Как развивать логику у ребенка?

Содержание
  1. Как развивать логическое мышление у дошкольников
  2. Что нужно знать о процессах логического мышления?
  3. Правила развития логики у дошкольников
  4. Как тренировать логическое мышление у детей
  5. «Где чья мама?»
  6. «Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»
  7. «Логические цепочки»
  8. «Я начинаю, а ты продолжай…»
  9. «Что лишнее?»
  10. Как развить логику у старших дошколят
  11. «Играем в ассоциации»
  12. Задания для средних дошколят
  13. Задания для старших дошкольников
  14. Логические игрушки для семейного досуга
  15. «Конструктор»
  16. Горнолыжный сезон 2018 открыт!
  17. Как объяснить маленькому человеку, что такое логика, и как ей научиться
  18. Досуг как средство приобретения новых умений и развития способностей
  19. Логическое мышление у детей
  20. Логическое мышление у детей дошкольного возраста
  21. Всему свое время
  22. Как развить логическое мышление у ребенка
  23. Дайте ребенку самому развиваться
  24. Покупайте обучающие книги
  25. Играйте в настольные игры
  26. Решайте бытовые вопросы
  27. Расширяйте словарный запас и багаж ассоциаций
  28. Как развить у ребенка логическое мышление?
  29. Дети видят — дети повторяют
  30. Как развивать логическое мышление у подростка
  31. Логическое мышление и его формы
  32. Куда пропадает логика младенцев?
  33. Как развить логику и мышление дома. 7 проверенных способов для детей 5-12 лет
  34. 1. Устные игры
  35. 3. Настольные игры
  36. 4. Конструирование
  37. 6. Шахматные задачи
  38. 7. Логические задачи

Как развивать логическое мышление у дошкольников

Как развивать логику у ребенка?

Логическим мышлением дети начинают полноценно овладевать к концу дошкольного возраста, после того как будут сформированы наглядно-действенный и наглядно-образный виды.

Именно в таком порядке этапы развития мышления у детей соответствуют особенностям их психического развития: вначале маленький ребенок действует с предметами, познавая окружающий мир.

Затем у него формируются образы предметов, и только после этого дошколенок начинает вникать в абстрактные понятия, которые составляют основу логики.

Важно: родителям не стоит торопить развитие логического мышления у маленького ребенка. Следует понимать, что это процесс постепенный и последовательный. Лучше обратить внимание на совершенствование наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста, наглядно-образного у дошколят, как ступеней к формированию логики и ее форм: понятий, суждений, умозаключений.

Чтобы развитие логического мышления у детей дошкольного возраста достигло необходимого уровня к началу школьного периода, педагоги и родители должны приложить к этому определенные усилия. Для решения вопроса, как развить логическое мышление, родителям нужно познакомиться с современными техниками и приемами.

Что нужно знать о процессах логического мышления?

Психологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления. Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения.

Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление? Логика – это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:

  • Анализ. Представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира. Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение.
  • Синтез. Взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.
  • С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят в младшем дошкольном возрасте, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами.
  • Обобщение (объединение объектов по их основным признакам). Необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.
  • Абстракция. Одна из главных логических операций, представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.

Правила развития логики у дошкольников

  1. Несмотря на то, что зачатки логики должным образом формируются только у старших дошколят, а в некоторых случаях в начале школьного обучения, более успешно процесс развития логического мышления будет проходить именно в игровой форме.
  2. Для достижения определенных результатов по развитию логики у детей важно знать о необходимости хорошо развитой психики: мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому все техники, методики будут направлены на взаимосвязь развития логического мышления и других психических процессов.
  3. Взрослые должны понимать, что логика является высшей формой развития мышления, опирающегося на обширный уровень знаний об окружающей действительности, то есть интеллект.

    Все домашние занятия на логику у ребенка должны содержать разнообразный материал о предметах, явлениях, событиях мира, в котором живет ребенок.

  4. Родителям нельзя забывать о том, что развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы.

    Тренировки логических операций: понятий, суждений, умозаключений, должны начинаться с младшего дошкольного возраста, как только у ребенка появится определенный опыт окружающей жизни и развитая речь.

Как тренировать логическое мышление у детей

Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу.

Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия.

Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

У коровы сын, теленок, Очень вежливый ребенок. Мама учит малыша

Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки Все похожи друг на дружку. И девочки, и мальчики,

Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок! Он бодает всех с пеленок. Что же делать нам, когда

Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд , рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи, прилетели грачи. Кто скажет, кто знает,

когда это бывает?

Долгожданная пора! Детвора кричит: Ура! Что ж за радость это?

Наступило (лето).

Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

«Логические цепочки»

Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте.

Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом.

Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания. Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

«Что лишнее?»

Логическое задание, доступное всем деткам, хорошо развивает способность к обобщению, сравнению, классификации. Взрослый предлагает ребенку среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы). Например, среди овощей – картинка с изображением фрукта, среди предметов мебели – карточка с одеждой.

