- Высшее образование в Норвегии
- Система образования
- Какой вуз выбрать?
- Документы для поступления
- Знание языка
- Стоимость обучения
- Инклюзивное образование Норвегии и Украины: сравниваем системы
- Как выглядят школы Норвегии изнутри
- Инклюзивные классы
- История Ларса
- История Соломии
- История Хильды
- Интересно
- Система образования Норвегии
- Особенности школьного образования
- Народные школы Норвегии
- Интернациональные школы
- Сертификат о получении среднего образования
- Профессиональное обучение
- Высшее образование
- Условия для поступления в вузы Норвегии
- Послевузовское образование
Высшее образование в Норвегии
Система высшего образования в Норвегии включает в себя все аккредитованные государством учреждения. На сегодняшний день это около 50 учебных заведений, которые позволяют получить степень бакалавра или магистра в самых разных сферах.
Обучение в государственных вузах бесплатное как для местных, так и для иностранных студентов, что открывает очень интересные возможности для развития.
Система образования
Учебный год начинается в середине августа и заканчивается в середине июня. Стандарты обучения соответствуют правилам ECTS, или так называемой «Европейской системы перевода и накопления кредитов». Учебный план измеряется в кредитах, где каждый предмет имеет свою нагрузку в размере от 3 до 30 кредитов.
Нагрузка каждого блока базируется на оценке общего времени, необходимого для изучения данного предмета (семинары, лекции, индивидуальная подготовка и так далее) и экзаменов. Стандартная норма на год при полной нагрузке — 60 кредитов.
Какие-либо другие варианты формы обучения и учебной нагрузки оговариваются с конкретным вузом в частном порядке.
Экзаменационные отметки для студентов и аспирантов выставляются по градуированной шкале A – F, где А – самый высокий балл и F – самый низкий, с Е в качестве минимальной проходной отметки. По некоторым предметам аттестация идет в формате «зачет/незачет».
Какой вуз выбрать?
Одним из самых популярных учебных заведений среди иностранных студентов можно назвать Университет Осло – старейший вуз в стране, который нацелен на международное сотрудничество и с начала 90-х годов ведет тесную работу с Россией. На сегодняшний день россияне – третья по численности группа иностранных студентов в данном учреждении.
На общем фоне также выделяется Арктический университет. Благодаря своему расположению он играет неоценимую роль во всестороннем изучении северных регионов и привлекает большое количество абитуриентов по естественнонаучным дисциплинам. Более 10% студентов и 25% преподавателей — иностранцы.
По теме: Народные школы в Скандинавии
Другие крупные университеты страны, принимающие иностранных студентов:
Полный список всех институтов, университетов и колледжей Норвегии можно посмотреть здесь.
Документы для поступления
Период подачи заявок иностранными студентами – с 1 декабря по 15 марта для программ, стартующих в осеннем семестре (занятия начинаются в середине августа). Некоторые факультеты имеют другие временные рамки. Точную информацию вуз размещает на своем домашнем сайте.
К поступлению на бакалавра нужно подготовить следующий набор документов:
- Документы, подтверждающие полное среднее образование (аттестат, приложение к нему, табель), плюс один год обучения в вузе. Или документы, подтверждающие неполное среднее образование (аттестат), плюс среднее профессиональное (диплом), плюс один год обучения в вузе. Проверить, насколько эквивалентно полученное образование норвежским стандартам, можно с помощью NOKUT (Норвежского Агентства по Оценке Качества Образования). Данная организация контролирует стандарты качества обучения в Норвегии и оценивает иностранные квалификации. Однако вопрос о поступлении абитуриента решает только приемная комиссия учебного заведения.
- Подтверждение знания английского или норвежского языка (подробная информация ниже).
- Копия паспорта.
- Подтверждение финансовой состоятельности (подробная информация ниже).Другие документы, запрашиваемые вузом по собственному усмотрению.
Для поступления в магистратуру требуются те же документы, что и для бакалавриата, плюс:
- Документ о степени бакалавра (4 года обучения) или диплом специалиста (5 лет обучения). Прикладывается также табель успеваемости.
