Кто такой сборщик налогов? Что такое подать. Мытарь – кто это?

Что означает мытарство?

Кто такой сборщик налогов? Что такое подать. Мытарь - кто это?

Краткое содержание статьи:

Целый ряд слов в русском переводе Библии являются древнерусскими, давно уже ушедшими из употребления. Люди, не владеющие богословским образованием, могут и не знать, что такое мытарство. Хотя еще в XIX веке оно было в ходу и использовалось повсеместно.

Что происходит с духом после смерти?

Согласно православному вероучению, человек после смерти теряет тело, но не душу. Она сохраняет все воспоминания, разум и навыки умершего. Способность к восприятию действительности растет многократно.

Жизнь после смерти в Восточном Христианстве можно разделить на следующие этапы:

  1. В первые 48 часов дух остается в своих родных пенатах. Он пребывает в доме своей семьи и может являться во снах своим родственникам. Поэтому в домах, где был покойник, завешивают зеркала;
  2. На том свете человек обязан не только попрощаться с близкими, но и встретиться с душами умерших родственников;
  3. Благодаря молитвам близких, человек уже не испытывает мук тоски по родному дому. Через три дня после смерти происходит вознесение на небо, где ему предстоит пройти 20 испытаний;
  4. По результатам «следствия», которое человек проходит на предыдущем этапе, зависит, куда он попадет на 40-й день – в рай или ад;
  5. Последняя ступень – Страшный, или Последний, Суд. Грешники его ожидают в мучениях, праведники – в блаженстве.

Что такое мытарства души?

После отделения духа от тела он восходит к небесам, встречая на своем пути препоны:

  • После падения Адама злые силы стали преградой на пути в рай. Лишь Господь и Иисус Христос получили туда доступ;
  • Темные стражники стали на всем пути от земли до неба, поэтому тяготы, через которые проходит человек, также называются «воздушным судом»;
  • Другое название препятствий на пути к раю – «частный суд», в противоположность Всеобщему, перед которым предстанет все человечество.

На каждой ступени присутствуют как бесы, так и ангелы. Первые перечисляют грехи, совершенные человеком при жизни. Вторые говорят о добродетелях умершего. Если добро перевешивает зло, душа попадает на следующий уровень. При равенстве черных и белых деяний Бог оправдывает человека.

Идея воздушного судилища представляет собой спорную тему в православном христианстве. Наиболее подробное описание его содержится в «Житие преподобного Василия Нового», написанном более тысячи лет назад. Целый ряд деятелей церкви считает это сочинение и изложенные там мысли недостаточно ортодоксальными.

Какие мытарства проходит душа после смерти?

Порядок прохождения частного суда на пути к небесам состоит из двадцати ступеней:

  1. Празднословие – разговоры, не имевшие никакого смысла, смех и хохот без мотива;
  2. Ложь – исповедание в грехах без искреннего покаяния, упоминание имени Господа всуе;
  3. Осуждение и клевета – судить грешников имеет право только Творец. Всякий, взваливший на себя ношу осуждать других, такой же грешник, как и объект нападок;
  4. Чревоугодие – поглощение пищи безо всякой меры, злоупотребление спиртными напитками, несоблюдение диеты во время постов;
  5. Леность – плохое выполнение или вовсе не выполнение работы за вознаграждение. Непосещение церковных служб, а также невнимательность во время богослужения;
  6. Воровство;
  7. Сребролюбие – жадность;
  8. Лихоимство – нетрудовые и несправедливые доходы;
  9. Неправда – несправедливое судейство;
  10. Зависть;
  11. Гордость;
  12. Негодование;
  13. Злопамятство;
  14. Убийство;
  15. Чародейство – исполнение языческих практик, отрицающих силу Господа;
  16. Блуд – любовные утехи не для зачатия детей;
  17. Прелюбодеяние – супружеская измена;
  18. Содомские грехи – половое извращение;
  19. Ересь – религиозное отступничество;
  20. Непрощение.

