Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики

Понятие, особенности и структура образовательной системы России

Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики

Независимо от степени развития экономики, религии, политического строя, приоритетной задачей каждого государства является создание условия для гармоничного и всестороннего развития личности. Ответственность за реализацию этой задачи возлагается на образовательную систему, существующую в отдельно взятом государстве.

Понятие «Система образования»

Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.

Для начала следует понять, какое понятие вкладывается в термин «образование». В узком смысле – это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.

Если брать более широкий смысл определения, то образованием является среда социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия, необходимые для гармоничного развития личности в процессе познания культурных ценностей, норм и моделей поведения.

Другая формулировка определяет образование как синтез процессов обучения, учения, воспитания, самовоспитания, развития и социализации. Из чего выходит, что образование – это многоуровневое пространство, способствующее созданию условий для развития и саморазвития личности.

На 20 сессии Генеральной конфедерации ЮНЕСКО было сформулировано следующее понятие: образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.

Нередко под определением образования понимают формирование духовного образа человека, происходящее под влиянием нравственных и духовных ценностей, взятых за эталон в конкретном обществе. Образование – это также процесс воспитания и совершенствования личности, в котором играет значимую роль не столько объем приобретенных знаний, навыков и умений, сколько грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя деятельность на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Система образования в России и мире определяется как многообразие конкретных компонентов, находящихся в определенных отношениях и связях и образующих целостную, единую концепцию.

Поэтому, рассматривая образование с позиции системы, чаще всего дается определение: «совокупность образовательных учреждений страны, а именно дошкольных, начальных, средних, средне-специальных, высших и послевузовских образовательных организаций, а также внешкольных учреждений».

Довольно часто систему образования рассматривают как модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является создание оптимальных условий для обучения, как активной деятельности субъектов воспитательного процесса.

Определение 1

Таким образом, система образования – это структура учебно-воспитательных учреждений, существующая в масштабах страны.

В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, ВУЗы.

Часто в данную систему также входят образовательные учреждения для взрослых и культобразовательные заведения.

Базой образовательной системы является тип образования, которых существует несколько:

  • Дошкольное образование. Его функции выполняют ясли и детские сады.
  • Элементарное (начальное) образование, длительность которого, в зависимости от государства, составляет от 5 до 9 лет. В России к начальному образованию относится девятилетнее обучение.
  • Среднее. Школы с 4-6 летним сроком обучения.
  • Высшее образование. В категорию входят институты, академии, университеты, высшие технические училища, некоторые колледжи. Срок обучения может достигать 7 лет.

Особенности системы образования

В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека.

Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.

Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:

  • Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
  • Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
  • Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
  • Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.

Каждая образовательная система имеет структуру, в которой выделяют 3 больших раздела.

На схеме представлены структурные компоненты системы образования, которые являются базовыми. Если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования включены внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.

Помимо прочего, система образования направлена на создание оптимальных условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватного восприятия окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, поэтому система образования также включает в себя:

  • Образовательные организации.
  • Государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений.
  • Органы управления.

На сегодняшний день существует три системы управления образованием: централизованная, децентрализованная и смешанная, которые подробно разобраны в таблице:

Система Особенности
централизированная Управление принадлежит Министерству образования страны и его органам на местах.
децентрализированная Управление в руках местных органов власти и положение школ в значительной степени зависит от самостоятельности населения.
смешанная Характерно распределение функций между центральными и местными органами власти.

Структура образовательной системы в России

Структура системы образования – это совокупность взаимодействующих составляющих, среди которых выделяют:

  • Преемственные программы образования.
  • Федеральные госстандарты и требования.
  • Сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих данные стандарты, требования и программы.
  • Лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, законные представители учащихся, сами учащиеся и т.д.
  • Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности.
  • Органы, контролирующие реализацию госстандартов, требований планов и производящие оценку качества образования.
  • Органы, управляющие образовательной сферой, подведомственными организациями и учреждениями.
  • Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность в образовательной сфере.

