Международная товарно-транспортная накладная СМР – это… Особенности, требования и образец

Содержание
  1. Образец cmr международная товарно транспортная накладная
  2. Как заполнить CMR-накладную, чтобы перевезти груз через границу
  3. Документооборот международных перевозок автомобильным транспортом
  4. CMR международная товарно-транспортная накладная — оформление и заполнение, страхование
  5. Правила заполнения CMR
  6. Для отправителя груза
  7. Для получателя
  8. Определение СМР
  9. CMR: трудности перевода
  10. Обязательно ли оформление накладной CMR?
  11. Требования, предъявляемые к международной транспортной накладной
  12. Сведения, содержащиеся в накладной
  13. Количество экземпляров
  14. Подпись на документе
  15. Что такое CMR накладная, для чего она нужна и как правильно заполнить данную форму
  16. Международная товарно-транспортная накладная CMR – расшифровка аббревиатуры и назначение документа
  17. В каких случаях нужна цмр
  18. бланк cmr — правила заполнения
  19. Особенности оформления CMR и других транспортных документов на видео
  20. CMR страхование, его плюсы и минусы

Образец cmr международная товарно транспортная накладная

Международная товарно-транспортная накладная СМР - это... Особенности, требования и образец

В отличие от российской товарно-транспортной накладной международную товарно-транспортную накладную (CMR) составляют в трех экземплярах. Их подписывают грузоотправитель и перевозчик. В некоторых странах существует еще один экземпляр, который предназначен для тарифного контроля.

Бывают ситуации, когда груз должен быть перевезен несколькими автомобилями, или в одном автомобиле перевозят грузы разного вида. Тогда количество накладных должно соответствовать количеству транспортных единиц или количеству видов груза. Это правило действует и в случае, если перевозят несколько партий одинакового груза.

Если перевозимый груз является опасным, то отправитель должен точно указать в накладной характер опасности. Кроме того, в накладной следует описать необходимые меры предосторожности, которые надо предпринять для обеспечения безопасной перевозки.

Перед тем, как подписать СМR, перевозчик должен проверить правильность указания количества мест, маркировки, состояние товара и упаковки. При транспортировке груза на большие расстояния перевозка может быть поручена последовательно нескольким перевозчикам. Второй перевозчик и каждый из последующих становятся участниками договора перевозки в силу принятия ими груза и накладной.

Перевозчик, принимающий груз, должен отметить свое имя и адрес на втором экземпляре накладной. Если он не удовлетворен их состоянием, то должен сделать в накладной соответствующие отметки.

Если в накладной нет обоснованных перевозчиком оговорок, то считается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии.

А также, что число грузовых мест, их маркировка и номера соответствовали указаниям в накладной.

Международная ТТН должна содержать «стандартные» данные, такие же, как и в российской накладной (дату документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д.).

Помимо этого, в СМR нужно указывать:

  • принятое обозначение характера груза и род его упаковки;
  • платежи, связанных с перевозкой (таможенные пошлины и сборы и т.д.) и другие платежи, взимаемые с момента заключения договора до сдачи груза;
  • инструкции, которые понадобятся при пересечении границы, оформлении таможенных документов.

Так же накладная может содержать:

  • указание, что перегрузка не разрешается;
  • указание платежей, которые отправитель обязан оплатить;
  • сумму платежа, подлежащего оплате при сдаче груза;
  • объявленную стоимость груза;
  • инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
  • согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена;
  • перечень документов, переданных перевозчику.

Правила заполнения международной товарно-транспортной накладной:

В пункте 1 указываются реквизиты грузоотправителя (наименование, адрес, страна). Кроме этих данных перевозчик обязан записать номер телефона и фамилию контактного лица грузоотправителя на случай, если возникнут какие-либо вопросы в процессе перевозки (на таможне, у грузополучателя).

Пункт 2 содержит реквизиты грузополучателя (наименование, адрес, страна). Необходимо также иметь номер телефона грузополучателя для решения возникающих вопросов на таможне при въезде в страну, для поиска офиса получателя в случае плохого владения национальным языком получателя.

В пункте 3 указывается адрес места разгрузки. Если адрес места разгрузки совпадает с адресом грузополучателя, то у перевозчика не должно возникать особых вопросов. Но, как правило, у 50% отправителей адрес места разгрузки не совпадает с адресом грузополучателя.

Это связано с тем, что груз направляется сразу на филиал, склад или магазин.

В данном случае перевозчику необходимо иметь номер телефона места разгрузки, а если получатель и место разгрузки находятся в разных городах, то сразу же у грузоотправителя уточнить маршрут движения, выяснив, необходимо ли заезжать к грузополучателю или сразу ехать по адресу места разгрузки.

В пункте 4 указываются место и дата погрузки груза.

Пункт 5 содержит перечень прилагаемых документов. К ним относятся:

  • счет-фактура (invoice);
  • отгрузочная спецификация;
  • сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение;
  • ветеринарный сертификат, если грузы имеют животное происхождение;
  • карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение;
  • сертификат о происхождении (certificate of origin);
  • акт загрузки.

