- Специальные пожарные автомобили: назначение, технические характеристики
- Транспорт быстрого реагирования
- Газодымозащитные машины
- Пожарный транспорт с контейнерами
- Транспорт комбинированного тушения
- Рукавные машины
- Автоцистерна АЦ-40
- Автолестницы
- Платформа лестницы
- Подъемники
- Пожарные автомобили: определение, классификация, расшифровка
- Классификация
- Расшифровка АЦ
- 9.3. Основные пожарные автомобили
- 9.4.1. Пожарные автоцистерны
Специальные пожарные автомобили: назначение, технические характеристики
Автомобили 29 августа 2016
Специальные пожарные автомобили сегодня постоянно совершенствуются, это способствует увеличению эффективности выполнения различных задач. Существует множество моделей, созданных для тушения пожаров, стоит разобраться в наиболее распространенных из них.
Транспорт быстрого реагирования
Главным предназначением таких машин является обеспечение доставки людей, спасательного и технического оборудования к месту происшествия.
Они незаменимы при осуществлении спасательных работ и устранении возгораний в жилых строениях.
Специальные пожарные автомобилииспользуются в умеренном климате с температурным диапазоном от -35 до +45 градусов. Главными их составными частями являются следующие:
- электротехническое снаряжение для осуществления работ;
- пожарно-техническое оборудование;
- кузовная часть;
- шасси;
- баки для пены и воды.
Также стоит отметить оснащение в виде специальных выдвижных полок, на которых находится оборудование. Средства пожаротушения и снаряжение для спасательных работ располагаются в кузовной части и фиксируются надежными узлами крепления. На крыше транспорта имеется дополнительное место для оборудования.
Снаряжение, как правило, состоит из следующего:
- спецодежда для пожарных;
- лафетные стволы;
- пожарные рукава и краны;
- аппараты для обеспечения дыхания;
- гидравлические инструменты;
- оборудование для генерации пены;
- специальные насосы;
- защита дыхательных органов;
- водопенное вооружение.
Газодымозащитные машины
Специальные пожарные автомобили данного вида обеспечивают доставку осветительных приборов, специализированного инструмента, питания электрооборудования, систем для обеспечения защиты пожарного расчета до места чрезвычайной ситуации. Снаряжение состоит из нескольких функциональных частей:
- осветительная выдвижная мачта, оснащенная прожекторами;
- управляющая система;
- электросиловые инструменты;
- кабина пожарного расчета и шасси;
- специализированные приборы для работы в форс-мажорных условиях;
- электротехническое снаряжение.
Кабина с боевым расчетом и кузов, в котором находится снаряжение, устанавливаются на раме шасси. Среди отличительных особенностей стоит отметить оснащение оборудованием оптико-акустического вида “Южный Урал”.
Пожарный транспорт с контейнерами
Используется для оснащения пожарных отрядов мобильными, многофункциональными системами быстрого реагирования.
Предназначаются специальные пожарные автомобили для устранения возгораний на нефтяных, газовых и химических производствах, в многоэтажных зданиях, архивах и музеях. Также комплекс подходит для осуществления спасательных операций.
Автомобили данного вида незаменимы при чрезвычайных ситуациях при условии низких температур и в ходе устранения затяжных пожаров.
На шасси установлен специальный контейнеровоз, обеспечивающий высокий уровень мобильности, и мультилифт, использующийся для доставки, разгрузки и обратного перемещения на базу контейнера необходимого вида.
Эксплуатация может производиться при температуре от +40 до -50 градусов. В комплектацию входит несколько стандартных контейнеров, имеющих установленные габариты и набор оборудования для пожаротушения.
Транспорт комбинированного тушения
Пожарные аварийно-спасательные автомобили необходимы для выполнения следующих задач:
- подача жидкости из природного водоема или имеющегося резервуара;
- транспортировка пожарных, технического оборудования и средств для устранения возгораний;
- подача специального порошкового состава;
- подача пены из цистерны или бака, установленного на шасси.
Неотъемлемым элементом является сигнальная специализированная установка. Транспорт находится в месте чрезвычайной ситуации до полного устранения возгорания.
