Летний сад в Санкт-Петербурге: скульптуры и фонтаны

Прогулка по Летнему саду (Спб.)

Летний сад в Санкт-Петербурге: скульптуры и фонтаны

Летний сад — самый старый в Санкт-Петербурге. История его создания связана с началом строительства северной столицы России.

Почти ровесник города, этот сад заложен в 1704 году — спустя год после основания Петербурга.

Петр I сам выбрал на левом берегу Невы место для сада, сам был автором его первого плана, в разработке и осуществлении которого приняли участие архитекторы И. Матвеев, Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, М.

Земцов, садовники Я. Роозен, И. Сурьмин, а также многие оставшиеся неизвестными талантливые русские мастера и строители.

Летний сад времен Петровских ассамблей: Официальное открытие Летнего сада в Петербурге.

Сад создавался в регулярном стиле. Его отличали геометрическая планировка, подстриженные кустарники и деревья, обилие водоемов, фонтанов, садовых сооружений и мраморной декоративной скульптуры. На аллеях в летнее время из оранжерей выставлялись редкие тропические растения. В специальных клетках и вольерах содержали певчих птиц и экзотических животных.

Летний сад в Санкт-Петербурге.

Большинство статуй для Летнего сада приобретали по заказу Петра I в Италии, в мастерских известных скульпторов Д. Бонацца, П. Баратта, М. Гропелли. А. Тальяпьетра и других. По специальному заказу Петра I в 1722 году венецианский скульптор П.

Баратта изготовил скульптурную группу «Мир и Изобилие». Группа символизирует победу России над Швецией в Северной войне (1700 — 1721 гг.) и является аллегорическим изображением Ништадтского мира.

Одна из наиболее ценных по своим художественным достоинствам скульптурная группа «Амур и Психея» выполнена неизвестным итальянским скульптором в конце XVII века.

Летний сад, скульптура «Амур и Психея».

Коллекция декоративной садовой скульптуры Летнего сада насчитывала более 200 статуй, бюстов и скульптурных групп. Не все они сохранились до наших дней. Одни погибли во время наводнений, другие были переданы в пригородные дворцовые парки, а античные оригиналы статуй украсили залы Эрмитажа.

Единственным архитектурным сооружением, сохранившимся в Летнем саду с начала XVIII века, является Дворец Петра I, построенный в 1710 — 1712 годах по проекту архитектора Д. Трезини. В отделке его интерьеров принимали участие виднейшие архитекторы: А.И. Цютер, Н. Микетти, Г.-И. Маттарнови, М. Земцов.

Летний сад и Летний Дворец Петра I.

Вблизи дворца со стороны Невы территорию сада ограждает одна из самых великолепных решеток мира. Она сооружена в 1784 году по чертежам архитектора Ю. Фельтена при участии П. Егорова.

Летний сад — решетка Ю. Фельтена.

Законченный вид Невская ограда Летнего сада получила в 1827 году после установки Л. Шарлеманем веерообразных кованых завершений. Она связала сад с гранитными набережными и широкими просторами Невы в единый ансамбль.

Изготовленная русскими мастерами-умельцами — тульскими кузнецами и каменотесами села Путилова, Невская ограда Летнего сада по своим художественным достоинствам стала одной из главных его достопримечательностей.

Близ входа в сад со стороны Мойки, на берегу Карпиева пруда, в 1839 году установлена ваза из розового порфира, созданная в Швеции в городе Эльфдалене.

На одной из площадок, неподалеку от главной аллеи, в окружении густой зелени стоит памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову.

Летний сад. Памятник А.И. Крылову. Скульптор П.К. Клодт. 1855 г.

С течением времени изменялся облик Летнего сада. Кроны деревьев перестали постригать, и сад, сохранив регулярную планировку, принял вид пейзажного парка.

С первых лет своего существования Летний сад играл заметную роль в общественной жизни города. В XVIII веке здесь устраивались празднества и иллюминации по случаю побед России в Северной войне, проводились приемы иностранных послов.

В XIX веке Летний сад перешел в ведение городской управы. В это время он стал любимым местом прогулок и встреч выдающихся русских писателей, музыкантов и общественных деятелей. На его аллеях бывали В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич, И. А. Гончаров, И. А. Крылов, В. Г. Короленко.