В пункт 6 заносятся знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Конвенции ДОПОГ.

Пункт 7 содержит количество мест груза. Как правило, до 90% всех грузов, перевозимых автомобилями, находятся на поддонах и для перевозчика наиболее приемлемым является, если в пункте 7 будет указано количество поддонов. Это число легко проверить, определив количество рядов поддонов и умножив на два (в грузовом отделении в ряд становится два поддона).

В пункте 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Наименование груза указывается в пункте 9.

В пункте 10 указывается код груза по классификации.

В пункте 11 указывается вес брутто в килограммах, т.е. вес груза с упаковкой, а в пункте 12 указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах,

Пункт 13 – указания отправителя (таможенная и прочая обработка), в данном пункте содержатся реквизиты контракта купли-продажи груза (номер и дата заключения контракта) и, если на вывоз товара потребуется лицензия или разрешение, указываются реквизиты этих документов.

На поле пункта 13 изображен конверт.

Какой смысл этого изображения? Дело в том, что по одному экземпляру контракта купли-продажи товара, лицензии или разрешения на вывоз товара из страны должно быть предоставлено на таможне, где будет происходить таможенное оформление груза.

Изображение конверта должно напомнить грузоотправителю и перевозчику, что указанные документы должны быть на таможне, и если они почему-либо не отправлены, то грузоотправитель передаст их в конверте через перевозчика.

В нижней части пункта 13 указана объявленная стоимость груза.

В соответствии со статьей 23 (пункт 3) Конвенции КДПГ установлен предел ответственности перевозчика, ограничивающий сумму возмещения в пределах $12 за один килограмм недостающего веса брутто (8,33х1,46=$12,16).

Однако пунктом 6 статьи 23 предусмотрено, что более значительное по своему размеру возмещение может быть потребовано с перевозчика в том случае, если в соответствии со статьями 24 и 26 была объявлена стоимость груза, В случае объявления стоимости груза, превышающей предел, указанный в пункте 3 статьи 23, объявленная стоимость заменяет этот предел. Конвенцией предусмотрено, что при объявлении стоимости груза, превышающей предел ответственности, перевозчику полагается дополнительный фрахт на оплату конвоя сопровождения.

В пункте 14 указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после времен­ного пребывания там.

Например, если по каким-то обстоятельствам полуприцеп был временно оставлен за границей (ремонт в связи с ДТП или после диагностического контроля), то при вывозе его в страну регистра­ции в пункте 14 CMR записывается государственный номер регистрации полуприцепа.

В пункте 15 указываются условия оплаты за товар по контракту купли-продажи. В этом пункте указывается международный термин, принятый по “Инкотермс-90”.

Пункт 16 заполняется перевозчиком, как правило, с помощью штампа предприятия, содержащего реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс).

В пункте 17 заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.

По сравнению с условиями осуществления международных перевозок грузов в странах СНГ новым и обязательным предписанием является предоставление перевозчику права вносить в накладную оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки, Эти оговорки вносятся в пункт 18 накладной и, с целью единообразия, в виде рекомендации предлагаются следующие формулировки;

А) автомобиль без тента;

Б) по согласованию с отправителем;

А) груз без упаковки;

Б) упаковка повреждена;

В) упаковка не отвечает требованиям;

  • по количеству, маркировке грузовых мест:

Проверить невозможно по причине:

А) погрузка выполнена отправителем;

B) большого количества мест;

С) опечатан контейнер;

А) груз явно в плохом состоянии;

Б) груз поврежден;

В) груз подмочен;

Г) груз подморожен;

Д) груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность отправителя;

  • по обработке, погрузке, сохранности, разгрузке:

Обработка, погрузка осуществляется:

  • водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;
  • по требованию отправителя.
  • получателем;
  • водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;
  • по требованию получателя.

Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной. В конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.

Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя, а так как страницы CMR изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах.

Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя.

В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR с чистым пунктом 18.

Пункт 19 может быть заполнен только отделом расчетов после завершения перевозки. Однако, в настоящее время размер фрахта устанавливается на договорных началах и поэтому, как правило, пункт 19 не заполняется.

Особые согласованные условия перевозки оговариваются в пункте 20 CMR. В этом пункте указывается температура в камере рефрижератора, при которой должен доставляться скоропортящийся груз.

В этой же графе может быть указана согласованная с перевозчиком дата доставки груза.

Перевозчик обязан знать, что в случае просрочки в доставке, если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать провозных платежей (статья 23, пункт 5).

В пункте 20 может быть также указано ограничение скорости движения при перевозке негабаритных, тяжеловесных и взрывоопасных грузов, а также запрещение перегрузки и мойки полуприцепа.

В пункте 21 указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR, и дата заполнения.

Фактическое время прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в пункте 22 и заверяются штампом.

