- Особенности развития легкой промышленности
- 1. Понятие легкой промышленности
- 2. Состояние дел в легкой промышленности России
- 3. Причины неудовлетворительного состояния дел в отечественной легкой промышленности
- Мировая легкая промышленность: современные особенности и тенденции
- Экспериментальная часть
- Результаты и обсуждение
- Заключение
Особенности развития легкой промышленности
1. Понятие легкой промышленности
2. Состояние дел в легкой промышленности России
3. Причины неудовлетворительного состояния дел в отечественной легкой промышленности
3.1 Объективные причины
3.2 Субъективные причины
4. Основные тенденции развития текстильной и легкой промышленности за рубежом
5. Пути развития легкой и текстильной промышленности в России и рекомендации
Список используемых источников и литературы
1. Понятие легкой промышленности
Лёгкая промышленность – совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Лёгкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны.
Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции.
Предприятия лёгкой промышленности производят также продукцию производственно-технического и специального назначения, которая используется в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в силовых ведомствах, на транспорте и в здравоохранении.
Одной из особенностей легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Технологические особенности отрасли позволяют осуществлять быструю смену ассортимента выпускаемой продукции при минимуме затрат, что обеспечивает высокую мобильность производства.
История человеческого общества немыслима без легкой промышленности.
С развитием человека, росли его потребности и в частности потребности в одежде, обуви, тканях, предметах роскоши, следовательно, развивалось текстильное, швейное, кожевенно-меховое и обувное производства.
Толчком к индустриализации и развитию капитализма послужило развитие текстильного производства (наиболее ярко и наглядно это происходило в Англии, где появились одни из первых мануфактур).
Сегодня к легкой промышленности относят 17 подотраслей. Наиболее крупные из них:
текстильная промышленность, состоящая из: хлопчатобумажной промышленности; шерстяной; льняной и пенько-джутовой; шелковой; промышленности, выпускающей технический текстиль; нетканые материалы; трикотажной; чулочно-носочной; ковровой; ниточной и т.д.;
швейная;
кожевенная;
меховая;
обувная;
искусственных кож и полимерно-пленочных материалов.
Однако, в настоящее время можно назвать новую – 18-ую подотрасль легкой промышленности – “индустрия моды”, которая на сегодняшний день обогнала по своим объемам производства и количеству занятых в ней людей многие традиционные подотрасли легкой промышленности (например, уже почти никто не помнит о существовании шорно-седельной подотрасли).
Индустрия моды – вершина огромного айсберга легкой промышленности, его прекрасная и сияющая в лучах славы часть. Сегодня во многом по ее успехам судят на мировом рынке о развитии и состоянии дел во всей легкой промышленности страны.
Поэтому неудивительно, что в последнее время получили такое широкое развитие фестивали и конкурсы моды, как региональные, так и общероссийские и международные (хотя здесь еще предстоит фэшн-сообществу большая работа по отделению “зерен от плевел”).
По данным ОЕСД, легкая промышленность входит в состав ведущих мировых отраслей промышленности, опередив по объемам продаж таких “монстров”, как машино- и автомобилестроение, ВПК, химическую промышленность и так далее (см. рис.1).
Необходимо иметь в виду, что объем потребления (соответственно и производства) товаров легкой промышленности растет более высокими темпами, чем прирост населения Земли. Чем выше уровень развития и благосостояния общества, тем больше оно потребляет. Так, например, потребление тканей и одежды в странах ЕС за последние 15 лет выросло на 90,5%, в США – на 99%, Японии – 220% (Textile Pipeline).
2. Состояние дел в легкой промышленности России
Роль и значимость легкой промышленности для народнохозяйственного комплекса страны в РФ традиционно недооценивается. Так, во времена СССР легкую промышленность считали промышленностью группы “Б” со всеми вытекающими отсюда последствиями. Во времена перестройки Е.Т.
Гайдар вообще заявлял, что своя легкая промышленность России не нужна, а предметы ширпотреба купим за рубежом в обмен на нефть и газ.
Поэтому неудивительно, что доля продукции легкой промышленности в ВВП страны неуклонно уменьшается: 1980 год – около 25%, 1990 год – 10%, 2003 год – 1,3%, 2004 год – 1,0%.
Выпуск продукции в целом по отрасли в стоимостном выражении в 2004 год, по сравнению с 2003 годом, уменьшился на 7,5%, в том числе в текстильной подотрасли – 6,3%, швейной – 12,6%, кожевенно-обувной – 3,6%. В 1-м полугодии 2005 года индекс текстильного и швейного производства составил 96%. Падение продолжается.
