Конструктивное общение: понятие, основные правила и особенности. Общение с людьми

Понятие, виды, структура и этика общения в психологии

Конструктивное общение: понятие, основные правила и особенности. Общение с людьми

Самым главным способом взаимодействия с другими людьми является общение. У данного процесса есть понятие и виды, формы и методы проявления, категории и типы. Все люди общаются.

Первое, с чего начинается взаимодействие, — это коммуникация. Нужно договориться, чтобы к чему-то прийти. Нужно поздороваться, чтобы заострить на себе внимание.

В психологии одну из главных ролей занимает общение, через которое человек выражает себя и понимает окружающих.

Общение не является чисто человеческим проявлением. Даже животные между собой общаются. Отличаются лишь языки и структура общения. У человека коммуникация является самой сложной и многоуровневой, в отличие от животной или природной.

С самого рождения человек уже вступает в коммуникацию. Он делает это через плач, крик, звуки.

Он пока не знает того языка, на котором общаются окружающие люди, поэтому уделяет этому процессу большое количество внимания. Он постепенно узнает язык, структуры, формы построения предложений и фраз.

Чтобы общаться, нужно обладать тем языком, на котором говорят окружающие. Тогда можно выразить свои мысли и понять идеи других людей.

Понятие общения детально рассмотрим в интернет-журнале psytheater.com, где будет представлено все многообразие данного явления.

Что такое общение?

Что такое общение? Это контакт двух и более лиц, которые используют определенные смысловые структуры для передачи информации друг другу. Люди используют язык, который выражает слова и устойчивые фразы для передачи главной мысли. Проблемы здесь возникают на различных уровнях:

  1. Человек вкладывает в слова другие значения, не те, которые подразумевал собеседник.
  2. Человек говорит на другом языке, вообще не понимая, что ему говорит собеседник.
  3. Человек не владеет пониманием тех слов, которые собеседник использует (например, использование профессионального сленга).
  4. Человек не обращает внимания на то, что говорит собеседник, заострив его на собственных мыслях.

Чтобы общение состоялось, должны присутствовать следующие 3 критерия:

  1. Должен быть собеседник, то есть второй человек, с которым и происходит общение.
  2. Должна быть общая тема для разговора.
  3. Должен использоваться один язык, который понимают оба субъекта. То же самое касается и фраз, терминов. Если кто-то не обладает специальной терминологией, то общение будет затрудненно непониманием второго собеседника, его переспросами.

Общение – один из видов взаимодействия между людьми, который сейчас является повсеместным. Все люди общаются и вступают в данный процесс по доброй воле. Порой данный вид взаимодействия является единственным между людьми.

перейти наверх

Понятие и виды общения

В психологии под общением подразумевается понятие, когда в коммуникационный процесс вступают два равноправных партнера, создающих психологическое взаимодействие между собой. Разделяют виды коммуникации, которые учитывают обстановку, в которой собеседники находятся:

  • Прямая и опосредованная.
  • Терапевтическая.
  • Групповая и межгрупповая.
  • Межличностная.
  • Массовая.
  • Криминогенная.
  • Интимная.
  • Доверительная.
  • Конфликтная.
  • Личная.
  • Деловая.
  • Ненасильственная.

В общении участвует как минимум два человека: коммуникатор (тот, кто передает информацию) и реципиент (тот, кто информацию воспринимает).

В процессе общения происходит выражение, передача, восприятие и понимание информации. Обычно коммуникация происходит между людьми, хотя общаются абсолютно все живые существа.

Просто именно люди делают данный акт осознанным, который включает вербальную и невербальную коммуникации.

Общение включает такие аспекты:

  • Суть – информация, которая транслируется. Может передавать эмоциональный настрой, информацию о внешней среде.
  • Задача – с какой целью человек вступает в процесс общения? Здесь могут удовлетворяться многочисленные потребности: социокультурные, эстетические, когнитивные, созидательные, нравственные и пр.
  • Средства – какими способами передается информация? Сюда входят язык, формы сообщения, использование специальных знаков и органов чувств, пр.

перейти наверх

Понятие педагогического общения

Под педагогическим общением понимается взаимодействие ученика и учителя, когда один индивид передает знания и развивает вторую личность путем учебно-воспитательного процесса.

Педагогический процесс не может происходить без общения. Данный вид деятельности является главным и основным.