Номер путевого листа, фамилия водителя и штамп предприятия перевозчика указываются в пункте 23. Ставя свою подпись в пункте 23 накладной CMR, водитель должен знать, что он подписывает договор на перевозку, и обязан убедиться, что условия договора его устраивают.

Фактическое время и дата прибытия и убытия из-под разгрузки отмечаются в пункте 24. Отметка о получении груза делается на третьем и четвертом экземплярах CMR.

Обнаруженная при сдаче груза и при проверке количества мест и веса недостача, порча или повреждение груза удостоверяются соответствующими отметками во втором, третьем и четвертом экземплярах CMR.

При этом составляется акт получения (разгрузки), в котором указывается количество недостающего (испорченного) груза.

Акт подписывается комиссией в составе представителя таможни или эксперта торговой палаты, грузополучателя и перевозчика.

В пункте 25 отмечаются государственные номера тягача и полуприцепа, загрузившего груз, а в пункте 26 – их марки и модели.

Пункты 27, 28 и 29 оформляются при передаче CMR в отдел расчетов экспедитора.

Как заполнить CMR-накладную, чтобы перевезти груз через границу

При вывозе и ввозе груза автомобильным транспортом за границу и его ввозе следует заполнять транспортный документ по международным правилам. Что это за документ, когда и кем заполняется, разберемся в этой статье

Документооборот международных перевозок автомобильным транспортом

Требование о составлении накладной при заключении договора перевозки груза из одной страны в другую, а также перечень сведений, которые должен содержать этот документ, установлены Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов , подписанной в Женеве 19.05.1956. В настоящее время наиболее распространено применение накладной CMR (иногда заменяют латинский алфавит на русский и пишут «смр-накладная9raquo;).

Скачать бланк CMR (международная транспортная накладная) можно в конце статьи.

CMR-накладная имеет российский аналог — речь идет о товарно-транспортной накладной (ТТН). Но в первом документе имеется наиболее подробная информация о международной перевозке. Поэтому российский продавец, заключающий договор перевозки товара за пределы территории РФ, не сможет воспользоваться ТТН — надо оформить накладную по международным правилам.

Международной перевозка будет считаться в том случае, если погрузка товара происходила в одной стране, а сдача груза — в другой (перевозка из Петербурга в Калининград, несмотря на пересечение границы, не требует оформления CMR).

В машине перевозчика, помимо накладной, должны быть в наличии и иные прилагаемые к ней документы, такие как:

  • отгрузочная спецификация;
  • карантинный сертификат;
  • сертификат о качестве и т. д.

При этом все документы должны быть составлены на русском языке или на одном из иностранных языков.

ВАЖНО! Для российских экспортеров товара накладная CMR является обязательным документом для подтверждения права на применение льготной ставки по НДС.

Источник: http://kleotur.info/obrazec-cmr-mezhdunarodnaja-tovarno-transportnaja/

CMR международная товарно-транспортная накладная — оформление и заполнение, страхование

Международная товарно-транспортная накладная СМР - это... Особенности, требования и образец

Многие бизнесмены, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, при отправке груза заполняют специальный документ. Этот документ называется CMR — международная товарно-транспортная накладная. В данной статье мы разберёмся, как нужно заполнять этот документ, кто занимается заполнением накладной? И нужно ли страховать груз, который перевозится в соответствии с CMR?

Международная товарно-транспортная накладная (CMR) — это документ, который нужен для осуществления международных перевозок. Фактически этот документ используется в качестве подтверждения факта заключения договора перевозки. Также CMR определяет ответственность всех заинтересованных сторон (отправитель, перевозчик, получатель).

Накладная содержит основную информацию о:

  • транспорте и грузе;
  • получателе и отправителе;
  • месте принятия товаров;
  • адресе доставки;
  • характере товаров, платежей и так далее.

 

Оформляется CMR-бланк в 3 или 4 экземплярах: первый экземпляр остаётся у отправителя, второй — у перевозчика, третий — у получателя. Также в некоторых странах нужно пройти тарифный контроль, поэтому ещё один экземпляр накладной вручается службам, которые осуществляют проверку. Каждый бланк накладной имеет учётный номер и серию.

Цель страхования CMR — защита перевозчика и его интересов.

Cама CMR состоит из 10-14 страниц:

  • 1 страница. Служит подтверждением того, что была осуществлена перевозка. Она остаётся у отправителя. Также эта страница подтверждает оплату груза.
  • 2 страница передаётся сначала компании-перевозчику, а потом водителю. После доставки водитель передает её получателю груза. На эту страницу ставятся специальные печати и подписи перевозчика и отправителя груза.
  • 3 страница передаётся перевозчику. При перевозке она прилагается к путевому листу. Здесь указывается информация, на основании которой производится начисление зарплаты водителю. Также эта страница используется для учёта. Она должна быть заверена подписями и специальными штампами отправителя.
  • 4 страница. Здесь указывается стоимость перевозки. Заполняет эту страницу перевозчик. После заполнения страница отправляется плательщику перевозки — это может быть как сам грузоотправитель, так и грузополучатель (либо третье лицо). На этой странице перевозчик и отправитель груза ставят свои подписи штампы.
  • Другие страницы CMR-накладной заполняются таможенными службами и некоторыми другими органами. Их точное количество зависит от типа транспортной перевозки, а заполняются они соответствующими службами.

