Малое предприятие. Отчеты малого предприятия

Бухгалтерская отчетность малого предприятия

Малое предприятие. Отчеты малого предприятия

Бухгалтерская отчетность – значимая составляющая деятельности предприятия, она дает полную картину финансовой и хозяйственной деятельности, является своеобразным подведением итогов определенного периода- месяца, квартала или года.

В 2013 году в России начал действовать новый закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Сегодня именно он является основным документом, на который ориентируются в своей работе представители как крупного, так и малого бизнеса.

В документе прописаны и новые правила предоставления бухгалтерской отчетности.

Кто обязан предоставлять отчетность?

Предоставлять должны все. Точнее — почти все. В законе четко прописано: вести бухгалтерский учет должны все субъекты экономической деятельности. Если раньше предприятия малого бизнеса, работающие по упрощенной системе налогообложения, от предоставления отчетности были освобождены, то сегодня такого права у них нет.
Кто имеет право не предоставлять бухгалтерскую отчетность:

  • индивидуальные предприниматели,
  • нотариусы, адвокаты и другие специалисты, осуществляющие частную практику.
  • структурные подразделения зарубежных компаний. Тем не менее, вести бухгалтерский учет они все же обязаны в соответствии с законами Российской Федерации.

Для торговых и сервисных предприятий: правила ведения кассовых операций и штрафы за нарушения.

Подробная статья про трудовые книжки: открытие, оформление, хранение.

Состав бухгалтерской отчетности малого предприятия

Этот пункт также четко отражается в законе. В п.1 ст.14 обозначен перечень документов, входящих в состав отчетности для малых предприятий:

  • бухгалтерский баланс,
  • финансовые результаты,
  • пояснительная записка
  • приложения. Это может быть информация об изменениях капитала и другие показатели. Приложения для субъектов малого бизнеса необходимы лишь в тех случаях, когда основные документы не отражают в полной мере финансовую картину предприятия.

Для малого бизнеса допустим упрощенный вариант: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Они могут быть расписаны по основным статьям, нет необходимости делать детализацию.

Формы бух. отчетности

Теперь у каждой организации есть полное право самой составлять формы первичных документов. После утверждения руководителем они становятся официальными документами. Нововведение не коснулось лишь государственных учреждений. Обязательными остаются формы, которые используются в соответствии с законодательством.

Закон прописывает требования к бухгалтерским регистрам, они стали значительно жестче. Их утверждение также остается внутренним вопросом организации, но теперь необходимо указывать полные реквизит фирмы и ее партнеров. Для хранения регистров в электронном виде обязательно наличие электронно-цифровой подписи.

Куда сдается бухгалтерская отчетность?

После того, как руководитель подписывает бумажный экземпляр финансовой отчетности, она считается составленной. Предоставлять данные необходимо отныне не только в налоговую инспекцию. Второй аналогичный пакет документов – также оригинал — сдается в местное отделение органов государственной статистики.

Важно, чтобы на каждом документе стояла одна и та же подпись и была указана дата подписания.

Еще один экземпляр, также заверенный подписью и датой, должен оставаться в организации. По закону, храниться подобные документы должны не менее 5 лет с момента их последнего использования.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности

Сроки сдачи отчетности всегда вызывали беспокойство у бухгалтеров, важно было успеть своевременно предоставить то ежемесячный, то квартальный и, конечно, годовой. Новый закон заметно облегчил работу экономической службы. Обязательным остался лишь годовой отчет.

Он включает в себя показатели с 1 января до 31 декабря и предоставлять его необходимо не позднее, чем через 3 месяца после начала нового календарного года. В 2014 году предприниматели, пользующиеся упрощенной системой налогообложения, впервые отчитались о результатах финансового года.

Это необходимо было сделать до 31 марта. Конечно, предприятия крупного и среднего бизнеса не отказались от подведения итогов за месяц или квартал.

Но сейчас это информация скорее для внутреннего пользования, она может быть предоставлена по требованию учредителей, инвесторов или при оформлении кредита в банке.

Ответственность за несдачу бухгалтерской и статистической отчетности

За каждый непредоставленный или предоставленный с опозданием в налоговую инспекцию документ, предприятие должно будет заплатить штраф — 200 рублей. Комплект у организаций может существенно отличаться, соответственно, и сумма штрафа тоже. А главный бухгалтер или иное должностное лицо, ответственное за предоставление отчетности, может быть оштрафовано на сумму от 300 до 500 рублей.

