- Сравнительный метод исследования. Сравнительно-правовой метод
- Характеристика сравнительного метода
- Где используются сравнительные методы исследований?
- Сравнительный метод в психологии
- Возможности сравнительного метода в психологии
- Недостатки сравнительного метода в психологии
- Сравнительно-правовой метод
- Практическое значение сравнительно-правового метода
- Сравнительное правоведение и его аспекты
- Основные принципы сравнительно-правового метода
- Практическое значение сравнительных методов исследования
- 14) Метод сравнительного анализа
- 4.Глобальное сравнение. Сравнение всех объектов
- 15) Социометрия как метод исследования и оптимизации управленческих процессов
Сравнительный метод исследования. Сравнительно-правовой метод
Образование 1 ноября 2016
“Все познается в сравнении”, как гласит известная мудрость. Иначе как узнал бы человек о возможностях своего развития, о том, как живут другие люди и народы, какие условия он может создать, чтобы усовершенствовать свою жизнь? Сравнение присутствует во всех проявлениях существования человека. И не только в обыденной жизни.
Наука давно использует сравнение как один из основных способов получения информации о мире. Называется он сравнительный метод оценки взаимосвязей, схожести и различий между исследуемыми объектами. Этот метод – более узкое понятие, нежели сравнение в житейском понимании.
Еще Маркс и Энгельс разграничивали эти термины, поскольку метод предполагает специальную организацию, подготовку, следование принципам. Они также отводили основную роль сравнительному методу в формировании диалектического взгляда на природу.
Этому методу исследований обязаны своими достижениями практически все научные дисциплины. О том, что такое сравнительный метод, где и как он используется, – далее.
Характеристика сравнительного метода
Сравнительный метод в научном познании используется для сопоставления более двух исследуемых объектов с целью выявления в них общего и различного, построения классификаций и типологий. К таким объектам могут относиться различные идеи, результаты исследований, явления, процессы, качественные характеристики предметов и прочее.
Данный метод относится к общенаучным эмпирическим, позволяет получить теоретические знания и является универсально используемым. Он есть основой для многих прикладных исследований, поскольку позволяет на основании отличительных признаков объектов создавать их группы. Эти классификации используются в последующих изучениях как основа.
Примеры сравнительного метода могут быть проиллюстрированы на основании его форм:
- сравнительно-сопоставительный метод выявляет различия в природе изучаемых объектов (например, в христианской и мусульманской религиозной культуре);
- историко-типологическое сравнение, позволяющее выделить общие признаки в несвязанных между собой явлениях при одних условиях развития (например, родство разных языков);
- историко-генетическое сравнение показывает сходство между объектами, объединенными общим происхождением и условиями развития, и их взаимовлияния (например, развитие психики животного и человека).
Где используются сравнительные методы исследований?
Сравнительный метод является одним из наиболее универсальных в теории и практике познания, поэтому его используют многие науки:
- сравнительная анатомия (отрасль биологии);
- богословие и религиоведение;
- история языкознания;
- история литературы;
- мифология;
- политология и право, в частности, уголовное;
- генетическая (сравнительная) психология;
- философия.
Сравнительный метод в психологии
Широкое применение сравнительный метод исследования получил в разных отраслях психологической науки. Он позволяет сравнивать свойства личности, развитие психики, характеристики групп людей и делать выводы о механизмах генезиса и причинах появления различий в исследуемых объектах.
Так, дифференциальная психология использует сравнительный метод для выявления схожести и различий в психологических свойствах отдельных групп людей, зоопсихология – для прослеживания эволюции психики у представителей разных ступеней развития животного мира, возрастная психология – изменений психических функций человека в зависимости от его возраста.
“Метод поперечных срезов” как сравнительный метод в психологии позволяет определить развитие одной и той же психической функции или свойства у разных групп людей.
Например, сравнить уровень развития интеллекта у школьников разного возраста, разных социальных групп или учеников различных форм и программ обучения. Существует также “метод продольных срезов”, или лонгитюдный.
