Ст. 290 УК РФ. Получение взятки

Получение взятки – ст 290 УК РФ: определение и состав преступления

Ст. 290 УК РФ. Получение взятки

Проволочки в бюрократической системе побуждают граждан к поиску «обходных путей». Соответственно, подобные методы становятся причиной роста коррупции в стране, что карается правовыми нормами. Разберемся с вопросами, чем грозит дача взятки должностному лицу, статья УК РФ, которая регламентирует эти положения и какие меры предполагаются к нарушителям.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 703-52-27

Это быстро и бесплатно!

Информация о преступлении

Взяточничество – статья УК РФ, где описаны наказания за подобные деяния, поскольку такой вариант «подкупа» должностного лица наносит вред государству. Этот путь считается причиной коррупции, которая негативно сказывается на имидже страны и внутриполитических вопросах.

Термин предполагает предложение сотруднику государственного аппарата материальных ценностей за принятие решения в пользу взяткодателя.

«Помощь» чиновников за материальное вознаграждание считается взяткой и наказывается согласно УК

Причем толкование этого определения включает и посредническую схему, когда финансы попадают к адресату через третье лицо. Однако в этой ситуации четко прослеживается цель деяния – получение выгоды обеими сторонами в обход закона. Что касается вероятного участия посредников, решение таких вопросов – компетенция суда. Разберемся с юридическими нюансами этой темы.

Внимание! Получение взятки – статья 290 УК РФ,  за такие нарушения предполагает меры наказания именно к получателю средств.

Если же речь идет об ответственности лица, которое предлагает такой способ решения проблем, здесь работает уже ст. 291. В случае выявления использования посредников, законодательство предусматривает привлечение виновных граждан к уголовному делу по статье 291.1. Соответственно, правовые нормативы предписывают наказание для всех фигурантов подобных дел.

термина

Выясним, какие блага считаются взяткой в РФ. Поскольку законодательство гибко трактует подобные ситуации, юристы рекомендуют руководствоваться следующим перечнем:

  • финансовые переводы средств;
  • недвижимость;
  • ценные бумаги;
  • драгоценные металлы и камни;
  • транспортные средства;
  • дорогостоящая собственность.

Кроме того, статья «Получение взятки должностным лицом» допускает здесь и преследование за неимущественные незаконные отношения. В таких обстоятельствах подразумевается оказание услуг вымогателю мзды в обход законодательства либо иные пути получения выгоды таким лицом.

Размеры

Чтобы определиться с нюансами темы, уместно разобраться, какая сумма считается взяткой в России. Ключевым правилом тут становится исчисление незаконно полученной выручки в рублях. Этот момент применяется даже в ситуациях с «оплатой услуг» чиновников ценными бумагами или иным эквивалентом дорогостоящей собственности. Однако и тут найдется нюанс.

Для квалификации таких преступлений требуется определение суммы взятки

Подарки стоимостью до 3 000 рублей лицам, которые занимают государственные посты, официально разрешены.

Однако «безвозмездно переданное» имущество, превышающее указанный порог, становится поводом для возбуждения уголовного дела. Основанием тут становится 575 статья Гражданского Кодекса.

Если же говорить о деньгах, минимальная цифра законодательством не регламентируется.

Важно! Статья 290 содержит три категории размера суммы, когда речь идет уже об ужесточении наказания за рассматриваемое преступление.

В указанных обстоятельствах законодательство рассматривает такие критерии:

  1. Взятка в значительном размере. Тут сумма полученных либо переданных средств составляет минимум 25 000 рублей.
  2. Подкуп на крупную сумму. Здесь говорится о нелегально полученном доходе, который превышает 150 000 рублей.
  3. Взятка в особо крупном размере. В таких ситуациях юридические предписания предполагают подкуп на сумму от 1 000 000 рублей.

Соответственно, величина подобных «доходов» определяет и тяжесть наказания, которое предусмотрено в рассматриваемых случаях.

Квалификация правонарушения

Теперь перейдем к рассмотрению состава таких преступлений. Начнем с изучения формы деяния. В этой ситуации уместно говорить о двух вариантах: явных и скрытых взятках. Первый способ предполагает открытую передачу средств лицу, которое занимает соответствующий пост до момента получения выгоды либо сразу после выполнения предварительной договоренности.

