Компенсационные пошлины: виды и порядок уплаты

Виды пошлин (стр. 1 из 5)

Вступление_____________________________________________________________________________ 2

1. Понятие Единого таможенного тарифа____________________________________________ 3

3. Таможенные пошлины и их виды___________________________________________________ 4

4. Начисление и уплата таможенных пошлин_______________________________________ 9

Заключение___________________________________________________________________________ 16

Список использованных источников_______________________________________________ 20

Вступление

В условиях реформирования экономики Украины таможенныепошлины являются важнейшим инструментом внешнеторговой политики государства в целях ограничения ввоза иностранных товаров, защиты и поощрения развития отечественного производства и стимулирования вывоза национальных товаров.

Введение таможенной пошлины может иметь несколько целей, среди которых фискальные, экономические и политические.

В отличие от других налогов взимание пошлины осуществляется не только и не столько в фискальных целях (формирование доходной части бюджета), сколько направлено в основном на формирование рациональной структуры экспорта и импорта в условиях отсутствия прямого вмешательства государства в эту сферу.

Введение пошлины может иметь целью осуществление экономического давления на соответствующие государства или создание им режима наибольшего благоприятствования по политическим мотивам.

В экономически развитых странах наиболее распространенной является пошлина, которая взимается с товаров, ввозимых в страны, то есть регулированию подлежит только импорт. Экспорт товаров регулируется, как правило, лишь в странах с невысоким уровнем экономического развития.

1. Понятие Единого таможенного тарифа

Товары и предметы, ввозимые на таможенную территорию Украины и вывозимые за пределы этой территории, подлежат обложению таможенной пошлиной.

Размеры ставок и виды таможенных пошлин в Украине устанавливаются в соответствии с Единым таможенным тарифом Украины, который определяется Законом Украины «О Едином таможенном тарифе» и международными договорами.

Ставки Единого таможенного тарифа Украины являются едиными для всех субъектов внешнеэкономической деятельности независимо от форм собственности организации хозяйственной деятельности и территориального размещения, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины и ее международными договорами.

Единый таможенный тариф утверждается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины.

Единый таможенный тариф Украины, изменения и дополнения к нему должны быть официально опубликованы в общедоступных средствах массовой информации не позднее, чем за 45 дней до даты введения их в действие. В случае если указанные документы не будут официально опубликованы, они в силу не вступают.

Если указанные документы будут опубликованы несвоевременно, датой вступления в силу будет считаться 46-й день с момента официальной публикации. Официальной публикацией считается публикация в официальном периодическом издании Верховной Рады Украины или Кабинета Министров Украины.

Датой официальной публикации считается дата фактического выхода в свет соответствующего номера этого издания.

3. Таможенные пошлины и их виды

Взимаемая таможней таможенная пошлина представляет собой налог на товары и иные предметы, перемещаемые через таможенную границу Украины.

Исходя из направления движения товара, в Украине применяются ввозные и вывозные таможенные пошлины. Они применяются в некоторых странах и устанавливаются на определенный срок, как правило, при нехватке сырья в стране (рис 1).

В некоторых странах применяются транзитные таможенные пошлины. Однако их роль в современных условиях снижается. Они устанавливаются, как правило, лишь для покрытия издержек, связанных с контролем транзита иностранных грузов.

Исходя из способа начисления, в Украине применяются следующие виды таможенных пошлин: адвалерные, специфические, комбинированные.

Сезонные пошлины это пошлины, вводимые на срок не более четырех месяцев с момента их установления. На отдельные товары и иные предметы могут устанавливаться сезонные ввозные и вывозные таможенные пошлины на срок не более четырех месяцев с момента их установления.

Исходя из степени поощрения импорта, ввозные таможенные пошлины дифференцируют по следующим видам: преференциальные, льготные, полные.

Преференциальные пошлины предоставляются на началах взаимности или в одностороннем порядке, но без распространения принципа наибольшего благоприятствования на третьи страны. Широко используются странами с развитой рыночной экономикой.

Так, США применяют эти пошлины в отношениях со странами Латинской Америки, а также европейскими государствами (Великобританией, Францией, Бельгией, Германией, Нидерландами).

Уровень преференциальных пошлин, предоставляемых промышленно развитыми странами на товары из развивающихся стран, различен. Импорт из наименее развитых стран осуществляется в основном на беспошлинной основе, а из остальных—подлежит, как правило, таможенному обложению в размере 1/2 обычных ставок.

В Украине преференциальные ставки ввозных таможенных пошлин применяются к товарам и иным предметам, происходящим ил стран, входящих вместе с нашим государством в таможенные союзы или образующих с ними специальные таможенные зоны, и при установлении какого-либо специального преференциального таможенного режима согласно международным договорам при участии Украины.