Сегодня, согласно официальным статистическим данным, отечественная легкая промышленность выпускает на одного россиянина: трикотажных изделий – менее 1 шт.; обуви – менее 0,3 пары; шерстяных тканей – 0,25 кв. м и так далее и тому подобное. Такое положение дел не может не беспокоить.
Тем не менее, отрасль жива и объединяет более 14 тыс. предприятий, в том числе 2500 крупных и средних; сосредоточенных в основном в текстильной, кожевенной и обувной отраслях промышленности. Все предприятия акционированы.
Общая численность занятых в легкой промышленности – более 600 тыс. человек (75% – женщины). Средняя заработная плата по отрасли в сентябре 2004 года составляла 3530 рублей – одна из наиболее низких среди других отраслей промышленности (42% от среднестатистической заработной платы обрабатывающих отраслей).
В 2003 году доля легкой промышленности в общем объёме производства страны составляла 1,4 %.
Предприятия легкой промышленности расположены практически во всех субъектах Российской Федерации. Среди российских регионов особенно выделяется Ивановская область, в которой лёгкая промышленность является основной отраслью промышленности.
В структуре выпуска продукции, наряду с товарами для населения, большое место занимает продукция производственно-технического и специального назначения, вещевое имущество. На изготовление продукции государственного оборонного заказа в отрасли задействовано около 1/3 производственных мощностей.
В легкой промышленности насчитывается 20 организаций выполняющих научные исследования и научно-технические разработки. Из них 9 – в форме федеральных государственных унитарных предприятий. Государственное финансирование НИОКР в интересах отрасли – 3,6%.
Производственные мощности предприятий легкой промышленности работают не в полную силу. Средний процент загрузки – менее 50. Общая степень износа машин и оборудования – 58,8%. Инвестиционный климат продолжает оставаться неблагоприятным. Емкость рынка оборудования для легкой промышленности, по мнению экспертов – 320-350 млн.
долларов ежегодно. Сегодня же без учета запасных деталей и комплектующих приобретается оборудования на 75 млн. долларов (в основном это б/у оборудование). Отечественное машиностроение не в состоянии обеспечить потребности легкой промышленности в современном оборудовании.
Половина машиностроительных заводов прекратила выпуск оборудования для отрасли.
Многие виды оборудования в нашей стране вообще никогда не выпускались (в основном это касается отделочного и трикотажного оборудования для текстильной подотрасли, а также ряда позиций для кожевенно-обувной и меховой подотраслей, практически 100% импорт оборудования в подотрасли полимерно-пленочных материалов и искусственных кож).
Рынок легкой промышленности России оценивается в размере 1 трлн. рублей (34 965 млрд. долларов). Доля отечественных товаров – 20%. (6,99 млрд. долларов).
60% продукции завозится и производится с нарушением действующего законодательства РФ. Эксперты ожидают в ближайшие годы рост отечественного рынка на 10-12% ежегодно.
(За период 2001-2003 годов объем продаж только одежды в РФ вырос на 62,7%.)
Государство ставит задачей довести к 2011 году долю отечественных товаров на внутреннем рынке до 55% (рубеж в 50-60% – порог экономической безопасности государства), что позволит создать дополнительно 200 тыс. рабочих мест и увеличить на 20 млрд. рублей поступление в бюджеты всех уровней.
3. Причины неудовлетворительного состояния дел в отечественной легкой промышленности
Первая причина – мировая глобализация производства и потребления продукции легкой промышленности.
Экономическая целесообразность привела к перетеканию капитала и производства в страны третьего мира. На сегодняшний день сложился мировой рынок текстильной и легкой промышленности. Определились свои ведущие производители, экспортеры и импортеры продукции.
Распределение мировых производственных мощностей (согласно данным Tasis) в текстильной и швейной промышленности представлены в табл.2, 3, 4; ведущие экспортеры-импортеры – на рис.2, 3, 4, 5.
В традиционно высокоразвитых странах сегодня в основном производится высокотехнологичный текстиль и элитная высокомодная одежда и обувь, а в странах третьего мира и особенно в Юго-Восточной Азии – массовая продукция “ширпотреба”, хотя в последние годы ситуация заметно меняется.
Россия тоже не осталась в стороне от такого разделения труда.
Сегодня экономически нецелесообразно осуществлять прядение и ткачество легких суровых х/б тканей, а выгоднее закупать их в Средней Азии (в частности в Узбекистане), а на наших комбинатах производить их отделку.
