Сущность налога и налоговой системы, виды налогов. Экономическая сущность налога на прибыль

Сущность налога и налоговой системы

Сущность налога и налоговой системы, виды налогов. Экономическая сущность налога на прибыль

Подналогом, сбором, пошлиной и другимиплатежами понимается обязательныйвзнос в бюджет соответствующего уровняили во внебюджетный фонд, осуществляемыйплательщиками в порядке и на условиях,определенных законодательными актами.

Совокупностьвзимаемых в государстве налогов, сборов,пошлин и других обязательных платежей(далее—налоги), а также форм и методов ихпостроения образует налоговую систему.

Объектами налогообложения являютсядоходы (прибыль), стоимость определенныхтоваров, отдельные виды деятельностиналогоплательщиков, операции с ценнымибумагами, пользование природнымиресурсами, имущество юридических ифизических лиц, передача имущества,добавленная стоимость произведенныхтоваров и услуг и другие объекты,установленные законодательными актами.В России основы налоговой системызакреплены в Налоговом кодексе РФ.

Виды и группы налогов

Налогибывают двух видов.

Первый вид—налоги на доходы и имущество: подоходныйналог с физических лиц; налог на прибыльпредприятий (корпораций, фирм); налогна социальное страхование и на фондзаработной платы и рабочую силу (такназываемые социальные налоги);поимущественные налоги, в том численалоги на собственность, включая землюи другую недвижимость; налоги на переводприбыли и капитала за рубеж и др. Онивзимаются с конкретного физическогоили юридического лица, их называютпрямыми налогами.

Второйвид—налога на товары и услуги: налог с продаж,который в большинстве развитых странв настоящее время заменен налогом надобавленную стоимость (НДС); акцизы(налоги, прямо включаемые в цену товараили услуги); налог на наследство, насделки с недвижимостью и ценными бумагамии др. Эти налоги называют косвенными.Они частично или полностью переносятсяна цену товара или услуги. В Россиипримерно одна половина налоговых сборовприходится на прямые налоги, другая—на косвенные.

Основные налоги

1.Подоходный налог с физических лиц (налогна личные доходы) является вычетом издоходов (обычно годовых) налогоплательщика—физического лица. Платежи осуществляютсяв течение года, но окончательный расчетпроизводится в конце его.

Налоговыесистемы разных стран, будучи в основномсхожими, имеют свои собственные наборыналоговых ставок и изъятий изналогообложения, налоговых кредитов исроков выплат. Обычно подоходный налогвзимается по прогрессивной ставке,повышающейся по мере роста доходаналогоплательщика. Высшие ставкиподоходного налога в развитых странахколеблются от30до70%.

Самый высокий уровень подоходногоналога—в Швеции. В России минимальная ставкаэтого налога составляет12%,максимальную предполагается повыситьдо45%.

Впоследние десятилетия заметна тенденцияпонижения ставок подоходного налога вмире. Тем не менее в развитых странахфизические лица расходуют весьмасущественную часть своего дохода навыплату этого налога. Подоходный налогс физических лиц в этих странах, в отличиеот России, является главной составляющейбюджетных доходов.

2.Налог на прибыль предприятий, организаций(фирм, корпораций) взимается в случае,если они признаются юридическими лицами.Однако для некоторых фирм в мелкомбизнесе делается исключение: онипризнаются юридическими лицами, ноналоги платят не они, а их владельцычерез индивидуальный подоходный налог.

Налогна прибыль предприятий (корпоративныйналог) составляет основную часть ихналоговых выплат. Обложению налогомподлежит прибыль, чистый доход (валоваявыручка за вычетом всех расходов иубытков). В России ставка этого налогаблизка к той, что действует в ведущихразвитых странах—до35%.

Налогообложениетой части прибыли, которая подлежитраспределению между акционерами(пайщиками) в виде дивидендов, в разныхстранах осуществляется по-разному.

Полученные дивиденды подпадают поддействие подоходного налога с физическихлиц, в результате чего одна и та же суммаможет дважды облагаться налогом: вначалекорпоративным налогом как часть прибыли,а затем подоходным налогом с физическихлиц как распределяемая прибыль, котораяпревращается с точки зрения налогообложенияв доход акционеров. В результате возникаеттак называемое двойное налогообложение.Оно имеет место и в других случаях.