Вакуумное оборудование обеспечивает наполнение баков пеной и водой. Пожарное снаряжение стандартного вида размещается на крыше машины, во встроенных отсеках и в самом кузове.
Большая часть оборудования представлена инструментами для подачи порошка для тушения, механической пены и воды.
Рукавные машины
Пожарные автомобили насосно-рукавные в первую очередь необходимы для подачи большого объема воды, при этом транспорт может находиться на значительном расстоянии от места возгорания. Среди основных функций также стоит отметить формирование специального раствора из пенного концентрата и воды в установленном компонентном соотношении.
В качестве материалов для изготовления используются металлы, устойчивые к развитию ржавчины. Оснащение представлено следующими элементами:
- электронный датчик пенообразователя, размещаемый на насосе;
- сливное оборудование с шаровым клапанным устройством;
- магистраль для заправки с клапаном обратного вида;
- переливная труба, дополненная приспособлением для предотвращения возникновения давления, несоответствующего установленному уровню;
- волнорезы продольной и поперечной формы.
Возможна эксплуатация с пенообразователями любого вида. Дополняется элементами, обеспечивающими заполнение резервуара, его промывку и подогрев, при этом пополнение может производиться от пенообразующего электронасоса или стороннего источника. Поверхность емкости покрыта теплоизоляционным составом, его толщина – до 1 см.
Автоцистерна АЦ-40
Предназначение транспорта заключается в доставке специального снаряжения и личного состава к месту происшествия, а также средств огнетушения и их подачи в очаг возгорания.
На шасси установлены резервуары с пенообразователем и жидкостью. Для устранения локализации огня применяются средства пожаротушения как из систем водоснабжения, так и из емкостей и водоемов.
Кузовная часть отличается высокими антикоррозийными и прочностными характеристиками, легким весом за счет использования алюминиевых листов.
Стоит отметить, что новый кузов АЦ-40 дополнен откидными подножками, позволяющими упростить доступ к размещенному на верхних отсеках оборудованию.
Автолестницы
Лестница обеспечивает проведение работ на верхних этажах строений, тушение очагов возгорания механической пеной или водой при дополнении в виде пеногенераторов и лафетных стволов, эвакуацию пострадавших и ценных вещей из высотных зданий.
Также при сложенных коленьях она используется для транспортировки груза краном. Пожарные автолестницы подходят для работ в различных климатических условиях. Стандартный температурный диапазон эксплуатации находится в пределах от +40 до -40 градусов.
Возможны работы в расширенном диапазоне температур при условии соблюдения определенных правил.
Все узлы и механизмы устанавливаются на опорной раме и платформе, которые размещены на шасси. Привод гидронасоса работает от силового агрегата шасси.
Платформа лестницы
Платформа имеет коробчатую конструкцию, сплошную обшивку и изготавливается из угловой стали. Лонжероны рамы выступают в качестве основы для каркаса из металла.
Платформа состоит из нескольких частей – двух боковых, задней и передней. Дополнительно размещается контейнер для транспортировки съемного снаряжения.
Ступени находятся по бокам конструкции, при помощи специальных дверок обеспечивается доступ к бензобаку и аккумуляторам.
Платформа оснащается опорной передней рамой, размещенной за водительской кабиной. Она крепится в двух местах: на каркасе и лонжеронах рамы. Рама обеспечивает опору для передней части коленьев, их положение закрепляется при помощи специальных направляющих.
Вертикальное перемещение комплекта коленьев предотвращается пружинными защелками, находящимися на боковых направляющих элементах. Запорный крюк необходим для удержания коленьев от выдвигания в ходе перемещения лестницы, он соприкасается с опорной передней рамой.
Колено снимается с крюка в процессе снятия с рамы, в это время крюк опускается под собственным весом.
Подъемники
Пожарные коленчатые автоподъемники необходимы для проведения высотных работ в процессе устранения возгорания. Они используются не только для подъема личного состава, но и для освещения прожекторами и подачи грузов. Конструкция состоит из следующих частей:
- система управления;
- механизм, обеспечивающий поворот и подъем;
- звенья подъемной части;
- опорная база;
- шасси.
Управление подъемником может осуществляться из кабины или извне автомобиля с помощью дистанционного пульта. Конструкция имеет в верхней части установленную гребенку для одновременной подачи четырех стволов либо пожарный ствол вида ПЛС-20. Люлька оснащена защитой от теплового воздействия.