Тарас Шевченко писал в саду со статуй свои этюды. С любовью вспоминал о Летнем саде А. С. Пушкин. В одном из писем к жене поэт сообщал:  «Летний сад мой огород. Я, вставши от сна, иду туда в халате и в туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома».

С Летним садом связан драматический эпизод русской истории. Об этом рассказывает мемориальная доска, укрепленная на ограде у главных ворот. Отсюда в апреле 1866 года народоволец Д. В. Каракозов стрелял в Александра II. Каракозов промахнулся, был схвачен и казнен.

После Великой Октябрьской социалистической революции Летний сад и Дворец Петра I были объявлены народным достоянием и взяты под охрану государства. В 1934 году в Летнем дворце открылся историко-бытовой мемориальный музей.

Тяжелые испытания выпали на долю сада в годы Великой Отечественной войны. Скульптуры были бережно укрыты в земле, экспонаты музея вывезены в глубокий тыл. Сад подвергался артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам.

Их следы еще и сейчас можно заметить на деревьях. После войны проведены большие ремонтно-реставрационные работы во Дворце-музее Петра I. В обновленных аллеях вновь заняли свои места мраморные статуи.

В настоящее время архитекторы разрабатывают проект, по которому в Летнем саду будут восстановлены утраченные элементы регулярного парка XVIII века.

ЛЕТНИЙ САД ПОСЛЕ НАВОДНЕНИЯ 1777 ГОДА

21 сентября 1777 года наводнением Летнему саду был нанесён значительный ущерб. Оказалась разрушена фонтанная система, повреждены многие скульптуры, сломаны деревья. В процессе реконструкции Летнего сада фонтаны было решено не восстанавливать. Многие постройки также не были восстановлены, среди них Лабиринт. Засыпали Овальный пруд и поперечный канал. Грот стали использовать как склад.

В 1798–1799 годах на берегу Лебяжьего канала по проекту Г.П. Пильникова была устроена видовая терасса. В 1820-х годах вокруг неё установили парапет.

Наводнение 1824 года также нанесло Летнему саду большой урон. Окончательно разрушился Грот, на месте которого по проекту К.И. Росси был построен Кофейный домик.

Росси сохранил стены и план старого Грота при его перестройке в павильон. В 1827 году в Летнем саду по проекту Людовика Шарлеманя был построен Чайный домик.

По его же проекту годом ранее была сооружена ограда со стороны Мойки. 12 апреля 1827 года газета «Северная пчела» писала:

«Летний сад обновлён самым приятным и удобным образом. Грунт поднят для уничтожения сырости и изглаживания рытвин, произведённых наводнением. Дороги во всех аллеях наново вымощены; пруд очищен, и в большом каменном гроте устроен кофейный дом, убранный великолепно. Кругом сада устроена новая аллея, по которой ездят верхом и в кабриолетах.»

Николаем I Летний сад был открыт для гуляния только «всем военным и прилично одетым, простому же народу, как-то мужикам, проходить через сад … вообще запретить». Вход в Летний сад был платным, цены на услуги устанавливались достаточно высокими.

Чайный домик в Летнем саду.

Летний сад был любимым местом многих известных людей. Здесь отдыхали В.А. Жуковский, П.И. Чайковский, И.А. Гончаров, М.П. Мусоргский, И.А. Крылов, В.В. Маяковский, А.А. Ахматова, Т.Г. Шевченко.

В 1833 году недалеко от Летнего сада поселился Александр Сергеевич Пушкин. В саду он гулял и встречался с друзьями. Пушкин писал своей жене: «Летний сад мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях.

После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома.»

В 1830-е годы появилась традиция — устраивать в Летнем саду смотр невест. Эта традиция прожила вплоть до начала XX века.

В 1839 году в Летнем саду была установлена ваза из розового порфира, высотой 5 метров. Эту вазу подарил шведский король Карл XIV императору Николаю I. Вазу выполнили мастера из города Эльфдалена, потому её назвали вазой из эльфдальского порфира.

Порфировая ваза в Летнем саду.

