Культовые сооружения: церкви, соборы, монастыри, мечети, синагоги

Католический храм в мечети | Жизнь в православии | православие и современность

Мечеть Мескита, Кордова, Испания. Изображение из «Фотобанк Лори»

Вгороде Кордова, столице провинции Андалусия в Испании, есть место, которое соединяет в себе, казалось бы, несовместимое: две противоборствующие веры — мусульманскую и христианскую. Это мечеть-собор, известный под арабским названием Мескита. Сооружать его арабы начали в VIII веке после завоевания Кордовы на месте христианского храма.

После освобождения Испании от арабского владычества (Реконкисты) в XIII веке началось повсеместное разрушение ненавистных мусульманских храмов. Такая же участь постигла бы и Мескиту, если бы не Карл V, который поразился размерам и красоте мечети и приказал остановить ее разрушение, а христианский храм построить на уже освободившемся пространстве прямо внутри нее.

Вторжение в Испанию в 711 году

В 711 году арабы, или мавры, из Северной Африки вторглись на территорию современной Испании. Иберийский полуостров, как он тогда назывался, вошел в состав исламского государства как эмират Аль-Андалус. Пришедший к власти принц Абдеррахман I, человек энергичный и умный, превратил Испанию в сильное и организованное мусульманское государство со столицей в Кордове.

Уже в середине VIII века это был один из крупнейших городов мира с населением около 1 миллиона человек, с бесчисленными мечетями, дворцами, караван-сараями, рынками и лавками.

В 785 году на месте вестготской церкви Сан-Висенте по приказу Абдеррахмана стали строить новую мечеть, которая своими размерами и необычной красотойдолжна была поражать воображение не только молящихся, но и всех горожан, в частности испанцев.

Во время строительства использовались материалы, заимствованные из римских и вестготских зданий.

Мечеть несколько раз перестраивалась, достраивалась и к 987 году почти удвоила свои первоначальные размеры. Был пристроен так называемый Дворик апельсиновых деревьев, где совершались омовения, предписанные мусульманским законом. Стены по периметру мечети составили 128 на 175 метров, общая площадь свыше 22 тысяч квадратных метров.

Внутри было более 800 резных колонн; ритмически повторяющиеся подковообразные арки рождали ощущение бесконечности, соответствующее исламу. В мечети одновременно могли молиться более 25 тысяч верующих.

Мескиту признали первой в Европе и второй по величине молельного зала после Мекки. Внутри нее можно заблудиться — это лес колонн, поддерживающих своды.

Никогда ранее в арабской архитектуре не создавали такие разнообразные резные арки, проходы и колонны, причем выполнены они с учетом сейсмической активности района.

Но стоило посетителю пройти несколько залов, и он оказывался в совершенно ином мире — в католическом соборе, со всеми присущими ему архитектурными и религиозными аксессуарами…

Отвоевание Кордовы в 1236 году

Отвоевание Кордовы произошло в 1236 году при Фердинанде III, прозванном позднее Святым. Потерпевшие поражение мусульмане покинули город. Мечети стали уничтожать, но главную, Мескиту, не тронули. Испанцы не знали, что с ней делать. Попытались превратить в христианский храм, но верующие отказывались молиться в мусульманском окружении.

В Кордове, как и в других освобожденных городах Испании, между тем началось бурное строительство католических церквей, символов восстановленной веры. Бывшие арабские города приобретали цивилизованный христианский облик. Церковь требовала разрушить Мескиту и на ее месте возвести христианский собор. Король Карл V одобрил это решение.

Большая мечеть (мескита) в Кордове, Испания. Изображение из «Фотобанк Лори»

В 1523 году началось разрушение мечети. К счастью, вскоре Карл V посетил Кордову и пришел в Мескиту.

То, что он увидел внутри, потрясло его до глубины души, и он воскликнул, что если бы знал, как выглядит эта мечеть, то ни за что не дал бы разрешения ее разрушить.

Он немедленно приказал остановиться и строить собор на уже освобожденной территории прямо внутри мечети. Успели снести 63 колонны.

Когда католический собор был построен, Карл опять приехал в Кордову и, осмотрев его, с сожалением сказал: «То, что вы построили, можно увидеть в любом городе Испании и Европы. Католические храмы везде одинаковые. А то, что вы разрушили, нигде не увидишь».

Мескита в Кордове — единственная частично уцелевшая мечеть — памятник почти 500-летнего мусульманского владычества в Испании.