- Резюме.
- Мотивационное письмо.
- Рекомендательные письма от преподавателей, научных руководителей и/или коллег.
Требования к поступающим определяются каждым учебным заведением самостоятельно и опираются на академическую успеваемость абитуриента. Обучение возможно лишь по релевантным первой специальности дисциплинам.
Знание языка
В университетах и институтах Норвегии есть учебные программы, которые преподаются на английском языке. Для поступления на них нужно подтвердить свой уровень владения языком.
Сделать это можно следующим образом:
- Результатами теста TOEFL (английский как иностранный) с минимальным проходным баллом 60 — при интернет-тестировании, и 500 — при очной явке на экзамен.
- Результатами теста IELTS c минимальной оценкой 5.0 баллов.
- Сертификатами о сдаче кембриджских экзаменов FCE, CPE или CAE.
- Документом, подтверждающим обучение на английском языке в англоязычной стране в течение минимум одного года.
- Дипломом о законченном университетском образовании, где основной учебной дисциплиной был английский язык.
Обучение на факультетах с преподаванием на норвежском языке дает больше простора для выбора программы, но также требует хорошего уровня владения языком. Оценка знаний проходит с помощью:
- Прохождения одногодичных курсов при университете и последующей успешной сдачи экзамена.
- Теста «Bergenstesten».
- Предварительной сдачи экзамена по норвежскому языку (для иностранных абитуриентов) в вузе, уровень 3.
В некоторых случаях возможны другие условия, с полным перечнем которых можно ознакомиться на сайте NOKUT.
Стоимость обучения
Как уже упоминалось выше, большинство норвежских учебных заведений финансируются государством и предоставляют бесплатное образование всем желающим. Тем не менее, каждый семестр вуз взимает со студентов небольшую сумму, равную 300-600 норвежским кронам (31-63 евро).
Этот взнос предоставляет студентам членство в местном студенческом совете и дает ряд привилегий, таких, как возможность обращения в университетский медпункт, посещение спортивных и культурных мероприятий, консультирование по правовым вопросам, льготы при покупке транспортных билетов.
Одним из условий поступления в норвежский вуз является подтверждение финансовой состоятельности абитуриента, его способности самостоятельно оплачивать свои расходы за весь период обучения.
На данный момент – это годовая сумма в размере 100-110 тысяч норвежских крон или около 11 500 евро. Норвегия – довольно дорогая страна, прожиточный минимум здесь достаточно высокий.
Примерный расчет студенческих расходов можно посмотреть здесь.
Надежда Черевко
Источник: https://abroadz.com/articles/Visshee_obrazovanie_v_Norvegii/
Инклюзивное образование Норвегии и Украины: сравниваем системы
В 1994 году в Норвегии произошла реформа системы образования. За сухой формулировкой стоят дети и их родители.
Норвежцы взяли тот курс, которым Украина только начинает следовать — инклюзивное образование, когда здоровые и дети с особенностями развития занимаются вместе. Судьбы детей девяностых в скандинавской стране сродни судьбам украинцев сегодня.
А вот к чему мы в итоге должны прийти, знает Марина Плужник-Гладырь. Она побывала в школах Норвегии после реформирования и видела последствия собственными глазами.
Как выглядят школы Норвегии изнутри
Приехав в Норвегию, побывав в их школах, я поняла, что написанное в Википедии о реформе образования в стране — правда, однако жизнь все равно вносит свои коррективы.
В теории в результате революции в системе в девяностых норвежцы закрыли все специализированные учреждения для детей с особыми потребностями. И теперь на государственном уровне там все школы являются инклюзивными.
То есть я как родитель, имею полное право отвести своего ребенка, какая бы у него ни была нозология, в любую общеобразовательную школу страны. И это уже вопрос школы и государства — обеспечить моему ребенку необходимые условия пребывания там.
На практике в школе, которую посетила я, рассчитанную на пятьсот с лишним детей, ребята учились-таки вместе, но в разных корпусах.
Специально оборудованные классы для особых детей располагались в отдельном крыле здания.