Так, темпы производства пряжи в 2004 году к 2003 году составили 93,6 %, а х/б тканей – 96,7%, сократилось количество прядильных фабрик (особенно активно этот процесс происходил в 2002-2003 годах в Ивановской области).
Источник: http://MirZnanii.com/a/253660/osobennosti-razvitiya-legkoy-promyshlennosti
Мировая легкая промышленность: современные особенности и тенденции
Введение
Современная легкая промышленность представляет собой глобальную отрасль индустрии, формирующую значительную долю государственного бюджета и придающую импульс экономическому развитию во многих странах мира.
Серьезные преобразования отрасли, произошедшие за последние два десятилетия, включают изменения подходов к управлению отрасли, смещение глобальных производственных центров и структурные изменения рынков сбыта. Данные преобразования отрасли вызваны целым рядом причин.
К ним относятся структурные сдвиги в экономиках стран-производителей; рост капитала и повышение уровня технологического развития; отмена квот и регулирование отрасли по стандартным правилам ВТО; кризисные явления в экономике и снижение потребительской активности; усиление потребительских требований к качеству, износостойкости и дизайну предметов одежды, переход к «быстрой моде».
Экспериментальная часть
В ходе исследования автором использовались современные методы причинно-следственного анализа, диалектико-логический подход, экспертное интервьюирование, анализ и обобщение тематической литературы.
Результаты и обсуждение
Основные современные тенденции легкой промышленности мы изобразили в виде следующей схемы (рисунок 1).
За последние два десятилетия в мире отмечается перенос глобальных производственных центров легкой промышленности из Европы и США в страны, которые позднее встали на путь индустриального развития.
В настоящее время 70% мирового экспорта одежды и текстиля приходится на страны Юго-Восточной Азии, Турции, Латинской Америки. Необходимо отметить беспрецедентное усиление роли Китая, обеспечивающего более 30% всего мирового экспорта.
А США, Германия, Франция и Япония, ранее считавшиеся производственными лидерами, в настоящее время выступают главными импортерами изделий легкой индустрии. Уровень потребления в этих странах превышает 50% от мирового потребления одежды и текстиля [1].
Причиной данной тенденции стали, в первую очередь, либерализация мировых торговых отношений, отмена импортных квот в ряде стран и управление торговлей в рамках процедур ВТО, что привело, в конечном итоге, к шоковой реструктуризации рынков.
Даже отдельные сохранившиеся таможенно-тарифные меры не смогли сдерживать экспансию развивающихся стран. Легкая промышленность отличается незначительными входными барьерами, относительно простым и гибким технологическим процессом и возможностью использования низкоквалифицированного труда.
Это позволяет развивающимся странам создавать свои производства и постепенно развивать экономику. С целью противостоять азиатской конкуренции европейские и американские производители стали переориентироваться на более капиталоемкие и инновационные технологии, ставя акцент на качество, дизайн, бренд.
При этом для производителей из развивающихся стран присуще объединение предприятий и сокращение их числа, импорт оборудования и технологических комплексов. А в развитых странах наблюдается тенденция роста небольших фирм с высокой стоимостью выпуска.
Для казахстанских производителей возможно использование преимуществ слабых входных барьеров для развития производства и выхода на международный рынок.
Рисунок 1 ‒ Мировые тенденции легкой промышленности
Легкая промышленность традиционно известна как трудоемкая отрасль. Однако в последние годы тенденция такова, что она становится все более наукоемкой [2, с. 130]. В этой связи укрепление конкурентной позиции в данной отрасли требует инвестирования научных разработок и внедрения их в производственный процесс.
Вместе с тем, легкая промышленность технологически тесно взаимосвязана с агропромышленным комплексом и химической промышленностью. Поэтому развитие производства текстиля и одежды напрямую связано с развитием этих отраслей.
Современные научные разработки направлены на внедрение информационных технологий в производственный процесс, инновационных способов крашения и заключительной обработки тканей, использование цифровых методов подборки цвета, автоматизацию процесса проектирования изделий, использование «искусственного интеллекта» в производстве [3–5].
Повышение наукоемкости легкой промышленности является необходимой мерой для противостояния мощному конкурентному давлению со стороны азиатских производителей.
Процесс интернационализации производства в легкой промышленности зародился еще в 1970-е годы и приобрел на сегодняшний день массовый характер. В его основе лежит перенесение производственных мощностей (или отдельных стадий производства) в страны с недорогой рабочей силой.
