Сколько ЖД вокзалов в Москве функционирует в XXI веке?

Содержание
  1. Крупнейшие Вокзалы Москвы
  2. Запись относится к месту: Москва
  3. Белорусский вокзал
  4. Казанский вокзал
  5. Киевский вокзал
  6. Курский вокзал
  7. Ленинградский вокзал
  8. Павелецкий вокзал
  9. Рижский вокзал
  10. Савёловский вокзал
  11. Ярославский вокзал
  12. Интересная информация о московских вокзалах
  13. Сколько железнодорожных вокзалов в Москве?
  14. Белорусский вокзал (пл. Тверской Заставы, 7)
  15. Казанский вокзал (Комсомольская пл., 2)
  16. Киевский вокзал (пл. Киевского вокзала, 2)
  17. Курский вокзал (ул. Земляной Вал, 29)
  18. Ленинградский вокзал (Комсомольская пл., 3)
  19. Павелецкий вокзал (Павелецкая пл., 1а)
  20. Рижский вокзал (пл. Рижского вокзала, 1)
  21. Савёловский вокзал (пл. Савёловского вокзала, 2)
  22. Ярославский вокзал (Комсомольская пл., 5)
  23. История московских вокзалов
  24. Первый: Ленинградский
  25. Большой: Ярославский
  26. Западный: Рижский
  27. Модный: Киевский
  28. Торжественный: Белорусский
  29. Хлебный: Павелецкий
  30. Незаметный: Курский вокзал

Крупнейшие Вокзалы Москвы

Не знаю, в курсе ли сами москвичи, но для меня было открытием то, что сейчас в Москве работает целых 9 вокзалов) И хотя они находятся в одном городе — все при этом абсолютно разные. В общем я решил сделать обзорную статью по вокзалам Москвы=)

Запись относится к месту:
Москва

На данный момент в Москве 9 ж/д вокзалов, собираются построить ещё 3 — Евровокзал, Южный вокзал на площади Ильича и вокзал в районе станции Каланчёвская.

Раньше в городе был ещё Нижегородский вокзал и хотели возвести ещё Центральный, но не получилось.

Плюс к действующим девяти вокзалам Москвы, есть ещё Правительственный спецвокзал и несостоявшийся Императорский спецвокзал. Остановимся на них поподробнее

Белорусский вокзал

Этот старый московский вокзал располагается на Тверской заставе

Железная дорога была здесь проложена ещё в 60х годах XIX века — она соединяла Москву и Смоленск, а позже были добавлены ветки до Минска и Варшавы

Вокзал на этом месте начали возводить в 1869 году. Он получил название Смоленский, от наименования первой своей железнодорожной ветки

Смоленский вокзал был торжественно открыт 19 сентября 1870 года

Это был шестой вокзал Москвы. В ноябре 1871 года он был переименован в Брестский вокзал — по названию белорусского города, до которого была продлена первоначальная дорога Москва-Смоленск

Лишь в начале 90х годов XIX века на Брестском вокзале появился второй путь, но платформа так и осталась одна

В 1907 году вокзал уже не мог вместить всех пассажиров, поэтому было решено добавить к нему два крыла — правое открылось 15 мая 1910 года, а левое начало функционировать лишь 26 февраля 1912 года

4 мая 1912 года железная дорога, а за ней и вокзал были переименованы в Александровские, в честь царя, а в августе 1922 Александровскую и Московско-Балтийскую железные дороги объединили в Московско-Белорусско-Балтийскую, вследствие чего вокзал стал называться Белорусско-Балтийским. Ещё одно крупное изменение в железнодорожных путях произошло уже в мае 1936 года — тогда-то вокзал и стал называться Белорусским

Сегодня с Белорусского вокзала отправляются поезда дальнего следования западного и северного направлений, а также электрички Белорусского направления и транзитные электропоезда Савёловского и Курского направлений

Казанский вокзал

Этот московский вокзал был основан ещё в 1862 году и первоначально, до 1913 года, назывался Рязанским. Расположен он на площади Трёх вокзалов

Это единственный из вокзалов Москвы, имеющий собственный выход в город из метро прямо через перрон. Конечно же, об этом пути знает не так много людей, как хотелось бы, а ведь он мог бы сильно разгрузить станцию метро “Бауманская”

От Казанского вокзала начинается единственное в России левостороннее движение на участках Москва — Рязань-1 и Люберцы-1 — Коренево.