Эти детки действительно общаются со здоровыми ребятами, только делают это на переменах и на отдельных уроках, таких как физкультура, кулинария, рисование (а кто-то и на математике, зависит от готовности конкретного ребенка).
Таких школ в Норвегии немного, в частности в Осло их пять. Таким образом, в стране представлены разные уровни инклюзивного образования — от полного «погружения» до более щадящей, интеграционной модели.
Что почитать: «Мы создали школу для своих детей». Опыт «БеркоШко»
Инклюзивные классы
Классы разделены по типам заболевания. Есть отдельный класс, например, для детей с ДЦП. Такое помещение обустроено, соответственно, оборудованием для физической реабилитации, туда можно заехать на коляске.
Для детей с аутизмом классы выглядят, как отдельные кубрики, потому что ребята с таким диагнозом вообще крайне сложно обучаются в группах.
Также я посетила класс для детей со смешанными диагнозами, начиная от легкой умственной отсталости до самых тяжелых случаев.
Учебный день в этом классе начинался с того, что учитель приветствовал детей и пояснял тему дня в течение 15 минут. После этого дети каждый со своим тьютором разошлись по разным отдельно оборудованным местам для занятий, где они обучаются по индивидуальной программе. А старший учитель просто наблюдает. Он же помогает эти учебные программы составлять.
Все предметы в классе подписаны. Марина Плужник-Гладырь.
На семь детей в классе приходится 9 взрослых. Это и помощник учителя, и персональный ассистент для каждого ребенка. Такой картины, как у нас, когда в классе сидит 20 человек, трое из которых — дети с ограниченными возможностями, но при этом весь класс учится по примерно одной программе, там точно не встретите.
Такой картины, как у нас, когда в классе сидит 20 человек, трое из которых — дети с ограниченными возможностями, но при этом весь класс учится по примерно одной программе, там точно не встретите.
Прогулки для детей в Норвегии обязательны, и это основное отличие от нашей образовательной системы. Там это не только принято, но и всячески культивируется. В любое время года, влюбую погоду дети обязательно гуляют. Без шапок. Возвращаясь в классы, переодеваются, снимают обувь и сидят на уроках в одних носочках. Атмосфера достаточно расслабленная и свободная.
Что почитать: Чему Одессе поучиться у Мадрида? 3 испанских подхода
История Ларса
Все имена детей из норвежской школы изменены по этическим причинам.
В классе для детей с ДЦП находился мальчик Ларс. С ним занималась реабилитолог, пока ребенок делал упражнения в специальном аппарате. Даже мне было очевидно, что он проживет недолго. Ларс даже не держал самостоятельно голову… В тот момент ребенку было около десяти лет. Реабилитолог поделилась его историей.
Ларс — второй из четверых детей в семье. Его младшие брат и сестра учатся в той же школе, имея возможность видеться с мальчиком каждый день. Это первое, что поразило меня до глубины души.
Я много общаюсь с «особыми семьями» в нашей стране и могу уверенно утверждать: в Украине он был бы последним ребенком. Это говорит о том, что в Норвегии родители могут вполне реально рассчитывать на поддержку государства, зная, что их не оставят один на один с бедой.
Второй показательный момент в этой истории — гуманность системы.
Оборудование для реабилитации в школе. Фото Марины Плужник-Гладырь.
Дело в том, что с каждым годом Ларсу становилось все хуже. Вопреки прогрессирующей болезни, зная, что его состояние не улучшится, на его реабилитацию затрачивались все возможные силы и ресурсы. А ведь он не станет работоспособным гражданином, исправно платящим налоги. Инклюзия — это, в общем-то, об этом. О том, что никто не останется за бортом.
Что почитать: В мире тишины. Как жить без звуков в Украине и заграницей
История Соломии
У моего ребенка расстройство спектра аутизма, очень легкое и на сегодняшний день почти скомпенсированное. Однако, я все равно столкнулась с тем, что в нашем государстве нет никакой поддержки подобных семей ни на одном из уровней. Начиная с диагностики.
Я заметила, что с моей дочерью что-то не так, когда ей было года полтора. В этом возрасте все дети начинали говорить и понимать обращенную речь, я же в какой-то момент отметила, что у нее с этим сложности.
