Экономика Америки, США
Экономика Америки, США
Вот уже на протяжении последних ста лет США уверенно лидируют в мировой экономике. После окончания Второй мировой войны американская экономика составляет как минимум 1/4 от мирового ВВП. Американская экономика, по масштабу своего хозяйства, уровню развития производства, уверенно опережает любую из стран мира.
Внутренние экономические процессы страны оказывают большое влияние на экономику других стран.
С началом 2000-х годов, в следствии бурного роста развивающихся стран и ускорившейся глобализации, влияние американской экономики в мире снижается.
Основную роль в принятии экономических решений играют частные компании и публичные корпорации. Непосредственное вмешательство в экономику государства незначительно. За 2013 г. ВВП США составил 16,8 трлн. долларов.
История экономики США
Корни современной экономики США уходят к поискам экономических выгод европейскими переселенцами в 16-18 веках. За эти годы Америка превращается из колониального в независимое фермерское хозяйство, а в последствии и в сложнейшую промышленную экономику.
В те времена люди жили на небольших фермах, ведя экономически независимый образ жизни. С ростом колоний развивались и вспомогательные производства.
С обретением независимости, в принятой в 1787 году Конституции США было утверждено, что вся страна должна стать единым рынком, где торговля между штатами должна осуществляться без каких-либо налогов или тарифов.
Конституция давала право федеральному правительству на регулирование торговли между штатами, а также с другими странами, выпускать и регулировать стоимость денег, проводить единые законы о банкротстве, строить дороги, учреждать почтовые ведомства и устанавливать правила, которые будут регулировать выдачу авторских прав и патентов. Александром Гамильтоном (первый министр финансов США) была выдвинута стратегия экономического развития, согласно которой, федеральное правительство должно было субсидировать еще не окрепшую американскую промышленность и ввести протекционистские тарифы на импорт, для ее поддержки.
Томас Джефферсон, ставший президентом в 1801 году, многое делал для развития более децентрализованной аграрной демократии. Несмотря на некоторые трудности, экономика США в 19 веке развивалась огромными темпами. Инвестиции и новые изобретения способствовали появлению новых отраслей в промышленности, что дало импульс к дальнейшему росту в экономике страны.
Благодаря совершенствованию транспорта, открывались все новые и новые рынки. Пароход удешевил и сделал речной транспорт заметно быстрее, однако настоящий прорыв произошел с началом строительства железных дорог, которые открыли для развития огромные территории.
Начавшаяся в Европе в 18 — начале 19 веков промышленная революция довольно быстро перекинулась и на Соединенные Штаты.
Победа северян в Гражданской войне окончательно определила судьбу и экономическую систему США. Крах рабовладельческой системы заметно снизил прибыльность крупных плантаций хлопка на Юге страны. С другой стороны на Севере огромными темпами, в значительной мере благодаря войне, разрасталась промышленность.
Окончание Гражданской войной ознаменовалось бурным экономическим развитием, которое стало основой для современной промышленной экономики США. Огромное количество новых изобретений и открытий привело к таким значительным переменам, что порой, их результаты неофициально именовали «второй промышленной революцией».
В западной части Пенсильвании была обнаружена нефть. Были изобретены телефон, электрический свет, пишущая машинка, фонограф. Для перевозок продуктов начали использоваться морозильные ж/д вагоны.
Ну и самое главное; к началу 20 века автомобили заменили кареты, а самолеты реализовали давнюю мечту человека — парить в небе, как птица.
Первый автомобиль завода Форд
В 1921 году в США начинается, так называемая эпоха «Просперити» (американское процветание), которая продлилось 8 лет и закончилась с началом Великой Депрессии.
Начавшаяся в 1929 г. Великая депрессия стала причиной резкого спада производства, инфляции и роста безработицы. В это трудное время, крупным профсоюзным объединениям удается провести множество успешных акций, таких как, сидячая забастовка на «Дженерал моторс», вынудившая корпорацию признать Объединенный профсоюз рабочих автомобильной промышленности.
Администрацией Франклина Рузвельта были предприняты меры для преодоления последствий экономического кризиса, которые, однако, принесли неоднозначные результаты.
