Структура ВВП США: особенности

Экономика Америки, США

Структура ВВП США: особенности

Экономика Америки, США

Вот уже на протяжении последних ста лет США уверенно лидируют в мировой экономике. После окончания Второй мировой войны американская экономика составляет как минимум 1/4 от мирового ВВП. Американская экономика, по масштабу своего хозяйства, уровню развития производства, уверенно опережает любую из стран мира.

Внутренние экономические процессы страны оказывают большое влияние на экономику других стран.

С началом 2000-х годов, в следствии бурного роста развивающихся стран и ускорившейся глобализации, влияние американской экономики в мире снижается.

Основную роль в принятии экономических решений играют частные компании и публичные корпорации. Непосредственное вмешательство в экономику государства незначительно. За 2013 г. ВВП США составил 16,8 трлн. долларов.

История экономики США

Корни современной экономики США уходят к поискам экономических выгод европейскими переселенцами в 16-18 веках. За эти годы Америка превращается из колониального в независимое фермерское хозяйство, а в последствии и в сложнейшую промышленную экономику.

В те времена люди жили на небольших фермах, ведя экономически независимый образ жизни. С ростом колоний развивались и вспомогательные производства.

С обретением независимости, в принятой в 1787 году Конституции США было утверждено, что вся страна должна стать единым рынком, где торговля между штатами должна осуществляться без каких-либо налогов или тарифов.

Конституция давала право федеральному правительству на регулирование торговли между штатами, а также с другими странами, выпускать и регулировать стоимость денег, проводить единые законы о банкротстве, строить дороги, учреждать почтовые ведомства и устанавливать правила, которые будут регулировать выдачу авторских прав и патентов. Александром Гамильтоном (первый министр финансов США) была выдвинута стратегия экономического развития, согласно которой, федеральное правительство должно было субсидировать еще не окрепшую американскую промышленность и ввести протекционистские тарифы на импорт, для ее поддержки.

Томас Джефферсон, ставший президентом в 1801 году, многое делал для развития более децентрализованной аграрной демократии. Несмотря на некоторые трудности, экономика США в 19 веке развивалась огромными темпами. Инвестиции и новые изобретения способствовали появлению новых отраслей в промышленности, что дало импульс к дальнейшему росту в экономике страны.

Благодаря совершенствованию транспорта, открывались все новые и новые рынки. Пароход удешевил и сделал речной транспорт заметно быстрее, однако настоящий прорыв произошел с началом строительства железных дорог, которые открыли для развития огромные территории.

Начавшаяся в Европе в 18 — начале 19 веков промышленная революция довольно быстро перекинулась и на Соединенные Штаты.

Победа северян в Гражданской войне окончательно определила судьбу и экономическую систему США. Крах рабовладельческой системы заметно снизил прибыльность крупных плантаций хлопка на Юге страны. С другой стороны на Севере огромными темпами, в значительной мере благодаря войне, разрасталась промышленность.

Окончание Гражданской войной ознаменовалось бурным экономическим развитием, которое стало основой для современной промышленной экономики США. Огромное количество новых изобретений и открытий привело к таким значительным переменам, что порой, их результаты неофициально именовали «второй промышленной революцией».

В западной части Пенсильвании была обнаружена нефть. Были изобретены телефон, электрический свет, пишущая машинка, фонограф. Для перевозок продуктов начали использоваться морозильные ж/д вагоны.

Ну и самое главное; к началу 20 века автомобили заменили кареты, а самолеты реализовали давнюю мечту человека — парить в небе, как птица.

Первый автомобиль завода Форд

В 1921 году в США начинается, так называемая эпоха «Просперити» (американское процветание), которая продлилось 8 лет и закончилась с началом Великой Депрессии.

Начавшаяся в 1929 г. Великая депрессия стала причиной резкого спада производства, инфляции и роста безработицы. В это трудное время, крупным профсоюзным объединениям удается провести множество успешных акций, таких как, сидячая забастовка на «Дженерал моторс», вынудившая корпорацию признать Объединенный профсоюз рабочих автомобильной промышленности.

Администрацией Франклина Рузвельта были предприняты меры для преодоления последствий экономического кризиса, которые, однако, принесли неоднозначные результаты.

Так, в области инфраструктуры и соцпрограмм произошли положительные сдвиги, хотя сама экономика достигла докризисного уровня деловой активности только после вступления страны во Вторую мировую войну, которая и дала главный стимул к росту производства и усилению государственного регулирования.

Окончательно переломить негативные тенденции в экономике удалось после крупномасштабной военной мобилизации, введения системы нормирования, установления контроля за ценами, а также обязательствами перед иностранными партнерами. Во время войны профсоюзы отказались от проведений забастовок, а крупные корпорации получали огромную прибыль.

Нью-Йорк в 1960-х

Фото Нью-Йорка 70-х и 80-х годов

В конце 60-х стремительный послевоенный подъем экономики завершился. Война во Вьетнаме заставила американскую экономику испытать перенапряжение из-за противоречий между нуждами социальных программ и военными расходами.