В случае повреждения или утраты груза компания-перевозчик обязана возместить ущерб получателю. Поэтому очень многие перевозчики делают CMR-страхование грузов. Цель страхования — защита перевозчика и его интересов.

Правила заполнения CMR

Форма CMR заполняется всеми участниками перевозки. Ниже представлена CMR-расшифровка всех ключевых пунктов, которые содержатся в этом документе.

Для отправителя груза

Отправитель заполняет следующие пункты:

Графа №НазваниеИнформация
1 Отправитель Содержит следующую информацию об отправителе товаров — наименование лица, которое отправляет груз, а также его адрес.
2 Получатель Содержит следующую информацию о получателе товаров — наименование лица, которое получает груз, а также его адрес.
3 Место разгрузки Сюда вписывается то место, куда будут доставлены товары.
4 Место погрузки Сюда вписывается то место, откуда отправляются товары. Также здесь необходимо указать дату отправки.
5 Документы Тут указывается весь перечень документов на груз. Перед отправкой водитель должен проверить следующий факт — а совпадают ли фактические номера документов с номерами документов, которые указаны в CMR-накладной.
6 Знаки и номера Тут указываются класс груза. Именно в этом пункте отражается тот факт, что перевозимые товары относятся к классу опасных.
7 Количество В этом пункте содержится информация о количестве мест груза. Перед отправкой водитель должен проверить следующий факт — а совпадает ли фактическое количество мест груза с тем количеством, которое указано в CMR-накладной.
8 Упаковка В этом пункте указывается тип упаковки.
9 Наименование Тут указывается полное название товаров.
10 Статист. № Здесь указывается специальной код в соответствии с ТН ВЭД ТС.
11 Вес брутто Здесь необходимо указать фактический вес всех товаров (вместе с упаковкой), единицы измерения — килограммы.
12 Объём В этой графе необходимо указать фактический размер груза, единицы измерения — кубические метры.
13 Указания отправителя Содержит информацию о таможне (наименование, адрес и реквизиты). Также здесь указывается объявленная стоимость товаров.
14 Возврат Здесь следует указать номер полуприцепа или контейнера, если он после доставки будет возвращён обратно.
15 Оплата Тут указываются условия оплаты товаров, которые содержит внешнеторговый контракт РФ (если он использовался).
21 Накладная составлена в Здесь следует указать фактический адрес, где была составлена CMR-накладная.
22 Прибытие и убытие В этом пункте указывается время и дата завершения погрузки. Правильность времени и даты заверяется подписью, а также штампом.

Также существует графа №20, которая называется «Особые условия». В этой графе отправителем могут оговариваться специальные условия доставки товаров. Заполняется это графа лишь в случае необходимости. Также в неё может вносить информацию перевозчик.

https://www.youtube.com/watch?v=gzAWDlLNJbA

Когда доставка грузов одним видом транспорта невозможна, бизнесмены используют мультимодальные контейнерные перевозки. Подробнее о данном виде грузоперевозок можно узнать из отдельной статьи.
Информация о том, что означает TIR на фурах вот тут. У перевозок по международной конвенции есть множества преимуществ, действующих на территории большинства стран-торговых партнёров РФ.

Перевозчик заполняет следующие пункты:

Графа №НазваниеИнформация
16 Перевозчик Содержит следующую информацию о перевозчике груза — полное наименование лица, которое занимается доставкой груза, его адрес, телефон и так далее.
17 Последующий перевозчик Если перевозкой занимается несколько компаний, то в этом пункте следует указать следующую компанию-перевозчика.
18 Замечания Сюда перевозчик может заносить всю важную информацию о состоянии груза перед доставкой (внешний вид, качество упаковки и так далее).
19 Подлежит оплате Если определением стоимости занимается отдел расчётов, то в этом пункте фиксируется стоимость перевозки, а заполняется этот пункт после перевозки. Если груз перевозился на договорных условиях, то этот пункт не заполняется.
23 Без названия Здесь фиксируется следующая информация — номер и дата путеводного лица, полные имена водителей; также здесь перевозчик ставит подпись и штамп.
25 Номер Если для транспортировки использовался тягач, то в этом пункте указывается его государственный номер.
26 Марка Если для транспортировки использовался тягач, то в этом пункте указывается его марка.
27, 28 и 29 Названия отсутствуют Здесь указывается информация о способе определения стоимости перевозки, а также фактическая стоимость перевозки.

Также существует графа № 20, которая называется «Особые условия». В этой графе перевозчиком могут оговариваться специальные условия доставки товаров. Заполняется это графа лишь в случае необходимости. Также в неё может вносить информацию отправитель груза.