Как развить логику у старших дошколят

Психологи на вопрос, как развить логику ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, подчеркивают интенсивность и активность такой работы.

К началу обучения в школе дети должны овладеть всеми логическими операциями: оперировать разнообразными понятиями, самостоятельно рассуждать и делать умозаключения.

Тренировки должны стать постоянными, поэтому игры и упражнения желательно включать не только в особые занятия, но и в повседневную жизнь.

Важно: для того чтобы достичь высокого уровня развития детской логики, родители должны сделать интеллектуальное общение с ребенком образом жизни.

Этому могут способствовать как специальные задания, так и игры, организованные в семейном общении. Наиболее популярные из них рассчитаны на решение логических задач: «Составь фигуру из спичек», «Морской бой», «Крестики-нолики», пазлы, шахматы, головоломки.

Во время прогулок в лесу родители обязательно должны обращать внимание детворы на разнообразие окружающей природы, учить видеть общее и частное у наблюдаемых объектов.

Природа дает большие возможности для развития у ребенка умения находить и анализировать причинно-следственные связи: «Если на небе сгустились и потемнели облака, значит … (пойдет дождь)»; «Из желудей, лежащих под дубом, вырастут … (молодые дубки)»; «Составь биологическую цепочку (цветок-стрекоза-птица)».

«Играем в ассоциации»

Классические логические задания на нахождение ассоциаций предназначены, в основном, старшим дошкольникам. Если работа по развитию ребенка ведется на протяжении длительного времени, ассоциации будут доступны детишкам среднего дошкольного возраста. Задания расширяют кругозор, формируют умение обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать.

Задания для средних дошколят

Взрослый предлагает детям картинки с изображением предметов разных групп: обувь, одежда, мебель, бытовая техника. Ребенок должен объединить все карточки в различные группы, опираясь на общие признаки. Можно предложить детям поиграть с мячом, предлагая разные интересные задания:

  • «скажи наоборот (мягкий-твердый, большой-маленький, смеяться-плакать, зима-лето)»;
  • «назови похожий предмет (мяч-арбуз, солнышко-колобок, снег-пух, ежик-колючка)»;
  • «назови одним словом (яблоко, груша, слива – фрукты, помидор, огурец, перец – овощи, кресло, диван, шкаф – мебель)».

Классическая игра с мячом «Я знаю три овоща, фрукта…» помогает развивать логику, умение мыслить быстро, обогащает словарный запас.

Задания для старших дошкольников

Для развития знаний у ребенка об ассоциативных связях хорошо подойдут задания на построение логических цепочек:

  • «дополни ряды» – ребенку предлагают карточку с рядами однородных предметов, например, игрушки: юла, кубик, кукла, мишка; овощи: помидор, капуста, огурец; одежда: куртка, свитер, брюки. Малыш должен подбрать соответствующие карточки, дополнив ряд, а старшим ребятам предложить подрисовать предметы той же группы.
  • «составь ряд» – ребенку предлагается карточка с нарисованными предметами, которые расположены соответственным образом, например,

1 ряд – две куклы, два мишки, два мяча, 2 ряд – кукла, мишка, мяч и т.д., 3 ряд – две куклы, мяч, два мишки, мяч.

Дошкольник должен составить самостоятельно ряды по подобию, используя заготовленные карточки или нарисовав их. Задание хорошо помогает формировать у ребенка операции обобщения, анализа, сравнения.

В дальнейшем, когда дошколята освоят ассоциативные ряды, можно предлагать сложные задания:

  • загадай сам ряд,
  • отгадай недостающие предметы,
  • что неправильно в ряду.

Логические игрушки для семейного досуга

Большую помощь в развитии логического мышления у дошкольников окажут развивающие игрушки, в которые интересно играть всей семьей. Развитие ребенка будет проходить в непосредственной обстановке, что поможет родителям и поиграть, и поучить с увлечением свое чадо. Сейчас можно найти много логических игр и развивающих игрушек на детских порталах, специализированных магазинах.

Малышей можно заинтересовать логическими вкладышами, которые расскажут о геометрических фигурах, научат манипулировать с ними; волшебными мешочками – помогут сформировать понятия; мозаиками – разовьют логическое воображение.

С детьми постарше играют в игрушки-лабиринты, логические ловушки, которые учат искать нестандартные решения, разнообразные игры с правилами, расширяющие интеллектуальные возможности.

«Конструктор»

Самая популярная игрушка для семейного досуга. Разработаны разного вида конструкторы: из металла, дерева, магнитов, пластмассы. Главное, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка, давала возможность действовать с ней самостоятельно.

Родители вместе с ребенком рассматривают детали, учат правильно закрепить их. Хорошо организовать соревнование, кто быстрее и интереснее сделает поделку.

Игрушка тренирует логическое мышление, воображение, обогащает словарный запас, развивает моторику.

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-razvivat-logicheskoe-myshlenie-u-doshkolnikov

Горнолыжный сезон 2018 открыт!

