Ст. 91 УК РФ. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Комментарии. Воспитательная работа с несовершеннолетними

Принудительные меры воспитательного воздействия несовершеннолетних

Ст. 91 УК РФ. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Комментарии. Воспитательная работа с несовершеннолетними

Совершение преступлений в несовершеннолетнем возрасте не всегда может повлечь привлечение к уголовной ответственности.

Лица, не достигшие возраста 18 лет, далеко не всегда отдают себе отчет в своем поведении. Именно поэтому законодательством предусмотрена альтернатива обычного уголовного наказания в отношении несовершеннолетних.

Эта альтернатива носит название – принудительные меры воспитательного воздействия несовершеннолетних (ст. 90 УК РФ).

Когда суд признает факт, что подросток не представляет опасности для общества, и его девиантное поведение может быть скорректировано воспитательным воздействием, в отношении него может быть применен данный способ уголовно-правового характера.

Что такое принудительные меры воспитательного воздействия?

Принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой меры уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников, с целью их исправления, перевоспитания и пресечения совершения новых преступных эпизодов в их стороны.

Принудительные меры воспитательного воздействия несовершеннолетних предполагают освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания.

Указание на данные воспитательные мероприятия содержатся в Постановлении Пленума ВС РФ №1 от 01.02.2011 года. В нем прямо указано, что суды не должны допускать привлечение к уголовной ответственности тех подростков, которые могут исправиться и представляют опасности для общества.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия допускается только в отношении подростков, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

Конечно, когда речь идет о тяжких или, тем более, особо тяжких проступках, ни о каком освобождении от уголовного наказания не может быть и речи.

Подростковые преступления нередко отличаются высокой степенью цинизма и жестокости. Попытки перевоспитания таких преступников не могут увенчаться успехом.

Виды и характеристика воспитательных мер

Конкретно какие меры могут быть назначены в отношении того или иного несовершеннолетнего решает исключительно суд. Суд учитывает особенности совершенного деяния, мотивы подростка, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Одновременно могут быть применены несколько мер принудительно-воспитательного воздействия.

Если подросток не будет соблюдать воспитательные предписания, систематически нарушать порядок своего исправления, принудительные меры в отношении него будут отменены. После этого материалы его дела вновь поступят в суд для привлечения его к уголовной ответственности.

Итак, ст. 90 УК РФ предусматривает четыре варианта мер воспитательного воздействия:

  • Предупреждение;
  • Передача под надзор;
  • Обязанность загладить причиненный преступлением вред;
  • Ограничение досуга и поведения.

Освобождение от наказания подростка может предполагать любой набор воспитательных мер: от одной до четырех вместе. Их расшифровка представлена в ст. 91 УК РФ.

Предупреждение

Предупреждение предполагает разъяснение подростку вреда, причиненного преступлением, и возможных последствий рецидива.

Вынесение предупреждения оформляется постановлением суда, в котором обязательно должна содержаться следующая информация:

  • О совершенном деянии;
  • О привлекаемом к ответственности подростке;
  • Отрицательная нравственная и правовая характеристика преступного деяния;
  • Предупреждение о недопустимости повторного совершения преступления;
  • Разъяснение последствий рецидива.

Копия постановления о вынесении предупреждения вручается несовершеннолетнему и его законным представителям.

Передача под надзор

Несовершеннолетний передается под надзор следующих лиц:

  • Родителей;
  • Опекунов или усыновителей;
  • Специализированных государственных органов.

Передача под надзор имеет срочный характер. В рамках данной уголовно-правовой меры воздействия происходит регулярное воспитательное воздействие на несовершеннолетнего.

Перед тем, как передать под надзор несовершеннолетнего преступника конкретным лицам, суд должен убедиться в добропорядочности их самих.

Если родители или опекуны ведут асоциальный образ жизни и не могут должным образом воспитывать подростка, на них не может быть возложена ответственность за его перевоспитание.

Обязанности родителей или опекунов должны быть доходчиво разъяснены им и прописаны в постановлении.

Подросток передается под надзор за преступления небольшой тяжести на срок от месяца до 2 лет, за преступление средней тяжести – от 6 месяцев до 3 лет.