Взависимости от подхода к двойномуналогообложению распределяемой прибылинациональные системы взимания налогана прибыль предприятий можно сгруппироватьследующим образом:

• классическаясистема, при которой распределяемаячасть прибыли облагается вначале налогомна прибыль предприятий, а затем личнымподоходным налогом (Бельгия, Нидерландыи Люксембург, США, Швеция, Швейцария, атакже Россия);

• системаснижения налогообложения на уровнекомпании, при которой распределяемаяприбыль либо облагается по более низкойставке корпоративного налога (Австрия,Германия, Япония), либо частичноосвобождается от налогообложения(Испания, Финляндия);

• системаснижения налогообложения на уровнеакционеров, при которой либо акционерычастично освобождаются от уплатыподоходного налога на получаемые имидивиденды независимо от того, удержанили не удержан корпоративный налог сраспределяемой прибыли (Австрия, Дания,Канада, Япония); либо налог, уплаченныйкомпанией с распределяемой прибыли,частично засчитывается при налогообложенииакционеров (Великобритания, Ирландия,Франция);

• системаполного освобождения распределяемойприбыли от корпоративного налога науровне фирмы (Греция, Норвегия) илиакционеров (Австралия, Италия, Финляндия).

3.Социальные взносы (социальные налоги)охватывают взносы предприятий насоциальное обеспечение и налоги назаработную плату и рабочую силу. Онипредставляют собой выплаты, которыеосуществляются частично самимиработающими, частично—их работодателями.

Они направляются вразличные внебюджетные фонды: побезработице, пенсионный и т.д. Государствотакже принимает участие в финансированииэтих фондов. Налоги на фонд заработнойплаты и рабочую силу выплачиваютсятолько работодателями.

В России взносыпредприятий в государственные внебюджетныефонды составляют около39,5%от их затрат на заработную плату.

4.Поимущественные налоги—это налоги на имущество, землю и другуюнедвижимость, дарения и наследство.Размер этих налогов определяется задачейперераспределения богатства. В некоторыхстранах такие налоги включаются вакцизные сборы, взимаемые при совершениисделок.

5.Налоги на товары и услуги, прежде всеготаможенные пошлины и сборы, акцизы,налог с продаж и налог на добавленнуюстоимость. Последний схож с налогом спродаж, при котором всю его тяжестьнесет конечный потребитель.

Налогоплательщики, которые в процессеработы добавляют стоимость к поступившимв их распоряжение предметам труда,облагаются налогом с этой добавленнойстоимости.

Но каждый налогоплательщиквключает эту сумму в цену своего товара,который движется по цепочке вплоть доконечного потребителя. В Россиииспользуется несколько упрощенная, такназываемая косвенная модель исчислениядобавленной стоимости, т.е.

не прямо свеличины добавленной стоимости,рассчитать которую непросто, а исходяиз величины реализации произведеннойпродукции за минусом закупленных сырья,материалов, полуфабрикатов и т.д.

Налогна добавленную стоимость взимается вРоссии (по стандартной ставке20%)и почти во всех развитых странах поосновной (стандартной) ставке, котораяколеблется, например, в ЕС, вокруг15%.Однако по некоторым товарам и услугамНДС не взимается, а по другим взимаетсяпо повышенной или пониженной ставке.

Вбольшинстве регионов России взимаетсяи налог с продаж (по ставке до5%)с ряда товаров и услуг. В некоторыхрегионах России начал действоватьединый налог на вмененный доход. Егоплательщиком является малый бизнес всфере услуг. Налог уплачивается раз вквартал в размере20%от предполагаемого будущего налога.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4257575/page:29/

Сущность налогов и налоговой системы. Васильева Е.В. Экономическая теория

Сущность налога и налоговой системы, виды налогов. Экономическая сущность налога на прибыль

В современных экономических условиях под финансами понимаются экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств. Эти фонды должны образовываться у каждого субъекта рыночных отношений, включая государство. Отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования денежных фондов, называются финансовыми.

Совокупность финансовых отношений, складывающихся в рамках государства, образует финансовую систему. Финансовую систему представляют бюджеты различных организаций, главный из кᴏᴛᴏᴩых – государственный. Его дополняют бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Денежные средства в данные бюджеты поступают главным образом за счет отчислений от доходов, полученных от предприятий и населения.

Не стоит забывать, что важнейшая часть финансовых отношений общества – государственные финансы, связанные с формированием и использованием государственных денежных фондов. В качестве источников пополнения казны, помимо средств, полученных от государственных предприятий, используется часть доходов от частного сектора в виде обязательных платежей.