Данное понятие подразумевает обоюдное целенаправленное взаимодействие на одну цель, когда происходит трансформация, информирование, совершенствование одного из собеседников.

Кроме информационной функции, выделяют такие направления педагогического общения:

  1. Контактная функция – когда люди вступают в контакт друг с другом ради трансляции и поддержания взаимодействия.
  2. Побудительная функция – когда один побуждает другого на совершение определенных действий, направленных на закрепление нового материала.
  3. Эмотивная функция – когда у ученика вызывают определенные эмоции, переживания, настроения, таким образом происходит своеобразный обмен состоянием.

Педагогическое общение зависит от учителя и ученика – их индивидуальности, особенностей, целей и пр.

перейти наверх

Этика общения

В неформальной обстановке люди просто общаются так, как им того хочется. В определенных кругах и заведениях принята этика общения, когда человек придерживается определенных правил и норм. Что такое этика общения?

  1. Общение – это взаимодействие людей на вербальном и невербальном уровнях.
  2. Этика – дисциплина, которая изучает мораль и нравственность.

Таким образом, этика общения – моральная, нравственно-этическая сторона общения, ее особенности и техники. Она включает искусство общения, когда применяются определенные техники в процессе коммуникации. Все это базируется на нравственно-ценностных и морально-этических потребностях.

В привычном понимании, этика общения – это свод правил, норм и техник, которые позволяют человеку в определенном кругу показать себя с лучшей стороны. Она носит характер должного.

Этика общения изучает формы коммуникации, чтобы выделять наиболее приемлемые и правильные. Здесь требуется обучение общению по определенным правилам ради сохранения моральности коммуникации и необходимости следования гуманистическим ценностям.

Этика общения направлена на обучение коммуникации: что нужно и чего не нужно делать? Проявляется она на словах и поступках между собеседниками. Здесь идет прививание каждому индивиду норм, культуры общения, рамок и норм поведения, которые одобряемые в обществе.

перейти наверх

Функции общения

функция общения просматривается в необходимости человека, который коммуницирует, самосовершенствоваться, развиваться, познавать новое, образовываться, развивать положительные качества характера. Выделяют такие стержневые функции общения:

  • Эмотивная – вызов в другом человеке определенных эмоций и переживаний, а также трансформация собственных.
  • Координационная – обоюдная направленность, координированность и гармоничность действий в процессе взаимодействия.
  • Функция понимания – восприятие и понимание информации, которая проговаривается и передается.
  • Побудительная – побуждение собеседника на совершение определенных действий.
  • Функцию установления взаимоотношений – постижение и фиксация собственной позиции в той роли и статусе, который наблюдается в отношениях с другим человеком.
  • Функция оказания влияния – изменение настроения, убеждений, состояний и поступков собеседника.
  • Информационная – обмен сообщениями, знаниями, информацией, идеями и пр.
  • Контактная – установление между субъектами контакта ради обмена и получения информации. Данный процесс обоюдный.

перейти наверх

Культура общения

Под культурой общения понимается совмещение понятий:

  1. Общение – это коммуникативный акт между людьми.
  2. Культура – это воспитание и формирование личности.

В процессе общения человек выражает самого себя, проявляет свою воспитанность, а также познает другого собеседника, его личность и качества.

Под культурой общения понимается свод правил и норм, которые приняты в том или ином кругу. Здесь проявляется образованность и культурность, которые и выражаются через манеру общения. Культура общения присутствует в цивилизованных странах, где существуют определенные рамки, которых следует соблюдать каждому уважающему себя человеку.

Формирование культуры речи позволяет человеку сделать ее более привлекательной и располагающей. Это происходит путем использования различных инструментов. Их развитие происходит на уровне рефлексии, обратной связи и саморегуляции.

Именно через культуру речи выявляется высокоразвитая личность. Менее развитый человек обладает скудностью словарного запаса и однообразием выражения своих мыслей. Высокоразвитый человек может по-разному выразить собственные мысли и является более гибким в отношениях с многочисленными людьми.

перейти наверх

Структура общения

В качестве структуры общения используется речевая (вербальная, словесная) и неречевая (невербальная) форматы. Если на уровне слов люди используют конкретные значения своей языковой культуры, то на уровне невербального общения используются жесты, мимика, позы и жестикуляция.