Обязанность загладить причиненный вред

Данный вид воспитательной меры применяется только с учетом двух факторов:

  • Имущественного или материального положения несовершеннолетнего;
  • Имеющихся у него трудовых навыков.

Обязанность загладить причиненный вред должна предполагать либо выплату денежной компенсации за поврежденное имущество, либо передачу в счет поврежденного имущества другого, либо восстановление имущества с помощью собственных трудовых навыков.

Трудовые или материальные обязательства не должны являться непосильным бременем для несовершеннолетнего.

Если подросток работает и получает денежное вознаграждение, скорее всего, возмещение ущерба будет осуществляться в денежном эквиваленте.

Это обусловлено тем, что на собственноручное восстановление поврежденного имущества у подростка просто нет времени ввиду другой занятости.

Ограничение досуга и поведения

Чаще всего данная воспитательная мера применяется в совокупности с другими. Она предполагает контроль за поведением несовершеннолетнего, которое должно быть безупречным.

Поведенческие и досуговые ограничения могут осуществляться в виде следующих мер:

  • Запрет на использование определенных форм досуга;
  • Запрет на управление механическими транспортными средствами;
  • Комендантский час;
  • Ограничения на пребывание несовершеннолетнего вне дома;
  • Ограничения на выезд за пределы населенного пункт и др.

Данный перечень ограничений не является исчерпывающим. Суд по своему усмотрению может предписывать различные виды ограничений.

Суд также может предъявить требования несовершеннолетнему трудоустроиться или восстановиться в образовательном учреждении.

Помещение несовершеннолетнего в учреждения закрытого типа

В ст. 90 УК РФ не указана еще одна мера принудительно-воспитательного характера, применяемая в 2018 году, – помещение несовершеннолетнего в закрытого типа учебно-воспитательные учреждения.

Она применяется в качестве воспитательной меры только за преступления средней тяжести или тяжкие. Закреплена данная воспитательная мера в ч. 2 ст. 92 УК РФ.

Помещение несовершеннолетнего в учреждения закрытого типа допускается максимум на 3 года до того момента, когда подросток достигнет возраста в 18 лет.

Если до истечения установленного судом срока подросток исправится или в силу состояния здоровья не сможет более находиться в закрытом учебном учреждении, его пребывание там может быть прекращено.

Для того, чтобы принудительные меры воспитательного характера были отменены, и подросток был привлечен к уголовной ответственности, необходимо, чтобы систематические нарушения были зарегистрированы специальными органами контроля.

Нарушения несовершеннолетнего будут признаны систематическими, если их количество за весь срок, установленный судом, будет более 2 раз.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних создано законодателем для защиты молодого поколения от уголовной ответственности.

Данные меры призваны перевоспитать девиантных подростков, наставить их на путь социального развития и помочь найти им место в мире не преступном, а цивилизованном.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/prinuditelnye-mery-vospitatelnogo-vozdejstviya-nesovershennoletnix-st-90-uk-rf/

91 статьи Уголовного кодекса о методах воспитательной работы с несовершеннолетними

Ст. 91 УК РФ. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Комментарии. Воспитательная работа с несовершеннолетними

Обществу трудно смириться с тем, что количество преступлений, совершённых детьми и подростками, с каждым годом возрастает, поэтому законодателем была введена глава 14, одной из основных норм которой является 91 статья УК РФ.

Она регламентирует виды и способы применения мер по воспитательному воздействию на молодых правонарушителей.

Большинство преступников начинают свою криминальную карьеру в весьма юном возрасте, что обусловлено множеством социальных и психологических факторов, а уголовное преследование и реальный срок наказания грозят ещё большей маргинализацией.

Общие понятия и комментарии

Положения 14 главы УК РФ рассматривают ответственность несовершеннолетних не только в качестве назначения наказания за конкретный поступок. Они также предполагают наличие возможности применения иных правовых средств.

Статья 91 Уголовного кодекса РФ звучит как « принудительных мер воспитательного воздействия» и описывает методы воспитательной работы с несовершеннолетними.