Взятки бывают явными и скрытыми

Второй вариант отличается рядом особенностей. В этой ситуации речь идет о завуалированной услуге или ином действии за выполнение чиновником устного соглашения. Причем такие действия практикуются для сокрытия существенных сумм. Общим же признаком в перечисленных случаях считается предварительно заключенный устный договор между обеими сторонами.

Внимание! Конкретный способ подкупа государственного служащего в скрытой форме предполагает комплекс вероятных способов.

В подобных обстоятельствах законодательством предусмотрена ответственность за получение и дачу взятки. Что касается конкретных действий, здесь юристы говорят о следующих вариантах:

  • сделки с ценным имуществом по заведомо сниженной либо завышенной стоимости;
  • выполнение фиктивных услуг;
  • прощение задолженности;
  • организация поддельного выигрыша;
  • получение средств родственниками взяткополучателя;
  • отказ от получения вознаграждения за аренду помещений или техники.

Перечисленные выше способы не считаются исчерпывающим списком. Это лишь наиболее используемые схемы незаконного отмывания средств.

Кроме того, законодательство классифицирует взятки и по обстоятельствам получения подобного дохода. В первом случае тут подразумевается подкуп, когда гражданин передает деньги либо ценности авансом. Взамен взяткополучатель выполняет собственную часть договоренностей. Вторая ситуация допускает своеобразное «вознаграждение» после оказания услуги.

Доказательство преступления

Для возбуждения уголовного производства и привлечения к ответственности за получение взятки требуются весомые основания.

В таких случаях следствию требуется заявление пострадавшей стороны с указанием обстоятельств дела и суммы, которую вымогает чиновник.

Если такое условие не выполняется, узнать о факте незаконной передачи средств удастся посредством показаний свидетелей, присутствовавших при этой процедуре.

Кроме того, для суда требуется сбор доказательств преступления. В таких ситуациях оперативными работниками используются купюры с метками и проводится фиксация нарушения на видео. Доказать виновность конкретного лица в суде без представления документальных свидетельств – практически невозможная задача.

Санкции по законодательству

Поскольку рассматриваемый вид нарушений охватывает три статьи УК, разберемся с мерами наказания для лиц, которым вменяется вымогательство взятки и людей, предлагающих незаконное обогащение. В случае получения денег или иного имущества чиновнику грозят штраф, дисквалификация на 3 – 15 лет или исправительные работы.

Нарушения закона в этой области предполагают штрафы, исправительные работы или лишение свободы

Отдельным критерием наказаний тут считается лишение свободы.

Что касается граждан, которые предлагают взятки, тут законодательство предполагает аналогичные меры. Однако в обоих случаях судом учитывается размер подкупа, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Разберемся с нюансами наказаний для указанных категорий подробнее.

Меры к взяткополучателю

Минимальный размер штрафа за взятку в этой ситуации составляет до 1 000 000 рублей либо равен эквиваленту дохода обвиняемого лица за 2 года. Иной вариант финансовых санкций допускает возмещение 10–50 размеров полученной суммы с запретом на занятие соответствующего поста на 3 года. Более жесткие меры допускают назначение исправительных работ до двух либо принудительного труда до 5 лет.

Тут предусмотрено и тюремное заключение на срок в 3 года. Значительные суммы взяток увеличивают штраф до 200 000–1 500 000 рублей.

Альтернативой здесь становится выплата 30 – 60 величин суммы подкупа и дисквалификация чиновника на 3 года.

Лишение свободы в таких случаях затягивается до 6 лет с вероятным штрафом в 30 размеров полученных средств. Для государственных служащих меры ужесточаются.

Максимальная мера наказания за получение взяток предусматривает тюремное заключение на 8 — 15 лет

В подобных обстоятельствах штраф возрастает до 1 000 000–3 000 000 рублей, а период вероятного заключения в исправительном учреждении – до 5–10 лет с семилетней дисквалификацией.