В связи с отсутствием перечня стран, к товарам из которых применяется преференциальный режим таможенного обложения, а также отсутствием международных соглашений о создании таможенного союза или специальных таможенных зон, преференциальные ставки таможенной пошлины, предусмотренные Единым таможенным тарифом, в настоящее время в Украине не

применяются.

Рис. 1. Классификация таможенных пошлин.

Таким образом, иностранные субъекты хозяйственной деятельности этих стран или союзов имеют льготы по таможенным пошлинам.

В настоящее время действует перечень стран, с которыми Украиной заключены соглашения о свободной торговле и торгово-экономические соглашения с предоставлением режима наибольшего благоприятствования или национального режима. При ввозе на таможенную территорию Украины товаров и других предметов, происхождением из указанных в перечне стран, применяются льготные ставки ввозной пошлины (табл. 1).

Ставки полных таможенных ввозных и вывозных пошлин дифференцированы и определены Единым таможенным тарифом Украины.

Табл. 1

Исходя из принципа ограничения импорта (экспорта) в отдельных случаях при ввозе (вывозе) на таможенную территорию Украины независимо от других видов таможенных пошлин могут применяться следующие виды: специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины:

Специальные таможенные пошлины применяются:

– во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Украины в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

– во-вторых, как мера предупреждения в отношении участников внешнеэкономической деятельности, нарушающих общегосударственные интересы в этой области, а также как мера для пресечения недобросовестной конкуренции в случаях, определяемых законами Украины;

– в-третьих, как ответная мера на дискриминационные и недружественные действия со стороны иностранных государств против Украины или в ответ на действия отдельных стран и их союзов, ограничивающие осуществление законных прав н интересов субъектов внешнеэкономической деятельности Украины.

При этом ставка специальной таможенной пошлины устанавливается в каждом отдельном случае.

В промышленно развитых странах приняты национальные антидемпинговые законы (в США – в 1921 г., Великобритании—1957, Франции—1958, ФРГ— 1962, Италии— 1963 г.), которые различаются по трактованию понятия демпинга, правилам взимания и расчета антидемпинговых пошлин.

Антидемпинговые пошлины, как правило, взимаются с импортных товаров либо реализуемых по бросовым ценам, либо ввозимых из стран, субсидирующих экспорт. Антидемпинговые пошлины повышают цены на иностранные товары на внутреннем рынке. Поэтому использование этих пошлин обостряет противоречия между странами и приводит к таможенным войнам.

Предпринимаются попытки выработать международные соглашения, регулирующие применение антидемпинговых пошлин. В 1947 г. принято Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ), в 1967 г.— Антидемпинговый кодекс, в котором приводятся определение демпинга и методика расчета антидемпинговых пошлин.

Согласно требованиям ГАТТ использование антидемпинговых пошлин разрешается в случае, когда демпинг наносит материальный ущерб национальной промышленности страны. Ухудшение экономического положения стран в 70-х годах вызвало резкое обострение конкурентной борьбы между монополиями США, стран ЕЭС и Японии.

В этих условиях стали широко применяться антидемпинговые пошлины для ограничения импорта из стран-конкурентов.

Так, страны ЕЭС в конце 70-х годов ввели антидемпинговые пошлины в размере 10—20% на импорт японских подшипников, а в конце 1980 — временные антидемпинговые пошлины на некоторые товары химической промышленности США, экспортируемые по демпинговым ценам. В августе 1980 г. США подняли с 4 до 25% пошлину на японские малогабаритные грузовики, что положило начало автомобильной войне между этими странами.

Источник: http://MirZnanii.com/a/171750/vidy-poshlin

Антидемпинговая пошлина — защитная мера отечественного рынка

Производители на современном рынке используют самые различные меры борьбы для получения большей прибыли и привлечения потенциальных покупателей. Нередко цены на товары, которые продаются на иностранном рынке, искусственно занижают. Это позволяет вытеснить конкурента-производителя.

Такой приём называется демпингом. Законодательство Российской Федерации предусматривает использование особых мер по защите всех отраслей отечественной экономики и продвижению товаров российского производства. К таким мерам относятся и особые таможенные пошлины — антидемпинговые.

Рассмотрим их поподробнее.