Штрафы за просрочку или несдачу статистической отчетности  в органы государственной статистики (ФСС), согласно ст.19.7 КоАП РФ, от 3 до 5 тысяч рублей. Сотрудники Росстата могут вернуть отчетность на доработку. В этом случае, у бухгалтерии предприятия есть 2 рабочих дня.

Варианты сдачи

Предоставлять отчетность можно в нескольких вида:

  • традиционном бумажном, в том числе и почтовым переводом;
  • в электронном виде через сайт или оператора связи.

Кто занимается сдачей отчетности

Ответственность за ведение бухучета и составление отчетности законодательно закрепляется за главным бухгалтером. Если в организации такового нет, необходимо заключить договор со сторонней фирмой или специалистами, оказывающими подобные услуги. Такие сотрудники должны отвечать нескольким требованиям:

  • профильное высшее образование,
  • стаж работы не менее трех лет за последние пять лет. В случае, если у ответственного за сдачу отчетности нет соответствующего образования, опыт по профессии должен быть более пяти лет за последние семь,
  • отсутствие неснятой судимости в экономической сфере. Представители малого бизнеса могут самостоятельно вести учет и готовить необходимые документы.

Конечно, новый закон существенно упростил жизнь бухгалтеров. Да и самих проверяющих органов. Нет необходимости так часто представлять документы в налоговые органы. А если обнаружена ошибка, не нужно срочно ее устранять. По закону, на это давалось ранее 5 дней.

Бесконечная переписка занимала много времени, кроме того, организация несла почтовые расходы. Также в новом законе прописаны и важнейшие составляющие финансовой деятельности любой организации.

Это недопустимость оформления операций, которых в реальности не было, отражение в отчетности несуществующих расходов и объектов.

Когда резюме и собеседование не помогли, то прием на работу на испытательный срок — отличный способ проверить работника.

Как начислять налоги при УСН? Поможет данная инструкция.

Как оформляется декретный отпуск: http://svoy-business.com/personal/rabota-s-personalom/kak-nachislyayutsya-dekretnyie.html

Источник: http://svoy-business.com/organizatsiya-biznesa/buhgalteriya/buhgalterskaya-otchetnost-malogo-predpriyatiya.html

Малое предприятие: реестр, критерии, бухгалтерская отчетность, численность

Малое предприятие. Отчеты малого предприятия

Некоторые компании ввиду соответствия их определенным критериям могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства. Такие организации имеют определенные льготы при осуществлении своей финансово-хозяйственной деятельности. Отнесение предприятий к СМП — решение государственных органов, но никак не самих хозяйствующих субъектов.

Что такое малое предприятие

В современной экономической среде функционируют самые разнообразные хозяйствующие субъекты, различающиеся по направлениям деятельности, механизму налогообложения, численности сотрудников и объемам получаемой прибыли.

Среди них выделяют субъекты малого предпринимательства, под которыми иногда ошибочно понимают небольшие компании, работающие на упрощенной системе налогообложения.

 Однако такой подход к определению СМП можно считать неверным, поскольку в законодательстве имеется четкое определение компаний, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Необходимо обратить внимание на Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ, в котором четко прописано, что к субъектам малого предпринимательства относятся компании, которые подпадают под определенные критерии.

В соответствии с этим, даже если крупная компания соответствует данным характеристикам, она будет считаться субъектом малого предпринимательства, и наоборот — небольшая компания, не отвечающая заданным параметрам, к малому предпринимательству ни в коем случае не должна быть отнесена.

Данный законодательный акт призван регулировать отношения между государственными органами и субъектами малого предпринимательства, а потому именно на него следует опираться при возникновении каких-либо спорных ситуаций. Отметим, что в нем конкретно указано, какие формы собственности компаний подпадают под СМП. К ним непосредственно относятся:

Для того чтобы эти организации подпадали под понятие субъекта малого предпринимательства, необходимо соответствие их определенным критериям, указанным в данном Федеральном законе.