Ближе к ее двум годам я обратилась к специалистам-неврологам. Ответ мне был дан только один — перерастет, вы выдумываете. Специалисты на медкомиссии перед ясельной группой также никак не отреагировали.
И только в три года, когда мы попытались перейти в логопедическую группу детского сада, мы столкнулись с дискриминацией.
Чтобы попасть в специальную группу, в нашей стране нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В идеале, это консультативный орган, выдающий рекомендации относительно образовательного маршрута для ребенка.
В реальности ПМПК в Украине — зачастую карательный орган, отбраковывающий нормальных детей от ненормальных, не вписывающихся в рамки стандартного процесса обучения. Сами же заведующие и воспитатели зачастую пытаются избегать сложных детей.
В итоге, приехав в наш сад, сотрудники ПМПК при поощрении заведующей устроили нам психологическую порку с давлением на родителей и высказываниями вроде «Мамочка, куда же вы смотрели раньше? Ваш врач — детский психиатр».
Приехав в наш сад, сотрудники ПМПК при поощрении заведующей устроили нам психологическую порку с давлением на родителей и высказываниями вроде «Мамочка, куда же вы смотрели раньше? Ваш врач — детский психиатр».
Мы ушли из этого детского сада. А дальше, пройдя девять кругов ада из медосмотров, мне удалось получить путевку в другой логопедический садик, возможно, самый толерантный к «другим» детям в нашем городе.
Но я отчетливо запомнила чувство враждебности системы по отношению ко мне. Никто не помогал, не оказывал поддержки, мало того, меня стыдят и унижают, рассказывая, почему моему ребенку нельзя заниматься вместе со всеми.
Иллюстративное фото.
Мой пример далеко не единственный в Украине. Нас вместе с другими родителями «особых» детей ожидает еще один раунд борьбы перед поступлением в школу. Я знаю разнообразные истории о том, как увольнялись учителя, осознав, что им придется преподавать в инклюзивном классе.
О том, как директора всячески пытались оттянуть момент создания таких классов. О родителях здоровых детей, которые не понимают, почему их дети должны учиться с какими-то «странными детьми». В общем-то, можно понять все стороны.
Но итог один: закон об инклюзивном образовании в Украине принят, но воплощается со скрипом всей системы.
Что почитать: СОУП. Учебные пространства нового типа в Одесской области
История Хильды
Еще одна история из Норвегии про девочку 11-12 лет, которой удалось помочь адаптироваться к диагнозу. Изначально она училась в начальной школе в обычном классе. Ближе к концу начальной школы стало ясно, что девочка отстает в развитии, ей стало сложнее взаимодействовать с одноклассницами. То есть сложно не только учиться, но и в психологическом плане.
Администрация школы провела беседу с родителями о том, что девочке будет проще и комфортнее учиться в специальном классе. По словам директора, родители восприняли совет с большим трудом.
Все дело в том, что мама и папа — интеллектуалы, с престижной профессией архитекторов, с определенным статусом в обществе. И для них то, что дочь не вполне состоялась, далось очень сложно. По закону, они имели право настоять на обычной школе и обычном классе для девочки.
В таком случае законом Норвегии предусмотрены и специальное оборудование, разработанная индивидуальная образовательная программа, тьютор — все условия.
По закону, они имели право настоять на обычной школе и обычном классе для девочки. В таком случае законом Норвегии предусмотрены и специальное оборудование, разработанная индивидуальная образовательная программа, тьютор — все условия.
Однако, педагоги все же убедили родителей отдать Хильду в специализированный класс. Почему? Потому что так девочке будет легче адаптироваться. Она не будет чувствовать себя неполноценной. Ведь девочка уже начала осознавать, что отличается от ровесниц, и это ее угнетало.
В итоге в своем специализированном классе она обзавелась друзьями и радовалась, когда шла в школу. Это о том, что ситуации с особыми детьми могут быть абсолютно разными. И важно приспособить каждую конкретную ситуацию под потребности конкретного ребенка, чем с успехом занимаются в Норвегии.