Пожарные телескопические автоподъемники оборудуются предохранительными автоматизированными механизмами, останавливающими перемещение при превышении допустимого угла опускания и подъема.
В сравнении с автоматическими лестницами, они отличаются большей маневренностью. Сегодня, как правило, используются подъемные устройства российского производства, с высотой 30 и 17 метров.
На автомобильном шасси помещается гидросистема основания, она блокирует рессоры и включает опоры.
Источник: .ru
Источник: http://monateka.com/article/1262/
Пожарные автомобили: определение, классификация, расшифровка
Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материалы и источники их воспламенения. Пожар — это неконтролируемое горение. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.
Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных газов, ядовитые вещества и т.д.
Пожары характеризуются быстрым нарастанием опасных факторов пожара. Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.
Горению подвергаются материалы различного агрегатного состояния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечивающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с определенной интенсивностью.
Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения огнетушащие вещества требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических характеристиках пожарной техники.
Пожарная техника — это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.
В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи.
Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.
Пожарная машина — это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.
Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.
Классификация
Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:
- колесных и гусеничных машин,
- плавательных и летательных аппаратов,
- поездов.
Их называют: пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда.
Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки.
На эту тему
Гусеничная техника подразделений МЧС
Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.).
Пожарные автомобили состоят из шасси, основы транспортного средства, и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).
Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.
По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на:
- основные,
- специальные,
- вспомогательные.
Основные пожарные автомобили (далее – ПА), в свою очередь, состоят из ПА общего и целевого применения.
Основные пожарные автомобили | Специальные пожарные автомобили | |
общего применения | целевого применения | |
АЦ – автоцистерныАНР – насосно-рукавныйАПП – первой помощиАВД – с насосом высокого давления | АА – аэродромныеАП – порошкового тушенияАПТ – пенного тушенияАКТ – комбинированного тушенияАГТ – газового тушенияПНС – насосная станцияАГВТ – газоводяного тушения | АЛ – автолестницыАПК – автоподъемники коленчатыеАР – рукавныеДУ – дымоудаленияГДЗС – газодымозащитной службыАСА – автомобили аварийно-спасательныеАШ – штабные |
ОсновныеПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.
ПАобщего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе.
ПАцелевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.
Основные ПА общего применения обозначаются так:
- автоцистерны пожарные — АЦ;
- пожарные автомобили насосно-рукавные — АНР;
- пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
- пожарные автомобили первой помощи — АПП.
Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:
- вместимость цистерны, м3;
- подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;
- напор насоса, м вод.ст.
Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.
Расшифровка АЦ
Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.
Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 — автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м ), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnye-avtomobili-opredelenie-i-klassifikaciya/
9.3. Основные пожарные автомобили
Основные пожарные автомобили (ОПА)– пожарные автомобили, предназначенныедля доставки личного состава к местувызова, тушения пожаров и проведенияаварийно-спасательных работ с помощьювывозимых на них огнетушащих веществи пожарного оборудования, а также дляподачи к месту пожара огнетушащихвеществ от других источников.
Основные пожарные автомобили в зависимостиот преимущественного использования инаправлений оперативной деятельностиподразделяются на ПА общегопримененияи ПАцелевогоприменения.
Основные пожарные автомобили общегоприменения в зависимости от типавывозимых огнетушащих веществ и способаих подачи классифицируются на следующиетипы:
-
пожарные автоцистерны.
-
пожарные автоцистерны с лестницей (при числе мест боевого расчёта более 3-х человек).
-
пожарные автоцистерны с коленчатым подъемником (при числе мест боевого расчёта более 3-х человек).
-
автомобили пожарно-спасательные.
-
автомобили пожарно-спасательные с лестницей.
-
пожарные автомобили первой помощи.
-
пожарные насосно-рукавные автомобили.
-
пожарные автомобили с насосом высокого давления.
Основные пожарные автомобили целевогоприменения в зависимости от типавывозимых огнетушащих веществ и способаих подачи классифицируются на следующиетипы:
-
пожарные автомобили порошкового тушения.
-
пожарные автомобили пенного тушения.
