/izmeneniya-v-regulirovanii-zakupok-po-zakonu-223-fz/

Аукционы по 223 ФЗ, разъяснения и основные моменты

ФЗ 223 был принят в 2012 году и обязал все компании осуществлять закупки прозрачнее и отчитываться по их результатам. В частности, разработать положение о закупках, разрабатывать и вовремя публиковать извещения и планы.

Одни компании руководствуются 223-ФЗ для проведения закупок с 2012 года, другие — с 2014. Это зависит в первую очередь от размера компании и ее типа:

Важно помнить, что:

  1. 223 ФЗ регулирует все закупки, осуществляемые компанией, вне зависимости от их цены;
  2. договор мены по 223 ФЗ является закупкой и должен соответствовать требованиям закона;
  3. сайт организации НЕ считается официальным ресурсам, где можно размещать положение о закупке: оно обязательно должно быть на сайте zakupki.gov.ru.

Требование к публикации положения на официальном ресурсе не относится к закупкам, предмет которых — государственная тайна и закупкам стоимостью до 100 или 500 тысяч рублей (в зависимости от годовой выручки компании).

Какие закупки НЕ регулирует 223 ФЗ?

  1. Купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей;
  2. приобретение биржевых товаров на товарной бирже;
  3. закупки в соответствии с 44-ФЗ;
  4. закупки в области международного военно-технического сотрудничества;
  5. международные договоры РФ;
  6. договоры, обязательные для субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии или мощности;
  7. осуществление кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.

Если Вы заинтересованы в эффективном участии в торгах по 223-ФЗ, можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения. Для поиска торгов по 223-ФЗ можете использовать нашу бесплатную поисковую систему.

Разъяснения по закупочной документации в рамках 223 ФЗ

Согласно Федеральному закону, документация может быть предоставлена в любой форме – бумажной или электронной.

Более того, заказчик может потребовать плату за предоставление информации в бумажном виде: сроки и условия взимания платежа указываются в документации.

Каждый потенциальный участник тендра может запросить разъяснения по документации: такое право за ним оставляет п. 10 ч. 10 ст. 4 ФЗ 223.

Итак, заказчик должен публиковать следующую информацию:

  1. в течение 15 дней после утверждения — положение о закупке;
  2. план закупки — не менее, чем на 1 год;
  3. документы закупки (извещение, проект договора, протоколы и т.д.);
  4. ежемесячные отчеты не позднее 10-го числа месяца;
  5. изменения в договорах.

Разъяснения по плану закупок в рамках 223 ФЗ

Средний срок плана закупок – 1 год. но для отдельных видов “товаров” установлен другой, более длительный период.

Например, для инновационной, высокотехнологичной и лекарственной продукции — 3 года, а с 2015 г. — 5-7 лет.

Как правило, договор имеет поквартальную разбивку и выглядит в виде простой таблицы:

Как провести закупку по 223 ФЗ?

Способ и форма закупки по 223 ФЗ может быть любой: право выбора остается за заказчиком:

  1. у единственного поставщика (прямая);
  2. торги (аукцион, конкурс или электронные закупки);
  3. запрос котировок и предложений;
  4. другие способы, обозначенные в положении о закупке.

Чтобы выбрать правильно способ проведения закупки, например аукцион по 223 ФЗ, нужно знать, какие из них используются для разных товаров и услуг.

Совет: только в электронной форме проводятся закупки полиграфии и канцелярии, медицинской аппаратуры, автомобилей и ремонт оргтехники и т.д. Исключение — закупки, предмет которых имеет отношение к государственной тайне, прямые и закупки для устранения последствий чрезвычайных ситуаций.

Ответственность за нарушение 223 ФЗ

За нарушение 223 ФЗ о закупках и участники, и заказчики несут ответственность. Какую — регламентирует ст. 7. В частности, согласно ч. 9 ст. 3, участник закупки может обжаловать действия или бездействие заказчика в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных в ч. 10 ст. 3.