Хочется надеяться, когда-то так будет и у нас.
Обучающая поездка Марины Плужник-Гладырь в Осло стала возможной благодаря программе Innovation Across Borders, организованной Львовской бизнес-школой и организацией Innoco (Норвегия).
Интересно
«Территория Z»: как коворкинг в области меняет жизнь молодежи
Инноваторы в образовании: 4 инициативы, меняющие систему
Школа без уроков и критики: неформальное пространство ART-LAB
Источник: http://forshmag.me/2017/05/17/inklyuzivnoe-obrazovanie-norvegii-i-ukrainy-sravnivaem-sistemy/
Система образования Норвегии
Обучение за рубежомСистемы образования за рубежомСистема образования Норвегии
В наше время как никогда актуально качественное образование, в связи с чем тысячи российских выпускников смотрят на Запад. Предпочтение часто отдаётся норвежскому образованию, поскольку несмотря на видимую простоту обучения, статистические данные говорят о высоком качестве образования в Норвегии.
Школьное образование в Норвегии можно разделить на три составляющих части:
- Начальное. Включает в себя дошкольное образование и младшую школу до седьмого класса. В Норвегии детишки идут в первый класс с шести лет.
- Среднее. Включает промежуток школьного образования с восьмого до десятого класса.
- Старшая школа. После окончания средней школы подростки имеют возможность пройти трехлетний дополнительный курс обучения для последующего поступления в торговые училища, колледжи или университеты страны.
Особенности школьного образования
Помимо основных общеобразовательных предметов, в школах Норвегии повышенное внимание уделяется изучению христианской религии, проводятся целые классы, посвященные изучению нравственности и домашней экономики.
В младшей школе большое внимание уделяется привитию коллективного чувства, дети начиная с первого класса учатся работать в команде. Оценки не выставляются вплоть до восьмого класса, вместо этого, ученики совместно с преподавателями, подводят итоги прошедшего учебного дня, по необходимости, учитель может написать замечание родителям ребёнка.
В старшую школу подростки переходят в шестнадцатилетнем возрасте, обучение в старшей школе предполагает профильное разделение, то есть, определённое количество часов учащийся обязан посвящать изучению общеобразовательных предметов, а всё оставшееся время заниматься только теми науками, какие планирует изучать в дальнейшем.
Каждый год обучения в старшей школе заканчивается экзаменами, которые распределяются выборочно, независимой комиссией.
Список учебных дисциплин, которыми экзаменуют учеников стабилен, в него входят: информатика, экономика, английский язык и математика.
Окончание старшей школы знаменуется двумя обязательными для каждого выпускника экзаменами — знание родного языка (в нашем случае — норвежского) и второй предмет на усмотрение учащегося.
Школьное обучение в Норвегии отличается особым, индивидуальным подходом к каждому учащемуся. Детей не подгоняют под определённые рамки, а позволяют им развиваться самостоятельно, где преподаватель является первым помощником ребёнка.
Народные школы Норвегии
Появление народных школ — это уникальное явление, применимое исключительно в Норвегии. Что же из себя представляет подобная школа? После окончания старших классов, ученик имеет возможность продолжить обучение длительностью в один год в одной из народных школ.
Каждое из подобных учебных заведений имеет свою специализацию и подросток приобретает конкретные навыки и хотя окончание народной школы ещё не свидетельствует о получении подростком профессии, оно даёт дополнительные баллы для поступления в высшие учебные заведения.
Народные школы, как правило, располагаются за чертой города в тихих уединённых местах, где ничто не будет отвлекать подростка от учёбы.
Среди российских студентов народные школы пользуются особой популярностью, ведь вкупе с обучением, помогающим им в поступлении, студенты получают уникальную возможность посвятить целый год изучению норвежской культуры. Помимо учебных предметов, студенты подобных школ развиваются личностно, занимаются на своё усмотрение и туризмом, и скачками, и фотографией — кто к чему тяготеет.
В настоящее время в Норвегии работают 82 народные школы, каждая из которых обладает собственной специализацией. Выбор народной школы выпускник может сделать в зависимости от интересов и выбора будущей профессии.