Так, в области инфраструктуры и соцпрограмм произошли положительные сдвиги, хотя сама экономика достигла докризисного уровня деловой активности только после вступления страны во Вторую мировую войну, которая и дала главный стимул к росту производства и усилению государственного регулирования.
Окончательно переломить негативные тенденции в экономике удалось после крупномасштабной военной мобилизации, введения системы нормирования, установления контроля за ценами, а также обязательствами перед иностранными партнерами. Во время войны профсоюзы отказались от проведений забастовок, а крупные корпорации получали огромную прибыль.
Нью-Йорк в 1960-х
Фото Нью-Йорка 70-х и 80-х годов
В конце 60-х стремительный послевоенный подъем экономики завершился. Война во Вьетнаме заставила американскую экономику испытать перенапряжение из-за противоречий между нуждами социальных программ и военными расходами.
В середине 70-х резко повысились цены на энергоносители для американских производителей и потребителей, что привело к снижению темпов развития экономики США. Успешное восстановление Западной Европы и Японии после окончания Второй Мировой войны в большой степени способствовало к созданию острой конкуренции как внутри самих США, так и за рубежом.
Эти факторы породили в США в конце 70-х серьезный экономический кризис: экономика начала буксовать, зарплаты были заморожены, выросла инфляция и безработица.
В 90-е, во время президентства Б. Клинтона, такие страны, как Япония и Германия не только догнали, но даже превзошли американцев по некоторым ключевым экономическим показателям. В середине девяностых годов, по ВВП на душу населения, Германия практически сравнялась с США, а у Японии он был вообще на 20% выше американского.
По производительности труда Японии удалось опередить США на 15-45% в таких важнейших отраслях промышленности, как металлообработка, автомобилестроение, потребительская электроника и сталелитейное производство. По производительности труда в сталелитейной и металлообрабатывающей промышленности Германии удалось догнать США.
В США доля ВВП, реинвестированная в экономику составляла 15%, в Японии – 31%, в Германии – 22%.
Нью-Йорк в 1990-х
И тем не менее в 90-е годы экономика США показывала все более здоровую работу. Развал СССР и падение коммунистических режимов в Восточной Европе способствовали значительному расширению торговых возможностей.
Развитие технологий дало жизнь множеству качественно новых электронных продуктов.
Прогресс в создании телекоммуникаций и компьютерных сетей позволил наладить огромное пр-во компьютерной техники и ПО, а также произвел настоящую революцию в функционировании многих отраслей.
Бурное развитие экономики способствовало быстрому росту доходов корпораций.
Огромные доходы, в сочетании низкой безработицей и низким уровнем инфляцией, вызвали подъем на биржевом рынке: индекс промышленных предприятий Доу-Джонс, державшийся в 70-е годы на уровне 1000 пунктов в 1999 году вырос до отметки 11 000 пунктов, что значительно повысило уровень благосостояния многих американцев, хотя и не всех.
В 1990-е годы в стране начали проводить денежно-кредитную политику, целью которой является стабилизация цен, обеспечение полной занятости населения и сохранение низких процентных ставок.
Структура экономики США
Структура экономики США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большую часть ВВП страны (76,9% в 2009 году) создают отрасли сферы услуг: наука, финансы, торговля, здравоохранение, образование, различные услуги, связь, транспорт и услуги госучреждений.
Доля материального производства (обрабатывающая и добывающая промышленности, с/х, лесное хозяйство и рыбная промышленность, строительство) составляет 21,9% ВВП (данные за 2009 год).
Сельское хозяйство дает 1,2% ВВП, а на долю американской промышленности приходится менее 20% ВВП.
Соединенные Штаты по своему индустриальному развитию практически не имеют конкурентов даже среди наиболее развитых стран мира. США опережают Израиль и Нидерланды по доле сферы услуг в структуре пр-ва ВВП, хотя эти страны специализируются на услугах.
По этому показатели США уступает только Гонконгу, в котором на долю сферы приходится 86 % ВВП. Однако и здесь есть свои нюансы — Гонконг всего лишь особый экономический район Китая (доля сферы услуг < 40%), а не независимое государство.