12 мая 1855 года рядом с Чайным домиком был торжественно открыт памятник И.А. Крылову. Его автор — Пётр Карлович Клодт. Памятник планировалось установить перед Публичной библиотекой или Академией наук, однако Николай I не одобрил данное местоположение скульптуры. В итоге памятник оказался в Летнем саду.

4 апреля 1866 года во время прогулки по Летнему саду на императора Александра II было совершено покушение.

Террорист Дмитрий Каракозов стрелял почти в упор, однако оказавшийся рядом костромской мещанин Осип Комиссаров вовремя оттолкнул руку стрелявшего.

В память о спасении Александра II на месте происшествия в 1866–1868 годах в ограду Летнего сада была встроена часовня по проекту Р.А. Кузьмина. В 1918 году часовню закрыли, в 1930-м её разобрали.

В начале XX века стали появляться планы реконструкции Летнего сада. Появились идеи засыпать Лебяжий канал, устроить в Летнем саду скетинг-ринг. Однако Министерство императорского двора, в ведении которого находился Летний сад, отказалось от таких преобразований.

Верхне-Лебяжий мост через Лебяжий канал и решетка Летнего сада.

СОВРЕМЕННЫЙ ЛЕТНИЙ САД

После 1917 года снова стали появляться планы переустройства Летнего сада, дабы здесь могла гулять совершенно любая публика. Однако средств на это не нашлось. В 1924 году Летний сад снова пострадал от разрушительного наводнения. Восстановительные работы начали только через десять лет.

Во время блокады Ленинграда на территории Летнего сада разместили зенитные расчёты. В Кофейном домике устроили казарму, а в Чайном — склад боеприпасов и оружия. Скульптуры укрыли в земле.

На территорию Летнего сада неоднократно падали бомбы и снаряды. Весной 1942 года цветники и газоны были отданы школьникам и учителям окрестных школ для разведения огородов.

В связи с этим одна из аллей стала называться Школьной.

После окончания Великой Отечественной войны Летний сад был восстановлен. В Карпиевом пруду поселились лебеди. На территории сада стали гулять ленинградцы и гости города. Здесь играли симфонические и духовые оркестры, устраивались художественные выставки.

Летний сад, Карпиев пруд.

В 1970-х годах вандалами в Летнем саду было разрушено значительное количество бюстов и скульптур. С 1984 года оригинальные произведения искусства стали постепенно заменять на копии. Скульптуры страдают от вандалов и в настоящее время.

К настоящему времени в Летнем саду сохранилось 79 скульптур. В 1984 году была проведена реставрация Чайного домика, в котором разместили выставочный зал. Летний сад находится в ведении Русского музея.

Летний сад после реконструкции 2012 года

Источник: http://rossija.info/goroda/sankt-peterburg/progulka-po-letnemu-sadu-spb.html

Летний сад в Санкт-Петербурге: возвращение в XVIII век

Летний сад в Санкт-Петербурге: скульптуры и фонтаны

Во время своей поездки в Санкт-Петербург летом 2012 года я посетила Летний сад, впервые после широкомасштабной реконструкции. Я была там много раз раньше, но сейчас бродила по нему, одновременно узнавая и не узнавая его. И сегодня предлагаю вам прогуляться по аллеям Летнего сада и полюбоваться его «садовыми затеями».

♦ По теме: Подборка экскурсий по Санкт-Петербургу, дворцовым пригородам и Ленинградской области

Фонтан «Гербовый» на Центральной аллее

аллея

История Летнего сада в Санкт-Петербурге

Летний сад в Санкт-Петербурге был заложен по приказу Петра Великого в 1704 году в качестве летней царской резиденции. Прежде здесь располагалась мыза шведского майора Эриха Берндта фон Коноу.

Первоначальные работы по обустройству Летнего сада были поручены бомбардиру Ивану Матвеевичу Угрюмову (Ивану Матвееву,  ум. в 1707 году).

Под руководством Петра I и Угрюмова была осушена территория, для чего был прорыт мелиоративный канал, распланирован сад, посажены деревья и сооружены первые фонтаны.  В 1704 году был устроен гаванец, куда заходили мелкие суда.

В 1705 году его стены были обложены каменными плитами и, таким образом, он стал первой мощеной набережной Санкт-Петербурга.