Виды:

  1. Предупреждение – разъяснение виновному того ущерба, которое нанесли его действия, а также последствия совершения новых правонарушений. Данный способ целесообразно применять,если подросток действительно раскаивается в своём злодеянии (к примеру, он не отказывается возместить причинённый ущерб).
  2. Передача под надзор – заключается в обязательстве родителей или опекунов, а также специальных учреждений, контролировать деятельность и поступки несовершеннолетнего. Может рассматриваться не только как наказание самому виновному, но как санкция по отношению к родителям или опекунам, которые в недостаточной мере оказывали влияние подростка, что привело к совершению злодеяния. При этом для применения данной меры суд должен получить их письменное согласие.
  3. Обязанность исправить причинённый ущерб – предоставление виновному возможности материально загладить нанесённый вред. Устанавливается при возможности возмещения. Органам суда при вынесении решения необходимо учитывать, какой вред был нанесён потерпевшими каким образом подросток сможет его возместить (физически – починить, восстановить имущество или материально – за счёт стипендии или зарплаты).
  4. Ограничение досуга – запрет на определённые виды отдыха и развлечений для виновного (нельзя посещать дискотеки или концерты).
  5. Установление требований к поведению – определяется отдельно в каждом конкретном случае (например, комендантский час, запрет на выезд за пределы конкретного населённого пункта или требование о возвращении в школу или другое образовательное учреждение).

Законодатель акцентирует внимание на обращении к педагогическим приёмам, которые позволяют создать у подростка уважительное отношение к правилам и нормам законопослушной жизни.

Основания для замены реального наказания на воспитательное воздействие:

  • виновный не достиг совершеннолетия;
  • преступление не относится к тяжким;
  • возможность перевоспитания без лишения свободы.

Меры могут приниматься как по отдельности, так и в совокупности. Воспитание устанавливается в качестве возможной замены наказания и также имеет временной промежуток. Так, за совершение преступления небольшой тяжести 91 статья Уголовного кодекса РФ назначает срок наказания от 1 месяца до 2 лет, за деяния средней тяжести продолжительность – от 6 месяцев до 3 лет.

Сущность воспитательных мер

Судебные органы, при назначении такого вида наказания исходят в первую очередь из возможности исправления подростка путём бесед, детального обсуждения причин и последствий неблаговидного поступка и донесения до него недопустимости противоправного поведения.

В общем суть их такова:

  1. Являются альтернативным вариантом влияния по отношению к наказанию.
  2. Не влекут за собой наличие судимости.
  3. Назначаются только лицам, недостигшим совершеннолетия.
  4. Их основная задача – перевоспитание асоциальных субъектов и разъяснение им норм морали и законности, устоявшихся в обществе.
  5. Имеют принудительный характер.

Если виновный регулярно нарушает предписания, то по инициативе специальных организаций, дело должно быть изъято из архива и передано в судебную инстанцию. Тогда несовершеннолетнему грозит санкция в виде тюремного заключения или штрафа.

В законе не установлено понятие регулярности. При этом ВС РФ в одном из своих Постановлений рассматривает в качестве систематичности нарушение мер более 2 раз. В случае совокупности предписаний отступление от каждого менее 3 раз не является регулярным.

Юридическая оценка нормы

Правовая характеристика воспитательных мер является достаточно неоднозначной. Юристы и правоведы рассматривают данные меры по-разному. Проблема точной оценки правового характера возникает из-за отсутствия законодательного определения принудительных мер и конкретности в их отнесении к тому или иному институту ответственности.

В юридической среде часто возникает вопрос о направленности применения средств воспитательного характера. Так, некоторые правоведы считают, что данные способы воздействия на молодых людей являются чисто педагогическими и не имеют отношения к правовым положениям.

В поддержку своего мнения данные юристы приводят доводы:

  • виновный не считается преступником;
  • деяние не признаётся преступлением;
  • меры не рассматриваются в качестве уголовного наказания.

Эти факты противоречат самому Уголовному кодексу Российской Федерации, основная цель которого – определение вида и состава злодеяния и как следствие, назначение соответствующих санкций. Поэтому считается целесообразным применять данные методы при назначении административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Существует и иная точка зрения. С ней согласно большинство учёных-правоведов.