В цивилизованном мире для достижения общих целей нужно взаимодействие между людьми. Это достигается путем общения, которое помогает каждому отдельному индивиду понимать окружающих, вступать с ними во взаимоотношения, выражать собственные идеи и мысли. Общение наступает тогда, когда у людей возникают потребности, которые они не могут достичь без посторонней помощи.

Коммуникацию делят на 3 уровня:

  1. Внутриличностный – это общение индивида с самим собой. Возникает при построении планов, решении задач, планировании и пр.
  2. Межличностный – это общение между двумя индивидами ради построения определенных взаимоотношений.
  3. Общественный – это общение человека с большой группой лиц.

Выделяют 3 аспекта коммуникации между собеседниками:

  1. Коммуникативный – каким образом собеседники обмениваются информацией?
  2. Интерактивный – как партнеры взаимодействуют при выполнении одной задачи?
  3. Перцептивный – каким собеседник представляется с учетом его физиологических особенностей и психологического поведения?

перейти наверх

Итог

Цивилизованный мир контактирует на уровне общения. Каждый отдельный индивид должен познать все способы общения, чтобы иметь возможность успешно устанавливать контакты, передавать свою и воспринимать чужую информацию, а также влиять на эмоции и поведение собеседников. Итогом понимания сути и форм общения является успешное взаимодействие со всеми людьми.

Все люди контактируют с окружающими через общение. Этому с самого детства обучают. Этому посвящены многочисленные тренинги и семинары. В наше время человек должен уметь хорошо и успешно общаться с окружающими, чтобы чего-то достичь.

Источник: http://PsyTheater.com/ponyatie-i-vidy-obsheniya-v-psihologii.html

Общение. Компоненты общения

Конструктивное общение: понятие, основные правила и особенности. Общение с людьми

Презентация доступна по кнопке “скачать” после статьи

Этапы конструктивного общения

В течение нашей жизни мы постоянно взаимодействуем друг с другом. Взаимодействуем не только с помощью речи, но и с помощью прикосновений, мимики, жестов и т.п. Такое взаимодействие мы называем общением. Так что же включает в себя процесс общения?

Общение – это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества.

  1. Знакомство (при первой встрече) и установление контакта.
  2. Ориентировку в ситуации общения, осмысление происходящего.
  3. Обсуждение интересующей проблемы.
  4. Решение проблемы.
  5. Завершение контакта (выход из него).

Виды общения

Существует два вида общения: личное и деловое.

  • žПри личном общении происходит неофициальный обмен информацией. К примеру, это может происходить при встрече друзей и т.п.
  • žДеловое общение происходит тогда, когда люди включены в одну и ту же деятельность и их связывают совместные обязанности.

Компоненты общения

žВербальным общением называют передачу информации с помощью произносимых нами слов. Другими словами – это словесное общение.

žНевербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, контакт глазами, прикосновения.

žПаравербальное общение заключается в передаче информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов.

Вспомните фразу: «Я рад тебя видеть». Произнесённая с определённой интонацией и мимикой, в одном случае, она будет говорить нам, что человек действительно рад встречи. Но та же фраза, произнесённая по-другому (с другой интонацией, мимикой, тембром голоса, сопровождаемая другими жестами) для нас выразит совсем иной смысл сказанного.

Вербальное общение необходимо для передачи содержания информации. Невербальное общение помогает нам передать образное и эмоциональное содержание информации.

Чаще всего в повседневной жизни мы встречаемся со всеми компонентами общения, что позволяет нам наиболее ярко и красочно передавать ту или иную информацию. Отмечено, что наибольшую часть информации человек воспринимает благодаря невербальному общению, а наименьшую – с помощью произносимой речи.

Схема восприятия информации

3/6 информации Человек получает благодаря невербальным проявлениям
2/6 информации Человек получает благодаря паравербальным проявлениям
1/6 информации Человек получает благодаря вербальным проявлениям

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что различные характеристики невербального и паравербального общения: тон голоса, его тембр, высота и интонация, глубина и скорость дыхания, а так же выражение лица, взгляд, поза, жесты во время беседы, положение рук и ног – несут в себе огромный объем информации, вне зависимости от произносимых слов. Поэтому важно во время беседы (особенно при ведении переговоров), с одной стороны, уметь считывать информацию невербальных средств общения вашего собеседника, а с другой – уметь контролировать собственные движения, поведение и мимику.