Переносное значение

Лексическое значение слова «мытарь» и его аналоги («мытник», «мытчик») претерпевало такие трансформации:

  • В Древней Руси так называли сборщика податей. Слово не имело негативной коннотации и обозначало лишь профессию человека;
  • В русском переводе Нового Завета мытарем назвали служителей Римской империи, моривших поборами жителей Палестины. Тем самым «мытник» в народе приобрело значение «корыстолюбец, грешник»;
  • В Евангелии вкладывается также положительный оттенок: мытник – это тот, кто раскаялся в своих злых деяниях и служит примером для подражания. В богословской литературе лексема «мытник» приобрела положительную окраску как символ осознания своей вины и смирения.

Изменялось значение существительного «мытарства». Если первоначально на Руси так называли процедуру взимания налогов, то потом значение сместилось в сторону «получение дохода неправедным путем».

В современном же языке библейский смысл посмертных испытаний довлеет над всеми остальными. Переживать мытарства – тяготиться от тяжелых жизненных проблем.

Отличия от католического чистилища

В католицизме грешники после смерти попадают в чистилище. Чтобы оказаться там, нужно при жизни совершить больше злодеяний, чем добродетелей. После отбывания наказания в христианской «тюрьме» грешники получают доступ в рай наравне с праведниками.

Эта концепция серьезно отличается от православной идеи «частного суда»:

  • Чистилище было создано для того, чтобы преступник как следует пострадал за совершенное зло. Восточные христиане утверждают, что на суде душа не испытывает боли: вопрос состоит лишь в том, попадет ли она в рай;
  • Молитвам за покойного в православии уделяется гораздо большее значение. Считается, что так можно спасти грешника и облегчить его участь. Католики признают необходимость молитв, но убавить муки грешника они не смогут;
  • Католицизм имеет уникальное понятие особых заслуг перед Всевышним, которые нивелируют даже самые страшные преступления;
  • Имеются различия во временных рамках: «воздушный суд» длится 37 дней, чистилище – столько, сколько потребуется для полного очищения.

Переживающий каждодневные лишения, страдания и муки в повседневной жизни не понаслышке знает, что такое мытарство. Библия возлагает вину за посмертные испытания на совершенные грехи. Но причину мучений в жизни обыденной в древних текстах не найти.

о мытарствах души

В данном ролике протоирей Владимир Головин расскажет о мытарствах души, как их облегчить, в чем заключаются они:

Источник: https://znay.co/46-chto-takoe-mytarstvo.html

Мытари, саддукеи и фарисеи — кто эти люди?

Кто такой сборщик налогов? Что такое подать. Мытарь - кто это?

Разбираемся вместе

Фарисей — значит, нехороший человек. Это знает каждый, кто хотя бы немного знаком с текстом Евангелия. Также всем известно, что и мытарь —нехороший человек. Еще известно, что Иисус Христос, несмотря на их нехорошесть, мытарей часто жалел, а фарисеев, наоборот, — ругал.

Но чем были так уж плохи фарисеи и что вызывало сочувствие Христа к мытарям, с ходу ответить может далеко не каждый. Причина этому проста: сегодня люди очень расплывчато представляют себе, кто такие были эти самые мытари и фарисеи, чем они занимались, в чем были достойны похвалы, а в чем — порицания.

А ведь в Евангелии упоминаются еще и саддукеи, с которыми у Христа тоже были серьезные разногласия. И про них также почти ничего не известно многим.

Чтобы восполнить этот пробел и сделать чтение Евангелия более осмысленным, попробуем разобраться, кем были все эти люди со странными названиями, в чем заключались их особенности и как сегодня мы можем сравнить свою жизнь с поступками евангельских фарисеев, саддукеев, мытарей.

Фарисеи

Слово «фарисеи» употребляется в Евангелии так часто, что поневоле начинаешь воспринимать его как нечто важное, о чем непременно нужно знать.

Именно фарисеи постоянно спорят с Иисусом, задают ему каверзные вопросы, пытаются поймать Его на противоречиях.

В свою очередь Иисус всячески обличает их за лицемерие, искажение Закона Божьего, чрезмерную увлеченность внешним благочестием. Почему же именно с фарисеями возникло у Иисуса такое сильное противостояние?

Ответ здесь простой: сильнее других оспаривают новое учение те, кто наиболее твердо привержен учению старому. Фарисеи считали себя самыми ревностными исполнителями Божьих заповедей.