Поводы для жалобы в ФАС:

  1. неразмещение в единой информационной системе информации о закупке, о годовом объеме закупки, нарушение сроков публикации или недостоверность информации;
  2. требования предоставить документы, не предусмотренные документацией;
  3. осуществление закупки без утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения.

После рассмотрения жалобы ФАС выдаст виновнику предписание устранить нарушения или привлечет его к административной ответственности. Худший вариант развития событий для участника закупки — занесение компании в реестр недобросовестных поставщиков. Решение ФАС принимает на основании 135 ФЗ.

Запрос котировок по 223 ФЗ

Рамочные договоры и 223-ФЗ

Штрафы по 223 ФЗ

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/223-fz/razyasneniya-po-223-fz

Способы закупок по 223-ФЗ – конкурентные и иные

Федеральный закон №223 не имеет таких жестких рамок, как, например, Федеральный закон №44.

Многие моменты, касающиеся закупочной деятельности, организация может определять самостоятельно в соответствующем положении, которое должно быть у каждого заказчика (размещается на сайте www.zakupki.gov.ru). В том числе и способы осуществления торгов.

Однако частью 3 статьи 3 Федерального закона №223 определены виды закупок, которые должны присутствовать там в обязательном порядке – это аукцион и конкурс.

Обязательные способы закупок по 223-ФЗ

Итак, обязательных способов закупок в соответствии с требованиями Федерального закона №223 всего два – это аукцион и конкурс. Требованиях к их проведению заказчик устанавливается самостоятельно в положении о закупочной деятельности.

Однако они не должны противоречить положениям закона.

В частности – в области сроков, определенных частью 2 статьи 3 Федерального закона №223, где четко указано, что с момента публикации извещения на сайте до окончания приема подачи заявок должно пройти не менее 20 дней.

С обязательными способами связан один интересный момент.

Заказчик, согласно закону, обязан включить информацию о них в соответствующее положение, а вот пользоваться или нет тем или иным способом он решает исключительно сам.

Также как и то, на какой площадке проводить электронный аукционы, в каком виде организовывать конкурс – обычном или электронном.

Другие способы закупок по Федеральному закону №223

Сложность для поставщиков/подрядчиков/исполнителей, работающих с Федеральным законом №223, заключается в том, что помимо обязательных способов закупок заказчик вправе включить в положение любые другие. Поэтому прежде, чем подавать заявку на те или иные торги, нужно в обязательном порядке изучить установленные к ней конкретным заказчиком требования – от формы подачи до состава документов.

Среди всего многообразия способов закупок есть все же те, которые заказчики применяют и описывают в своих положениях чаще всего.

  1. Запрос котировок. Требования к заявкам и порядку проведения устанавливаются, как правило, аналогичные определенным Федеральным законом №44, мало кто хочет изобретать велосипед. Однако есть среди заказчиков те, которые придумывают свои правила. Например, проводят электронные запросы котировок. В этом случае заявка подается не в привычной для этого способа закупок бумажной форме, а в виде документа, заверенного электронной подписью на площадку, заранее выбранную заказчиком.Для участников это может вызвать определенные сложности, главная из которых – необходимость регистрации.Ведь она занимает определенное время и часто процесс растягивается на несколько дней. Советы о том, что нужно все делать заранее, в данном случае не работают.

    Так как коммерческих площадок, на которых могут проводиться закупки по Федеральному закону №223, очень много.

  2. Запрос предложений. Регламент запроса предложений у многих заказчиков схож с установленным Федеральным законом №44. Однако, как и в предыдущем случае, некоторые предпочитают отказываться от бумажного документооборота и полностью переходить на электронный.
  3. Запрос цен. Еще один часто встречающийся среди заказчиков, работающих по Федеральному закону №223, способ закупок. Как правило – это “простая” закупка с не слишком высокой начальной ценой и минимальными требованиями к заявке.
  4. Конкурентные переговоры. За этим способом закупки чаще всего скрывается довольно широкий список требований к участникам, а также поставляемым товарам/выполняемым работам/оказываемым услугам.