В середине 70-х резко повысились цены на энергоносители для американских производителей и потребителей, что привело к снижению темпов развития экономики США. Успешное восстановление Западной Европы и Японии после окончания Второй Мировой войны в большой степени способствовало к созданию острой конкуренции как внутри самих США, так и за рубежом.

Эти факторы породили в США в конце 70-х серьезный экономический кризис: экономика начала буксовать, зарплаты были заморожены, выросла инфляция и безработица.

В 90-е, во время президентства Б. Клинтона, такие страны, как Япония и Германия не только догнали, но даже превзошли американцев по некоторым ключевым экономическим показателям. В середине девяностых годов, по ВВП на душу населения, Германия практически сравнялась с США, а у Японии он был вообще на 20% выше американского.

По производительности труда Японии удалось опередить США на 15-45% в таких важнейших отраслях промышленности, как металлообработка, автомобилестроение, потребительская электроника и сталелитейное производство. По производительности труда в сталелитейной и металлообрабатывающей промышленности Германии удалось догнать США.

В США доля ВВП, реинвестированная в экономику составляла 15%, в Японии – 31%, в Германии – 22%.

Нью-Йорк в 1990-х

И тем не менее в 90-е годы экономика США показывала все более здоровую работу. Развал СССР и падение коммунистических режимов в Восточной Европе способствовали значительному расширению торговых возможностей.

Развитие технологий дало жизнь множеству качественно новых электронных продуктов.

Прогресс в создании телекоммуникаций и компьютерных сетей позволил наладить огромное пр-во компьютерной техники и ПО, а также произвел настоящую революцию в функционировании многих отраслей.

Бурное развитие экономики способствовало быстрому росту доходов корпораций.

Огромные доходы, в сочетании низкой безработицей и низким уровнем инфляцией, вызвали подъем на биржевом рынке: индекс промышленных предприятий Доу-Джонс, державшийся в 70-е годы на уровне 1000 пунктов в 1999 году вырос до отметки 11 000 пунктов, что значительно повысило уровень благосостояния многих американцев, хотя и не всех.

В 1990-е годы в стране начали проводить денежно-кредитную политику, целью которой является стабилизация цен, обеспечение полной занятости населения и сохранение низких процентных ставок.

Структура экономики США

Структура экономики США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большую часть ВВП страны (76,9% в 2009 году) создают отрасли сферы услуг: наука, финансы, торговля, здравоохранение, образование, различные услуги, связь, транспорт и услуги госучреждений.

Доля материального производства (обрабатывающая и добывающая промышленности, с/х, лесное хозяйство и рыбная промышленность, строительство) составляет 21,9% ВВП (данные за 2009 год).

Сельское хозяйство дает 1,2% ВВП, а на долю американской промышленности приходится менее 20% ВВП.

Соединенные Штаты по своему индустриальному развитию практически не имеют конкурентов даже среди наиболее развитых стран мира. США опережают Израиль и Нидерланды по доле сферы услуг в структуре пр-ва ВВП, хотя эти страны специализируются на услугах.

По этому показатели США уступает только Гонконгу, в котором на долю сферы приходится 86 % ВВП. Однако и здесь есть свои нюансы — Гонконг всего лишь особый экономический район Китая (доля сферы услуг < 40%), а не независимое государство.

Из этого следует, что в настоящее время Соединенные Штаты являются наиболее постиндустриальным государством в мире.

Если среди отраслей материальной сферы удельный вес в экономике сырьевых отраслей и сельского хозяйства заметно снизился, то промышленность продолжает играть важнейшую роль, обеспечивая высокий уровень технического развития иных сфер хозяйства. Сегодня именно в промышленности сосредоточены новейшие достижения научно-технического прогресса.

Общее хозяйство США является одним из самых эффективных в мире. Экономика США прежде всего ориентируется на новейшие технологии. США занимает первое место в области внедрения новейших технологий в производство, в экспорте лицензий на свои разработки, открытия и изобретения. Такое доминирование в области науки и технике зачастую приводит к зависимости остальных стран от США.

Источник: https://bestwanderlust.com/america/usa/ekonomika-ameriki-ssha/

США. Кушнир И.В. Мировая экономика в таблицах и графиках

Структура ВВП США: особенности

  1. Экономика США
  2. Внешняя торговля США
  3. Социальные индикаторы США

Экономика США

Динамика ВВП США Год ВВП в текущих ценах, млрд. долларов ВВП на душу населения, долларов Рост ВВП, %
1970 1024.8 4892.5
1971 1113.1 5266.5 3.5
1972 1225.0 5744.4 5.5
1973 1369.3 6364.0 5.

9

1974 1485.9 6843.9 -0.5
1975 1623.4 7409.1 -0.2
1976 1809.1 8180.0 5.4
1977 2013.6 9018.5 4.6
1978 2276.0 10096.0 5.

6

1979 2543.5 11174.1 3.1
1980 2767.5 12041.8 -0.3
1981 3103.8 13376.4 2.5
1982 3227.7 13778.2 -2.0
1983 3506.9 14827.7 4.