После смерти Угрюмова в 1707 году работы были поручены А.В.Кикину (1670-1718). В 1709 году был построен деревянный Летний дворец. В Летнем саду устраивались балы, ассамблеи и фейерверки. Попасть в сад можно было только по личному приглашению царя.

В 1711-1719 годах была прорыта Лебяжья канавка (Лебяжий канал) длиной 648 м. Своим названием она обязана лебедям, поселившимся здесь. В 1710-1714 годах по проекту архитектора Доменико Трезини (ок.1670-1734) был построен Летний дворец, где с 1712 по 1725 года в теплое время года жил Петр I (в холодные месяцы Петр жил в Зимнем дворце).

В 1712 году был приглашен голландский садовник Ян Роозен, проработавший здесь до 1726 года. Его стараниями Летний сад приобрел черты голландских регулярных садов. В 1713-1725 годах по проекту архитектора А.Шлютера был возведен павильон «Грот». В это же время во Втором Летнем саду был вырыт Карпиев пруд.

В 1716 году в Санкт-Петербург прибыл французский архитектор Жан Батист Леблон (1679-1719), который привнес в Летний сад композиционные идеи регулярных французских садов. Под его руководством архитектор М.Земцов (1688-1743) вдоль Лебяжьей канавки разбил огромный цветочный партер с фонтаном. Вдоль центральной аллеи были устроены четыре боскета.

В 1718 году водоподъемные механизмы фонтанов Летнего сада, которые до этого работали на конной тяге, были заменены паровой водовзводной машиной, созданной по проекту французского инженера Т.Дезагюлье (1683-1743).

Воду для фонтанов брали из Безымянного Ерика, который с этого времени стали называть Фонтанкой. Около 1719 года был прорыт Поперечный канал, деливший сад на две почти равные части — Первый и Второй Летний сад.

В 1725 году работы в Летнем саду были поручены Ф.Б.Растрелли (1700-1771). В 1732 году на набережной Невы он возвел нарядный Летний дворец для императрицы Анны Иоанновны. В 1734-1738 годах он создал каскад «Амфитеатр», а в центре партера – фонтан «Коронный».

При императрице Елизавете Петровне (1741-1762), «в небытность государыни» в столице, в Летний сад допускалась нарядно одетая публика. В 1750-х годах были изданы несколько указов, регламентировавшие нахождение публики в Летнем саду. В 1763-1767 году вдоль  Летнего сада со стороны Невы была устроена свайная набережная.

21 сентября 1777 года в Санкт-Петербурге произошло сильное наводнение, в результате которого были разрушены  фонтаны и павильон «Грот». Было решено фонтаны не восстанавливать, акведук, по которому подавалась вода, был разобран, засыпан Поперечный канал и Гаванец. В 1787-1790 годах были окончательно разобраны «Садовые затеи», созданные Леблоном.

В 1771-1784 годах по проекту Петра Егорова была возведена ограда Летнего сада, которая никого не оставляет равнодушным и является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

В 1798-1799 годах по проекту Г.П.Пильникова (1754-1818) на берегу Лебяжьей канавки была построена каменная терраса. В 1826 году Карл Росси (1775-1849) на месте павильона «Грот» возвел «Кофейный домик». В 1827 году по проекту Л.И.Шарлеманя (1784 или 1788 – 1845) были построены «Чайный домик» и чугунная ограда со стороны Мойки.

Шпалеры в Летнем саду существовали до середины XIX века. В 1851-1855 годах был установлен памятник баснописцу И.А.Крылову (скульптор П.К.Клодт), который первоначально планировалось поставить на Васильевском острове между зданиями Университета и Академии Наук.

В 1866 году в память о покушении на императора Александра II (правил в 1855-1881) 4 апреля 1866 года, в Невскую ограду Летнего сада была встроена часовня из гранита, выполненная по проекту архитектора Р.А.Кузьмина, разобранная в 1930-х годах.

Первый проект восстановления первоначального облика Летнего сада был разработан в 1941 году архитектором Т.Д.Дубяго; он был частично реализован после 1945 года.

В 1971 году вновь была поднята идея частичного восстановления фонтанов  и «садовых затей» Летнего сада. Наконец, в 2008 году институт «Ленпроектреставрация» представил проект реконструкции сада.

