Ст. 102 УК РФ: комментарии и особенности

102 статья Уголовного кодекса о продлении, изменении и прекращении применения принудительных мер медицинского характера

Ст. 102 УК РФ: комментарии и особенности

Иногда проступки совершаются лицами, нуждающимся в медицинской психиатрической помощи. Выбор и регулирование наказания этой категории людей регламентирует VI раздел 15 глава 102 статья Уголовного кодекса РФ. Альтернативу избирает только суд. Он же способен менять, оканчивать либо продолжать указанные меры.

Структура юридической нормы

Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера относительно виновного судебные органы обязаны осуществлять, опираясь на содержание, которое даёт статья 102 УК РФ:

  • в начале сказано, что упомянутые действия проводятся структурами, правомочными на это – правосудие, УИИ. Вопрос рассматривается, руководствуясь материалами лечащего спецучреждения или по предписаниям психиатров;
  • вторая часть гласит, что обязательное освидетельствование происходит на общем собрании врачей специалистов не реже одного раза в полгода. Обдумывается задача о необходимости заявления в суд об окончании или об изменении оздоровительных действий. Здесь оговариваются правила подачи ходатайств в управление медучреждения лечащим врачом болеющего, итогов комиссии и инспекции в суд. Продление впервые проводится, минуя 6 месяцев от начала оздоровления, далее один раз в год;
  • ч. 2.1. указывает на необходимость психиатрической экспертизы, которая проводится не позднее, чем за полгода до окончания срока лечения. Это правило едино во всех случаях;
  • следующее, о чём говорится – обязательное условие завершения или избрания другой терапии. Это неэффективность предыдущих способов, отсутствие нужды в них;
  • последнее, чего касается указанная статья – окончание всех процедур в условиях больницы. Суд наделён возможностью передать собранные документы местным властям, которые передают их в систему здравоохранения. Она на вменяемой территории занимается обслуживанием лиц с душевными расстройствами.

Стоит отметить, что правосудие как средство контроля указано как в процедуре выбора альтернативной меры, так и в период её реализации. Это говорит о первоочерёдной роли индивида, следуя резолюции ООН и Конституции РФ.

Особенности продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера

Лишь судья обладает властью продлевать, менять, завершать врачебное воздействие относительно подсудимого. Следуя праву, быть инициатором разрешения имеет возможность администрация лечащего заведения либо УИИ, осуществлявшая контроль над исполнением.

Представитель и защитник невменяемой личности могут стать основоположниками выбора другого оздоровления или окончания.

Но последнее решение остаётся за судом, который вынес акт о назначении мер, или аналогичным органом по месту исполнения предписаний постановления.

Не реже, чем единожды в год, пациент, подверженный принудительному воздействию, должен проходить освидетельствование при коллегии психиатров. По завершении коллегии поднимается вопрос о дальнейшем пути больного: оставить неизменными, выбрать другие способы лечения, заканчивать их и выписывать больного из медучреждения.

Норма Уголовного кодекса ст. 102 указывает на ограниченный список инициаторов освидетельствования:

  1. Лечащий врач, когда есть реальные предпосылки усомниться в эффективности процедур, добросовестности самого пациента.
  2. Законный представитель волеизъявления душевно нездорового человека, защитник, сам подсудимый. Время проведения последней комиссии здесь роли не играет.

В предыдущие годы при продлении лечащих мероприятий исключалось звено судебной власти. Все решения касаемо судьбы пациентов психиатрических клиник принадлежали администрации учреждения. К сожалению, не все исполняли свой долг согласно данной Гиппократу клятве.

Российский менталитет таков, что наиболее коррумпированные представители могли оставлять на лечении лиц, не нуждающихся в нём, а те, кому нужна была помощь, гуляли на свободе и оставались без присмотра.

Это не могло не сказаться на показателях качества работы таких организаций.

Судебный контроль над исполнением лечащих мероприятий относительно душевно нездоровых лиц, несомненно, представляется достижением правового государства.

Достоинство и честь каждого индивида стоят на первом плане.

Наделение только судов правом менять или оканчивать меры нуждающимся в этом граждан повышает качество проделанной врачами работы, коэффициент полезного действия работы всех причастных органов.

Продление мер предусматривает полное сохранение всех предыдущих процедур. Основанием для этого является положительная динамика в борьбе с психическим расстройством, появление существенных сдвигов в лучшую сторону.

Если за 6 месяцев лечение не дало результата, состояние больного остаётся на прежнем уровне, возможно избрать вариант продолжить либо избрать другую методику. Для продолжения выбранного пути управление лечащего заведения подаёт в судебное учреждение своё заключение.