Вокзал обслуживает поезда дальнего следования, а также пригородные поезда на Муром и на Рязань

Киевский вокзал

Киевский вокзал находится на площади Киевского вокзала) Вот так незамысловато=)

Киевский вокзал решили построить в 1912 году, во время празднования столетия Бородинской битвы. Вокзал планировалось расположить в начале автомобильной дороги Москва—Бородино, для чего городские власти потребовали у инвесторов вокзала выделить сначала деньги на строительство Бородинского моста для разгрузки транспортных потоков

Возведение вокзала в стиле неоклассицизма с элементами ампира длилось с 1914 по 1918 год, в итоге он занял площадь более 36 000 м2. Вся его архитектура, внутренние росписи и скульптуры посвящены Отечественной войне 1812 года

Платформы защищены огромным параболическим арочным перекрытием длиной 321 метр, шириной почти 48 и высотой 28 метров. Весит эта остеклённая конструкция более 1250 тонн

18 февраля 1918 года с этого удивительного перрона отправился первый поезд

Во время массовой реконструкции Москвы 1935 года Киевский вокзал был расширен до Дорогомиловской улицы и оформлен с учетом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста

С 1940 по 1945 год велось строительство северного корпуса Киевского вокзала с пригородными кассами и станцией метро “Киевская”

Монументальная арочная конструкция Киевского вокзала в 2003—2004 годах была заменена на более простой аналог, что практически не повлияло на её первоначальный вид

Киевский вокзал является уникальным ещё и благодаря установленным в его башне механическим часам, которые переводятся на летнее и зимнее время вручную — это единственные часы такого типа в Москве, не считая кремлёвских курантов

Курский вокзал

Курский вокзал, как это ни странно, расположен на площади Курского вокзала)

Курский вокзал обслуживает скорые и пассажирские поезда, а также электрички в Курском и Горьковском направлениях

Электрички и поезда с Курского вокзала идут в двух направлениях — Курском и Горьковском.

В Курском направлении электрички ходят на Царицыно, Бутово, Подольск, Львовскую, Столбовую, Чехов, Серпухов, Тарусскую, Тулу, экспрессы — на Тулу, Орёл, Чернь, поезда дальнего следования — на Белгород, Днепропетровск, Донецк, Керчь, Кривой Рог, Курск, Мариуполь, Николаев, Новый Уренгой, Орёл, Полтаву, Севастополь, Симферополь, Харьков, Кисловодск и Адлер. Летом поезда отсюда отсюда ходят ещё и на Анапу, Бердянск, Евпаторию, Ейск, Новороссийск и Феодосию

Курский вокзал также обслуживает электрички Рижского и Смоленского направлений

Электрички Горьковского направления идут на Реутово, Балашиху, Железнодорожную, Фрязево, Ногинск, Захарово, Павловский Посад, Электрогорск, Крутое, Петушки, Владимир, экспрессы — на Владимир и Орехово-Зуево, а поезда дальнего следования — на Нижний Новгород

Ленинградский вокзал

Это один из самых удивительных вокзалов Москвы, расположенный на площади Трёх вокзалов и являющийся самодостаточным памятником архитектуры

Ленинградский вокзал возводился с 1844 по 1849 год для обслуживания Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851 году и является точной копией Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Первоначально вокзал назывался Октябрьский