В 2009-2011 годах были проведены широкомасштабные работы, и 27 мая 2012 года Летний сад вновь открылся для посетителей.

Фотопрогулка по Летнему саду

А теперь, вооружившись необходимой информацией, давайте отправимся в виртуальную прогулку по Летнему саду. Перенесемся в пасмурный августовский день 2012 года. И подойдем к Летнему саду со стороны Марсова поля. Накрапывает дождик. Вода в Лебяжьей канавке и Неве — свинцово-серая.

Лебяжья канавка и Верхний Лебяжий мост

В конце Лебяжьей канавки видно яркое пятно — Михайловский замок. А по правую руку — дом И.И.Бецкого, дворец принца Ольденбургского (построен в 1784-1787 годах). В 1791–1796 годах здесь жил баснописец И.А.Крылов. Здесь он обустроил типографию, где печатались журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий».

Кроме того, Крылов любил музицировать на скрипке. Причем делал это он весьма экстравагантным образом — обнаженным. И дамы, которые прогуливались по Летнему саду, частенько видели в открытых окнах совершенно голого мужчину, играющего на скрипке.

Пришлось вмешаться полиции, которая предписала Крылову «спускать шторы, в то время как он играет, а то по саду в этой части гулять нельзя».

Лебяжья канавка и дом Бецкого

Ну а мы пойдем дальше, к одному из чудес света — Невской ограде Летнего сада. Некогда здесь стоял Летний дворец Анны Иоанновны.

Ограда Летнего сада

Войдем в Летний сад. Как же он изменился! Кругом шпалеры, подстриженные деревья. Мнения петербуржцев и гостей северной столицы разделились: одним очень нравится, другие возмущаются. Равнодушных нет!

Шпалеры вдоль аллеи Летнего сада

Подойдем к Летнему дворцу Петра I, одному из самых первых сооружений Санкт-Петербурга:

Летний дворец Петра I в Летнем саду

Летний дворец Петра I в Летнем саду

Рядом с ним — восстановленный гаванец. Сейчас он отделен от Фонтанки набережной. Хорошо видно, как вырос культурный слой за три столетия.

Гаванец в Летнем саду

А вот и фонтан «Царицын», самый первый от Невы, на Главной аллее. Назван он в честь императрицы Екатерины I, здесь она встречала гостей.

Фонтан «Царицын»

Вокруг шпалеры и зеленые кабинеты, где можно передохнуть на скамеечке в тени.

Шпалеры

Правее от него, если стоять спиной к Неве, находится боскет «Крестовое гульбище», выполненный в форме креста, в центре которого расположен фонтан-статуя «Нереида».

Фонтан-статуя «Нереида»

К нему ведет берсо, любимое место фотосъемок молодоженов.

Берсо

По другую сторону от Царицына фонтана — боскет «Менажерийный пруд», в котором содержались водоплавающие птицы. Создан в 1720-х годах.

Боскет «Менажерийный пруд»

Далее по Главной аллее следует фонтан «Гербовый», за которым виднеется Птичник, мы еще подойдем к нему.

Фонтан «Гербовый» на Центральной аллее

По другую сторону от фонтана — памятник «дедушке Крылову», пожалуй, один из самый знаменитых памятников Летнего сада. На постаменте — барельефы с сюжетами басен. Вокруг памятника воссоздан боскет «Французский партер».

Памятник баснописцу И.А. Крылову и боскет «Французский партер»

На третьей площадке Главной аллеи — еще один фонтан, не имеющий собственного названия. Он был создан в 1708 году.

Шпалеры и фонтан на Главной аллее

А мы заглянем на «Птичий двор» с «Голубятней». В XVIII веке птичьи дворы и зверинцы были обязательным атрибутом регулярного сада.

В Летнем саду в Птичьем дворе содержались редкие животные и птицы: некоторые на свободе, другие в вольерах. Так, здесь жили орлы, черные аисты, журавли, а в башенке «Голубятни» — редкие породы голубей.

Сейчас в «Голубятне» расположен небольшой музей истории и археологии Летнего сада.