Для получателя

После доставки товаров получатель заполняет пункт № 24 «Груз получен». Тут он указывает время прибытия груза. Также получатель должен поставить свою печать и подпись. Важно, что 2, 3 и 4 страницы CMR-накладной после оформления возвращаются перевозчику, поскольку эти документы нужны для учёта (также на их основании водителю начисляется зарплата).

Наглядный пример заполнения CMR смотрите в этом видео:

Подведём итоги. Во-первых, CMR ТТН нужна для того, чтобы предприниматель мог отправить груз из одной страны в другую. Во-вторых, CMR состоит из 10-14 страниц.

Во-вторых, 29 обязательных пунктов, которые содержатся в CMR, заполняются отправителем, получателем и компанией-перевозчиком.

В-четвёртых, CMR также содержит и другие пункты, которые заполняются таможенными службами и некоторыми другими органами.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Транспортные документы.

Источник: https://ved.center/trans-dokumenty/cmr

Определение СМР

Международная товарно-транспортная накладная СМР - это... Особенности, требования и образец

CMR (рус. ЦМР или, иногда, СМР) – это товарно-транспортная накладная, входящая в пакет документов, необходимых для автомобильного перемещения грузов (товаров) между странами. Принципы составления документа, содержание и правила оформления накладной, требуют учитывать специфические особенности международных перевозок.

CMR: трудности перевода

Общепринятое в России название международной накладной – CMR – стало производным от французского наименования «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route», что в нашей стране называется «Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов», или Конвенцией КДПГ. Аббревиатура традиционно расшифровывается по французскому варианту. В других странах эта расшифровка может быть понятной не всегда, поскольку в разных языках накладная CMR называется по-разному: Frachtbief – по-немецки, Vrachtbrief – по-голландски, Consignment Note – по-английски и т.д.

В данном случае, одно из русских сокращений «СМР» следует отличать от аналогичной аббревиатуры «строительно-монтажных работ».

Поскольку для употребления сокращения в значении «международной товарно-транспортной накладной» в русском языке иногда выбирается фонетический вариант «Си-Эм-Эр», это приводит к совпадению аббревиатур.

Однако при необходимости передать русское звучание аббревиатуры CMR, во избежание путаницы, целесообразнее использовать более распространённую форму ЦМР, а в написании придерживаться принятого в практике грузоперевозки обозначения CMR.

Сама конвенция, давшая название документу, была принята в Женеве в 1956 году. После вступления в действие в 1958 году она претерпела ряд изменений (в 1978 году), которые, помимо прочего, касались страхования груза и алгоритма возмещения ущерба.

В КДПГ представлено определение базовых понятий (при необходимости – со ссылкой на другие Конвенции, в которых, например, устанавливается, что такое транспортное средство), а также прописаны правила для участников международной автоперевозки, включая права и обязанности перевозчика.

Там же определены основные требования к CMR.

Обязательно ли оформление накладной CMR?

В статье 4 третьей главы Конвенции указывается, что «договор перевозки устанавливается накладной», при этом, её потеря или ошибочное заполнение на действительности самого договора не отражаются.

Возможно, это стало причиной поверхностного формального отношения некоторых отправителей, перевозчиков или даже представителей таможни к CMR как к ключевому документу международных перевозок, без которого ни одна международная автомобильная грузовая отправка не обходится.

Но в соответствии со статьёй 9 Конвенции именно накладная является доказательством условий договора.

А поскольку в подписавших Конвенцию государствах она имеет приоритет перед национальным транспортным законодательством, в случае международных судебных разбирательств и разрешения споров накладная станет опорным документом для вынесения решения. При этом она, конечно, должна содержать подписи перевозчика, отправителя или штампы, а также соответствовать другим требованиям.

Конвенция применяется ко всем возмездным договорам о перевозке грузов автотранспортом в случаях, когда указанные в договоре пункт принятия к отправке и пункт получения находятся в разных государствах, если хотя бы одно из этих государств подписало Конвенцию. На практике, применительно к CMR, это означает, что документ необходим, если соблюдены 4 условия:

  1. Транспортировка груза производится посредством автомобильного транспорта.
  2. Перевозка осуществляется не безвозмездно – за вознаграждение (оплату).
  3. Пункты загрузки и выгрузки расположены на территориях разных стран.
  4. Резиденты, подписавшие договор, должны представлять хотя бы одно государство, ратифицировавшее КДПГ.

Транспортная накладная становится, по сути, документальным подтверждением трёхстороннего соглашения между участниками транспортировки на условиях Конвенции.

Требования, предъявляемые к международной транспортной накладной

Различными статьями КДПГ устанавливаются требования как товарно-транспортной накладной в части внесения обязательных данных и дополнительных сведений, так и к количеству необходимых экземпляров документа.