На первоначальном этапе к такому методу прибегли страны Западной Европы, в частности, Германия, Италия, Франция, перенося свои производства в страны Восточной Европы (Венгрию, Чехию), а позднее в Азию (Китай, Индию, Вьетнам).
На сегодняшний день крупные производители одежды и текстиля с целью повышения эффективности размещают свои производственные заказы также в Литве, Белоруссии, Узбекистане и странах Латинской Америки.
Интернационализация производства в легкой промышленности осуществляется также посредством реализации совместных проектов, обмена опытом и информацией, объединения усилий и ресурсов.
Новая тенденция, которая достаточно успешно осуществляется европейскими производителями одежды, состоит в консолидации представителей промышленного производства и моды.
Суть такого альянса состоит в том, что дизайнерские коллекции после представления на подиумах и продажи отдельным покупателям направляются на швейные предприятия, которые адаптируют данные модели для массового потребления и осуществляют пошив крупных партий изделий. Подобное сотрудничество является выгодным для обеих сторон.
Дизайнеры имеют возможность производить свои модели с наименьшими затратами, приобретая при этом известность и узнаваемость, повышать свою прибыль. Промышленные предприятия при этом получают модные эскизы от профессионалов, прекрасно разбирающихся в модных трендах, быстро реагируют на модные изменения и расширяют производство.
Выгоду от подобного сотрудничества получают также потребители, имея возможность покупать модную дизайнерскую одежду по доступным ценам. Таким образом, реализация альянса моды и промышленного производства является весьма перспективным направлением развития легкой промышленности [6, с. 28].
Для казахстанских производителей применение такого сотрудничества означает также необходимость отказа от привычной производственной концепции и переход к более перспективной товарной концепции и переориентацию на удовлетворение нужд индивидуальных потребителей, а не преимущественную работу по специализированным заказам.
Исследователи отмечают: «…кластерная политика приобрела большую значимость в швейном и текстильном производстве за последнее десятилетие» [7, с. 11].
Кластеры способствуют созданию эффективных межотраслевых связей, передаче знаний, инновационной деятельности, научным исследованиям, а также развитию смежных отраслей экономики.
Таким образом, современная мировая легкая промышленность характеризуется активной кооперацией участников рынка с целью использования преимуществ кластерной модели развития.
Объединяя усилия, компании создают крупные институциональные структуры, способные вести переговоры как на национальном, так и на международном уровнях.
При этом наблюдается тенденция к фрагментации производства: отдельные производители концентрируют свою деятельность на узком отрезке технологической цепи, развивая производство и повышая стоимость выпуска. Практика показала слабую эффективность вертикальной интеграции в легкой промышленности.
Напротив, стратегия аутсорсинга и активная кооперация компаний демонстрируют свою высокую результативность. Тем не менее, при проведении такой политики необходимо учитывать, что в основе эффективного кластера лежит заинтересованность его участников, поскольку кластер функционирует подобно живому организму. А искусственное формирование кластеров с большой вероятностью обречено на провал. Для отечественной легкой индустрии кластеризация является единственным способом обеспечения конкурентоспособности, поскольку применение таких эффективных механизмов поддержки отрасли, как налоговое и таможенно-тарифное регулирование в условиях членства в ВТО, исключается.
Глобальный экономический кризис 2008 г. и последовавшая за ним глубокая рецессия внесли свои коррективы в тенденции мировой легкой индустрии, которые установили важнейшие направления ее развития на ближайшее будущее.
В общем виде негативное воздействие этого кризиса проявилось в снижении темпов роста отрасли и повышении издержек производства, что поставило под угрозу мировое лидерство Китая. Однако легкая промышленность является отраслью достаточно устойчивой к мировым экономическим потрясениям, и вслед за сокращением рынка на 0,7% в 2008 г. последовал рост на 4% в 2010 г.