Интернациональные школы
В то время, как государственные школы обучают детей бесплатно, для иностранцев в Норвегии работает ряд интернациональных школ, обучение в которых необходимо оплачивать заранее. Право на получение бесплатного образования в Норвегии имеют все граждане страны.
В Норвегии возможно оформление двойного гражданства, таким образом, большинство российских переселенцев оставляют за собой и российское гражданство.
Высшее образование в Норвегии имеет право получить каждый, кто получил базовое среднее образование по норвежской системе.
Что касается наших соотечественников, то при Российском посольстве работает неполная средняя школа. В последнее время усовершенствовалась и система дошкольного образования для русских ребятишек, в частности, за последние два года начали работу две воскресных школы, где малышей обучают знанию русского языка, востребованность подобных школ всё больше растёт.
Сертификат о получении среднего образования
В норвежской системе образования по окончании школы возможно получение двух типов сертификата о полном среднем образовании:
- С присвоением рабочей специальности. Для получения данного типа сертификата, ученик должен сдать единый экзамен и пройти практику, независимо от выбора специализации.
- Для прохождения дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. Получение подобного сертификата возможно при исполнении двух условий:
- Окончание высшей школы;
- Прохождение установленного минимума учебных часов по следующим дисциплинам: Норвежский язык, Английский язык, Естествознание, Математика, Новейшая история.
Профессиональное обучение
Профессиональное обучение в Норвегии представлено более, чем ста колледжами, среди которых есть как государственные так и частные длительность обучения в колледже варьируется от одного до трёх лет в зависимости от получаемой специализации.
В Норвегии повсеместно распространены медицинские, инженерные, педагогические и экономические колледжи. Особое внимание уделяется подготовке будущих управленцев и работников соц. служб.
Окончание колледжа Норвегии даёт право на получение образования в университетской аспирантуре.
Высшее образование
Диплом о получении высшего образования получает каждый студент после окончания колледжа или университета. Разница качественных знаний, полученных в высших учебных заведениях состоит в том, что по окончании колледжа студент получает профессию, а университеты Норвегии представляют собой, скорее, НИИ, где готовят вузовских преподавателей, докторов, стоматологов и научных сотрудников.
Всё высшее образование в Норвегии представлено 4 университетами, 6 высшими школами, 26 колледжами и 2 государственными художественными школами.
Почти всё высшее образование получается бесплатно, студенты имеют право на получение государственной стипендии и льготного жилья, оплата проживания частично финансируемого государством.
Условия для поступления в вузы Норвегии
Для поступления в норвежские вузы не требуется сдачи вступительных экзаменов, студентов отбирают на конкурсной основе по среднему баллу школьного аттестата.
Русским студентам для получения высшего образования в Норвегии необходимо окончить первый курс вуза на родине. На базе школьного аттестата студентов в норвежские университеты не принимают.
Помимо прочего, необходимо знание английского разговорного языка, по приезду у каждого есть возможность пройти бесплатные курсы для иностранных студентов по изучению норвежского языка длительностью в один год.
Почти во всех вузах Норвегии обучение проходит на национальном языке, но есть и некоторые заведения, предоставляющие обучение на английском.
Заявление на зачисление в вуз Норвегии нужно подавать за полгода, если кандидатуру одобряют, то необходимо собрать специальный пакет документов и подать заявку на «Вид на жительство» в посольство. Для осуществления обучения, куда входит:
- Загранпаспорт;
- Документ о зачислении;
- Подтверждение наличия у студента места постоянного проживания на время обучения;
- Банковская выписка;
- План обучения.
Обучение в Норвегии для русских давно уже стало обычной практикой, в любом учебном заведении русский студент может найти множество своих соотечественников.
Послевузовское образование
Каждый университет предоставляет выпускникам возможность прохождения двухгодичного курса послевузовского образования с последующим присвоением степени Candidatus a philosophiae, Candidatus a rerum politicarum,Candidatus a scientiarum — в зависимости от выбора специализации. При желании возможна защита докторской диссертации.
Источник: https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/norvegija/