Эти навыки будут полезны и в самые первые секунды знакомства, когда еще не было произнесено ни единого слова, а первое впечатление о собеседнике уже складывается – при помощи «считывания» информации по его невербальным

проявлениям. В последствии, эту оценку общения изменить будет весьма проблематично.

Американские исследователи (Л. Зунин и Н. Зунин) считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, а главную роль при этом играет не речь, а жесты.

Вообще, нужно сказать, что в процессе беседы необходимо учитывать общий настрой, содержание и атмосферу общения в целом.

Однако «считывание» информации по жестам, позам и другим средствам невербального общения не всегда бывает однозначным (в некоторых ситуациях тот или иной жест может возникнуть в результате погодных условий: от холода оппонент складывает на груди руки, функционального состояния – держится за голову из-за головной боли и т.п.).

Конструктивное взаимодействие

Для конструктивного взаимодействия необходимо не только обращать внимание на все компоненты общения собеседника, но и отслеживать свои, чтобы собеседник не мог усомниться в достоверности вашей информации.

Конфликтное взаимодействие может возникнуть:

  • при навешивании ярлыков. Когда мы или нам приписывают жёстко заданную определённую роль;
  • когда оппоненты концентрируются не на самом результате, а на отношениях друг с другом.
  • в ситуации соперничества за обладание ограниченным ресурсом.

Основные принципы бесконфликтного общения:

  • не навешивать «ярлыки» на других;
  • не позволять навешивать ярлыки на себя;
  • ориентироваться на результат, а не на отношения.

Приемы активного слушания

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным.

Пассивное слушание:

При пассивном слушании нам сложно понять, воспринимает ли собеседник нашу речь. При этом нет ни мимических, ни физических реакций на получаемую информацию. Создаётся впечатление, что собеседник лишь смотрит на нас, но думает о своём.  Ощущение отсутствия включённости в процесс.

žАктивное слушание:

Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника.

Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и способствовать лучшему пониманию и верной интерпретации информации, полученной от собеседника в ходе вашего общения. Это является особо важным при ведении переговоров и при общении с пострадавшими в зоне ЧС.

Основные приёмы активного слушания:

  1. Поддакивание: «угу», «ага».
  2. Своевременная пауза.
  3. Особенности постановки вопросов.
  4. Перефразирование полученной информации.
  5. Резюмирование полученной информации.
  6. Раппорт – присоединение по дыханию, темпу речи, интонации.
  7. Отражение чувств, эмпатия.

Показатели успешности использования метода активного слушания:

  • Продвижение в решении проблемы собеседника.
  • Видимое снижение интенсивности негативных переживаний.

Ведущие модальности

Модальность – это преобладающая система восприятия человеком окружающего мира.

žДля аудиальной модальности характерно восприятие мира через слуховые ощущения, то есть человек главным образом ориентируется на то, что он услышал.

žžДля визуальной главное – зрение,  то, что человек видит.

žПри кинестетической модальности человек воспринимает мир сквозь призму телесных ощущений.

Общение с пострадавшими

Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что Вы здесь, чтобы  ему помочь.

Общие принципы конструктивного общения с пострадавшими

  • žСпециалистам рекомендуется строить речь в побудительном наклонении.
  • žžКороткие, четкие фразы.
  • žžВ речи не должно быть сложно построенных словесных оборотов.
  • žžИзбегание в речи частицы «не».
  • žžРечь плавная, медленная с элементами внушения: «Помощь пришла! «Слушай меня!», «Надо жить!»

Использование приемов косвенного внушения (техники: «три да», «или или», «пресубпозиция»)

  • žГлаза на одном уровне
  • žžИспользование приемов присоединения
  • žžКонтроль информации, которая может быть случайно услышана пострадавшим.
  • žНе давать обещаний, которые вы не в состоянии выполнить
  • žЗапрет на фразу: «Все будет хорошо»!
  • žКонтроль специалиста за собственным эмоциональным состоянием
  • žДемонстрация уверенности и контроля над ситуацией. В голосе  и поведении специалистов не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника.

Ресурс –  не представляет собой решение самой проблемы! Ресурсом может быть все, что угодно. Это то, что может помочь человеку в конкретной ситуации, и что поможет ему оставаться в живых. Ресурсами могут быть: жизненный опыт, полученный в кризисной ситуации, уникальность этого опыта, факт того, что человек выжил и др.