Боскет «Птичий двор» и павильон «Голубятня»

Павильон «Голубятня»

Правее «Птичьего двора»  — партер и великолепный фонтан «Коронный». По-видимому, из-за играющего на скрипке Крылова дамы не могли прогуливаться именно здесь

Источник: https://anashina.com/letnij-sad-v-sankt-peterburge/

Летний сад

Летний сад в Санкт-Петербурге: скульптуры и фонтаны

Один из символов Санкт-Петербурга, Летний сад, был основан Петром I в 1704 году. Великий реформатор уделил организации сада большое внимание, лично определив его местоположение и границы, планировку и внутреннее наполнение. 

Работы по устройству Летнего сада были поручены архитектору Ивану Угрюмову, который получил в свое распоряжение болотистую территорию, непригодную даже для высадки деревьев. С целью осушения почвы был вырыт мелиоративный канал, создана система водоемов.

В огромном количестве сюда завозилась земля, которую подсыпали в разных частях сада по мере необходимости.

Главный архитектор успел за 4 года создать твердую почву, пригодную для строительства, соорудить первые фонтаны, организовать гавань, которая обеспечивала доступ к саду небольших судов с Невы. 

С 1710 года началась активная застройка территории архитектурными объектами. Будучи летней резиденцией Петра, сад долгое время оставался недоступным для обычной публики. Попасть в него можно было только по личному приглашению государя, который проводил здесь многочисленные балы и ассамблеи.

В период с 1710 по 1716 год к ландшафту сада добавились Лебяжий и Поперечный каналы. Строится каменный Летний дворец. Для оформления аллей сада из Италии была привезена коллекция скульптурных композиций.

Зеленые насаждения в 1712 году перешли в ведение голландского садовника Яна Роозена, который за 13 лет придал царской резиденции облик европейского регулярного сада.

Среди построек того времени стоит отметить Грот – уникальное для России парковое сооружение.

С 1725 по 1750 годы архитектурный парковый ансамбль дополняют блистательные постройки архитектора Растрелли. 

При Императрице Елизавете Петровне Летний сад был открыт для широкой публики. Примыкавший до того к Неве сад, теперь отделяется от нее свайной набережной. К 1784 году заканчивается изготовление знаменитой ограды – решетки Летнего сада.

В правление Екатерины II регулярные сады в Европе выходят из моды, и царский парковый комплекс постепенно теряет свою актуальность.

Поэтому, после трагического наводнения 1777 года, которое разрушило или повредило большинство построек Летнего сада, было принято решение не восстанавливать утраченные постройки и фонтаны, а обустроить сад в соответствии с новой модой. Разделенный изначально на две части, сад превращается в единый комплекс. 

В XIX веке в саду появляются новые постройки. Павильон “Грот”, сильно пострадавший от наводнения, в 1826 году был преобразован архитектором Расстрелли в Кофейный домик. Со стороны Мойки достраивается Чайный домик. 

Последняя реконструкция и капитальный ремонт ансамбля Летнего сада были завершены в 2012 году. 

Летний дворец Петра 

Одновременно с началом обустройства сада, Петр I повелел построить себе летнюю резиденцию, для чего была запружена река Фонтанка и вырыта гавань со стороны Невы. Сам царский дворец первоначально представлял собой небольшой деревянный домик с типичным европейским фасадом.

С началом каменного строительства в Петербурге, которое пришлось на 1710 год, преобразовалась и летняя резиденция. Вместо деревянного домика был возведен каменный двухэтажный дворец с четырехскатной крышей, увенчанной флюгером в виде Святого Георгия. Автором проекта стал Доминико Трезини.

Постройка и отделка дворца были закончены к 1713 году. Здание летней резиденции Петра сохранилось до наших дней практически в первозданном виде, и может служить характерным примером архитектуры того времени.

А с 1934 года во дворце работает мемориальный музей историко-художественной направленности.

Грот и Кофейный домик

Строительство Грота – уникального для России паркового объекта – началось в 1714 году. По распоряжению Петра I проект был поручен архитектору Андреасу Шлютеру. Закончились работы по его возведению и отделке лишь в 1725 году, когда уже не было в живых ни заказчика, ни исполнителя. 

Внутреннее убранство Грота представляло собой царство подводного царя Нептуна. Для отделки помещений этого павильона из-за границы привозились различные виды мрамора, редкие раковины и специально заказанные скульптуры. Три зала, соединенные аркадой, находились под стеклянным куполом, через который струился свет, создавая особенную атмосферу.