Крупный размер подкупа предусматривает финансовые санкции в 2 000 000–4 000 000 рублей или суммы, которая в 80–100 раз превышает взятку. Лишение права на занятие определенной должности тут длится 7 лет, а тюремное заключение – до 7–12. Причем лишение свободы не исключает и выплаты штрафа, который составляет 60 размеров полученных средств.

Наиболее тяжелые последствия влечет взятка в особо крупном размере. Статья 290 предусматривает здесь финансовые выплаты государству в 3 000 000–5 000 000 рублей или 80–100 размеров зафиксированного незаконного дохода. Иная мера – лишение свободы на 8–15 лет с дисквалификацией служащего на пятнадцатилетний период.

Наказание для взяткодателя

Теперь разберемся с ответственностью за дачу взятки. В этом случае минимальные финансовые санкции составляют 500 000 рублей, а тюремное заключение длится 2 года. Альтернативой тут считаются исправительные работы на тот же срок или трехлетний принудительный труд.

Значительный размер правонарушения ужесточает указанные меры. Тут штраф возрастает до миллиона, а период лишения свободы предполагает максимум 5 лет.

Что касается санкций за предложение чиновникам незаконного дохода в крупном и особо крупном размере, тут для преступника предусмотрены те же меры, как и в случае с взяткополучателями. Однако добровольное сотрудничество со следствием тут становится шансом для избегания уголовного преследования. Это правило работает и до момента выплаты требуемой суммы, и после дачи мзды чиновникам.

Можно ли прикрыться «подарком»

Перейдем к обсуждению способов, которые используют недобросовестные служащие государственных структур. Наиболее распространенным вариантом уклонения тут становится выдача полученных активов за «подарок».

Поскольку закон четко устанавливает максимальную стоимость подобных подношений в 3 000 рублей, имущество, которое превышает эту цифру, автоматически становится поводом для уголовного преследования.

Однако в ситуациях, когда следователь представляет суду доказательства конкретных действий чиновника после получения «подарка» либо систематический характер таких приобретений, наказания не избежать.

Однако на практике встречаются и умышленное подбрасывание средств с целью порчи репутации конкретного чиновника.

В таких обстоятельствах важно доказать личную незаинтересованность в получении этого «дохода».

Тут юристы говорят о вероятных обвинениях лишь в ситуации с доказанной цепочкой: материальное вознаграждение-услуга. Если же ответной реакции чиновника не последовало, повода для инициирования уголовного дела нет. Причем подобные провокационные действия предполагают наказание по ст. 304 Уголовного Кодекса.

Заключение

Столь суровые меры наказаний за, казалось бы, незначительное правонарушение, связаны с засильем коррупционной составляющей в стране. Как показывает мировая практика, полное искоренение взяточничества – утопия. Однако сведение подобных случаев к минимуму говорит об экономическом потенциале государства и устойчивости страны на мировой арене.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 703-52-27

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/uk/otvetstvennost/poluchenie-vzyatki-st-290-uk-rf.html

Получение взятки (статья 290 УК РФ)

Ст. 290 УК РФ. Получение взятки

В случаях, когда человек сталкивается с определенными сложностями в своей жизни, он стремится найти быстрое и эффективное разрешение своих проблем.

Зачастую, способы быстро уладить проблемы могут быть противозаконными и довольно сомнительными. Потому дача взяток по-прежнему остается одной из важнейших проблем любого общества.

Несмотря на активное противодействие со стороны государства, борьба с коррупцией идет довольно медленно.

Взятка как преступление

Получение взятки считается одним из серьезных правонарушений, ответственность за получение взятки будут нести все стороны процесса, как человек, дающий мзду, так и чиновник, решающий за деньги поправить свое материальное положение. В современных реалиях взяточничество считается огромной проблемой, которая способна оказать негативное воздействие как на общественную жизнь, так и на экономическое положение страны.

Несмотря на популярное мнение, что получение взяток и коррупция более характерна для России и стран бывшего СССР, на деле все обстоит совершенно иначе.

Взяточничество присуще для всех стран, начиная от развитых, и заканчивая государствами «третьего мира».

Во всех странах существуют довольно строгие нормативы, по которым нарушители будут нести суровое наказание за получение необоснованной выгоды.