Октябрьский вокзал был расширен в 1934 году, с 1948 по 1950 прошёл серьёзную реставрацию, а в 1977 году его вообще полностью перестроили

Около Ленинградского вокзала находится павильон станции метро “Комсомольская”

Всего вокзал располагает десятью путями, пять из которых обслуживают поезда дальнего следования, а остальные пять — пригородные поезда

Павелецкий вокзал

Павелецкий вокзал находится на одноимённой площади

Павелецкий вокзал открылся в 1900 году и связал Москву со Средним и Нижним Поволжьем. Также с него отправляются электрички до аэропорта “Домодедово” и по Павелецкому направлению до станции Узуново

Первоначально вокзал назывался Саратовским и находился на одноимённой площади

Именно сюда 23 января 1924 года прибыл траурный поезд с телом Ленина, в память о чём с 1941 по 1992 привокзальная площадь называлась Ленинской, а в 1979—1980 годах слева от вокзала был построен павильон-музей “Траурный поезд В. И. Ленина”

В 2009 году правительство Москвы планировало построить на привокзальной площади гигантский торговый центр, который полностью закрыл бы исторический вид на вокзал со стороны Садового кольца 

Рижский вокзал

Рижский вокзал находится также на одноимённой, Рижской площади

Рижский вокзал строился с 1897 по 1901 год в рамках строительства Виндавской железной дороги

Вокзал обслуживает поезда дальнего следования на Ригу и в Великие Луки, а также пригородные поезда. Несколько путей Рижского вокзала занимает экспозиция музея истории ж/д транспорта

31 июля 2004 года в рижском вокзале был открыт музей ж/д техники, экспозиция которого насчитывает более 40 образцов отечественных и трофейных паровозов, вагонов, щебнеочистительных машин и т.д.

Четыре раза в неделю с Рижского вокзала отправляется экскурсионный ретро-поезд на паровозной тяге до станции Подмосковная, где проводятся экскурсии по депо

Савёловский вокзал

Савёловский вокзал является единственным вокзалом Москвы, который обслуживает только электрички. Располагается он на площади Бутырской заставы

Строительство Савёловского вокзала стало возможным благодаря инициативе председателя Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги Саввы Мамонтова провести Савёловскую линию

130-километровая железная дорога Москва-Савёлово была проложена уже в 1897 году, а в будущем её планировали продлить до Калязина, Углича и Рыбинска

Савёловский вокзал возводился с 1897 по 1902 год. Торжественное открытие состоялось 10 марта 1902 года, тогда же вокзалу было присвоено название Бутырский — от Бутырской заставы

Вокзал расположился в одноэтажном здании (два этажа были только в центре, где размещались служебные квартиры)

В 1987 году начались работы по расширению Савёловского вокзала, к тому времени сильно обветшавшего и не справлявшегося со значительно выросшим пассажиропотоком.

Завершены они были лишь 1 сентября 1992 года. Вокзал приобрёл нынешний облик, то есть стал двухэтажным, увеличился в 2,5 раза, но не потерял первоначальных стилевых особенностей.

В 1988 году до Савёловского вокзала была проведена ветка метро

В начале XXI века Савёловский и Рижский вокзалы Москвы обслуживали слишком мало пассажиров — настолько мало, что их даже хотели закрыть, но так и не закрыли. Обслуживаемые Савёловским вокзалом поезда дальнего следования были переведены на Белорусский вокзал, а Савёловский вообще стал “дневным”

В 2005 году была проведена реконструкция, в ходе которой была построена новая платформа, приведены в порядок три старых и установлена новая информационная система. Часть вокзала переоборудовали в терминал “Аэроэкспресса” — компании, занимающейся доставкой пассажиров в аэропорт Шереметьево

Летом 2008 года, с завершением работ по реконструкции вокзала, была повторно установлена более современная информационная система, а на аэропорт Шереметьево были пущены прямые экспрессы