Кафедральный собор внутри мечети

Потрясающе красиво  величественно, на это обязательно нужно посмотреть:

Источник: http://LiveInOrthodoxy.com/katolicheskij-xram-v-mecheti/

Конфессиональные особенности храмовой архитектуры. Часть I

Если инвестор задумал построить православный или католический храм, синагогу, мечеть, дацан и т.п.,то при разработке конкретного проекта необходимо учитывать архитектурные особенности, исторические сложившиеся в религиозной культуре.

Данная статья рассчитана скорее не на конкретного заказчика или инвестора, который хочет построить тот или иной религиозный объект в мегаполисе, а скорее как общая информация и уточнение для тех, кто не разбирается в тонкостях, а порой и в основных моментах, архитектуры какой либо конфессии, так как часто приходится сталкиваться с тем, что  собеседник не видит разницы между мечетью, храмом и кирхой.

В каждом деле, а тем более таком, как проектирование религиозных объектов, есть свои правила, которые складываются из следующих факторов:

  • общие требования данной конфессии к своим культовым сооружениям;
  • местные и национальные особенности этой же конфессии, ведь не секрет что мечети в ОАЭ и Турции значительно отличаются от своих собратьев в Самарканде и Бухаре;
  • стилистические особенности окружающей застройки, так как чаще всего новый объект приходится вписывать в уже сложившуюся архитектурную среду;
  • климатические особенности;
  • строительные особенности;

Для того что бы понять особенности архитектуры конфессии, необходимо немного обратиться к истории и понять чем же вызваны те или иные требования.

Зачастую они обусловлены скорее неким исключительно историческим фактом, который в определенный момент фиксируется историками и хронографами – «так исторически сложилось». В таких случаях не следует искать чрезмерного глубокого смысла в формировании тех или иных образов, они просто продиктованы модой и человеческим желанием того времени.

К примеру здесь можно привести титул римского первоиерарха – Папа.

Обратимся прежде всего к тем религиям, которые в общем смысле называются монотеистическими.

Монотеизм, то есть единобожие, понятие очень древнее, главной особенностью которого является верование в то, что Бог один, а вот в дальнейшем уже начинаются значительные расхождения по самым разным аспектам понимания этого единства.

Так же мистической особенностью монотеистических храмов является то, что храм не представляется как жилище божества как в языческих культах, где божество «обитает»(живет), «питается»(принимает жертвоприношения), и где требуются особые ритуалы для вхождения внутрь такого храма.

Архитектурная традиция православия

Вероучительными особенностями христианских конфессий является понятие о Боге-Троице, явленном в земной жизни в личности Иисуса Христа. Центром христианской жизни является богослужение-Евхаристия (греч. εὐ-χᾰριστία — благодарение), а целью всеобщее спасение.

Отсюда можно видеть определенные особенности построения христианских храмов, где центром является алтарь, как образ Горнего мира, а все остальное пространство, олицетворяющее дольний мир, динамично и как бы ведет зрителя по направлению к алтарю.

В интерьере характерен ритм пучков или отдельных колонн, пилястр, рисунок пола, ряды икон и окон, ряд паникадил или хоросов и все это завершается алтарной преградой-иконостасом, который стоит перпендикулярно основному пространству и чаще всего выполняется как перспективный портал, что еще более усиливает движение пространства от входа к алтарю.

Так же можно отметить как особенность – обращение главной частью храма, алтарем на Восток.

Где бы храм не располагался, он непременно будет обращен главным входом (чаще всего) на Запад, а алтарем на Восток, который определяется при закладке храма восхождением солнца, так как в христианской религии Христос именуется Солнцем правды.

Эти особенности характерны для Православных церквей, Древлеправославных (Дохалкидонских) церквей: коптских, сиро-яковитских, Старообрядческих (Белокринницкое согласие).

Наряду с перечисленными церквами есть ряд христианских деноминаций, которые по тем или иным причинам отклонили решения церковных соборов и другие правила христианской жизни того времени, а зачастую и просто по политическим мотивам, что повлекло за собой изменения в их богословской науке, а следовательно и архитектуре храмов.

Храмы католической церкви

К примеру Католическая церковь (от греч. καθ – по и όλη – целая; όικουμένη – вселенная) не приняла традицию возведения иконостасов в храмах и мы прекрасно можем наблюдать полностью открытые алтарные пространства, но при этом сохраняется ритмика самого храмового пространства от входа к алтарю.

Наряду с этим в художественную практику католиков вошло широкое использование скульптур, вместо икон, хотя последние так же встречаются в католических церквах, но в виде фресок.

Ритмические ряды скульптур и скульптурных композиций, богатая пластика форм и мощная эмоциональная нагрузка, характерная скульптуре вцелом, создают неповторимые интерьеры католических храмов.