Однако, само понятие взятки имеет массу расплывчатых значений, потому у пользователей часто возникают проблемы в верном определении всех квалифицирующих признаков. Ввиду этого остановимся на проблемах получения взятки более детально.

Так, в уголовном законодательстве указано, что взятка – это получение должностным лицом и чиновником определенных материальных благ, на которые они не имеют никаких прав. При этом, они за определенное вознаграждение предоставляют взяткодателю услуги, непосредственно связанные с профессиональной или служебной деятельностью чиновника.

Уголовный кодекс РФ четко указывает на тот факт, что взяточничество будет признано преступлением в том случае, если обычные граждане передают некие ценности финансового плана чиновникам и служебным деятелям, которые должны решать их проблемы без дополнительного материального стимулирования.

Еще одной специфической особенностью взятки считают тот факт, что независимо от статуса чиновника и его должности, уголовная ответственность за взяточничество будет одинаковой.

Следовательно, неважно, кто стал взяткополучателем, обычный специалист властной структуры, министр, была дана взятка врачу в районной больничке, наказание для них будет примерно одинаковым, и все будет зависеть исключительно от суммы взятки и некоторых иных параметров.

При этом, нередко пользователи задаются вопросом, что же может быть признано взяткой. Согласно нормам законодательной базы, взяткой будут все предметы и ценности, чья совокупная стоимость выше 3 тыс. рублей. В целом, законодатель в этом вопросе проявляет небывалую гибкость, и потому сюда могут быть отнесены:

  • денежные средства и ценные бумаги;
  • антиквариат и изделия, имеющие некую историческую или культурную ценность;
  • любая документация на обладание имущественными ценностями различного плана;
  • услуги, за которые в обычной жизни чиновник должен был заплатить определенную сумму (ремонт дома, бесплатная путевка в санаторий или курорт и т.д.).

Взамен материальным благам должностное лицо выполняет определенные действия (или бездействие), из-за чего у взяткодателя появляется преимущество перед другими гражданами. Закон четко устанавливает, какие действия будут считаться совершенными за мзду:

  1. Общее покровительство от вышестоящего начальства или должностного лица, в результате чего на ошибки взяткодателя не обращают внимания, и он получает существенные преференции.
  2. Некие деяния, которые пользователь может совершить в силу своих профессиональных возможностей, социального статуса или занимаемой должности.
  3. Попустительство в определенных сферах. Так, взяткодатель изначально рассчитывает на то, что любые его действия никоим образом не будут прокомментированы руководством, и потому он не будет нести никакой ответственности за свои ошибки.
  4. Целенаправленное бездействие, дающее одному из пользователей огромные привилегии в сравнении с другими пользователями.

Нередко получение взятки ошибочно сравнивают с коммерческим подкупом. С одной стороны, оба понятия имеют некоторые характеристики, которые обладают довольно схожими чертами. Однако, в отличии от коммерческого подкупа, взятка имеет более широкий резонанс и распространяется на значительное количество общественных процессов.

В данной ситуации коммерческий подкуп обладает более опасными формами воздействия как на государство, так и на отдельные процессы, курируемые им. В частности, речь идет о вмешательстве в процессы управления, из-за чего огромный ущерб может быть нанесен экономической сфере.

Это объясняется тем, что подкуп способен подорвать функционирование рыночных отношений как таковых, сказаться отрицательно на деятельности коммерческих структур и нарушить основные правила конкуренции, тем самым предоставив кому-то гораздо большие возможности и привилегии.

Но самое важное заключается в том, что все это в совокупности формирует повышенную опасность для экономики государства.