10 июня 2008 года вокзал начал функционировать в полную силу, по его ветке пустили 21 поезд, которые планировалось в будущем оснастить системой Wi-Fi

28 августа 2009 года с Белорусского вокзала в аэропорт Шереметьево были пущены электрички, останавливающиеся по пути на Савёловском вокзале

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал является крупнейшим из вокзалов Москвы, обслуживающим около 300 поездов в день. Расположен он на площади Трёх вокзалов

Вокзал на Комсомольской площади появился уже в 1862 году, а первый поезд с него отправился 22 июля того же года, по маршруту Москва — Сергиев Посад

Именно на Ярославском вокзале начинается самая длинная в мире ж/д магистраль Москва — Владивосток, протяжённость которой составляет 9 302 километра, кроме того вокзал связывает столицу с районами Севера, Урала, Сибири, а также со столицами Китая, Монголии и КНДР

До 1870 года вокзал носил название Троицкий, потом был переименован в Ярославский, а с 1922 по 1955 назывался Северным вокзалом, после чего ему было окончательно возвращено название Ярославский

14 февраля 2004 года с Ярославского вокзала отправилась первая скоростная электричка, доставляющая пассажиров до подмосковных Мытищ всего за 18 минут

Интересная информация о московских вокзалах

Все вокзалы Москвы, кроме Белорусского и Курского, являются начально-конечными тупиками ж/д линий от Москвы

Электрички обслуживаются всеми вокзалами Москвы, а вот поезда дальнего следования — всеми кроме Савёловского. Единственным вокзалом Москвы, пропускающим транзитные поезда дальнего следования, является Курский вокзал, а с Киевского, Павелецкого, Савёловского и  Белорусского вокзалов налажено движение электричек до аэропортов

Около каждого вокзала находится метро, причём Кольцевая линия Московского метрополитена связывает почти все вокзалы Москвы, кроме Рижского и Савёловского, находящихся в отдалении

Казанский, Ленинградский и Ярославский вокзалы находятся на Комсомольской площади — так называемой площади Трёх вокзалов, на которой в 2011 году планируют возвести ещё и четвёртый вокзал) Вот как выглядит та самая площадь Трёх вокзалов

Большинство вокзалов Москвы названы также, как и их ж/д станции, исключение только составляют Белорусский и Ленинградский вокзалы

Источник: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=297

Сколько железнодорожных вокзалов в Москве?

25.08.2015

Ответ на вопрос, сколько железнодорожных вокзалов в Москве, очень прост — есть всего 9действующих вокзалов. Когда-то (до 1896 г.) был ещё Нижегородский вокзал, а в начале прошлого века планировалось строительство Центрального вокзала, но планам не суждено было сбыться.

Большинство московских вокзалов являются тупиковыми: отсюда начинаются и здесь заканчиваются железнодорожные направления. Но Курский, Белорусский и частично Савёловский (через него проходит ветка от Белорусского вокзала в сторону Рыбинска) вокзалы являются сквозными.

Пригородные поезда (электрички) отправляются со всех вокзалов, а поездадальнего следования — со всех, кроме Савёловского вокзала. Транзит поездовдальнего следования может осуществляться через Белорусский и Курский вокзалы.

От трёх вокзалов — Белорусского, Павелецкого и Киевского отправляютсяспециальные электрички — аэроэкспрессы до московских аэропортов «Шереметьево»,«Домодедово» и «Внуково».

Самые загруженные Курский и Казанский вокзалы, а самые «скромные» — Савёловский и Рижский.

про железнодорожные вокзалы в Москве

Возле каждого вокзала есть обязательно станция метро, при этом всекрупнейшие вокзалы находятся на кольцевой линии метрополитена.

На Комсомольской площади расположились сразу три вокзала — Казанский,Ярославский и Ленинградский, отчего она получила неофициальное название«площадь трёх вокзалов».