Критерии СМП

В соответствии со статьей 4 Федерального закона №209-ФЗ субъекты малого предпринимательства должны обладать следующими характеристиками:

  1. для хозяйственных партнерств или обществ необходимо, чтобы их деятельность подпадала хотя бы под один из указанных в законе пунктов, а именно:
    • государство, субъекты и муниципалитеты, религиозные и общественные организации должны иметь долю в уставном капитале компании в форме ООО в размере не более 25%, иностранные организации должны иметь долю в уставном капитале не более 49%;
    • для акционерных обществ их акции должны в обязательном порядке относиться к инновационному (высокотехнологичному) сегменту экономики Российской Федерации;
    • деятельность данных хозяйствующих субъектов должна быть направлена на интеллектуальную сферу, благодаря которой возможно создание и внедрение в экономику различных достижений и разработок.
    • данные хозяйствующие субъекты должны быть участниками проекта «Сколково»;
    • для таких хозяйствующих субъектов организуется государственная поддержка в направлении интеллектуальной деятельности;
  1. вторым критерием является среднесписочная численность сотрудников за предыдущий календарный год. В соответствии с этой характеристикой субъекты малого предпринимательства подразделяются на две группы:
    • малые — со среднесписочной численностью сотрудников не более 100 человек. При этом среди них выделяют также микропредприятия, у которых среднесписочная численность не превышает 15 человек;
    • средние — со среднесписочной численностью сотрудников более 100, но менее 250 человек. Необходимо отметить, что Правительство РФ имеет право увеличить величину данного критерия для средних предприятий, если они относятся к предприятиям, перечисленным в п.1, а также их деятельность связана с легкой промышленностью — производством текстильных изделий, одежды, изделий из кожи и др.
  2. доход от предпринимательской деятельности по продаже товаров или оказанию услуг должен соответствовать следующим размерам:
    • для микропредприятий — 120 млн. руб.;
    • для малых компаний — 800 млн. руб.;
    • для средних компаний — 2 млрд. руб.

Отметим следующий момент: до 04.04.2016 года данный критерий трактовался как «выручка от предпринимательской деятельности», что является более широким понятием, чем доход.

Выручка — это те средства, которые поступили в процессе предпринимательской деятельности, понятие «доход» — более узкое, предполагающее понятие прибыли, то есть выручки за минусом расходов.

Соответственно, доход всегда меньше чем выручка, и в данном случае для предприятий стало более выгодным использование этого термина, поскольку предельная величина третьего критерия отодвинулась на более дальние позиции.

Как выживает малое торговое предприятие, расскажет видео ниже:

Реестр СМП

Все компании, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, обязательно регистрируются в специальном едином реестре СМП. Это установлено статьей 4.1 Федерального закона №209-ФЗ, согласно которой ведение и контроль заполнения данного реестра осуществляется федеральными органами исполнительной власти РФ.

В данный единый реестр включаются организации, соответствующие критериям отнесения к СМП, и в документе указывается следующая информация о них:

Внесение в единый реестр информации о предприятии как о субъекте малого предпринимательства осуществляется без участия самого хозяйствующего субъекта, то есть ему не нужно подавать какие-либо сведения.

Федеральные органы по налогам и сбором контролируют численность сотрудников всех организаций, а также собирают информацию о доходах компаний, а затем представляют эти сведения в контролирующие органы исполнительной власти. Именно на основе этой информации гос.

органы принимают решение о том, что тот или иной хозяйствующий субъект должен быть включен в единый реестр СМП.

Исключение организации из реестра СМП осуществляется также на основе информации, представляемой налоговыми органами. Таким образом, организация не должна самостоятельно подавать сведения о численности и доходах, а также подавать заявление на включение или исключение ее из реестра СМП.

Особенности функционирования

Компании, которые были отнесены к субъектам малого предпринимательства, имеют определенные преимущества при ведении ими финансово-хозяйственной деятельности. К ним можно отнести следующие моменты:

  1. для компаний предоставляется право использования упрощенного налогового режима и представления упрощенных налоговых деклараций по отдельным видам налогов и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так, согласно п.6 Приказа Минфин РФ от 02.07.2010 №66н эти организации имеют право представлять только бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, а также отчет о целевом использовании средств (при их наличии);

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/yuridicheskie-litsa/vidy-subektov/maloe-predpriyatie.html

Бизнес и закон
Добавить комментарий