Характеристика преступления

Говоря о правовой характеристике, необходимо принимать в расчет массу вспомогательных моментов, благодаря которым появляется возможность установить сам факт преступления. Должностные лица, повинные в получении противоправных материальных ценностей, совершают преступление, которое устанавливается исходя из всех совершенных получателем действий:

  1. Взяткополучатель приобретает немотивированную финансовую выгоду лично.
  2. Ресурсы материального плана передаются взяточнику через посторонних лиц, которые выступают в качестве посредников. Примечательно, что при установлении факта взяточничества посредники также будут притянуты к ответственности. Избежать наказания они смогут только в двух случаях – если обратились к правоохранителям и сознались в преступлении, или были введены в заблуждение относительно передаваемых через них ценностей, и не знали, что передача несет за собой коррупционный эффект.
  3. Взятка получена за некие действия или бездействие в пользу взяткодателя, в результате чего он получит необоснованные преимущества и выгоды перед другими пользователями.
  4. Поддержка должностного лица в получении необоснованных выгод со стороны прочих чиновников и уполномоченных деятелей.

Отметим, что в ситуации со взяточничеством не могут быть установлены никакие смягчающие обстоятельства. Пользователь, имеющий некие служебные привилегии и пользующийся своими возможностями, получая необоснованное материальное обогащение знает о том, что его действия находятся за гранью общественных и законодательных норм, и в случае раскрытия факта преступления он будет нести наказание.

Состав и квалификационные признаки преступления

Так как получение взятки относят к преступлениям коррупционного плана, в качестве состава преступления тут понимают ряд противоправных действий, направленных на дискредитацию государственной власти.

Так как материальные ценности принимают должностные лица, в обязанности которых входит разрешение любых проблемных ситуаций у граждан, взяточничество способствует тому, что отношение к государству и его ключевым функциям становится скептическим. Уровень доверия падает, и большинство граждан воспринимают государственные службы в качестве отдельных элементов коррупционной деятельности.

Что касается квалификационных признаков получения взятки, то тут в обязательном порядке нужно указать ее конкретный размер. Государство тщательно регламентирует данный вопрос, и устанавливает правило, по которому передача средств в сумме более 3 тыс. рублей будет признано преступлением (мелкое взяточничество).

Законодатель утвердил такие признаки получения взятки:

  • сумма необоснованного материально блага составляет от 25 до 149 тыс. рублей – взятка значительного размера;
  • от 150 тыс. рублей до 999 тыс. рублей – крупный размер взятки;
  • более 1 млн. рублей – взятка в особо крупном размере, которая влечет за собой максимально возможное наказание.

Кроме того, нужно учитывать, что особыми квалифицирующими признаками получения взятки законодатель признает такие параметры:

  1. В преступлении участвовало несколько лиц, между которыми были предварительные договоренности, что дает право говорить о составе организованной группы.
  2. Взятка получена лицом, которое представляет государство и исполняет определенные служебные обязанности, связанные с представлением интересов государства и налаживанием контактов и нормальных взаимоотношений с обычными гражданами.
  3. Пользователь сталкивается с вымогательством взятки. Это означает, что его ставят в такие условия, при которых он понимает, что без материального стимулирования его проблемы не будут приняты к рассмотрению, и никакой реальной поддержки от должностного лица он не дождется.
  4. Систематический факт получения или провокация взятки, то есть чиновник получает мзду не в первый раз, и регулярно использует свои служебные возможности и потенциал для необоснованного обогащения.

Впрочем, в реальной жизни с квалификацией правонарушения возникают некоторые осложнения. Прежде всего они связаны с тем, что определить рецидивирующий характер преступления бывает непросто.

Объект и субъект преступления

Так как получение взятки способно нанести вред государственным интересам, в качестве объекта преступления выступают общественные взаимоотношения, которые направлены на поддержание и функционирование всех государственных институтов и аппаратов.

Что касается объективной стороны, то сюда относят целый спектр параметров, среди которых особое внимание уделяют преимуществам, которые были предложены должностному лицу в качестве взятки. Кроме того, нужно определить, какие именно вещи и предметы были предоставлены в качестве взятки, имелись ли свидетели преступления и т.д.

Субъектом преступления будут выступать все должностные лица, чиновники и прочие специалисты, исполняющие управленческие функции, которые были уличены в получении неправомерной экономической выгоды. Также в качестве субъектов будут рассматриваться граждане, которые передали взятку, а также посредники, если к делу были привлечены посторонние лица.

Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/prestupleniya/poluchenie-vzyatki-statya-290-uk-rf

Бизнес и закон
Добавить комментарий