Грот настолько пострадал от наводнения 1777 года, что Павлом I было принято решение разобрать его остатки. Позднее Александр I пытался предпринять восстановительные работы, не увенчавшиеся успехом, поскольку никакой документации о строительстве Грота не сохранилось. 

В 1826 году архитектор Карл Росси использовал фундамент и уцелевшие стены Грота для строительства паркового павильона в стиле классицизма. В настоящее время эта постройка используется в качестве площадки для проведения художественных выставок, но память о том, что в XIX веке здесь была кофейня, сохранилась в названии павильона – «Кофейный домик».

Решетка Летнего сада

Знаменитые 36 колонн в обрамлении тончайшего металлического кружева с золочеными деталями – бессмертное творение архитектора Юрия Фельтена. Разработка ограды Летнего сада со стороны Невы началась 1770 году по приказу Екатерины II, а завершено ее строительство было лишь через 16 лет.

Изначально в композицию решетки входили ворота, на месте которых была построена памятная часовня в память о покушении на жизнь Императора Александра I в 1866 году.

В 1930 году часовню разрушили, установив на ее месте дополнительное звено ограды, и тем самым нарушив художественную целостность решетки, общая длина которой – 232 метра.

Коллекция скульптур Летнего сада

Основную часть коллекции скульптур Летнего сада составляют работы итальянских мастеров XVII-XVIII веков. Подбор композиций для украшения аллей Летнего сада начался при Петре I, когда в Италию с этой целью были отправлены знатоки искусства. 

К 1728 году коллекция насчитывала уже более сотни скульптур как исторической, так и мифологической тематики. Часть собрания представляют собой скульптуры-аллегории. 

В настоящее время скульптурная экспозиция Летнего сада насчитывает 92 объекта и принадлежит коллекции Русского музея. Множество статуй заменено копиями, поскольку из-за неблагоприятного климата, мраморные скульптуры сильно пострадали. 

Интересные факты 

Карпиев пруд, и другие пруды Летнего сада, создававшие его мелиорационную систему, были зарыблены редкими породами рыб, специально доставленными из акваторий Волги и Дона.

Летний сад включал в себя не только парковый комплекс, но также и огород с теплицами для выращивания экзотических растений.

Рыба к царскому столу нередко поставлялась из садовых прудов, а ананасы и бананы – из садовых оранжерей.

Во время проведения ассамблей, когда Летний сад был открыт для посетителей, действовало строгое ограничение на вход для лиц в серых кафтанах, а также для носителей бород.

В наши дни, по выходным, в хорошую погоду, на территории Летнего сада можно увидеть уникальное шоу марионеток.

Источник: http://Peterburg.center/maps/letniy-sad.html

Санкт-Петербург. Летний сад

Летний сад в Санкт-Петербурге: скульптуры и фонтаны
1:5021:512

Всего через год после основания Петербурга, в 1704 году, на болотистом берегу Невы напротив Петропавловской крепости по приказу Петра начались работы по разбивке большого парка, который получил романтическое название “Летний сад”.

Отведенная для этого территория тянулась от Невы до современного Невского проспекта, но за триста с лишним лет центр Петербурга изменился настолько, что название “Летний сад” закрепилось лишь за небольшой частью прежнего огромного парка.

Сегодня это фактически зеленый остров, который окружают Фонтанка, Мойка, Лебяжья канавка и Нева. 

1:15611:92:514

Вид на Фонтанку из Летнегно сада

5:573

Летний сад создавался в модном тогда в Европе “регулярном стиле”, который еще называли “французским”.

Аллеи в таких парках располагались симметрично, сходились и расходились, образуя площадки правильной геометрической формы, на пересечении аллей устанавливали скульптуры и фонтаны, из зелени создавали причудливые беседки, галереи, лабиринты.

Сад украшали южные растения, высаженные в специальные кадки, партеры с яркими цветами, фигурные клумбы. Такие парки становились как бы продолжением дворцовых залов и анфилад.     

5:15485:96:520

Летний сад делился каналом на две части: парадную и хозяйственную. Парадная часть примыкала к Неве, здесь при жизни Петра летом проходили ассамблеи и торжества в честь побед в Северной войне. В боковых аллеях накрывали столы, а в самой большой средней устраивали танцы.