Само слово «фарисей» означает — «обособившийся», «отделенный» от всех прочих иудеев, не живущих по столь строгим правилам. И действительно — фарисеи очень старались жить праведно.

Но при этом с пренебрежением относились к остальным людям, считая их ниже себя перед Богом.

Простые люди с ними считались, почитали их за учителей Закона, боялись их гнева и никогда не дерзали с ними спорить о предметах веры. Поэтому проповедь безвестного сына плотника была воспринята фарисеями как неслыханная дерзость.

Будь она менее успешной, ее попросту не заметили бы. Но слова Иисуса звучали со властью, они меняли души людей, призывали их к новой жизни.

За новым Учителем ходили сотни последователей, Его речь собирала многотысячные толпы слушателей, пришедших из самых разных городов и деревень.

Конечно, фарисеи видели в Нем угрозу своему духовному авторитету. Тем более что на поверку этот авторитет во многом оказался сомнительным и безосновательным.

Так, раздавая милостыню нищим, фарисеи имели обык­новение собирать вокруг себя толпу зрителей, чтобы те могли наблюдать за их щедростью.

Соблюдая пост, они нарочно одевались в поношенные одежды и выкрашивали лица белой краской, чтобы окружающие могли убедиться в их изможденности от постных подвигов. Во время храмового богослужения фарисеи вставали в самый первый ряд молящихся, чтобы подчеркнуть свое превосходство.

Внешне они выделялись из толпы простых жителей Израиля своими одеж­дами, про которые здесь следует упомянуть особо. Во время очередного обличения фарисеев за показное благочестие, Иисус говорил про них народу: …

все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих… (Мф 23:5). О каких хранилищах и воскрилиях одежд здесь идет речь, из текста Евангелия совсем непонятно.

А это как раз и были те самые фарисейские знаки отличия.

Как «хранилище» в русском тексте Евангелия переведено греческое слово, которое имеет несколько значений: защита, укрепление, крепость, сторожевая башня, а также то, что защищает: амулет, талисман. В данном случае хранилище — это то, что охраняет своего владельца.

Так назывались квад­ратные коробочки из кожи, на которых были написаны слова пророков, возглашавших народу Израиля волю Божью.

Фарисеи привязывали их ко лбу и к левой руке в качестве буквального исполнения Божьей заповеди: …Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими (Втор 11:18). Назывались такие коробочки — тфилин.

Фарисеи прикрепляли их к кожаным лентам и надевали на руку и на лоб. Видимо, чтобы нанести на тфилин побольше священных текстов, некоторые из фарисеев делали эти коробочки-талисманы несуразно больших размеров, о чем и упомянул Христос.

Русское выражение «воскрилия одежд» тоже может ввести неискушённого читателя в заблуждение. Использованное евангелистом греческое слово в данном случае означает вовсе не полы плаща.

Здесь говорится о цицит — кисточках, которые необходимо было пришивать по краю одежд, чтобы они постоянно напоминали о заповедях Божьих и необходимости вести праведную жизнь: …И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим (Числ 15:37–40).

Увлекаясь подобными деталями, фарисеи почти утратили главный смысл Писания, которое они взялись толковать перед простыми людьми. Вместо любви и милости к ближнему они сделали главной целью своего благочестия мелочное следование различным обрядовым подробностям. И очень гордились тем, что соблюдают эти обряды.

Именно за такое непонимание сути Закона Божьего ругал их Иисус, пытаясь достучаться до их сердец. Фарисеи пытались убить Его камнями во дворе храма. Но все же именно из их среды вышел Никодим, не побоявшийся вступиться за Христа, когда первосвященники отправили своих служителей схватить Его.

Фарисеем был Иосиф, рискнувший напрямую обратиться к римскому наместнику Иудеи Понтию Пилату с просьбой отдать ему тело Иисуса для погребения. Фарисеем был Гамалиил — самый авторитетный учитель Закона, защитивший на суде арес­тованных иудеями апостолов Иоанна и Петра.

Наконец, фарисеем был тот, кого Сам Иисус назовет впоследствии Своим избранным сосудом, — апостол Павел, просветитель язычников, основавший множество христианских церквей за пределами Израиля среди других народов.