Охарактеризовать тот или иной необязательный способ закупок по Федеральному закону №223 сложно.

Ведь каждый заказчик в положении устанавливает свой порядок и требования, с которыми нужно в обязательном порядке ознакомиться перед подачей заявки.

Перечисленные выше 4 способа – это далеко не все разнообразие, встречающееся на Портале госзакупок (www.zakupki.gov.ru) и электронных площадках.

Неконкурентные способы закупок

В положении о закупочной деятельности заказчик вправе предусмотреть не только конкурентные, но и неконкурентные способы закупок. Самый распространенный из них – закупка у единственного поставщика. Однако встречаются и другие – прямая закупка, внеконкурентная закупка и так далее.

Их регламент, так же как и в случае с конкурентными закупками, определяется заказчиком самостоятельно. Поэтому привычный многим лимит “не более 100 тысяч рублей”, определенный Федеральным законом №44, здесь не действует.

Источник: http://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/72-sposoby-zakupok-po-223-fz

Электронные закупки 223 ФЗ

Электронные госзакупки

Покупать что-либо виртуально – это распространенное явление как среди частных лиц, так и среди предприятий. «Электронные закупки» – современная альтернатива походам по магазинам.

Когда же речь идет о приобретении товаров на государственном и международном уровнях, без интернет-ресурсов просто не обойтись.

Электронные закупки по 223 ФЗ имеют прямое отношение к закупкам, которые осуществляет государство.

К ним относятся госкомпании, монопольные предприятия, по добыче полезных ископаемых, госкорпорации, а такж учреждения с долей государственного участия, которые производят электронные госзакупки.

Электронные закупки контролируются по 223 ФЗ со стороны специальных органов. Такие «электронные закупки» дают предприятиям возможность открыто производить торги, обеспечивают полную информативность и защиту интересов.

Закон ФЗ-223 не ограничивает проведение госзакупок, предоставляет организациям проводить торги в любых удобных для них формах. Это могут быть как электронные, так и традиционные госзакупки.

Основное требование Федерального закона № 223 – упорядочить проведение традиционных и электронные госзакупки, описание участниками порядка проведения торгов и используемых форм.

Предприятиям, осуществляющим электронные закупки по 223 ФЗ, необходимо публиковать информацию о проведении торгов в Положении о закупках.

Составить такое положение не сложно, так как форма этого документа не регламентирована. Предприятие может опубликовать нужную информацию самостоятельно или обратиться в компетентные организации.

В целом, нужно отметить, что электронные закупки (по 223 ФЗ) помогают государственным организациям в торгах.

В соответствии с законом предприятия должны предоставлять всю информацию о товаре, способах доставки, оговаривать все условия сотрудничества.

«Электронные интернет-закупки» сегодня являются необходимым условием товарооборота на государственном уровне.

Электронные площадки, предназначенные для продажи товаров, экономичны в использовании, так как не требуют расходов на специальные помещения и рекламу.

Торги в Интернет-пространстве привлекают к сотрудничеству организации со всего мира, что значительно расширяет возможности и конкурентоспособность торгов. Большая конкуренция способствует снижению цен и повышению эффективности предлагаемых товаров.

Госзакупки в интернете происходят открыто и прозрачно.

По сравнению с традиционными формами продажи электронные госзакупки имеют много преимуществ: эффективный контроль закупок на всех этапах, автоматизация закупочных процессов, оперативность торгов.

Все это подтверждает практика проведения электронных торгов государственными предприятиями. Можно с уверенностью говорить о том, что в ближайшее время все государственные торги будут осуществляться только посредством электронных закупок.

Источник: http://www.cognitivelot.ru/about/database/raznoe/elektronnye-zakupki-223-fz/

Добавить комментарий