Аллеи были украшены скульптурами, которые по приказу Петра доставили в Петербург из Италии.

Царь хотел, чтобы скульптуры стали не просто украшением парка, но и способствовали просвещению гостей: каждая из них олицетворяла какое-то понятие — времена года, стихии, время суток, кроме того, некоторые скульптуры изображали героев античных мифов. 

6:16576:9

 Скульптура Слава. П. Барата, Италия, 1718 г.

6:92 В Летнем саду в петровское время находилась и знаменитая скульптура Венеры, которую впоследствии стали называть Таврической, для ее охраны даже был выставлен специальный пост. Сегодня знаменитая скульптура Венеры Таврической находится в Эрмитаже.

В южной части парка, которая считалась хозяйственной, находились каменная галерея, скульптурная мастерская, теплицы, пруд, где разводили карпов, здесь росли фруктовые деревья, были устроены грядки с “поваренными травами”. Петр называл эту часть сада царским огородом.

7:15577:98:5148:524

 В Летнем саду находился и первый дворец русского царя. Сначала выстроили деревянный дом, а в 1712 году по проекту архитектора Доменико Трезини был возведен каменный дворец, который можно увидеть в Летнем саду и сегодня.

Летний дворец Петра I выглядит очень просто и строго, его украшают лишь барельефы на фасадах, выполненные по мотивам античной мифологии и прославляющие победы России над Швецией в Северной войне.

Залы дворца украшены живописью, лепкой, изразцами, декоративными росписями.

8:1430

Барельеф на Летнем дворце Петра I

9:1999

автор: Дмитрий Казаков

9:4910:554

Особой достопримечательностью Летнего сада были фонтаны. Некоторые из них находились в “зеленых лабиринтах”, в боковых аллеях, а в центре сада устроили самый большой пятиструйный фонтан.

Фонтанные водоемы отделывали мрамором, пудожским камнем, раковинами, их украшали мраморные или даже позолоченные статуи, бюсты, вазы. Воду для фонтанов с помощью специального устройства подавали из Безымянного Ерика, поэтому за этой рекой быстро закрепилось название “Фонтанная река”, а потом и просто “Фонтанка”.

К сожалению, фонтаны в Летнем саду просуществовали только до 70 годов 18 века: катастрофическое наводнение 1777 года их уничтожило. 

10:1716

Летний сад. Фонтан “Пирамида” на Центральной аллее. 

Рядом с Летним садом находился Большой луг, там устраивали смотры войск, фейерверки, праздновали знаменательные события. Теперь это место знакомо всем как Марсово поле. 

11:933

Летний сад стал первым в России парадным публичным парком, в котором, на европейский манер, не только отдыхали, но и устраивали официальные государственные праздники и даже принимали иностранных гостей. С тех пор прошло уже больше 300 лет, Летний сад давно перестал быть закрытой императорской резиденцией, но нет, наверное, в центре Петербурга более любимого и романтического места. 

11:1642

 Текст подготовила Галина Дрегуляс

11:72

Ворота ограды Летнего сада

12:652

Украшение сада – решетчатое ограждение со стороны реки Невы было исполнено в 1773-1786 гг. по проекту архитектора Фельтена. 

12:88512:93613:144113:145114:1956

Боскет «Менажерийный пруд»

18:2299

Скульптурные работы Бората, Боцацца и других мастеров из Италии 17-18 века сохранились, украшают его аллеи до сих пор и являются самым старинным собранием в России садовых скульптур. Образы античных богов и героев древности по замыслу Петра I должны передавать его идеи построения и преобразования государства Российского.           

18:633

Фонтан «Царицын»

25:160126:50426:51427:101927:119628:170128:929:51429:52430:102930:103931:154431:932:631

автор: Дмитрий Казаков

33:118433:1194

Летний сад

33:1217

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,

33:1351

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

33:1469

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

33:1613

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

33:136

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

33:262

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

33:385

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви

33:499

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

33:630

Ахматова А.А.   1959     

33:694

   источник

33:729

Источник: https://jenskiymir.com/eto-interesno/unikalnye-mesta/940-sankt-peterburg-letniy-sad.html

Бизнес и закон
Добавить комментарий