5

1984 3900.4 16333.7 7.2
1985 4184.8 17355.7 4.1
1986 4425.0 18172.8 3.4
1987 4699.0 19107.8 3.2
1988 5060.7 20374.7 4.

1

1989 5439.6 21684.0 3.6
1990 5754.8 22715.8 1.9
1991 5943.2 23233.1 -0.3
1992 6291.5 24359.6 3.4
1993 6614.3 25361.3 2.

9

1994 7030.5 26684.4 4.1
1995 7359.3 27632.9 2.5
1996 7783.9 28894.1 3.8
1997 8278.9 30365.3 4.5
1998 8741.0 31671.9 4.

4

1999 9301.0 33301.1 4.9
2000 9898.8 35040.5 4.2
2001 10233.9 35839.9 1.1
2002 10590.2 36712.0 1.8
2003 11089.3 38069.5 2.

6

2004 11797.8 40120.0 3.5
2005 12564.3 42329.7 3.1
2006 13314.5 44446.2 2.7
2007 13961.8 46187.6 1.9
2008 14219.3 46622.3 -0.

4

2009 13863.6 45057.5 -3.5
2010 14447.1 46545.9 3.0

Внешняя торговля США

Динамика внешней торговли США

Год Экспорт США, млрд. долл. Импорт США, млрд. долл.
1970 59.7 55.8
1971 63.0 62.3
1972 70.8 74.2
1973 95.3 91.

2

1974 126.7 127.5
1975 138.7 122.7
1976 149.5 151.1
1977 159.3 182.4
1978 186.9 212.2
1979 230.1 252.

7

1980 280.8 293.8
1981 305.2 317.8
1982 283.2 303.2
1983 277.0 328.6
1984 302.4 405.1
1985 302.0 417.

2

1986 320.3 452.9
1987 363.8 508.7
1988 443.9 554.0
1989 503.1 591.0
1990 552.1 629.7
1991 596.6 623.

5

1992 635.0 667.8
1993 655.6 720.0
1994 720.7 813.4
1995 811.9 902.6
1996 867.7 964.0
1997 954.4 1055.

8

1998 953.9 1115.7
1999 989.3 1251.4
2000 1093.2 1475.3
2001 1027.7 1398.7
2002 1003.0 1430.2
2003 1041.0 1545.

1

2004 1180.2 1798.9
2005 1305.1 2027.8
2006 1471.0 2240.3
2007 1661.7 2374.8
2008 1846.8 2556.5
2009 1583.

0

1974.6
2010 1839.8 2356.7

Структура импорта США, 2010 г

Структура импорта США, 2010 г.

Код Товарная группа Структура, %
27 Топливо минеральное, нефть и продукты перегонки; битуминозные вещества, минеральные воски 18.4
85 Электрические машины и оборудование, их части 13.

4

84 Ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства; их части 13.0
87 Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности 9.5
30 Фармацевтическая продукция 3.

2

прочее 42.6

Структура экспорта США, 2010 г

Структура экспорта США, 2010 г.

Код Товарная группа Структура, %
84 Ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства; их части 14.3
85 Электрические машины и оборудование, их части 11.

8

87 Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности 7.8
27 Топливо минеральное, нефть и продукты перегонки; битуминозные вещества, минеральные воски 6.

3

88 Летательные аппараты, космические аппараты, и их части 6.2
прочее 53.6

Социальные индикаторы США

Продолжительность жизни в США

года всего мужчины женщины
1950-1955 68.6 65.8 71.7
1955-1960 69.7 66.6 73
1960-1965 70.2 66.8 73.6
1965-1970 70.6 66.8 74.

1

1970-1975 71.5 67.5 75.2
1975-1980 73.3 69.4 77
1980-1985 74.3 70.7 77.9
1985-1990 74.9 71.3 78.4
1990-1995 75.6 72.

2

79
1995-2000 76.4 73.4 79.4
2000-2005 77.2 74.5 79.8
2005-2010 78 75.4 80.5
2010-2015 78.8 76.2 81.3
2015-2020 79.4 76.

9

82
2020-2025 80.1 77.5 82.7
2025-2030 80.7 78.2 83.3
2030-2035 81.3 78.8 83.9
2035-2040 81.9 79.4 84.5
2040-2045 82.5 80 85.

1

2045-2050 83 80.5 85.6
2050-2055 83.6 81.1 86.2
2055-2060 84.1 81.6 86.7
2060-2065 84.6 82.2 87.2
2065-2070 85.1 82.7 87.

8

2070-2075 85.7 83.2 88.3
2075-2080 86.2 83.7 88.8
2080-2085 86.7 84.2 89.3
2085-2090 87.2 84.7 89.8
2090-2095 87.7 85.2 90.

3

2095-2100 88.2 85.7 90.8

Динамика возрастной структуры населения США, 1950-2100 гг

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/3867/155948/%D0%A1%D0%A8%D0%90.html

Бизнес и закон
Добавить комментарий