Несмотря на свои заблуждения, многие фарисеи искренне стремились угодить Богу, душа их не была мертва для принятия Благой Вести о Боге, пришедшем искупить Своей смертью грехи людей. По этой причине и обличал их Господь столь настойчиво, стремясь спасти хотя бы некоторых.

Саддукеи

В отличие от фарисеев, о саддукеях в Евангелии сказано немного. Лишь однажды они попытались искусить Христа коварным вопросом о жене, у которой умерло семь мужей. Попытка эта была столь же безуспешной, как и многочисленные подобные ей провокации со стороны фарисеев.

Но в отличие от них саддукеи просто отошли от Иисуса и больше не пытались проверить Его на знание Священных Писаний. Однако в своих проповедях Он предупреж­дает людей беречься учения саддукеев точно так же, как и фарисейского показного «благочестия»: …Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф 16:6).

Кто же такие были саддукеи и в чем заключалось их учение?

Название их происходит от имени Садок (или Цадок). Так звали священника, возглавлявшего богослужение в Иерусалимском храме во времена Соломона — великого царя, правившего Израилем за тысячу лет до пришествия на землю Иисуса Христа. По одной из версий, саддукеи называли себя так потому, что считали, будто их традиция идет от этого первосвященника.

И действительно, на протяжении многих столетий именно саддукеи занимали все главные посты в духовной, административной и военной иерархии иудеев.

 Даже в период оккупации Иудеи римскими войсками саддукеи, будучи первосвященниками, могли по-прежнему распоряжаться всеми сокровищами главной святыни народа Израиля — Иерусалимского храма, а это были огромные деньги.

Обладавшие властью саддукеи были подвержены обычным для людей власти искушениям. Бесконтрольно управляя пожертвованиями на храм, они порой опускались до откровенных махинаций и обмана. Так, знаменитый евангельский эпизод с изгнанием торговцев и менял из храма был по сути прямым обличением саддукеев в творимом ими беззаконии.

Дело в том, что ежегодный налог на Иерусалимский храм и вообще любое денежное пожертвование на нужды храма можно было принести только специальными монетами — храмовыми сребрениками, на которых не было изображения римского императора. Считалось, что такое изображение осквернит сокровищницу.

Поэтому паломникам сначала нужно было поменять свои деньги на сребреники и лишь после этого приносить пожертвование. Эту операцию выполняли менялы, которые ставили свои столы прямо у входа в Иерусалимский храм.

За свои услуги они брали грабительскую комиссию, которая составляла почти две трети от обмениваемой суммы.

Но на этом изъятие денег у паломников не заканчивалось. Далее, на полученные сребреники они должны были тут же, во дворе храма, приобрести животных для принесения в жертву, как этого требовал иудейский закон.

Стоили они здесь в разы дороже, чем в городе, но паломники готовы были платить эту завышенную цену. Дело в том, что храмовые служители проверяли все принесенные жертвы на отсутствие дефектов (а за проверку также приходилось платить).

Чужой товар после такой экспертизы крайне редко получал положительное заключение. Чтобы избавиться от этой процедуры, люди вынуждены были покупать животных для жертв именно здесь, платя втридорога.

Поэтому Иисус и назвал меновщиков и продавцов скота разбойниками, обирающими богомольцев. Но разве смогли бы меновщики и торговцы устроить такой грабительский бизнес без разрешения первосвященников-саддукеев?

В их руки шла львиная доля прибыли от всех этих махинаций. А между тем у такой саддукейской жадности к деньгами и власти имелось свое «богословское» обоснование. В отличие от фарисеев, саддукеи не верили в загробное существование души и грядущее воскресение мертвых.

Поэтому они стремились наполнить свою земную жизнь всевозможными благами, не надеясь на посмертное воздаяние.Этому способствовало также и общее с фарисеями учение о том, что земное богатство Бог посылает лишь праведникам, в награду за их благочестивую жизнь.

Узнав, что Иисус воскресил умершего Лазаря, четыре дня пролежавшего в могиле, и что весь народ после этого пошел за Ним, как за обещанным Мессией, первосвященники-саддукеи испугались, что новый Царь лишит их привычной «кормушки», в которую они превратили свое служение.

И, сговорившись с фарисейскими начальниками, решили убить Иисуса.

Ни об одном уверовавшем и покаявшемся саддукее Евангелие не упоминает.