Для защиты интересов отечественных производителей на международном рынке используются следующие защитные меры:

  • Специальные защитные. Они применяются, если повышенная поставка товаров иностранного производства на территорию государства может причинить серьёзный ущерб одной или нескольким отраслям отечественной экономики. Данные меры могут применяться вне зависимости от страны производителя товара. Запрещены все виды дискриминации на этой почве.
  • Антидемпинговые. Они представлены в виде дополнительных пошлин на товары иностранного производства. Такие выплаты позволяют ограничить импорт зарубежной продукции для поддержки отечественного производителя и защитить экономику государства от захвата доли на международном рынке.
  • Компенсационные. Такие меры могут применяться относительно тех товаров, чьё производство и/или транспортировка финансировались иностранным государством.

Эти защитные меры выполняют следующие важные функции:

  • Защита отечественных производителей и всех отраслей экономики государства от негативного влияния иностранных конкурентов.
  • Контроль за экспортом продукции.
  • Продвижение отечественной продукции на международном рынке.

 

В каких случаях применяются антидемпинговые пошлины? Самым главным основанием для применения антидемпинговых пошлин в ЕАЭС относительно продукции иностранного производства является установление факта демпинга. Ответственны за данную процедуру таможенные органы. Устанавливается факт ущерба или риск его причинения отечественному производителю.

Как же таможня определяет демпинг? Существует 2 основных его признака:

  1. Заниженная при вывозе товара стоимость. Для сравнения и определения оптимальной его стоимости используются процедуры купли-продажи с аналогичной продукцией.
  2. Рыночная стоимость подобного товара отечественного производителя была неоправданно занижена в ходе демпинга или снизились объёмы продаж. Расследование, направленное на оценку причинённого конкурентом ущерба, может занимать от 6 месяцев и более.

При установлении факта демпинга вводится антидемпинговая пошлина в строго индивидуальном для каждого случая размере. Ставка пошлины полностью зависит от причиненного экономике государства ущерба. Она должна полностью компенсировать все убытки.

Экспортер может избавиться от обязательств по оплате такой пошлины, подав заявление о добровольном пересмотре цен. Но оно может быть отклонено, если убытки, понесённые отечественным производителем, слишком большие.

Срок действия антидемпинговой пошлины устанавливается конкретно для каждого случая. Единственное ограничение — он не должен превышать 5 лет.

Универсальная ставка для расчёта антидемпинговой пошлины не установлена.

Антидемпинговые пошлины имеют массу преимуществ для экономики страны. К ним можно отнести следующие моменты:

  • Надёжная защита интересов и прав российских предпринимателей и производителей.
  • Продвижение отечественной продукции на международном рынке.
  • Контроль за деятельностью отечественных производителей на международном рынке и её эффективное регулирование.
  • Снижение риска применения демпинга по отношению к товарам отечественного производства.
  • Сохранение и преумножение доходов производителей и, следовательно, государства.

Недостатки

Несмотря на успешный опыт применения подобных защитных мер рынка, они не являются абсолютно идеальными и имеют свои недостатки:

  • К товарам иностранного производства, которые не облагаются таможенной пошлиной, не могут применяться и защитные меры рынка. За счёт этого и снижается их эффективность.
  • Из-за того, что иностранный экспортер вынужден оплачивать ввозные таможенные пошлины в довольно крупном размере, он значительно повышает стоимость своего товара на российском рынке. Это и приводит к тому, что потребитель лишается возможностей приобрести качественные зарубежные товары по доступным ценам.
  • Нормативные акты не дают точного определения термину «демпинг». Не установлены чёткие критерии, по которым должны действовать государственные органы при расследовании дел. Это негативно сказывается на развитии отечественной экономики и международной торговли.

Применение компенсационных пошлин

Компенсационные пошлины применимы только по отношению к тем товарам, на производство и транспортировку которых иностранным государством были выделены субсидии. Как и в случае с антидемпинговыми мерами, для взыскания компенсационных пошлин с экспортера необходим факт ущерба или риска его причинения по отношению к одной или нескольким отраслям российской экономики.

Финансовая поддержка со стороны иностранного государства может в несколько раз увеличить объёмы производства и экспорта товара, что является потенциальной угрозой для конкурентов. Субсидией может быть и любое другое финансовое содействие: погашение кредитов, дотации и т. д.

Для оценки ущерба используются те же критерии и признаки, что были описаны в предыдущем пункте. В частности, оценивается и спрос на рынке потребителей. Сильное его повышение на иностранный товар может стать потенциальной угрозой для российских производителей аналогичной продукции.

Как и в случае с антидемпинговыми мерами, срок действия компенсационных пошлин может варьироваться в зависимости от степени ущерба, который был причинен экономике государства. Максимальный срок — 5 лет.