Сколько ж/д вокзалов в Москве, на которых есть возможность пересадки на железнодорожные платформы других направлений — это троица с Комсомольскойплощади, а также Рижский и Савёловский.

Белорусский вокзал (пл. Тверской Заставы, 7)

Этот исторический вокзал сменил много названий — был он Смоленским и Брестским, затем Александровским и Белорусско-Балтийским. Первоначально егопоезда ходили только до Смоленска, поэтому и вокзал так назывался, но уже черезгод путь продлился до Бреста, тотчас сменилось и название.

В ознаменованиестолетия победы в Отечественной войне 1812 года вокзал снова был переименован в Александровский, а дальнейшие изменения были связаны с названиями железныхдорог, к которым он относился.

Есть и ещё одно его имя, также связанное с Отечественной войной, но ужеследующей — Вокзал Победы, ведь именно отсюда с 1941 года на линию фронта отправлялисьэшелоны с войсками и здесь же через 4 года встречали победителей,возвращавшихся из Европы.

Знаменитая песня «Священная война» прозвучала впервые именно на Белорусскомвокзале. До сих пор Белорусский вокзал служит воротами в Европу, отправляя путешественниковв Польшу, Литву, Словакию, Чехию, Германию, Австрию.

Казанский вокзал (Комсомольская пл., 2)

Из находящихся на «площади трёх вокзалов» этот вокзал наиболее молодой, но и самыйкрупный. Строить его начали в 1913 году и закончили основные работы в 1926, но продолжили достраивать этот крупный узел до 1948 года. Особенностью Рязанскогонаправления среди прочих московских железных дорог, является левостороннеедвижение поездов.

Поэтому на большинстве её станций выход из электричкипроисходит на непривычную противоположную сторону. Это наследие английскихинженеров, которые изначально строили это направление. Менять эту систему позжеоказалось слишком дорого, поэтому её и оставили.

До сих пор Казанский вокзалостаётся единственным вариантом ответа на вопрос, сколько ж/д вокзаловв Москве имеют «неправильный» выход.

Киевский вокзал (пл. Киевского вокзала, 2)

До 1934 г. это был Брянский вокзал, поскольку данное направление велось в Москву из Брянска. На тогдашней окраине Москвы была развёрнута масштабнаястройка крупнейшей товарной станции.

Первый почтово-пассажирский составотправился с этого вокзала в Брянск в 1899 году. В 2004 году вокзал претерпелреконструкцию перронного зала, сохранившую, однако, его исторический облик.

Отсюда теперь отправляются аэроэкспрессы до «Внуково».

Курский вокзал (ул. Земляной Вал, 29)

Рассказывая, сколько в Москве вокзалов, нельзя не упомянуть крупнейшийКурский вокзал, принимающий огромный поток электричек и дальних поездов. Он универсален. Если большинство других московских вокзалов — тупиковые, то черезнего транзитом проходят поезда с юга на север.

Отсюда можно уехать как в Петербург, так и в Ростов-на-Дону. Железная дорога между Москвой и Курскомстроилась всего 2 года (1866−1868), когда и был построен в статусе временногодеревянный Нижегородский вокзал возле Покровской (ныне Абельмановской) заставы.

https://www.youtube.com/watch?v=XQEVfmfxVtY

Несмотря на рост перевозок, никак не могли подыскать постоянное место длявокзала, строительство которого закончилось лишь в 1896 году. Поэтому и понынелевое крыло здания относится к Курскому направлению, а правое — к Горьковскому(бывшему Нижегородскому).

Вокзал перенес две реконструкции — в 1938 г. икрупную в семидесятых.

про Курский вокзал в Москве

Ленинградский вокзал (Комсомольская пл., 3)

Этот вокзал открывает из Москвы путь на северо-запад. В нём чувствуетсяэлегантность и спокойствие Северной столицы.

Это старейший столичный вокзал, появившийся ещё в 1849 году, являетсяблизнецом Московского вокзала в Петербурге.