-
пожарные автомобили комбинированного тушения.
-
пожарные автомобили газового тушения.
-
пожарные автомобили газоводяного тушения.
-
пожарные автонасосные станции.
-
пожарные пеноподьемники.
-
пожарные аэродромные автомобили.
9.4.1. Пожарные автоцистерны
Пожарная автоцистерна (АЦ) – пожарныйавтомобиль, оборудованный пожарнымнасосом, емкостями для хранения жидкихогнетушащих веществ и средствами ихподачи и предназначенный для доставкик месту пожара личного состава,пожарно-технического вооружения иоборудования, проведения действий поего тушению и аварийно-спасательныхработ.
Таблица 80
Техническиехарактеристики эксплуатируемых пожарныхавтоцистерн
(советского периода)
Показатели |
АЦС-40 (131) (модель 42Б) |
АЦ-40 (130Е) (модель 126) |
АЦ-40 (130) (модель 63А) |
АЦ-40 (130) (модель 63Б) |
АЦ-40 (131) (модель 137) |
АЦ-40 (131) (модель 153) |
АЦ-40 (133Г1) (модель 181) |
АЦ-40 (375) (модель 94) |
АЦ-40 (ЭДМУ1Л (модель ПМ 102А) |
Максимальная скорость, км/ч |
80 |
86 |
90 |
90 |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
Число мест для боевого расчета, включая водителя |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
5 |
Масса с полной нагрузкой, кг |
11160 |
9525 |
9100 |
9600 |
11050 |
11500 |
14970 |
14200 |
14928 |
Наименьший радиус поворота, м |
10,2 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
10.2 |
10,2 |
11,0 |
10,5 |
10,5 |
Расход горючего на 100 км, л |
40 |
44,0 |
44,0 |
44,0 |
40,0 |
40,0 |
36,0 |
55 |
46 |
Емкость бака для горючего, л, |
150 |
170 |
150 |
150 |
170 |
170 |
125+125 |
170 |
170 |
Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
Напор, м |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Емкость, л: цистерны для воды бака для пенообразователя |
2400 150 |
2150 150 |
2100 150 |
2350 165 |
2400 150 |
2300 56 |
5000 180+180 |
4000 180 |
4000 180 |
Время всасывания воды с высоты 7 м, с |
30 |
35 |
30 |
35 |
30 |
35 |
35 |
35 |
35 |
Производительность пеносмесителя, м3/мин |
4,7 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
4; 8; 12 |
4,7; 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
4,7; 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
4,7; 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
4,7; 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
4,7; 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
4,7; 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
4,7; 9,4; 14,1; 18,1; 23,5 |
Автоцистерны пожарныелёгкого типапредназначены длядоставки к месту пожара боевого расчёта,запаса огнетушащих веществ,пожарно-технического вооружения, подачиводы (из цистерны, открытого водоёма,гидранта) и воздушно-механической пенык очагу пожара.
Таблица 81
Техническиехарактеристики современных легкихпожарных автоцистерн
Характеристика |
Полноприводные |
Неполноприводные |
||
АЦ 0,8-4 (5301 ФБ) |
АЦ 1,5-30/2 (5301) |
АЦ 1,5 5-40/4 (5301) |
АЦ 2-4 (5301) |
|
Шасси |
ЗиЛ-5301ФБ (4×4) |
ЗиЛ-5301ФБ (4×4) |
ЗиЛ-5301ФБ (4×2) |
ЗиЛ-5301ФБ (4×2) |
Мощность двигателя, л. с. |
105 |
105 |
105 |
108 |
Максимальная скорость, км/ч |
65 |
90 |
90 |
90 |
Запас огнетушащих веществ, л: воды пенообразователя |
800 50 |
1500 90 |
1500 125 |
2000 200 |
Число мест для боевого расчета, чел. |
7 |
7 |
7 |
3 |
Насос |
НЦПН 4/400 |
НЦПК 40/100- 4/400 |
НЦПК 40/100-4/400 |
НЦПН 4/400 |
Напор, м вод. ст. |
100(400) |
100(400} |
100(400) |
100(400) |
Подача, л/с |
40(4) |
30(2) |
40(4) |
40(4) |
Высота всасывания, м |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
Габаритные размеры, мм, не более: длина ширина высота |
7100 2500 3100 |
6195 2265 2885 |
6140 2265 2885 |
7100 2500 3100 |
Полная масса, кг |
8620 |
7770 |
7040 |
8600 |
Автоцистерны пожарныесреднего типапредназначены длядоставки к месту пожара боевого расчёта,запаса огнетушащих веществ,пожарно-технического вооружения, подачиводы (из цистерны, открытого водоёма,гидранта) и воздушно-механической пенык очагу пожара.