Сведения, содержащиеся в накладной

К основной информации, которая должна содержаться в накладной, согласно Конвенции, относятся сведения:

  • о месте и времени (дате) составления документа,
  • о месте и времени (дате) принятия груза,
  • о месте доставки груза,
  • об отправителе, транспортном агенте и получателе с указанием их имён и адресов,
  • о характере груза (в общепринятом обозначении) и о типе упаковки, а, в случае транспортировки опасных грузов, – о характере опасности в признанных обозначениях,
  • о количестве мест груза с указанием их номера и разметки и о весе брутто,
  • о расходах, связанных с перевозкой, куда включаются не только стоимость перевозки, но и все дополнительные расходы (в том числе – таможенные пошлины и сборы),
  • о таможенных формальностях в виде инструкций, которые необходимо выполнить для соблюдения требований таможни.

Кроме того, в обязательном виде на CMR-накладной должно присутствовать указание о соблюдении условий грузоперевозки требованиям Конвенции.

Однако, помимо обязательных сведений, накладная, в случае необходимости, может содержать и дополнительные данные:

  • о расходах, принимаемых на свой счёт отправителем,
  • о величине наложенного платежа, сумма которого должна быть возмещена при передаче груза,
  • о заявленной стоимости товара и о величине дополнительной ценности при доставке,
  • о сроке, который дополнительно может понадобиться для осуществления перевозки,
  • о списке (перечне) переданных перевозчику документов.

Данные правила определяют не максимальный, а минимальный объём содержания накладной. Помимо указанных данных, стороны могут вносить в документ любое необходимое для эффективного взаимодействия указание.

Так, например, по регламенту перевозчик обязан проверять и внешнее состояние, и упаковку, и маркировку, и размер груза, а также точность внесённых в накладную данных о количестве перевозимых мест. Но не всегда это представляется возможным осуществить.

Тогда перевозчик может записать в накладную оговорки. При этом он должен их не только назвать, но и обосновать. Подобным образом указываются и обосновываются оговорки, касающиеся всех перечисленных выше параметров.

В случае, когда нельзя сразу удостовериться в соответствии принятого груза документальным данным, письменные оговорки необходимо делать, поскольку Конвенция предусматривает презумпцию соответствия груза.

Это значит, что без вписанных оговорок в случае разбирательства, суд будет исходить из того, что число мест, внешнее состояние груза, размеры, маркировка и другие параметры соответствовали при отправке документальным данным.

Отдельно к накладной присоединяются и переходят в распоряжение перевозчика документы от отправителя, которые необходимы для пересечения таможни. Сам перевозчик за полноту этих документов не отвечает (это зона ответственности отправителя).

Но для осуществления транспортировки без проблем важно, чтобы данные в исходных документах между собой, а также со сведениями, вписанными в CMR, соотносились абсолютно чётко.

Недопустимы расхождения между сведениями в CMR и информацией:

  • в инвойсе – предоставляемом продавцом документе, в котором, согласно международной коммерческой практике, для покупателя перечисляются товары (услуги), их цена и количество;
  • в упаковочном листе – сопровождающем товар документе, составленном в виде описи с наименованием ТМЦ, количества, веса и других параметров;
  • в книжке МДП (Международных Дорожных Перевозок), или Carnet TIR, представляющей собой альбом с отрывными листами, применяемый для ускорения и облегчения пересечения границы за счёт перевозки грузов в контейнерах или кузовах, опломбированных сотрудниками таможни.

В отношения порядка заполнения бланка самой международной накладной (CMR) дополнительные разъяснения даны в специальном Письме Федеральной таможенной службы РФ.

Количество экземпляров

В Конвенции указывается, что международная накладная составляется в трёх экземплярах, каждый из которых имеет статус оригинала. Разделение на экземпляры отправителя, получателя и перевозчика иногда закрепляется цветом бланка (розовым, жёлтым и зелёным соответственно).

Цветовая дифференциация этих вариантов документа не принципиальна. Важнее, чтобы все заинтересованные стороны имели в своём распоряжении оригинал документа: отправитель, перевозчик и получатель.

По факту прибытия груза в пункт назначения, получателю выдаётся его экземпляр накладной, в ответ на что получатель выписывает расписку в принятии.

Нередко, даже при перевозке груза одним автомобилем, предусмотрительно распечатывают больше экземпляров, чтобы не возникал вопрос, где взять CMR, если вдруг один экземпляр транспортной накладной решит оставить у себя таможня, что на практике случается регулярно. (В некоторых странах необходимо предоставлять экземпляр накладной для тарифного контроля). Для таможенных органов желательно иметь на руках три подписанных (заверенных) экземпляра.

Как правило, два своих экземпляра везёт с собой и перевозчик. Один из них становится подтверждением факта успешной доставки и, как следствие, – основанием для произведения взаиморасчётов и оплаты труда. Второй, прикрепляясь к путевому листу, сохраняется в целях учёта.

Если транспортировка груза предполагает несколько получателей, то накладная по этим же принципам заполняется для каждого отдельного получателя. В Конвенции (статья 5, п. 2) прописаны и условия, при которых перевозчик или отправитель может потребовать составления отдельных накладных на каждую группу, если:

  • перевозятся различные грузы,
  • перевозятся различные партии одного вида грузов,
  • грузы перевозятся различными автомобилями.