Его строил сам К. А. Тон, архитектор, построивший также Большой Кремлёвскийдворец и Храм Христа Спасителя. По указу Николая Первого был возведёнИмператорский вокзал с роскошными интерьерами.

Само августейшее семейство в 1851 году совершило пробную поездку по недавно построенной железной дороге,соединившей новую и старую столицы России, тогда на это потребовалось почти 22часа. До 1923 года он назывался Николаевским, затем Октябрьским, а с 1937 годастал Ленинградским.

Последнее наименование осталось, несмотря на возвращениеСанкт-Петербургу исторического названия.

Сколько вокзалов в Москве ни есть, а Ленинградский — единственный, не находящийся в юрисдикции Московской железной дороги и по-прежнему подчиняющийсяСеверной столице.

Павелецкий вокзал (Павелецкая пл., 1а)

Первоначально называвшийся Саратовским, это вокзал был возведён в 1900году, заканчивая собой Павелецкую железную дорогу, которая проходила рядом с Коломенской-Ямской (сейчас Дубининская) и Кожевнической улиц. Первоначально этаветка тянулась до станции Павелец, а позднее была продолжена до Саратова.Поэтому Павелецкий вокзал связывает Москву с Нижним и Средним Поволжьем.

Рижский вокзал (пл. Рижского вокзала, 1)

Прирост российской территории в конце 19 века активизировал строительствоновых путей к незамерзающим прибалтийским портам. Этот фактор явился причинойпрокладки Московско-Виндаво-Рыбинской ветки. Для здания пассажирского вокзалаопределили место возле Крестовской заставы.

Виндавский вокзал был торжественнооткрыт в 1901 году и с тех пор много раз менял названия. Первоначальноеназвание продержалось до 1930-х годов, а после это был Балтийский, Ржевский, а с 1946 года стал Рижским вокзалом.

Современное здание вокзала связано с сетьюподземных пешеходных переходов, объединяющих его с одноимённой станцией метро.

Савёловский вокзал (пл. Савёловского вокзала, 2)

Построить эту дорогу предложил Савва Мамонтов. Она задумывалась в качестветоварной, предназначенной для упрощения доставки грузов из Рыбинска, гдеоканчивался протяжённый волжский речной путь, до столицы.

Вокзал строилсятрудно и долго из-за финансовых и административных неурядиц. Торжественноеоткрытие прошло только в 1902 году, а первоначальным названием вокзала сталоБутырский по месту расположения.

В настоящее время это единственный московский вокзал, отправляющий толькопригородные поезда.

С 2004 г. Савёловский вокзал стал своеобразными воротами «Шереметьево»: здесьможно сдать багаж и пройти регистрацию на авиарейсы.

Пока местные аэроэкспрессыходят только до станции Лобня, где пассажиры пересаживаются на специальныйавтобус, но строится ветка до самого аэропорта.

Планируется со временем связатьтри крупнейших московских аэропорта (Домодедово, Шереметьево и Внуково) единойжелезнодорожной сетью.

Ярославский вокзал (Комсомольская пл., 5)

Облик этого вокзала — самый строгий из всей троицы. Цветовая гамма и высокая шатровая башня напоминают о русском севере. Иногда вокзал называютСеверным. Раньше здание вокзала было деревянным, но в 1902—1904 годах появилсясовременный вариант. Если брать пригородные перевозки, то здесь Ярославскийвокзал считается крупнейшим в столице — в день он пропускает больше 200электричек.

Источник: https://nazvania.net/skolko-zheleznodorozhnyh-vokzalov-v-moskve_13865

История московских вокзалов

Москва – действующий и непобедимый чемпион по количеству вокзалов – 7 действующих!

Первый: Ленинградский

С Ленинградского вокзала начинается железнодорожная история Москвы!Его архитектор – знаменитый Константин Тон, который построил в Москве храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец, а в Петербурге, помимо Московского вокзала,— Екатерининскую церковь.