Из этого следует, что в настоящее время Соединенные Штаты являются наиболее постиндустриальным государством в мире.
Если среди отраслей материальной сферы удельный вес в экономике сырьевых отраслей и сельского хозяйства заметно снизился, то промышленность продолжает играть важнейшую роль, обеспечивая высокий уровень технического развития иных сфер хозяйства. Сегодня именно в промышленности сосредоточены новейшие достижения научно-технического прогресса.
Общее хозяйство США является одним из самых эффективных в мире. Экономика США прежде всего ориентируется на новейшие технологии. США занимает первое место в области внедрения новейших технологий в производство, в экспорте лицензий на свои разработки, открытия и изобретения. Такое доминирование в области науки и технике зачастую приводит к зависимости остальных стран от США.
Источник: https://bestwanderlust.com/america/usa/ekonomika-ameriki-ssha/
США. Кушнир И.В. Мировая экономика в таблицах и графиках
- Экономика США
- Внешняя торговля США
- Социальные индикаторы США
Экономика США
1970 | 1024.8 | 4892.5 | |
1971 | 1113.1 | 5266.5 | 3.5 |
1972 | 1225.0 | 5744.4 | 5.5 |
1973 | 1369.3 | 6364.0 | 5.
9 |
1974 | 1485.9 | 6843.9 | -0.5 |
1975 | 1623.4 | 7409.1 | -0.2 |
1976 | 1809.1 | 8180.0 | 5.4 |
1977 | 2013.6 | 9018.5 | 4.6 |
1978 | 2276.0 | 10096.0 | 5.
6 |
1979 | 2543.5 | 11174.1 | 3.1 |
1980 | 2767.5 | 12041.8 | -0.3 |
1981 | 3103.8 | 13376.4 | 2.5 |
1982 | 3227.7 | 13778.2 | -2.0 |
1983 | 3506.9 | 14827.7 | 4.
5 |
1984 | 3900.4 | 16333.7 | 7.2 |
1985 | 4184.8 | 17355.7 | 4.1 |
1986 | 4425.0 | 18172.8 | 3.4 |
1987 | 4699.0 | 19107.8 | 3.2 |
1988 | 5060.7 | 20374.7 | 4.
|
1989 | 5439.6 | 21684.0 | 3.6 |
1990 | 5754.8 | 22715.8 | 1.9 |
1991 | 5943.2 | 23233.1 | -0.3 |
1992 | 6291.5 | 24359.6 | 3.4 |
1993 | 6614.3 | 25361.3 | 2.
9 |
1994 | 7030.5 | 26684.4 | 4.1 |
1995 | 7359.3 | 27632.9 | 2.5 |
1996 | 7783.9 | 28894.1 | 3.8 |
1997 | 8278.9 | 30365.3 | 4.5 |
1998 | 8741.0 | 31671.9 | 4.
4 |
1999 | 9301.0 | 33301.1 | 4.9 |
2000 | 9898.8 | 35040.5 | 4.2 |
2001 | 10233.9 | 35839.9 | 1.1 |
2002 | 10590.2 | 36712.0 | 1.8 |
2003 | 11089.3 | 38069.5 | 2.
6 |
2004 | 11797.8 | 40120.0 | 3.5 |
2005 | 12564.3 | 42329.7 | 3.1 |
2006 | 13314.5 | 44446.2 | 2.7 |
2007 | 13961.8 | 46187.6 | 1.9 |
2008 | 14219.3 | 46622.3 | -0.
4 |
2009 | 13863.6 | 45057.5 | -3.5 |
2010 | 14447.1 | 46545.9 | 3.0 |
Внешняя торговля США
1970 | 59.7 | 55.8 |
1971 | 63.0 | 62.3 |
1972 | 70.8 | 74.2 |
1973 | 95.3 | 91.
2 |
1974 | 126.7 | 127.5 |
1975 | 138.7 | 122.7 |
1976 | 149.5 | 151.1 |
1977 | 159.3 | 182.4 |
1978 | 186.9 | 212.2 |
1979 | 230.1 | 252.
7 |
1980 | 280.8 | 293.8 |
1981 | 305.2 | 317.8 |
1982 | 283.2 | 303.2 |
1983 | 277.0 | 328.6 |
1984 | 302.4 | 405.1 |
1985 | 302.0 | 417.