Ежегодные темпы роста мирового рынка легкой промышленности составляют около 6% в год. Важнейшие тренды развития отрасли вследствие глобального кризиса оказались следующими:
- глобальный рост цен на натуральное сырье (особенно на хлопок в 2010 г.) привел к изменению спроса: возросла популярность недорогих синтетических тканей и стала преобладать смесовая тенденция в производстве. Развитие технологий производства химических волокон позволяет улучшать потребительские свойства тканей: повысить износостойкость, легкость и тонкость, улучшить внешний вид, фактуру и осязание. Можно с большой уверенностью предположить, что смесовая тенденция в производстве текстиля и одежды будет преобладать в ближайшие годы;
- отмечается общая тенденция снижения цен на товары легкой индустрии в среднем на 17– 25 %. Это было вызвано рядом причин. В первую очередь, глобальным снижением покупательской активности людей, вынужденных пересматривать свои расходы и зачастую приобретать более дешевые изделия. Вместе с тем глобальные экономические потрясения, как правило, вынуждают производителей отыскивать новые альтернативные пути повышения эффективности своей деятельности. Так, снижению среднеотраслевых цен способствовало развитие логистики, инфраструктуры, информационных технологий, наращивание закупок и ускорение «цикла моды»;
- глобальная реструктуризация структуры спроса, также ставшая следствием сокращения потребительски доходов: сокращение верхнего ценового сегмента рынка одежды, представленного товарами класса «люкс», в среднем на 5% в пользу среднего ценового сегмента. Произошло интересное явление, которое было спровоцировано глобальным экономическим кризисом: покупатели стали расходовать меньше средств на знаменитые люксовые бренды и обратили свое внимание на изделия менее известных дизайнеров. Это способствовало проникновению на европейский и американский рынки ранее неизвестных дизайнеров и «отвоеванию» ими большой доли рынка у всемирно известных модельеров. По мнению экспертов, наиболее перспективным сегментом рынка в ближайшие годы станет средний ценовой сегмент.
В настоящее время в большинстве стран легкая промышленность поддерживается путем привлечения масштабных иностранных инвестиций, создания совместных предприятий и осуществления целенаправленной государственной политики, создающей условия для развития своих производителей. Для казахстанских производителей возможно применение позитивного зарубежного опыта, но при этом необходима адаптация его к отечественным условиям.
Заключение
Легкой промышленности в большинстве стран мира уделяется большое внимание как отрасли, способной создать основу для индустриального развития страны.
За последние десятилетия данная отрасль подверглась значительным глобальным преобразованиям, которые необходимо учитывать при планировании ее развития.
Современные тенденции в легкой промышленности включают в себя смещение глобальных производственных центров, интернационализацию, кластеризацию и фрагментацию производства, активную консолидацию рыночных игроков, рост наукоемкости отрасли.
Глобальный экономический кризис оказал значительное влияние на отрасль и определил тренды ее развития на ближайшие годы. Так, кризисные явления в экономике привели к преобладанию смесовой тенденции в производстве вследствие удорожания натуральных ресурсов, снижению средних цен и преимущественному росту среднего ценового сегмента в ущерб дорогим брендам класса «люкс».
Литература
- Ключевые проблемы в развитии легкой промышленности в России и способы их преодоления: аналит. отчет. – М.: Высшая школа экономики, 2013. – 344 с.
- Yepanchintseva S. E. State mechanism to ensure enterprise competitiveness in textile and clothing industries: Use of international experience for Kazakhstan // Interdisciplinary Perspectives on Social – Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publ., 2014. – P. 129 –136.
- Ngai E. T., Peng S., Alexander P., Moon K. L. Decision support and intelligent systems in the textile and apparel supply chain: An academic review of research articles // Expert Systems with Applications. – 2014. – Vol. 41, Iss. 1. – P. 81–91.
- Simay K. H., Deniz N. Comparative advantage of textiles and clothing: evidence for Bangladesh, China, Germany and Turkey // Fibres and Text. East. Eur. – 2013. – Vol. 21, No. 1. – P. 14–17.
- Brousek N. Fertigung technischer Textilien und Hochleistungsgewebe mit Profinet und SPS // Melliand Textilber. – 2013. – T. 94, No. 3. – S. 159–160.
- Епанчинцева С.Э. Альянс моды и легкой промышленности: перспективы для Казахстана // Вестник КазЭУ. – Алматы: «Экономика», 2014. – № 4. – С. 23-29.
- Korkmaz O., Medeni T.D. Effects of Clusters on Competitiveness of Textile and Clothing Industries: Role of Technology and Innovation // International Journal of eBusiness and eGovernment Studies. – Vol. 4, No. 1. – 2012. – P. 11–21.
Фамилия автора: Епанчинцева С.Э.
Известно [1,2], что в слабо-, низко- и среднеуглеродистых сталях наблюдается пакетный (реечный, дислокационный) мартенсит. В [3] рассмотрен один из способов борьбы с обратимой отпускной хрупкостью.
М.К. Скаков, Э.В. Козлов, М. Шеффлер, Г.К. Уазырханова, 2011
Источник: https://articlekz.com/article/15176