Вокзалы в обеих столицах возводились по одному проекту – строгий двухэтажный фасад, центральная часть здания с двухъярусной башенкой. Но вот внутри…

На первом этаже Петербургского вокзала был просторный двухсветный вестибюль, пассажирские залы и императорские комнаты, а на втором – служебные квартиры для начальников и специалистов – железнодорожников.

Внутренняя отделка была великолепной – пол из дубового паркета, мраморные шведские печи, камины в ватерклозетах.

Деталь: Стоит сказать, что дорога Москва–Петербург строилась под руководством американских инженеров на государственные деньги.

Всю тяжелую физическую работу выполняли землекопы, которых нанимали артелями, платили сдельно и даже забирали с каждого по 15 копеек на еду и 5 копеек за постой.

Заболевшим денег не полагалось: за них платила артель, поэтому больные тоже работали (можно догадаться какие это имело последствия).

Большой: Ярославский

Ярославский вокзал появился по частной инициативе, назывался изначально Троицким и в первое время своего существования связывал Москву с Троице-Сергиевой лаврой, символом православной России.

Куратором проекта по строительству железной дороги выступил русский инженер Фёдор Чижов, который кроме прочего был еще душеприказчиком Николая Гоголя и даже редактором собрания его сочинений.

Славянофил Чижов хотел построить железную дорогу целиком на русские деньги, силами только русских инженеров и рабочих.

Несколько групп студентов за небольшую плату фиксировали пассажиро- и грузопоток по Троицкому шоссе. Выяснилось: ежегодно по нему проезжают около 150 тысяч человек (это не считая полумиллиона паломников в Лавру св. Сергия) и перевозится до 4 млн пудов грузов.

Капитал для строительства дороги собирался по подписке, отчеты о хозяйственной деятельности публиковались шесть раз в год в специальной газете «Акционер». Крупнейшими акционерами стали: Иван Мамонтов и Андрей Дельвиг, племянник поэта.

В 1870 году линию достроили до Ярославля, и вокзал стал называться Ярославским. Тогда строительство стал финансировать Савва Мамонтов, ввязавшийся в сомнительную авантюру: “спонсировал” свой металлургический завод в Иркутске и Невский механический завод из железнодорожных денег.

Делал он это для того, чтобы создать полный цикл производства для железных дорог — рельсы и подвижной состав. Но планам Мамонтова не суждено было стать реальностью – он пошел под суд.

Был вынесен оправдательный приговор, но предприятие расстроилось: Мамонтову пришлось продать почти все, чтобы расплатиться с кредиторами.

Западный: Рижский

Мало кто знает, что знаменитый фильм “Вокзал для двоих” режиссер Эльдар Рязанов снимал на Рижском вокзале в Москве. И выбор был неслучаен! Интерьер вокзала – воплощение русских традиций – отлично подходил к сюжету фильма.

Строительство Рижского вокзала началось в 1897 году и продолжалось четыре года. Оно преследовало конкретную цель – поднять экономику государства, наладив торговые отношения с Балтийскими странами.

Здание Рижского вокзала было построено в 1902 году в псевдорусском стиле, но в отличие от Ярославского вокзала дополнительного смысла в выборе архитектурного решения тут не было: дорога имеет отчетливо западную ориентацию.

Кстати, Рижским вокзал стал только в 1946 году. До этого он назывался Виндавским, потом Балтийский, позже – Ржевским.

Сегодня это небольшой и очень уютный вокзал, в здании которого проводятся крупные корпоративные мероприятия “Российских железных дорог”. При вокзале открыт музей железнодорожной техники, в котором можно покататься на поезде с паровозной тягой.

Модный: Киевский

Современный Киевский вокзал располагается на месте, которое еще во времена правления князя Василия Третьего было названо Дорогомиловской слободой (летопись от 1412 года). Позже сюда переселили крестьян, которые занимались перевозкой грузов и пассажиров. А в конце XVI века Борис Годунов приказал поселить с обеих сторон Большой Дорогомиловской улицы ямщиков.