Предусмотрительные отправители и перевозчики обычно пользуются этим правом и стремятся к тому, чтобы количество экземпляров накладных соответствовало числу единиц транспорта (помимо тех экземпляров, принадлежность которых определена иными требованиями),

Сейчас ряд сайтов (например, http://5g.su/cmr) предлагают формы для заполнения CMR онлайн. После завершения работы с накладной готовый документ отправляется в виде Excel-файла на электронную почту для распечатки в любом необходимом количестве.

Подпись на документе

Все оригиналы должны быть подписаны отправителем и перевозчиком. Характерно, что требования в части подписи ориентированы на законодательства страны, являющейся местом отправки груза (местом составления накладной). Если законодательство позволяет, подписи могут быть даже отпечатаны в типографии. Эквивалентом подписи может выступать и штемпель отправителя и перевозчика.

Отзывы, комментарии и обсуждения

Источник: https://finswin.com/projects/dokumenty/smr.html

Что такое CMR накладная, для чего она нужна и как правильно заполнить данную форму

Международная товарно-транспортная накладная СМР - это... Особенности, требования и образец

Едва ли в деле международных автоперевозок есть более значимая бумага, чем международная накладная CMR. Этот документ, по сути, является подтверждением договора между тремя сторонами: отправителем, перевозчиком и получателем.

Очень важно понимать значение ЦМР, уметь правильно заполнять накладную, чтобы избежать юридических проблем при перевозках или получении. Мы расскажем о предназначении накладной и правилах заполнения этого важного документа.

Международная товарно-транспортная накладная CMR – расшифровка аббревиатуры и назначение документа

CMR (ЦМР) – аббревиатура, произошедшая от французского полного названия Конвенции о международных перевозках грузов с помощью автотранспорта.

Транспортная накладная CMR — это международный документ, чрезвычайно значимый для осуществления автоперевозок международного значения. Это итоговый документ, отражающий основные сведения.

Благодаря ЦМР можно понять следующую информацию:

  • Сколько было товара,
  • Кто именно его перевез,
  • По какому маршруту перевозил,
  • Согласно каким документам осуществлялась перевозка,
  • Кто адресат, а кто отправлял товар,
  • Сколько времени заняла доставка.

В ней же указывается на то, что за товар поступил на таможню, в каком виде, в какой день и время, когда именно его принял отправитель и в каком состоянии на момент приема был товар.

Участники автоперевозки должны иметь свои собственные дубликаты ЦМР.
В данном случае речь идёт о Перевозчике, который непосредственно доставляет товар из пункта «А» в пункт «Б», Адресате, получающем товар и, собственно, Отправителе, который груз отправил.

В каких случаях нужна цмр

цмр необходима, когда выполняется несколько условий:

  1. вознаграждение за перевозку предусмотрено;
  2. места погрузки и выгрузки расположены в разных государствах;
  3. конвенция кдпг подписана хотя бы одним из государств, резиденты которых являются участниками сделки;
  4. транспортировка груза осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

важно понимать, что количество цмр накладных должно соответствовать количеству единиц транспорта.

если груз опасен, то отправитель непременно указывает в накладной эту опасность и описывает её характер и меры предосторожности для безопасной транспортировки данного груза.

цмр по своей сути является фактическим подтверждением осуществления трёхстороннего договора, который заключён между тремя сторонами, непосредственными участниками транспортировки товара на условиях конвенции кдпг. да и в случае судебных тяжб, именно cmr и является доказательством своевременного исполнения условий договора (или же неисполнения).

вся основная информация из транспортных и товарно-сопроводительных документов объединена в ттн cmr. и главный момент состоит в том, что данные из других документов и информация в цмр должны совпадать.

а вот случаи, когда в цмр и упаковочном листе, или же в цмр и инвойсе, в цмр и тире данные разняться, принесут вам массу сложностей и проблем. особенно много неприятностей такие несовпадения способны принести тому, кто осуществляет перевозки. поэтому, цмр необходимо тщательно сверять и проверять, так как в противном случае невнимательность может обойтись очень дорого.

цмр содержит две категории сведений:

  1. первая категория — это информация, записанная в специальных графах накладной и содержащая базовые сведения о перевозке.
  2. другая категория не менее важна. она включает в себя печати и отметки, а также рукописные замечания о перевозке и её ходе.

кроме того, существуют такое обязательное требование к форме cmr, как наличие номера.

если груз не указан ттн цмр, то он считается контрабандой.

бланк cmr — правила заполнения

Первые разделы, которые необходимо заполнить после номера, это графы с названием «Отправитель» и «Получатель». Их можно приравнять к синонимичным терминам «продавец» и «покупатель», поэтому берём все необходимые сведения из инвойса.

В графы под номерами три и четыре мы вписываем адрес места, где груз будут получать, и, соответственно, место, откуда груз забрали. За своевременную отправку и получение товара отвечают фактический отправитель и получатель, их определяют с помощью печатей в двадцать второй строке, где пишется, кто груз отправлял, и в двадцать четвёртой, где пишется, кто именно принял груз.