Так же уместно будет вспомнить храмы Армянской Апостольской церкви, особенностями которых является отсутствие иконостаса, икон как таковых, правда не всегда и настенных изображений. Внутренне пространство так же подчинено ритму и обращено к алтарю.

Архитектура протестантских храмов

Протестантские храмы или как чаще их называют – кирхи, являют собой скорее места молитвенных, религиозных собраний, лишенные сакральных (мистических) мест.

После реформы Мартина Лютера, отвергшего гегемонию и формализм Католической церкви и написавшего свои «95 тезисов», небольшое движение его приверженцев (реформация -лат. reformatio — исправление, восстановление) стало набирать силу.

Отвержение Священного предания церкви, обрядовости и ритуалистики, замена Богооткровения индивидуальным человеческим знанием привело к тому, что храмы как таковые стали не нужны «молиться можно где угодно, ведь Бог у тебя в душе». Но тем не менее в дальнейшем протестантские группы верующих стали строить для себя места собраний и общей молитвы.

Характерными особенностями таких зданий являются:

  • отсутствие алтарной части как таковой, а значит и сакральной составляющей храма, так как Бог в душе, то земные (дольние) материальные воплощения горнего излишни или просто не нужны;
  • построение общего молитвенного пространства как лекционной аудитории, обращенной к тому месту, где в православных, Католических и Армянских храмах находится алтарь;

Но, несмотря на это внешний образ протестантских кирх продолжает сохранять особенности храмовой архитектуры Православной или Католической архитектуры.

Вместо алтаря появляется кафедра для проповедника-пастора (ивр. רועה‎‎, лат.

pastor «пастух» или «пастырь»), все так же сохраняется общее молитвенное пространство, во многих кирхах можно увидеть хоры и даже встречаются органы, которые используются за общей молитвой.

Общей особенностью перечисленных религиозных групп можно назвать свободное расположение своих храмов в окружающей среде. Достаточно пройтись по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге, что бы увидеть храмы различных религиозных конфессий, обращенные в разные стороны света. Такое свободное расположение дает просто для архитектурных подходов и решению градостроительных задач.

Наряду с перечисленными церквами необходимо вспомнить беспоповское старообрядчество. Храмовая архитектура этих групп христианских конфессий не отличается большим разнообразием и скорее стремится подражанию старине.

Сохранение старинного (исконного) уклада в семейном быту, национальные одежды, консервативное образование, старинное знаменное и демественное пение на богослужениях, повлекло за собой своего рода законсервированность этих групп религиозных меньшинств, что в свою очередь привело к использованию в своей архитектуре только «дониконовских» мотивов, с почти обязательными росписями стен (фресками).

Особенностью является также отсутствие иконостасов, так как духовенства в этих группах отсутствует. К таким группам можно отнести Поморское согласие, темноверы, зольное согласие, островное согласие, кулугуры, федосеевцы, нетовцы и проч.

Большинство из этих групп проживало или проживает в Сибири и за Уралом.

Многие из них не строят храмы вообще, а для молитвенных собраний используют молитвенные дома, по примеру протестантов с учетом национальных особенностей, порою внешне попросту похожие на избы.

Особенности исламской архитектуры

Наряду с христианством ислам и иудаизм так же являются монотеистическими религиями и при беглом рассмотрении неискушенному зрителю может показаться, что культовая архитектура этих конфессий практически ничем не отличается от христианской. Но это на первый взгляд.

Ислам (араб. الإسلام‎‎ ‎‎ [Islām] – покорность, подчинение), как самостоятельное верование зародился в VII веке. Основными понятиями ислама являются:

  • -верование в Аллаха, творца всего, что мы видим и что невидим (ангельский мир);
  • -верование в Муххамада (Мухаммеда, Магомета), что он есть истинный пророк Аллаха ко всему человечеству;

В исламе существует исторический запрет на изображение человека и всего живого (одушевленного), дабы не уподобляться этим (изображанием) самому Аллаху.

Можно привести характерный пример: «Сообщается, что (как-то раз) к ‘Абдуллаху бин ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими, пришёл один человек и сказал: «О Абу ‘Аббас, поистине, я — человек, и я зарабатываю на жизнь своими руками, делая эти изображения».

Ибн ‘Аббас сказал: «Я скажу тебе лишь то, что слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Я слышал, как он сказал: “Того, кто создаст (какое-либо) изображение,1 Аллах станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнёт в него дух, а он не (сможет сделать этого) никогда!”» (Услышав его слова,) этот человек глубоко вздохнул, и его лицо пожелтело (от страха.

Тогда Ибн ‘Аббас) сказал (ему): «Горе тебе, если уж ты непременно хочешь и дальше заниматься этим, то тебе следует (изображать) деревья и всё то, в чём нет духа».