Мытари

Мытари — это наемники римлян, пришедших на землю Израиля и захвативших ее. Римляне набирали мытарей из местных жителей для сбора налогов в императорскую казну.

В такой политике римских властей был резон: иудейское общество было закрытым для чужаков, поэтому выудить из непокорных иудеев все налоги до последней монеты удобнее было тем, кто знал все их хитрости и секреты.

Проще говоря, мытари были предателями своего народа.

Старейшинами мытарей становились богатые иудеи, имеющие достаточно средств, чтобы купить у римлян право на сбор налогов. Далее они нанимали себе подчиненных, которым назначали сумму, которую те должны были собрать с людей на вверенном им участке.

Помимо римских налогов, мытари должны были также выбить из людей деньги для собственной прибыли. И для этого не стеснялись в средствах. Забрать у несчастного бедняка последние гроши, оставить вдову с детьми без средств к существованию было для них обычной повседневной практикой.

Сопротивляться мытарям иудеи боялись, ведь те были на службе у римлян. Их просто ненавидели и считали злейшими врагами народа Божьего. Среди иудеев это были презираемые всеми изгои.

 Люди брезговали садиться с ними вместе за стол, избегали входить в их дома и вообще поддерживать какое-либо общение. Поэтому для многих было настоящим потрясением видеть уважаемого народом Учителя в гостях у старейшины мытарей или за одним столом с рядовыми сборщиками налогов.

А для самих мытарей общение с Ним было единственной возможностью поговорить с почтенным человеком о вере и спасении.

Никто из раввинов — иудейских учителей благочестия — никогда не согласился бы даже приблизиться к этим людям, сделавшим самих себя отверженными в собственном народе. Но для Иисуса не существовало изгоев.

Если мытари хотели покаяться в своих злодеяниях перед Богом и людьми, Он всегда давал им такую возможность, ничуть не опасаясь испортить Свою репутацию. Даже среди таких жестокосердных людей собрал Он Свой урожай для Царства Небесного.

Евангелие рассказывает о начальнике мытарей, богаче Закхее, который после общения с Иисусом покаялся и решил вернуть с прибавкой все, что он когда-либо отнял у людей.

Согласно преданию, впоследствии Закхей стал первым епископом христианской Церкви в Кесарии Палестинской — крупном городе на берегу Средиземного моря. Другого покаявшегося мытаря мы знаем сегодня как апостола и евангелиста Матфея.

О какой «закваске» говорил христос?

«Опасайтесь закваски фарисейской и саддукейской», — предупреждал Иисус учеников. Под закваской здесь имеются ввиду греховные червоточины, разъедавшие людей, искренне считавших себя верующими.

Фарисеи старались исполнить заповеди Божьи, но делали все напоказ, унижали менее благочестивых, стремились к первенству среди народа. Саддукеи не верили в посмертную жизнь души и в воскресение мертвых, поэтому жаждали получить в этой жизни власть и богатство. В результате те и другие, будучи непримиримыми противниками, сошлись вместе ради убийства безгрешного Спасителя.

Эти же опасности подстерегают верующих людей во все времена. Надменность, показное благочестие, жажда денег, славы и власти — все это и сегодня может разрушить изнутри даже самую искреннюю веру во Христа. Заквас­ка — обычные дрожжи, которые кладут в тесто, чтобы оно забродило и стало пышным.

Так и безобидные, на первый взгляд, желания могут постепенно «переквасить» христианина, превратив его в современного фарисея или саддукея. Но даже в этом случае у человека остается возможность, подобно покаявшемуся мытарю, обратиться ко Христу со словами …Боже, милостив буди мне, грешному — и надеяться на оправдание.

Потому что, как уже было сказано, для Иисуса Христа среди людей нет изгоев.

Источник: http://cyplive.com/news/news-religion/mytari-saddukei-i-farisei-kto-ehti-lyudi.html

Мытарь – это… Значение слова

Кто такой сборщик налогов? Что такое подать. Мытарь - кто это?
Образование 15 ноября 2014

Человек от Бога проповедует среди народа.

Но вот что это? Его видят сидящим среди мытарей и блудниц! Люди, которые до этого слушали его, возмущаются: «Вот человек, пьяница, друг мытарей и блудниц!» Ситуация, взятая из Библии, описывает проповедь Иисуса Христа, Сына Бога. Но почему в то время считалось таким предосудительным общаться с мытарями? Да и кто такие мытари?