2 |
1986 | 320.3 | 452.9 |
1987 | 363.8 | 508.7 |
1988 | 443.9 | 554.0 |
1989 | 503.1 | 591.0 |
1990 | 552.1 | 629.7 |
1991 | 596.6 | 623.
|
1992 | 635.0 | 667.8 |
1993 | 655.6 | 720.0 |
1994 | 720.7 | 813.4 |
1995 | 811.9 | 902.6 |
1996 | 867.7 | 964.0 |
1997 | 954.4 | 1055.
8 |
1998 | 953.9 | 1115.7 |
1999 | 989.3 | 1251.4 |
2000 | 1093.2 | 1475.3 |
2001 | 1027.7 | 1398.7 |
2002 | 1003.0 | 1430.2 |
2003 | 1041.0 | 1545.
1 |
2004 | 1180.2 | 1798.9 |
2005 | 1305.1 | 2027.8 |
2006 | 1471.0 | 2240.3 |
2007 | 1661.7 | 2374.8 |
2008 | 1846.8 | 2556.5 |
2009 | 1583.
0 |
1974.6 |
2010 | 1839.8 | 2356.7 |
Структура импорта США, 2010 г
27 | Топливо минеральное, нефть и продукты перегонки; битуминозные вещества, минеральные воски | 18.4 |
85 | Электрические машины и оборудование, их части | 13.
4 |
84 | Ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства; их части | 13.0 |
87 | Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности | 9.5 |
30 | Фармацевтическая продукция | 3.
2 |
прочее | 42.6 |
Структура экспорта США, 2010 г
84 | Ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства; их части | 14.3 |
85 | Электрические машины и оборудование, их части | 11.
8 |
87 | Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности | 7.8 |
27 | Топливо минеральное, нефть и продукты перегонки; битуминозные вещества, минеральные воски | 6.
3 |
88 | Летательные аппараты, космические аппараты, и их части | 6.2 |
прочее | 53.6 |
Социальные индикаторы США
1950-1955 | 68.6 | 65.8 | 71.7 |
1955-1960 | 69.7 | 66.6 | 73 |
1960-1965 | 70.2 | 66.8 | 73.6 |
1965-1970 | 70.6 | 66.8 | 74.
1 |
1970-1975 | 71.5 | 67.5 | 75.2 |
1975-1980 | 73.3 | 69.4 | 77 |
1980-1985 | 74.3 | 70.7 | 77.9 |
1985-1990 | 74.9 | 71.3 | 78.4 |
1990-1995 | 75.6 | 72.
2 |
79 |
1995-2000 | 76.4 | 73.4 | 79.4 |
2000-2005 | 77.2 | 74.5 | 79.8 |
2005-2010 | 78 | 75.4 | 80.5 |
2010-2015 | 78.8 | 76.2 | 81.3 |
2015-2020 | 79.4 | 76.
9 |
82 |
2020-2025 | 80.1 | 77.5 | 82.7 |
2025-2030 | 80.7 | 78.2 | 83.3 |
2030-2035 | 81.3 | 78.8 | 83.9 |
2035-2040 | 81.9 | 79.4 | 84.5 |
2040-2045 | 82.5 | 80 | 85.
|
2045-2050 | 83 | 80.5 | 85.6 |
2050-2055 | 83.6 | 81.1 | 86.2 |
2055-2060 | 84.1 | 81.6 | 86.7 |
2060-2065 | 84.6 | 82.2 | 87.2 |
2065-2070 | 85.1 | 82.7 | 87.
8 |
2070-2075 | 85.7 | 83.2 | 88.3 |
2075-2080 | 86.2 | 83.7 | 88.8 |
2080-2085 | 86.7 | 84.2 | 89.3 |
2085-2090 | 87.2 | 84.7 | 89.8 |
2090-2095 | 87.7 | 85.2 | 90.
3 |
2095-2100 | 88.2 | 85.7 | 90.8 |
Динамика возрастной структуры населения США, 1950-2100 гг
Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/3867/155948/%D0%A1%D0%A8%D0%90.html