- Облигации. Виды, суть и особенности облигаций
- В чем состоит суть облигаций?
- Какие виды облигаций бывают?
- Как выплачивается доходность от облигаций
- Что такое рынок облигаций?
- Примеры облигаций
- Похожие биржвые термины
- Корпоративные облигации: виды, параметры, особенности обращения — Answr
- Выгода для эмитента
- Выгода для инвестора
- Виды корпоративных облигаций
- Для чего используются
- Особенности
Облигации. Виды, суть и особенности облигаций
Облигация (лат. obligato — обязательство) – один из видов ценных бумаг на предъявителя. Это обязательство заемщика вернуть заемные средства в определенный срок и с определенными процентами.
Фактически, продавая облигацию, государство или организация, берет кредит у покупателя, поэтому держатель данной ценной бумаги имеет право на ежегодное получение дохода в виде установленного процента. Особенностью облигации является то, что она должна быть выкуплена за время срока, определенного при ее выпуске.
В системе финансовых рынков облигации также называют бондами.
Облигация компании «McDonalds»
В чем состоит суть облигаций?
Суть облигаций похожа на кредит – так же дается определенная сумма в долг, и такие же запланированные доходы. Разница заключается в упрощении процедуры к новому кредитору и ненужности оформления залога. Вложение средств может быть сроком от 1 до 30 лет.
Какие виды облигаций бывают?
По типу эмитента выделяют три вида облигаций: корпоративные, правительственные, муниципальные:
- Корпоративные облигации являются обязательством предприятия или фирмы перед своими кредиторами, держателями облигации, о выплате долга и процентов по нему в определенные сроки.
- Государственные и муниципальные облигации действуют аналогично корпоративным, меняется только должник.
По срокам погашения облигаций можно выделить:
- краткосрочные (срок погашения составляет от 3-х до 12 месяцев);
- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
- долгосрочные (более 5 лет);
- бессрочные.
По финансовому обеспечению облигации бывают:
- Купонные – облигация, по которой выплачивается процент (то есть купон).
- Безкупонные или дисконтные – облигации, по которым не предусмотрена выплата процентов, но выставляются такие облигации на рынок по заниженной цене.
- Классические или необеспеченные – облигации, которые ничем не обеспечены, кроме кредитного рейтинга эмитента (предприятия или государства, которое выпускает облигации).
- Обеспеченные – облигации, обеспеченные какой-то собственностью эмитента.
По типу дохода существуют следующие виды облигаций:
- Дисконтные – не имеют купона, прибыль образуется за счет дисконта (разницы) между номинальной и текущей рыночной стоимостями. Номинальная цена фиксирована, поэтому, естественно, рыночная цена будет увеличиваться (а прибыль, соответственно, снижаться) по мере приближения даты погашения данной ценной бумаги. Дисконтные долговые бумаги имеют меньший объем торгов и распространенность, нежели следующий вид.
- С фиксированной процентной ставкой – долговая ценная бумага, имеющая купонный доход по фиксированной процентной ставке. Выплаты по купону происходят преимущественно раз в 4 месяцев (иногда раз в 3 месяца, иногда периодичность выплат другая).
- С плавающей процентной ставкой – долговая ценная бумага, имеющая переменный купон, размер которого привязан к определенным макроэкономических показателям, вроде ставок на другие ценные бумаги или ставке рефинансирования. Такие ценные бумаги выпускаются реже, нежели ценная бумага с фиксированной ставкой.
Как выплачивается доходность от облигаций
Выплата доходности по облигациям зависит от ее типа.
Так, по облигациям с фиксированной ставкой процента доход выплачивается в виде обозначенного процента в определенный промежуток (например, ежегодно, ежеквартально).
Например, вы купили облигацию номиналом 1000 р. с годовой ставкой 8% на срок 5 лет. Очевидно, что ежегодный доход составит 80 р., а по истечении срока облигации, вы получите 400 р.
Облигации с плавающей ставкой привязаны к определенным финансовым показателям. Например, к ставке рефинансирования. При изменении данного показателя меняется и доходность по облигации.
Например, вы купили облигацию номиналом на 1000 р. на три года, процент по которой равняется ставке рефинансирования +1%. Ставка рефинансирования менялась следующим образом: 1 год — 6%, 2 год — 7%, 3 год — 8%.
Таким образом, доход по такой облигации составит 70+80+90=240 р.
Различают и облигации смешанного типа, по которым часть дохода выплачивается по фиксированной, другая — по плавающей ставке.
Другим видом облигаций с точки зрения выплаты доходности являются дисконтные облигации. По ним нет процентной ставки, а доход формируется за счет дисконта (ценовой разницы). Например, эмитент выпускает облигацию номиналом 2000 р., а продает их по 1000 р. Таким образом, ваша доходность при продаже облигации составит 1000 р.
Что такое рынок облигаций?
Государственные и корпоративные облигации находятся в свободном обращении на, так называемом, вторичном рынке ценных бумаг и процедура их покупки аналогична покупке акций.
На рынке облигаций существуют так называемые эшелоны: первый (голубые фишки), второй и третий эшелоны. Это условное разделение компаний по их размеру, устойчивости, надежности.
Соответственно, доходность облигаций из первого эшелона, так называемых «голубых фишек» (в России это Газпром, Роснефть, Сбербанк и др.), гораздо меньше, чем доходность облигаций второго или третьего эшелона, но и гарантии погашения облигаций (то есть возвращения долга) существенно выше.