Нередко, в двадцать второй графе ставится печать фирмы, продавшей товар. В таком случае графа «Отправитель» (он же продавец) и двадцать вторая графа совпадут. В случае, когда фактическим отправителем является не продавец, а сторонняя организация, вносить изменения в данные не стоит, их лишь необходимо дополнить записью по чьему поручению осуществляется перевозка.

Кроме того, ТИР и инвойс нередко дополняются так называемым грузовым манифестом. При ситуации, когда вместить всю информацию в ТИР не представляется возможным, составляется этот грузовой манифест, где всё расписывается подробно.

Графы ТТН с седьмой по одиннадцатую включительно являются одним блоком, где все они взаимосвязаны друг с другом. Для всех пяти граф существует одно правило – каждому товару присваивается свой код ТН ВЭД, вписывается брутто-вес и количество грузовых мест. Да, для каждого товара — свой.

В строку под ними мы должны вписать суммарный итог по весу и количеству грузовых мест. Непременно необходимо подать и электронную декларацию.

Если в ЦМР подробная разбивка товара отсутствует, то помните, что из инвойсов и пакингов вы данную информацию получить не сможете, посему требуйте, чтобы вам эти сведения предоставили дополнительно.

Кроме того, оформление CMR должно быть выполнено на том же языке, что инвойсы и пакинги.

Одна из ключевых граф ЦМР – графа тринадцать, таможня назначения или склад временного хранения (СВХ). Эти данные нужно указывать именно здесь. Кроме ЦМР, такие сведения больше нигде не содержаться. А ошибка может стоить слишком дорого. Перевозчик и заказчик должны заранее оговорить и занести эту информацию в заявку. Также, в 13 графу вносится стоимость перевозимых товаров в валюте инвойса.

А в пятнадцатую графу вносятся условия перевозки.

Существует несколько обязательных печатей, которые должны быть внесены в ЦМР. Это, прежде всего, печать получателя, ставящаяся в конце транспортировки груза.

Помимо того, на таможне Вам необходимо поставить печать на границе и при растаможке, в месте, где она будет осуществляться.

Эти печати свидетельствуют о том, что товар поступал на таможню и что его выпуск с таможни разрешён. Также предусмотрено место для печати контроля доставки, при прохождении нескольких таможен, они служат для установки срока прибытия грузов на пост.

Любой бизнесмен, по возможности и не в ущерб делу, старается сэкономить на перевозке товара из одной страны в другую. Для этого нужно знать, как рассчитывается ставка фрахта при том или ином виде грузоперевозок.
Когда необходим знак негабаритный груз ссылка и другие требования к доставке крупногабаритного и тяжеловесного груза.

Особенности оформления CMR и других транспортных документов на видео

Предлагаем вам потратить полчаса своего времени и прослушать и посмотреть советы по заполнению международной ТТН. Этот ролик содержит очень полезную информацию.

CMR страхование, его плюсы и минусы

Речь идёт о популярной разновидности страхования гражданской ответственности перевозчика для организации грузоперевозки международного значения с помощью автотранспорта в рамках КДПГ.

Такой вид страхования обезопасит экспедитора в случае нанесения вреда грузу при его перевозке. Ведь согласно международным конвенциям перевозчик обязан возмещать ущерб. Ответственность наступает в случае порчи или же потери груза перевозчиком, а также при финансовых убытках, связанных с простоем или срывом доставки, также при возникновении других затрат.

Если же имеется страховой полис ЦМР стандарта, то ущерб может быть возмещён как за счёт перевозчика, так и за счёт страховой, в случае подачи необходимых документов в страховую компанию.

Если у перевозчика имеется страховой ЦМР полис, то он получает такие преимущества:

  • Финансовые гарантии в случае потери груза или его порчи по вине перевозчика.
    Возмещение актуально при сотрудничестве с такими экспедиторами, стоимость уставного капитала и недвижимости которых в разы меньше возможных убытков.
  • Наличие страхового полиса – гарантия реальности компании, ее честности и дееспособности.

Форма CMR заполняется на том же языке, что и инвойс.

Но есть и несколько недостатков:

  • Отказ в возмещении убытков, если груз пострадал из-за постороннего лица, например, в ДТП.
  • Длительный процесс подготовки необходимых для получения компенсации документов.
  • Ограничение ответственности перевозчика с помощью применения лимитов и особенностей законодательства и конвенций международного значения.

Подведём итоги. Внимательность необходима не только при оформлении CMR, но прочих транспортных документов. Так как ошибки, допущенные при заполнении сопроводительных бумаг, плавно переносятся в ТТН, а о неприятных последствиях этих оплошностей, мы уже писали выше. Поэтому, во избежание лишних «головных болей», будьте компетентны и педантичны.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

Источник: https://vedinform.com/freight/trans-docs/cmr.html

Бизнес и закон
Добавить комментарий