Сущность и роль государственных финансов наиболее полно пробудет в их функциях – мобилизационной, распределительной и контрольной. Мобилизационная функция финансов предполагает деятельность полномочных государственных органов в пополнении средств для государственных нужд.

Распределительная функция связана с перемещением доходов из сфер, где они создаются, к иным экономическим субъектам. Контрольная функция пробудет в процессе использования субъектами экономических отношений государственных финансов и налогообложении.

Главный элемент финансовой системы государства – государственный бюджет. Государственный бюджет – ϶ᴛᴏ годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны или муниципальным собранием.

Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налогов (в т.ч. акцизных сборов и таможенных пошлин), а также за счет неналоговых поступлений (доходов от государственной собственности, государственной торговли) и взносов в государственные фонды социального страхования, пенсионный фонд, страхования от безработицы.

Расходная часть государственного бюджета предполагает затраты на: социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на данные цели), хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации, субсидии, расходы на осуществление государственных программ).

Расходы государства направлены также на вооружение, материальное обеспечение внешней политики (включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам), на содержание правительственных органов. В расходную часть бюджета также входят платежи по государственному долгу.

Стоит отметить, что основная цель использования государственного бюджета в рыночной экономике состоит в создании наилучших условий функционирования рыночной системы.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что выбор для страны финансовой политики, способной оптимальным образом распределить имеющиеся финансовые ресурсы для решения стоящих перед обществом задач, существенно влияет на экономический рост.

Сущность налогов и налоговой системы

статья доходной части бюджета – налоги. Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоговые изъятия осуществляются безвозмездно.

Объектами налогообложения выступают доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг, другие объекты, установленные законодательством. Сумма, с кᴏᴛᴏᴩой взимается налог, называется налоговой базой.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. В России налоги разделены на три группы: федеральные, республиканские и местные.

По методу установления налоги бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества физических и юридических лиц.

К основным прямым налогам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся подоходный налог, налог на прибыль и др. Косвенные налоги – ϶ᴛᴏ налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф.

Основные косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акциз.

Сущность налогов пробудет в их функциях:

  • финансирование государственных расходов (фискальная функция);
  • количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в финансовых ресурсах (контрольная функция);
  • государственное регулирование экономики (регулирующая функция);
  • поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

К числу первостепенных задач любого государства относится обеспечение экономического роста. Решить эту задачу становится возможным при создании эффективной налоговой системы, обеспечивающей налогоплательщикам возможность выплачивать налоги, не подрывая воспроизводственного процесса.

С данным связано понятие тяжести налогового бремени, кᴏᴛᴏᴩое определяется величиной налоговых изъятий, отнесенных к валовому внутреннему продукту. Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки на базе анализа статистических данных за длительный период оповествовал американский экономист А. Лаффер.

Стоит заметить, что он доказал, что увеличение государственных доходов за счет роста налоговых ставок не всегда возможно и что чрезмерное налоговое бремя ведет к обратному результату – уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет.

Кривая, отображающая эту зависимость, получила название кривой Лаффера, а описанное явление – эффекта Лаффера (рис. 15.1).

Рисунок № 15.1. Кривая Лаффера.

Кривая Лаффера показывает, что рост налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений исключительно до определенного предела (точка М), затем ϶ᴛᴏт рост немного замедляется, и в дальнейшем происходит либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение.

В результате, когда налоговая ставка достигает определенного предела, происходит снижение деловой активности, предпринимательской инициативы, сокращаются стимулы к расширению производства. Часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики. По мнению А.

Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах кᴏᴛᴏᴩой увеличится сумма доходов бюджета, будет 30 %.

При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что увеличение налогового бремени увеличивает размеры теневой экономики, легальное и нелегальное укрытие от налогов, при кᴏᴛᴏᴩом большая часть имеющегося дохода не декларируется.

Дефицит государственного бюджета и причины его возникновения

Когда доходы государственного бюджета превышают его расходы, образуется профицит бюджета. В случае если же складывается обратная ситуация, т. е. расходы госбюджета превышают его доходы, то образуется дефицит. Каковы же причины образования дефицита?

В случае если государство расходует деньги, надеясь компенсировать их за счет налоговых поступлений, а величина их оказьшается ниже ожидаемой, в стране образуется бюджетный дефицит, или государственный долг. Дефицит может возникнуть и вследствие неэффективного руководства национальным хозяйством.