Кто такой мытарь

Если сказать коротко, мытарь — это старое слово, которое описывает человека, служба которого заключается в том, чтобы собирать налоги с простого народа.

Неудивительно, что в то время к этим людям так относились в обществе! Да и во все времена люди, которые обдирали бедных, были не в почете в народе.

Что же тогда побудило Иисуса, Сына Бога, сидеть среди таких людей, которых совсем не уважали? Какую роль эти люди занимали в те времена и в течение истории? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Чем занимались мытари в Риме

В Римской империи сбором налогов, накладываемых на земельные участки, занимались римские военачальники. Данная система была хорошо урегулирована. Однако обладать властью на экспорт или импорт товаров, перевозимых через страну купцами, мог, в принципе, каждый, кто обладал соответствующим влиянием. Достаточно было получить необходимое разрешение.

Но стоить эта привилегия могла немалое количество финансовых средств. Когда такие «мытари», или сборщики, занимались своей работой, то могли получать прибыль от налоговых поступлений, которые намного превышали сумму их обычной ставки. Правда, вся эта деятельность проводилась совсем не так легко, как может показаться.

Субподрядчики или начальники постоянно контролировали правомерность сбора налогов в некоторых частях своей территории.

Закхей и Матфей – сборщики податей времен Христа

Читая Священное Писание, мы находим информацию о мытаре по имени Закхей. Из Евангелия от Луки, девятнадцатой главы, первого и второго стихов, мы узнаем, что он был, скорее всего, начальником, поставленным над другими мытарями или сборщиками налогов.

Мытарь Матфей — следующий, о ком мы узнаем из Слова Бога — Библии. Иисус, Сын Создателя, назначил его апостолом или «посланником» (как исходит из дословного перевода этого слова).

По-видимому, Матфей не только занимался тем, что собирал налоги в Капернауме, но и имел в этом городе свою налоговую контору.

Почему мытарей не уважали

К таким людям, как Закхей и Матфей, в те времена относились с глубоким презрением и неуважением. Они завышали налоги, взимавшиеся с простого народа, этих людей не очень-то почитали их же соотечественники.

Также в Священном Писании мы находим информацию о том, что некоторые евреи считали отвратительным даже есть вместе с такими людьми. К ним относились как к грешникам и ставили в один ряд с общественными проститутками.

Свое презрение к этим людям евреи выражали и потому, что те поддерживали Римскую империю, которая состояла, как считалось, из «нечистых» язычников. Если бы такой человек лежал на улице без сознания, то ему вряд ли бы кто-либо оказал помощь.

Сборщики налогов и Христос

Однако читая Евангелие, повествующее о жизни Господа Иисуса, мы замечаем, насколько разительно отличались взгляды, которым учил он, от общепринятых в то время. Мы нигде не читаем, что Матфей или Закхей продолжали обманывать людей после того, как стали христианами.

Напротив, как мы узнаем из Библии, Матфей оставил свою контору ради того, чтобы следовать за своим Господом.

Не удивительно, что Христос так ценил этого человека! Он сам неоднократно говорил: «Не здоровые нуждаются во враче, а больные», – показывая тем самым, что мытарь — это не такой уж безнадежный человек, как считало большинство в те времена.

Более того, то, с какими чувствами Матфей написал свое повествование о жизни Христа, восхищает многих ценителей мировой литературы. «Читая его Евангелие, — говорят они — чувствуешь, с какой теплотой он говорит о своем Господе». Видно, что весть Сына Бога находила отзывы в сердцах даже тех, кто в глазах других находил только лишь презрение.

Что означает слово «мытарь»

Чтобы лучше понять значение слова мытарь, нужно исследовать происхождение самого этого понятия. Оказывается, что в давние времена слова «мыт» и «мыто» подразумевали точки, где проводилась проверка транспортных средств на суше и на воде. Всевозможные пошлины, которые налагались на них, возлагали на народ неподъемное бремя.