Впервые оно производится по окончании полугода от времени первых процедур, остальные разы – каждый год.

Изменение плана мероприятий по оздоровлению подразумевает назначение иного лечения полностью или частично. Это реально, если протокол проведённого совета гласит об ухудшении состоянии душевнобольного человека.

Вторым основанием выбора альтернативы при лечении – когда показатели остаются прежними на протяжении долгого времени. Правильно подобранный порядок оздоровительных процедур обязан давать незамедлительный результат.

Главное правило – не причинить вреда пациенту.

Прекращение медицинского наблюдения означает окончание пребывания пациента на стационарном либо амбулаторном лечении, причиной становится полное избавление от недуга и отсутствие признаков болезни. Не всегда возможно полнейшее излечение, основным фактором прекращения терапии станет отсутствие угрозы личности для окружающих.

Это не всегда показатель прогресса. Как пример – слабоумие, вследствие чего может снизиться деятельность больного и привести к абсолютной несамостоятельности. При окончании нахождения в клинике, судья может отправить историю недуга в учреждение здравоохранения для постановки больного на учёт в психоневрологическом отделении.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/statya-102-uk-rf

102 статья УК РФ. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера

Ст. 102 УК РФ: комментарии и особенности
Закон 9 сентября 2017

Принудительными медицинскими мерами являются действия, направленные на лечение граждан, совершивших деяния, признанные особенно опасными для общества (к примеру, убийство). 102 статья УК РФ закрепляет особенности изменения срока и характера этих мер.

Необходимо сказать, что принудительное лечение не выступает в качестве уголовного наказания. В нем отсутствует отрицательная оценка действий виновного лица, а основания и цели существенно отличаются от задач и причин вменения санкций.

Рассмотрим далее ст. 102 УК РФ.

Уголовный кодекс Российской Федерации: принудительное лечение

Перечень обстоятельств, приводящих к применению к гражданину принудительных мер медицинского характера (ПММХ) является исчерпывающим и приводится в 1 части 97 нормы УК. Суд вправе назначить принудительное лечение субъектам:

  • Совершившим преступления, установленные Особенной частью Кодекса, в невменяемом состоянии.
  • У которых после деяния возникло психическое расстройство, препятствующее назначению и исполнению наказания.
  • Совершившим посягательство и имеющим психические расстройства, не исключающие вменяемости.
  • Причастным к деяниям, посягающим на половую неприкосновенность граждан, возраст которых менее 14 лет, страдающим педофилией, не исключающей вменяемости. В этом случае ПММХ применяются к совершеннолетним.

Условия и цели

Приведенные выше меры применяются к субъектам только тогда, когда расстройства психики связаны с вероятностью причинения ими иного значительного вреда или с опасностью как для окружающих, так и для них самих.

Цели принудительного лечения состоят в:

  • Излечении или улучшении состояния указанных лиц.
  • Предупреждении совершения новых деяний.

Изменение продолжительности и характера мер

Применение принудительного лечения находится под особым судебным контролем. Уголовное законодательство предусматривает порядок продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера. В ст. 102 УК РФ, в 1 части устанавливается, что рассмотрение соответствующих вопросов осуществляется судебным органом по представлению:

  • Руководства медучреждения, осуществляющего лечение.
  • Инспекции, контролирующей реализацию ПММХ.

Медицинское заключение врачебной комиссии является основанием для реализации положений ст. 102 УК РФ.

Статья №102 устанавливает периодичность освидетельствования лица, помещенного на принудительное лечение. Оно выполняется не реже 1 раза в полгода. Освидетельствование необходимо для решения вопроса о прекращении или изменении ПММХ. Кроме того, периодический осмотр исключает превращение принудительного лечения в бессрочное нахождение в медучреждении.

Основания для освидетельствования

Обследование, согласно ст. 102 УК РФ, производится по инициативе врача, наблюдающего за субъектом, находящимся на принудительном лечении. Кроме того, соответствующее ходатайство может быть направлено самим гражданином, его родственниками или представителями.

Просьба о проведении освидетельствования передается руководству медучреждения либо администрации исполнительной инспекции, контролирующей применение меры. При этом время последнего осмотра значения не имеет.

Продление меры

Независимо от выводов, к которым пришла врачебная комиссия в ходе освидетельствования, его результаты направляются в суд.

В случае отсутствия оснований для изменения/прекращения принудительного лечения администрация медучреждения, согласно ст. 102 УК РФ, направляет судебной инстанции заключение о его продлении. При этом первое увеличение срока пребывания в стационаре осуществляется на полгода, последующие – ежегодно.

Нюансы

Источник: http://monateka.com/article/247294/

Бизнес и закон
Добавить комментарий