При образовании дефицита государственного бюджета имеются несколько путей его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Среди них выделяют следующие:

  1. сокращение расходов бюджета;
  2. увеличение налогового бремени;
  3. превращение дефицита бюджета в государственный долг;
  4. выплату государственного долга за счет увеличения предложения денег на базе эмиссии.

Первый путь предполагает уменьшение дотаций, сокращение социальных программ. Это может привести к усилению спада в экономике, спровоцировать социальную напряженность, что в итоге может привести к снижению совокупного спроса и, как следствие, к снижению стимулов производства.

В случае увеличения налогового бремени снизятся инвестиции и потребление, что в ϲʙᴏю очередь снизит возможности роста ВНП.

Превращение дефицита бюджета в государственный долг может произойти за счет:

  • обращения государства за кредитом к национальным банкам. Это может привести к увеличению спроса на деньги и, как следствие, к росту процентных ставок.

    Предприниматели, взявшие более дорогой кредит, попытаются его компенсировать за счет увеличения отпускных цен. Кроме того, дорогой кредит угнетает инвестиции, поскольку для многих он становится недоступным.

    По϶ᴛᴏму в долгосрочном периоде бюджетный дефицит приведет к инфляции и падению темпов роста ВНП;

  • превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных граждан.

    В случае если обращение к внешнему долгу происходит по истечении срока кредита, ϶ᴛᴏ может привести к утечке национального дохода за границу, поскольку кредит крайне важно возвращать и выплачивать по нему проценты;

  • выпуска государственных ценных бумаг – облигаций, кᴏᴛᴏᴩые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами. Рынок государственных обязательств, за счет кᴏᴛᴏᴩого правительство осуществляет закупки, уводит ϲʙᴏбодные деньги из банков. Это уменьшает банковские кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита и, как следствие, к сокращению возможностей инвестирования.

В случае выплаты государственного долга за счет увеличения предложения денег на базе их эмиссии произойдет резкое увеличение уровня цен (инфляции). Кстати, эта самая крайняя мера, к кᴏᴛᴏᴩой государство прибегает при невозможности или неумении использовать иные источники.

По сути ϶ᴛᴏ способ отказа от части долга, так как его выплата происходит обесцененными деньгами. Государственный долг, кроме негативных экономических последствий, имеет также и социальные последствия.

Это, прежде всего усиление дифференциации населения, кᴏᴛᴏᴩая происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы населения уменьшаются на величину выплаченных налогов. Эти средства оказываются в руках узкого круга людей, ранее купивших ценные бумаги.

В ϶ᴛᴏм случае разрыв в благосостоянии между различными слоями населения увеличивается.

Существует ряд мер по управлению государственным долгом. К их числу можно отнести:

  • эффективное использование средств заимствования, предполагающее направление средств в проекты, кᴏᴛᴏᴩые за отведенный срок позволят получить величину дохода, не только значительно превышающую сумму долга, но и выплаты по нему процентов;
  • поиск средств для выплаты долга.

    Кстати, эта мера предполагает отказ от долга или его части, использование новых заимствований для выплаты прежних долгов, пролонгирование долга, конверсию долга, продажу безнадежных долгов. В данной ситуации возможны негативные последствия. В первую очередь, отказ от долга подрывает репутацию государства.

    Во-вторых, пролонгирование кредита приведет к увеличению суммы процента, поскольку процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного процента. Увеличение внутреннего долга ведет к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения.

    В ϶ᴛᴏм случае происходит снижение покупательной способности национальной валюты и раскручивается инфляция;

  • нейтрализация негативных последствий государственного долга. Кстати, эта мера предполагает проведение работы по балансированию бюджета.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что государство, обремененное внешним и внутренним долгами, требует грамотной, эффективной стратегии и умелого использования кредитных ресурсов.

Выводы

1. Под финансами понимаются экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств.

Совокупность финансовых отношений, складывающихся в рамках государства, образует финансовую систему.

Сущность и роль государственных финансов наиболее полно пробудет в их функциях – мобилизационной, распределительной и контрольной.

2. Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоговые изъятия осуществляются безвозмездно.

Сущность налогов пробудет в их функциях: фискальной, контрольной, регулирующей, социальной.

3. Государственный бюджет – ϶ᴛᴏ годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Дефицит бюджета образуется в случае, когда расходы превышают доходы.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/4042/171698/%D0%A1%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B.html

Бизнес и закон
Добавить комментарий