Данное мнение заключается в том, что по своей природе меры имеют юридически-педагогический характер и аргументируется оно следующим:

  1. Меры применяются только при совершении соответствующего противоправного действия.
  2. Средства воздействия отражены в законодательстве РФ.
  3. Механизм применения установлен в норме 427 УПК РФ.
  4. Назначаются соответствующим органом – судом.

Кроме того, выделяют отсутствие конкретики в определении органов, контролирующих исполнение обязанностей, наложенных на виновного подростка. Это означает, что нечёткая расшифровка понятия на практике приводит специализированные органы к разным толкованиям данной нормы права.

Правоведы и практикующие юристы, анализируя и характеризуя данную норму права, сходятся во мнении что она недоработана и имеет множество пробелов. Решить эти проблемы можно путём корректирования уголовного закона. Необходимо дать правовое определение ПМВВ и их задачи.

Судебная практика

Применение в практической деятельности 90 и 91 норм –частое явление. Социальная и финансовая нестабильность порождает у подрастающего поколения тягу к асоциальным поступкам.

Так,подростки чаще совершают преступления:

  • против собственности – кража (158);
  • против здоровья – лёгкий и средний вред здоровью, побои (112, 115).

Примером тому служит уголовное дело, рассмотренное Ленинским районным судом 2018 году.

Несовершеннолетний М. Д. находился вместе с К. Ю, не достигшим четырнадцати лет. Они вступили в сговор на совершение незаконного деяния и направились к оконному проёму квартиры. Оторвав решётку, проникли в жилье и совершили кражу, похитив чужое имущество на сумму 2839 руб. Далее М. Д и К. Ю скрылись.

Подсудимый М. Д. признался в совершении преступления, но отказался от дачи показаний.

Квалифицировав деяния М. Д. по ч. 3 ст. 158 – кража, судья принял решение о применении к подсудимому предупреждения и передаче под контроль специализированного органа по ПМЖ на 3 месяца 24 дня.

Рассматривая дела в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет, судебные органы чаще всего сосредотачиваются на:

  1. Характер несовершеннолетнего.
  2. Уровень жизни.
  3. Психологические особенности.
  4. Склонность к правонарушениям.
  5. Отношения с окружающими.

Я. М. нашёл фотоаппарат, который хотел вернуть известной ему владелице. Несовершеннолетний Ю. О. попросил у Я. М. посмотреть найденный фотоаппарат и сделать фотографию.

Получив указанную вещь, также зная, кто является владельцем, Ю. О. решил её похитить, тем самым осуществив присвоение фотоаппарата, стоимостью 3450 руб. В ходе разбирательства Ю. О.

раскаялся, признал вину и попросил огласить свои показания из материалов дела.

Суд учёл положительную характеристику личности Ю. О., при этом обратив внимание на склонность последнего к противозаконным действиям. В применении воспитательных мер было отказано. Ю. О. приговорён к 70 часам обязательной отработки.

Нередкими бывают случаи, когда молодые люди решают свои конфликты с помощью рукоприкладства. Агрессивность несовершеннолетних – одна из важнейших социальных проблем общества.

Несовершеннолетний Н. Г. после ссоры с И. Ж выстрелил последней в плечо из пневматического пистолета, нанеся ей вред средней тяжести.

Н. Г. раскаялся и признал свою вину. От дачи показаний отказался. Ранее не привлекался.

Квалифицировав деяния Н. Г. по ч.2 ст. 112 УК РФ, судом было вынесено решение о прекращении уголовного дела и применении к подсудимому предупреждения и передаче под контроль родителей на 1 год 8 месяцев 11 дней.

Общественность озабочена выработкой оптимального подхода к каждому юному преступнику. С начала 2000 годов в России активно начала развиваться система ювенальной юстиции.

Этот правовой институт составляют специально созданные структуры – ювенальные суды. Основная функция ювенальной юстиции­– осуществление правосудия в отношении подростков и защита лиц, не достигших 18 лет.

Фактически это составы обычных судей, находящиеся в отдельном здании. На данный момент в РФ действует 10 подобных судов.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/91-statya-uk-rf

Бизнес и закон
Добавить комментарий