Таблица 82
Техническиехарактеристики средних пожарныхавтоцистерн
Показатели |
Полноприводные |
Неполноприводные |
||||||||||
АЦ-40 (131) 1-ЧТ |
АЦ 2,5-40 (131Н) |
АЦ-40 (131Н) |
АЦ 3-40/4 (4325) |
АЦ 3-40 (4326) |
АЦ-40 (43202) 001-ПС |
АЦ-40, 001-ИР |
АЦ 2,5-(433) |
АВД 20/200 (4331-04) |
АЦ 3,0-40/4 (4331-04) |
АЦ 3,0-40 (4331-04) |
АЦ 4-40 (4331-04) |
|
Шасси |
ЗиЛ-131 (6×6) |
ЗиЛ-131 (6×6) |
ЗиЛ-131 (6×6) |
Урал-4325 (4×4) |
КамАЗ -4326 (4×4) |
Урал-43202 (6×6) |
КамАЗ -43101 (6×6) |
ЗиЛ-433 (4×2) |
ЗиЛ-433104 (4×2) |
ЗиЛ-433104 (4×2) |
ЗиЛ-433104 (4×2) |
ЗиЛ-433104 (4×2) |
Мощность двигателя, л. с. |
150 |
150 |
150 |
180 |
210 |
210 |
210 |
210 |
210 |
185 |
185 |
185 |
Максимальная скорость, км/ч |
90 |
80 |
80 |
90 |
80 |
80 |
85 |
80 |
90 |
95 |
95 |
95 |
Запас огнетушащих веществ, л: воды пенообразователя |
2480 165 |
2550 170 |
3000 180 |
3000 200 |
3000 300 |
4000 200 |
4000 250 |
2500 300 |
3000 180 |
3000 200 |
3000 200 |
4000 400 |
Число мест б/р., чел. |
7 |
7 |
3 |
6 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
Насос |
ПН- 40У |
ПН-40 |
ПН- 40УВ |
НЦПК 40/100-4/400 |
НЦПН -40/100 |
ПН-40 |
ПН-40 |
ПН-40УВ |
НЦПВ 20/200 |
НЦПК 40/100-4/400 |
ПН-40 |
ПН- 40УВ |
Напор, м.в.ст. |
100 |
100 |
100 |
100/400 |
100 |
100 |
100 |
100 |
200 |
100/400 |
100 |
100 |
Подача, л/с |
40 |
40 |
40 |
40/4 |
40 |
40 |
40 |
40 |
20 |
40/4 |
40 |
40 |
Высота всасывания, м |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
Габаритные размеры, мм, не более: длина ширина высота |
7640 2500 2950 |
7640 2500 2970 |
7640 2500 3000 |
8000 2600 3200 |
7900 2500 3200 |
7615 2500 2645 |
7770 2510 3360 |
6900 2500 3100 |
7800 2500 3000 |
7800 2500 3000 |
7800 2500 3000 |
7800 2500 3000 |
Полная масса, кг |
11100 |
11100 |
11100 |
13200 |
11600 |
14850 |
15000 |
11100 |
12000 |
11780 |
11780 |
11780 |
Автоцистерны пожарныетяжёлого типапредназначены длядоставки к месту пожара боевого расчёта,запаса огнетушащих веществ,пожарно-технического вооружения, подачиводы (из цистерны, открытого водоёма,гидранта) и воздушно-механической пенык очагу пожара.
Таблица 83
Техническиехарактеристики пожарных автоцистернтяжелого типа
Характеристика |
Полноприводные |
Неполноприводные |
АЦ 5-40 (4925) |
АЦ 5.0-40 (4310) |
Источник: https://StudFiles.net/preview/5674672/page:22/