Он отличается от сравнительного тем, что исследуется один и тот же объект на протяжении длительного времени его существования. Это делается с целью проследить изменения, которые происходят с этим объектом со временем.
Возможности сравнительного метода в психологии
Все типологии личностей, классификации по определенному признаку людей в психологии созданы благодаря использованию сравнительного метода. Даже постановка эксперимента включает этот метод на этапе оценки эффективности влияния каких-то переменных. В этом случае сравниваются исходные данные и полученный после экспериментального влияния результат.
Наряду с другими организационными методами (лонгитюдным, комплексным), сравнительный метод в психологической науке незаменим.
Без него все психологические группы были бы разрозненными единицами, не существовало бы классификаций профессий, типов личности, характеристик возрастных этапов и т. д.
Поэтому данный метод можно по праву считать способом упорядочивания знаний и прогнозирования изменений.
Недостатки сравнительного метода в психологии
Среди недостатков, которые, как и любой другой метод, имеет сравнительный, можно назвать:
- зависимость результатов исследования от статичности, стабильности объекта;
- риск устарения информации на момент обработки полученных данных;
- необходимость использования дополнительных методов исследования для получения более полной информации.
Все преимущества и недостатки выбранного метода определяют возможности его использования. Конечно, для обширного исследования одного способа получения и систематизации информации недостаточно.
Сравнительно-правовой метод
Сравнительно-правовой метод в методологии государства и права является одним из основных способов познания.
Он предполагает сравнение процессов, явлений и понятий юридического характера с целью изучения их сходства, выявления причин отличий.
Такое сопоставление позволяет понять, каким образом происходило их развитие и видоизменение, в какой последовательности это совершалось, и создавать классификации таким явлениям.
Сравнительный метод позволил выделиться отдельной научной отрасли – сравнительному правоведению, что занимается изучением и сравнением различных правовых систем мировых государств.
При изучении зарубежного опыта правоведения государство может совершенствовать собственную юридическую систему, отказываться от устаревших несовершенных методов работы и использовать положительный опыт в развитии своего законодательства.
Своим появлением в юриспруденции данный метод обязан достижениям других технических и социальных наук: математике, кибернетике, психологии.
Практическое значение сравнительно-правового метода
Практическая польза сравнительного метода в правовой науке заключается в том, что он позволяет находить оптимальные способы для решения социальных проблем. Он позволяет понять, почему одно о тоже действие в правовой культуре одного государства является правомерным, а в другой – преступным.
Методы сравнительного подхода включают различные способы сравнения:
- функциональный, позволяющий сопоставлять функции, которые выполняет тот или иной институт государства;
- нормативный, использующий термины и категории специфических правовых систем с целью анализа норм права и законодательных решений;
- проблемный, который сравнивает решение определенных правовых разногласий в рамках законодательной системы и анализирует возможность применения этих решений в рамках своего законодательства;
- текстуальный, анализирующий, какое текстовое оформление наиболее продуктивно влияет на реализацию правовых норм в национальном масштабе;
- бинарный, который сопоставляет не множество, а только две существующие политические или общественные системы.
Сравнительное правоведение и его аспекты
Сравнительное правоведение рассматривается в специализированной литературе в трех основных аспектах:
- Как сравнительный метод исследования.
- Как отрасль самостоятельной науки.
- Как сочетание метода и отдельной научной дисциплины.
Более современным считается третий подход, поскольку он признает, что сравнительное правоведение может быть отдельным методом всей юридической науки, который позволяет изучать перечисленные вопросы, а также может быть самостоятельной наукой, поскольку имеет свой предмет исследования, сферу применения и практическое значение.
Основные принципы сравнительно-правового метода
Как и любой научный способ познания, методы сравнительного подхода реализуются благодаря соблюдению основных принципов:
- Сравнимости правовых норм, что регулирует функциональную сторону правовых решений, т. е. то, как они решают потенциальные социальные проблемы.
- Учета условий исторического времени развития правовой нормы, ее социальной обусловленности.