Мытники в древней Руси — это нередко были «воры в законе» — бандиты, которых не любили. В словаре Ожегова этому слову дается простое определение. Согласно ему, мытарь — это сборщик податей в Иудее. А словарь Даля дополняет это определение. В нем содержится некоторая добавочная информация. Согласно этому словарю, мытарь — это сборщик мыта в Руси.

От этого слова происходят два других – “мытарить” и “мытарство”. Согласно словарю Ожегова и Шведовой, первое понятие передает мысль о том, чтобы кого-то придавать мытарствам или страданиям, а второе указывает на муку или страдание. Очевидно, что слово “мытарь” стало синонимом жестокого человека, садиста, который придает других страданиям.

Уже по этому можно судить о той репутации, которую имели эти люди. Ранее различные древние профессии подвергались осуждению, но в особенности эта.

Очевидно, близкое по значению к слову “мытарь” – такое понятие, как “мытить” или “мытарствовать”, что означает передавать в наем или брать (словарь Даля). Это слово, кроме всего прочего, может означать чей-то недуг, болезнь или страдания. Помимо всего этого, данное слово может указывать на того, кто живет за чужой счет или тунеядствует.

“Мытарство” на Руси

В те времена вся пошлина или налог, который собирали мытари, шел на обеспечение князей, владеющих тем или иным уделом. Они обладали правом разрешать или не позволять мыт на своей территории.

К примеру, когда два князя договаривались о совместном сотрудничестве, тогда и первый и второй были обязаны из вежливости позволить купцам без лишних препятствий провозить свои товары по территории другого. В то время это называли “без рубежа” (т. е.

без границ) или “без зацепок” (т. е. без препятствий).

Если же были те, кто хотел всячески избежать уплаты обязательного налога, тогда такие люди могли быть оштрафованы за нарушение устного закона. Такой штраф назывался “промытом”. Отсюда же происходит слово “промытаривать”, которое созвучно современному “промотать”, что, очевидно, указывало на штрафные санкции, из-за которых человек мог лишиться последнего имущества.

Виды налогов

В те времена различали несколько видов такого “мыта”. Под мытарство подпадали, как мы уже узнали, как наземные торговые маршруты, так и водные.

Поэтому различали несколько видов мыта: “проплавной мыт”, “мыт прибрежный”, “мостовщина” и “мыт наземный”. Такой пошлинный налог мог быть уплачен в денежном эквиваленте либо же товарами.

Мостовщина же подразумевала уплату налога при проезде через мосты.

Кроме всех вышеперечисленных видов, налог взимался за провоз товара, его простой и при его продаже. Неудивительно, что для простых людей, да и для зажиточных, это было равносильно обдирательству.

Татаро-монголы и пошлины

Татаро-монголы увеличили и без того неподъемное бремя народа. Со времени ордынского завоевания они ввели новый вид мыта, который назывался “тамгой”. Если кто-то хотел участвовать в торговле на рыночных площадях или ярмарках, которые были так популярны в то время, также должен был заплатить этот вид налога.

Согласно словарю Ожегова, тамга – это пошлина, которая взималась таможенной службой за приложенные клейма. Размер этого налога зависел не от того, какое количество поставлялось в том или ином месте, а от того, сколько стоил определенный товар.

Подобным образом даже монастыри могли утверждать на своей территории торги и брать с товара, который был привезен, тамгу. Вот такие были древние профессии.

Современные “мытари”

Стоит отметить, что сборщик податей — профессия, которая всегда преследовалась простым народом, и даже в наше время люди, которые лишают последнего простых людей, ненавистны для других. Сегодня также можно встретить очень много нечестности в правительственных кругах, ведающих налогами.

Так, таможенная служба, которая занимается проверкой багажа и проверяет сертификацию товаров, перевозимых за границу, также нередко поступает нечестно. Можно услышать огромное количество жалоб на медленное обслуживание и оттягивание с целью выудить хоть что-то из людей.

Таким образом, таможенная служба сегодня — то же самое, что сборщики податей в древние времена.

Прыжок в историю

Как мы узнали из этой статьи, мытники в древней Руси — это были те люди, которых очень не любили. Также мы узнали, как к таким людям относился Христос — Сын Божий. Кроме того, у нас была возможность провести параллель с нашим временем, с различными налоговыми конторами и таможенными службами.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/188008/

Бизнес и закон
Добавить комментарий