Из этого отрывка видно, что изображению человека ислам придает сакральный смысл. В исламских молитвенных домах, мечетях (араб. مسجد [ˈmæsdʒɪd] — «место поклонения») полностью отсутствуют изображения людей и животных, но во всем богатстве можно видеть растительные и геометрические орнаменты, с вплетением в них фраз из Корана и Сунны.

По примеру христианских храмов мечети чаще всего купольного типа и как у христианских храмов у них есть свои «звонницы» – минареты. Распространенное число минаретов 2 или 4.

Но также можно заметить архитектурные особенности исламской архитектуры в разных местностях. К примеру, после захвата Византийской империи турками в 1453 году, многие христианские храмы были обращены в мечети, что послужило причиной некоему архитектурному подражательству со стороны исламских зодчих.

Мечети, выходившие из-под их руки были прототипами и уменьшенными копиями храма св.Софии Премудрости Божией (греч. Ἁγία Σοφία, полностью:Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya). Достаточно вспомнить Голубую мечеть, расположенную напротив храма св.Софии.

Но нельзя сказать, что вся исламская архитектура носила подражательно-копировальный характер. Достаточно вспомнить мечети: Мечеть Биби-Ханым в Самарканде, Мечеть Балянд в Бухаре, Мечеть Калян (тадж.

Мас?ид‍и калон – Большая мечеть) в Бухаре, Мечеть Магоки-курпа (тадж. Мағоки кӯрпа; Яма одеял) в Бухаре, мечети Бишкека, соборная мечеть в СПб. и проч.

Тут видно характерное и ни с чем не сравнимое архитектурное новшество, при всем сохранении исламских традиций и национальных особенностей.

Внутреннее пространство мечетей чаще всего центричное, реже встречаются крупные мечети (как правило современные), в которых большой молитвенный зал с галереями по краям, напоминающим хоры, обращены к концу мечети как бы к центру. Неотъемлемыми атрибутами интерьера являются: ниша обращенная на Каабу в Мекке, место для хранения корана и кафедра проповедника-учителя муллы.

Так же характерной особенностью внутренней организации мечетей является устройство небольших фонтанчиков или родничков для малого и большого омовения верующих, и разделения молитвенных мест для мужчин и женщин.

И все же основной ритм внутреннего пространства мечетей не такой как в христианских храмах, он как бы «кружит» зрителя, не давая ему остановить взгляд на чем-либо и что-нибудь разглядывать.

Даже строки из корана и сунны как бы «вплетаются» в орнамент и сливаются с ним, так что их поначалу трудно разглядеть. Эта самая характерная особенность исламской архитектуры.

Перед большими мечетями устраиваются открытие дворики с крытыми галереями по краям, для собрания большого количества верующих. Мечети всегда делаются однокупольными, дабы подчеркнуть единство Аллаха и венчаются полумесяцем-символом ислама.

Иудейская архитектурная традиция

Иудейские молитвенные дома – синагоги являют собой архитектурные здания внешне и внутренне похожие на христианские храмы и исламские мечети.

Чаще всего это многоярусные сооружения, в интерьере с галереями по краям молитвенного зала с сидячими местами, на этих галереях так же устраиваются молитвенные места, как правило, для женщин.

Также присутствует архитектурный ритм, который как бы направляет зрителя вглубь синагоги, где находится кафедра проповедника-раввина (от арам. רבין раби́н, возможно через греч. ραββίνος; от ивр.

רַב‎, рав; идиш רבֿ, рoв/рув ; перед собственным именем hоРа́в; букв. «великий», «значительный», «учитель») и где в специальной нише или на специальном возвышении хранится Тора (ивр. תּוֹרָה — тора́, букв.

«учение, закон»).

В убранстве синагог отсутствуют живописные изображения Бога или ангелов, так как по иудейскому учению нельзя изображать то, что не видимо и запрещено заповедями, а так же святых ветхозаветных людей.

При входе в синагоги так же устраиваются купели для ритуального омовения – миквэ (ивр. מִקְוֶה‎, в сефардском произношении микве́, букв. `скопление [воды]`).

Венчаются синагоги как правило одним куполом. Очень часто в убранстве синагог (на куполах и на решетках) встречается так называемая «звезда царя Давида» характерный символ иудаизма.

Продолжение матриала смотрите “Конфессиональные особенности храмовой архитектуры. Часть II”

Источник – Питер Девелопмент

архитектор Алексей Прохоров

Источник: https://pro-land.org/news/konfessionalnye-osobennosti-hramovoi-arhitektury

Добавить комментарий