- Критического рассмотрения полученных данных.
Практическое значение сравнительных методов исследования
Значение сравнительного метода в истории наук трудно недооценивать. Историческое развитие государств и обществ, эволюционная теория появления и совершенствования физических функций органов и систем человека и животных, история языковедения, психологические типологии, – эти и многие другие достижения были бы невозможны там, где не использовался сравнительный метод.
Характеристика этого способа получения информации включает не только теоретическую, но и его практическую важность.
Например, применение метода в правоведении позволяет выявлять оптимальные способы решения правовых вопросов, в психологии – делать выводы о закономерностях развития психики и создавать самые эффективные программы обучения и саморазвития для всех возрастных групп и других категорий людей. Становится понятно, что сравнительный анализ является одним из самых употребляемых практически во всех технический, естественных и социальных науках.
Источник: .ru
Источник: http://monateka.com/article/180174/
14) Метод сравнительного анализа
Вшироком смысле- сравнениекак метод познанияпредставляет собой способвыявления общего и особенного в изучаемыхфеноменах
Вузком смысле- СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙМЕТОД —метод естественных и социальных наук,с помощью которого путем сравнениявыявляется общее и особенное в родственных,генетически и исторически связанныхформах, достигается познание различныхисторических ступеней развития одногои того же явления или двух разных, нородственных и сосуществующих явлений
Сравнительныйметод в политической науке стал однимиз центральных, т.к. многие исследователисчитали и считают его наиболее подходящимзаменителем метода эксперимента,используемого широков естественных науках.
Видысравнительных исследований
1.«Case–study»сравнение.Данный видсравнения применяется тогда,когда анализируется одно явление нафоне сравнения ее с другими
2.Бинарноесравнение .Сравнениедвух объектов
3.Региональноесравнение. Групповое сравнение
4.Глобальное сравнение. Сравнение всех объектов
5.Кросс-темпоральныесравнения.Динамическийанализ – придаетсязначение времени как оперативнойпеременной.
15) Социометрия как метод исследования и оптимизации управленческих процессов
Социометрические методы используютсядля исследования структуры межличностныхотношений в малых социальных группах( 10-15чел.) путем опроса каждого членагруппы о сделанном им по тем или инымсоциометрическим критериям выборедругих членов группы и обработки этойэмпирической информации.
В результате исследования могут бытьоценены степень сплоченности(разобщенности) группы, относительныйавторитет членов группы, т.е.
, выявленылидеры и «отверженные», а также обнаруженысплоченные внутригрупповые образования(подсистемы) и их возможные неформальныелидеры.
Социометрические методыисследования применимы к реальносуществующим малым социальным группам(от 5 до 25, обычно 10—15 человек), имеющимдостаточно длительный (от полугода)опыт совместной групповой жизни.
Социометрические методы были предложеныв 30-х годах XX в. австрийским эмигрантомпсихиатром Дж. Морено в рамках развиваемойим теории социометрии.
Суть этой теорииосновывается на утверждении того, чтосоциальные системы являютсяпритягательно-отталкивающе-нейтральными,включающими в себя не только объективные,внешне проявляемые отношения(макроструктура), но и субъективные,эмоциональные отношения, часто внешненикак не проявляяющиеся (микроструктура).
3 этапа в развитии социометрии:
1.возникновение и утверждение ( к 1934г)
2.кульминация или первичный метод(1936-1956)
3. «новая социометрия» (с 1956)
Цели социометрии:
1.измерение степени сплоченности группы
2.выявление соотносительного авторитетавнутрь группы по симпатиям
3.обнаружение внутригрупповых подсистем
Реализация социометрическихметодов в виде социометрическойпроцедуры предусматривает проведениеследующих этапов.
1. Формулированиесоциометрического критерия.
2. Проведениесоциометрического опроса.
3. Математическаяобработка результатов опроса и расчетзначений социометрических индексов.
4. Интерпретацияполученных значений социометрическихиндексов.
Источник: https://StudFiles.net/preview/2554572/page:10/