Сегодня Российская образовательная система считается одной из самых лучших и входи в десятку мировых образовательных систем. И если ранее в образовательную систему России входили только государственные учреждения, то сегодня – это также коммерческие и частные учебные организации.

Образовательная система обеспечивает реализацию права на непрерывное обучение для каждого гражданина страны, что позволяют обеспечить разные уровни образования в России. Более подробная их структура представлена в таблице ниже:

Образование Уровни/виды
общее
  • дошкольное;
  • начальное общее;
  • основное общее;
  • среднее общее.
профессиональное
  • среднее профессиональное;
  • высшее (бакалавриат);
  • высшее (специалитет и магистратура);
  • высшее (подготовка кадров высшей квалификации).
дополнительное
  • дополнительное образование детей;
  • дополнительное образование взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://www.Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obrazovatelnaja-sistema-rossii/ponjatie-obrazovatelnoj-sistemy-rossii/

Отличительные особенности российской системы образования

Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики

Общество не может культурно развиваться без наличия образования. Нынешнее образование в развитых государствах имеет характерную особенность – бесплатное начальное образование, которое является обязательным. Сегодняшняя цивилизация не может обойтись без наличия грамотности в самых элементарных науках.

Образовательная система России не сможет функционировать без объединения четырех структур

1. Требования для его получения, определяющие информационные компоненты программ обучения. В стране имеется два вида – специализированные и общеобразовательные. Их также можно разделить на дополнительные и основные.

Общеобразовательные программы основного типа включают в себя дошкольные, начальные и основные, а также средние.

Специализированные программы имеют подразделение, которое включает средние, высшие, а также профессиональное послевузовское обучение.

Нынешняя методика российского обучения разделяется на некоторые формы:

  • Внутрисемейное.
  • В аудитории.
  • Экстернат.
  • Самообразование.

Вышеперечисленные формы обучения могут сочетаться.

2. Образовательные, а также научные институты. Учебные программы не могут быть реализованными без их функционирования. Учреждение представляет собой некую структуру, которая служит для выполнения учебного процесса, а именно реализацией программ обучения. Данное учреждение полностью отвечает за воспитание, а также содержание учеников.

Образовательная система России имеет следующий облик:

  • Обучение перед школой;
  • Заведения общеобразовательного направления;
  • Среднее;
  • Высшее;
  • После ВУЗа.

Также образовательные учреждения делятся на муниципальные, региональные и частные. Они относятся к юридическим заведениям.

3. Структуры, которые служат для выполнения функции контроля и управления.

4. Юридические лица и общественные компании, которые ведут свою деятельность в образовательной сфере Российской Федерации.

В системе образования РФ главными считаются учреждения. Заведения по обучению проводят учебно-воспитательный процесс, который выполняется в соответствии с поставленным планом.

В краткости о системе российского образования рассказать трудно, потому как она многосторонняя, а также состоит из определенного количества составляющих.

Они составляют определенный комплекс, который на каждом уровне образования реализует развитие разных показателей, которые присущи личности человека.

Система образования России включает в себя всевозможные учреждения по обучению, куда входит государственное и дополнительное обучение.

Компоненты

Образовательные программы, которые предусматриваются в педагогической системе Российской Федерации, представляют собой определенные документы, при разработке которых учитываются:

  • ФГОС, которые отвечают более чем за семьдесят процентов программ;
  • Запросы национально-регионального уровня.

Федеральные стандарты государственного образования предусматривают некоторые правила, которых в обязательном порядке должны придерживаться учреждения, имеющие аккредитацию от государства.

Образование в России включает в себя множество обучающих программ, которые устанавливает само государство.

Для каждого учреждения регламентируется свой стандарт образовательной системы, который анализируется управляющими органами.

Источник: http://diplomus-site.com/osobennosti-rossijskoj-sistemy-obrazovaniya/

Бизнес и закон
Добавить комментарий