В XIX веке “Обществом Киевско-Воронежской железной дороги” было принято решение о прокладке пути к Москве со стороны Брянска и строительстве вокзала, первоначально Брянского.

Первое здание очень не понравилось москвичам – тогда вообще хорошим тоном было потешаться над скупостью провинциалов (правление “Общества” находилось в Курске), украсивших Москву “каким-то срубом”.

“Сруб” этот был длиной почти 100 м, имел два входа, а площадь его составляла 850 м2.

К 100-летию Бородинской битвы было решено построить новый вокзал и реконструировать Бородинский моста.

Проект моста был заказан самому в тот момент популярному московскому архитектору Роману Клейну (особняк Морозовой на Воздвиженке, ЦУМ и Музей изобразительных искусств имени Пушкина, например), а проект вокзала – ученику Клейна, Ивану Ивановичу Рербергу, который создал неоклассическое здание, признанное самым красивым вокзальным зданием Москвы. Вокзал строился до 1920 года, ему не помешали даже революционные события.

Торжественный: Белорусский

Развитие торговли в западной части империи подстегнуло строительство железнодорожных путей от Москвы к Смоленску, и далее на Брест и Варшаву. Проект финансировало Смоленское земство, не остались в стороне и московские промышленники. Денег на новый проект более чем хватало.

Первоначальное название вокзала на этом направлении – Московско-Смоленский, но он неоднократно переименовывался в Брестский, Белорусско-Балтийский и, наконец, Белорусский.

На май 1896 года была запланирована коронация Николая II, для встречи царской семьи на Брестском вокзале необходимо было срочно построить Императорский павильон: это ответственное дело доверили известному архитектору Льву Кекушеву.

Всего через несколько месяцев в правой части вокзала вырос деревянный терем. Этот павильон еще долгие годы служил для торжественных встреч знатных лиц.

К сожалению, он был снесен в 1908 году, когда началась постройка современного вокзального здания.

Хлебный: Павелецкий

Изначально Павелецкий вокзал и примыкавшая к нему ветка предназначались для нужд “Общества Рязано-Уральской железной дороги”. Эта было крупнейшая частная транспортная компания в России: протяженность принадлежащих ей железных дорог к 1900 году составляла 3484 версты!

Небольшой участок дороги от Москвы до станции Павелецкая (Рязанская область) должен был связать столицу с основной железнодорожной трассой Общества. Важность этого направления трудно переоценить: благодаря ему в Москву доставляли “хлебные избытки” и другую продукцию с южных окраин Российской империи.

К вопросу строительства Павелецкого вокзала были привлечены высшие чиновники государства: Московский Генерал-Губернатор Сергей Романов, Сергей Витте и даже император Николай Второй.

Здание вокзала было построено в присущем тому времени стиле: симметричность, высокие окна, удобные подъезды. Павелецкий вокзал был самым функциональным, здесь было все: множественные входы, багажное отделение, билетные кассы, вестибюли, аптека, залы для публики, телеграф и буфет.

Незаметный: Курский вокзал

В начале шестидесятых годов XIX века, в России начался настоящий железнодорожный бум: печальный исход Крымской кампании показала, во что большой стране обходится бездорожье.

Было создано Главное общество железных дорог, которое после многочисленных заседаний постановило: строить новые Московско-Курскую, Нижегородскую и Муромскую железные дороги и возводить для пассажиров вокзал.

Его здание впервые появилось в 1896 году, но уже в 1938 было полностью переделано. В 1972 году старое здание было “закрыто” модернистским фасадом.

В начале 2000-х г и этот фасад заслонил торговый центр “Атриум”: так Курский вокзал стал фактически невидимкой.

Источник: https://netrmed.livejournal.com/294245.html

Добавить комментарий