Примеры облигаций
Cтаринная иностранная облигация 1931 года
Одна из самых старых найденных облигаций
Советская облигация
Военная облигация
Облигация: выигрышный заем
Облигация города Николаева
Как видите, существует огромное количество разнообразных облигаций. Более подробно с различными видами старинных облигаций вы можете ознакомиться на сайтах, посвященных нумизматике.
Похожие биржвые термины
Источник: https://fortrader.org/birzhevoj-slovar/birzhevie-termini/obligaciya.html
Корпоративные облигации: виды, параметры, особенности обращения — Answr
Корпоративные облигации — это способ привлечения финансов частными предприятиями в свой бизнес. Данный вид ценных бумаг дает предпринимателям возможность получения прибыли по более низкой, чем в банках процентной ставке. Эмитент, который выпускает данный вид ценных бумаг оставляет за собой полное право на владение компанией, без реструктуризации.
Облигации можно считать долгосрочным займом – за их счет компания-эмитент привлекает дополнительное финансирование, как в рамках одного проекта, так и в целом для развития бизнеса.
Выгода для эмитента
Для эмитента выпускать корпоративные облигации выгодно тем, что таким образом он сможет создать дополнительный капитал, не перестраивая при этом структуру предприятия.
Стоит учитывать и тот факт, что фондовый рынок не слишком жалует российские компании. Это приводит к тому, что выпуск акций компанией и продажа их по низким ценам может существенно отразиться на долях имеющихся акционеров.
С этой стороны, облигации являются более выгодным способом привлечь финансирование, по сравнению с продажей акций.
Выгода для инвестора
Приобретать корпоративные облигации выгодно и для частных вкладчиков, так как они заранее знают какой они получат с этого доход. Потерять вложенные средства можно будет лишь в том случае, если компания обанкротится. Кроме того, инвестор всегда может отследить информацию по данным активам, что позволяет заранее обдумать возможные риски дефолта.
В отличие от акций, бонды более надежны. Их можно сравнить со вкладами в банке, только в случае облигаций рентабельность будет гораздо выше. Кроме того, при имеющейся договорённости, есть возможность преждевременного погашения или перепродажи. При необходимости их также можно конвертировать в акции.
Виды корпоративных облигаций
Они различаются по множеству критериев.
- Во-первых, они подразделяются по срочности:
- С оговоренным сроком: кратко-, средне-, и долгосрочные;
- Без оговоренного срока: отзывные (возвращаются до срока. По этому поводу детали заранее обговариваются с эмитентом); отсроченные (позволяют эмитенту отсрочить дату погашения); а также продлеваемые (подразумевает то, что инвестор имеет возможность продлить срок облигаций и получения с них процентов).
- Именные – на бумагах указывается имя обладателя облигаций, которое также регистрируется эмитентом;
- На предъявителя – для указания собственности необходимо предъявить облигации.
- По целям, для которых привлекаются средства:
- Стандартные – используются для обеспечения деятельности любого вида у предприятия;
- Целевые – которые необходимы в рамках определенного проекта;
- Одноразовое погашение;
- С периодичным погашением, когда некоторая часть стоимости по номиналу оплачивается за определенный период времени;
- Постепенное погашение – зависит от суммарного числа облигаций;
- Фиксированная ставка;
- Плавающая ставка;
- Увеличивающаяся ставка – используется в целях обезопасить доходность от инфляции;
- Нулевой купон – выставляется на рынке по стоимости, меньше номинальной;
- По выбору владельца – либо купон, либо облигации для нового займа;
- Комбинированные выплаты – часть получается в виде фиксированной ставки, а другая по плавающей;
- Облигации крупных предприятий с хорошей репутацией;
- Бонды для спекулятивных целей.
Кроме того, облигации могут обеспечиваться залогом, или нет.
Для чего используются
Корпоративные облигации подразделяются на два типа: краткосрочные и долгосрочные. В первом случае, говорится о бескупонных бондах. Как правило, они продаются ниже номинальной стоимости, но она увеличивается по приближении к дате погашения. Если говорить о долгосрочных бондах, то они обеспечивают инвестору не только возвращение первоначального вложения, но и выплаты по процентам.
К целям создания корпоративных облигаций можно отнести следующее:
- В отличие от использования акций, руководство оставляет за собой право на управление деятельностью компанией;
- Привлечение дополнительного финансирования, необходимого для обеспечения выполнения поставленных перед компанией целей;
- Благодаря облигациям, эмитент может получить ресурсы для перспективных проектов;
- В целях рефинансирования;
- В качестве дополнительного источника средств на проекты, не входящие в основную деятельность предприятия.
Особенности
У корпоративных облигаций есть рыночная и номинальная стоимость. Говоря о номинальной, подразумеваются те ресурсы, которые эмитент занимает у инвестора и должен будет вернуть в конце срока.
Во время обращения – начиная моментом выпуска и заканчивая моментом погашения долга, стоимость облигации может варьироваться. Он будет реализовываться по стоимости, которую ему назначит рынок.
Этот вид ценных бумаг является гарантом долговых отношений между компанией-эмитентом и вкладчиком средств. Они являются самостоятельным финансовым объектом, с собственным курсом. Облигации имеют такие же базовые характеристики, как и другие ценные бумаги.
Источник: https://answr.pro/articles/891-korporativnyie-obligatsii-vidyi-parametryi-osobennosti-obrashheniya/