Поиск ресурса:

  • На разных этапах общения, возможно поэтапное нахождение  ресурсов, которые могут быть разными.
  • В одинаковой ситуации, ресурс, найденный для одного человека, совсем не обязательно будет являться ресурсом для другого.

Переживание горя и утраты

Задачи работы горя:

  • признать факт и обстоятельства потери;
  • пережить боль потери, пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате;
  • наладить взаимоотношения с тем окружением, в котором произошла утрата;
  • -выстроить новое отношение  к  объекту утраты и продолжать жить.

Фазы горя:

  1. фаза шока и оцепенения;
  2. фаза страдания и дезорганизации;
  3. žфаза остаточных толчков и реорганизации;
  4. žфаза завершения.

Патологическое горе

Причины:

  • конфликты или ссоры с близким человеком перед его смертью;
  • невыполненные по отношению к умершему обещания;
  • «не похороненные мертвецы» – без вести пропавшие, те, чьи тела не были найдены, те, о смерти которых не сообщили близким (пока событие не произошло, работа горя в полной мере начаться не может);
  • внезапная или неожиданная утрата;
  • двойственные чувства по поводу утраты;
  • чрезмерная зависимость от умершего;
  • множественны утраты на протяжении незначительного времени;
  • отсутствие систем поддержки личности или жизнеобеспечения.

Изменения в отношениях с окружающими людьми

  • избегание общения;
  • социальная изоляция;
  • утрата теплоты по отношению к другим людям;
  • раздражение, злость, желание, чтобы «не трогали»;
  • яростная враждебность к определенным лицам;
  • дальнейшая утрата форм социальной активности.

Особенности переживания утраты детьми

  • у детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти;
  • žмежду 2-мя и 6-тью годами развивается представление о том, что умирают не навсегда;
  • žв ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом, либо идентифицируют с покойником;
  • žв возрасте 5–7 лет считают собственную смерть маловероятной;
  • žмежду 6 – 10 годами смерть становится более реальной и окончательной;
  • žк подростковому возрасту, дети уже разделяют концепцию взрослых о смерти, и собственная смертность становится для них очевидной, однако, склонны верить в бессмертие души.

Узнав о смерти родителя или близкого родственника, дети проходят через те же стадии, что и взрослый. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых.

Патологические реакции горя у детей

  • энурез, заикание, сонливость или бессонница, откусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;
  • длительное неуправляемое поведение;
  • острая чувствительность к разлуке;
  • полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
  • отсроченное переживание горя;
  • депрессия.

Благоприятное проживания горя у детей

  • хорошие отношения с родителем до его смерти;
  • получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;
  • участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;
  • хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.

Основные принципы общения с жертвой

Жертва – особая группа пострадавших, к которой относятся люди временно изолированные в очаге ЧС.

Основные правила общения с пострадавшим

Основные принципы работы с пострадавшим в течение АСДНР

  • žСтараться держать человека в сознании.
  • žžОдин из специалистов общается с жертвой в течение проведения АСДНР.
  • žžПри возможности поддерживать физический контакт.
  • žžСбор информации, информационная поддержка изолированного человека.
  • žžПоиск ресурса.

Сбор информации о жертве 

  • žИмя пострадавшего;
  • žžИнформация о его физическом самочувствии;
  • žžИнформация о том, что вокруг;
  • žžИнформация о том, кто был с ним во время трагедии;
  • žžИнформация о том, кто может находиться поблизости с ним.

Информация для жертвы

  • žИнформация о том, что специалисты уже прибыли и делают все для его спасения.
  • žžИнформация о том, что изолированному человеку необходимо сохранять спокойствие.
  • žžИнформация о том, что пострадавший не должен принимать каких-либо физических усилий к самостоятельной эвакуации.
  • žИнформация о максимальной экономии собственных сил.
  • žИнформация о том, что высвобождение из «плена» может занять больше времени.
  • žКомментирование действия спасателей по извлечению пострадавшего.
  • žКомментирование состояния самого пострадавшего.

Цель заключительного этапа – «правильная» передача пострадавшего другим специалистам (медикам).

Источник: https://fireman.club/presentations/obshhenie-komponenty-obshheniya/

Бизнес и закон
Добавить комментарий