Ставка антидемпинговой пошлины

Универсальная ставка для расчёта антидемпинговой пошлины не установлена. Этот показатель зависит от ряда факторов: группы транспортируемых товаров, размера таможенной пошлины, степени причиненного ущерба и т. д.

Существует продукция, на которую установлена фиксированная ставка:

  • рыбная икра;
  • алкогольная продукция;
  • сахар;
  • транспортные средства со строго определённым сроком эксплуатации (не более 5 лет);
  • мебельная продукция.

Очень важным фактором при расчёте ставки является демпинговая маржа.

Демпинговая маржа — разница между стоимостями товара на отечественном и зарубежном рынке. Она является показателем степени ущерба производителю или отдельной отрасли экономики.

Ставка не должна быть больше установленной демпинговой маржи для конкретного товара.

Формула расчёта антидемпинговой пошлины состоит из следующих компонентов:

  • Ставка для конкретного товара.
  • Таможенная стоимость.

Для нахождения пошлины необходимо перемножить компоненты данной формулы.

Рассмотрим простой пример. На территорию Российской Федерации планируется ввезти чугунные ванны итальянского производства. Таможенная стоимость всей партии продукции составляет 350 тысяч рублей.

Таможенный орган установил для этой партии импортируемой продукции пошлину. Она составляет 51 % от таможенной стоимости чугунных ванн.

Зная размер пошлин, можно найти ставку, актуальную для этой процедуры. Для этого необходимо поделить 51 % на 100. Ставка равна 0,51.

Последний этап расчёта — умножение ставки на таможенную стоимость. Умножаем 0,51 на 350000. Получаем 178500. Эту сумму иностранный экспортёр должен оплатить в качестве защитной меры рынка РФ.

Так как экспортер обязан оплатить не только стандартные таможенные пошлины, но и «защитные», рыночная стоимость всей партии продукции значительно возрастёт. Это существенный недостаток для российских потребителей. Они вынуждены приобретать менее качественную, но доступную продукцию отечественного производства.

Отечественные экспортёры обязаны уплачивать таможенные пошлины на вывоз товара из России. О порядке их уплате, существующих льготах и методе расчёта, читайте в отдельной статье.
Каковы суммы таможенных сборов за таможенное оформление подробнее тут. Эти сборы относятся к обязательным к уплате на ряду с пошлинами.

Как обойти антидемпинговую пошлину?

Многие иностранные производители, которые хотят выйти на международную арену, задаются вопросом: как обойти антидемпинговую пошлину? Она значительно увеличивает траты на транспортировку и снижает спрос потребителей.

Уменьшить размер антидемпинговой пошлины или полностью избавиться от неё можно после начала расследования компетентных государственных органов. Как это осуществить?

Экспортёр должен подать заявление, в котором изъявляет добровольное желание пересмотреть и изменить рыночную стоимость объекта расследования. Сотрудники государственного органа, который ответственен за ведение расследования, обязаны рассмотреть каждое подобное заявление.

Исход может быть разный:

  1. Заявление принимается, расследование закрывается. Экспортёр освобождается от обязательств по уплате антидемпинговых пошлин. Такой исход может быть только тогда, когда изменение цен позволяет полностью избежать причинения ущерба отечественным производителям.
  2. Заявление отклоняется. Это может произойти в том случае, если причинён серьёзный ущерб, который не возмещается посредством пересмотра или изменения цен.

А вот пример обхода пошлин. Известный по всему миру автоконцерн Volkswagen недавно нашёл эффективный способ обхода уплаты подобных пошлин в крупных размерах. Данная схема применяется относительно нескольких моделей автомобилей этого производителя.

Компания осуществляет ввоз отдельных запчастей транспортных средств на территорию РФ. Сборка происходит уже в Калуге.

Из-за того, что транспортируется не весь автомобиль, а лишь его составные части, облагается антидемпинговой пошлиной только кузов. Это значительно снижает затраты производителя.

Остальные части оформляются на льготных условиях. Очень часто их закупают уже на территории Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=mf45km6a1xA

Данная схема никогда ранее не использовалась иностранными производителями. Для многих она считается просто нерентабельной и может принести убытки. Volkswagen же выпускает и грузовые варианты участвующих в схеме моделей. Они значительно дороже их легковых «собратьев». Это и позволяет снижать затраты на транспортировку.

Пример введения антидемпинговой пошлины на один из продуктов, экспортируемых из Китая, в этом видео:

Итак, антидемпинговая пошлина — необходимая мера для защиты отечественных предпринимателей и производителей. Без взыскания этого платежа экономика Российской Федерации потерпела бы серьёзные потери.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Источник: https://ved.center/platezhi/antidempingovaya-poshlina

Добавить комментарий