Как развивать логику у ребенка?

Все родители хотят сделать всё необходимое для счастья своего малыша. Самый важный вклад в детские годы – это развитие логического мышления у детей, упражнения, игры и тесты для ребёнка, направленные на укрепление навыков. В этой статье мы расскажем, на что влияют такие занятия с дошкольником или подростком и как организовать оптимальные условия для взаимодействия.

В целом семье полезно проводить время вместе. Это сближает, укрепляет связь друг с другом, учит общению и нахождению в контакте не только с близкими, но и окружающими людьми, природой. Попробуйте почаще совершать такие действия:

  1. Путешествовать вместе с ребёнком по близлежащим достопримечательностям. В ходе поездки или пешей прогулки Вы расскажете много увлекательной информации. Найдите в интернете мифы, загадочные сюжеты или просто любопытные исторические факты.

    На примере знаменитых полководцев, правителей, деятелей искусств Вы сможете объяснить подрастающему поколению, к чему приводят определенные действия. Аналогии и примеры как нельзя лучше помогают развивать логику и скорость мышления у ребёнка, учат его рассуждать.

    Вы сможете попутно задавать вопросы: как бы сделал он, какое решение принял бы, какой будет результат.

  2. Ощущать на себе перепады погоды, осознавая их последствия и механизм действия. Малыш должен сам понять, что если он голыми руками начнет возиться в снегу, то в скором времени замёрзнет. Второй раз он уже не повторит такую ошибку и подумает, прежде чем взяться лепить снеговика.

  3. Общаться с природой, трогая деревья, листья, наблюдая за животными, их повадками, особенностями поведения каждого из них. Очень полезным в этом плане будет контактный зоопарк или сафари-парк. Это те места, где можно вступить с неопасными зверушками в контакт.

  4. Участвовать в простых мероприятиях на природе. Например, собирать хворост для костра, лепить снежную бабу. Это не просто механическая последовательность действий, а целый алгоритм – что за чем должно идти.

  5. Учиться кататься на санках, велосипеде, коньках, лыжах. Любой спорт с инвентарём требует не только умений, но и осознания процесса – как поведут себя полозья, почему они покатятся в ту сторону, где уже есть след и т.д.

Выполнять упражнения, задания и игры для развития логики и мышления детей надо в комфортной обстановке. В зависимости от времени года уличные мероприятия должны сопровождаться специально подобранной одеждой. Летом Вам и малышу понадобится тент от палящего солнца, а зимой – теплая одежда.

Интернет-магазин Stayer предлагает широкий ассортимент курток и комбинезонов для комфортных прогулок с детьми в холодный сезон. Преимущества продукции фирмы:

  • качественные материалы;
  • современные технологии производства;
  • износостойкость;
  • яркий дизайн;
  • приемлемая цена;
  • многофункциональность.

Как объяснить маленькому человеку, что такое логика, и как ей научиться

Взрослым необходимо понимать, что дети думают совершенно иначе. У них еще нет сформированного мировоззрения, на основании которого человек может дать оценку происходящим действиям и сделать для себя выводы. Какие мыслительные процессы протекают в голове вашего ребенка, никто не догадается и не узнает, если об этом не спрашивать его самого.

Основной инструмент развития способностей и умений у малыша от 1 года – это открытый диалог. Важно, чтобы общение было обоюдным – только в этом случае возможно совершить обмен полезной информацией. На её основе старшее поколение может определить сферу интересов, задач и забот подрастающего ребёнка.

Начинайте налаживать общение с сыном/дочкой в самом раннем возрасте. По мнению специалистов, это эффективно помогает развивать у детей логическое мышление и другие навыки благодаря способу подражания.

В ранний период ребёнок наиболее активно впитывает в себя всю окружающую информацию, которая впоследствии станет фундаментом для формирования мировоззрения. Проще говоря, он будет наблюдать за Вами, поэтому очень важно озвучивать каждый свой шаг.

Попробуйте проговаривать последовательность своих поступков, объясняя причинно-следственную связь. Это будет напоминать подробный рецепт из кулинарной книги.

Досуг как средство приобретения новых умений и развития способностей

Лучше всего выстраивать диалог через игру, потому что в таком процессе у малыша просыпается интерес к происходящему. Можно обыгрывать различные жизненные ситуации, при этом нужно:

  1. наблюдать за реакцией, которую можно корректировать,

  2. помогать быстрее ориентироваться в складывающейся обстановке,

  3. обращать внимание на ошибки и способы их разрешения,

  4. проводить игры, развивающие скорость мышления (найти отличия на рисунках, выбрать необходимые предметы, повторить слова, предложения или звуки).

Психиатры проводят четкую взаимосвязь развитого логического мышления у детей дошкольного возраста с устойчивой к внешним раздражителям психикой у подростков. Иными словами, люди, привыкшие думать прежде, чем произвести действие, меньше подвержены навязчивым идеям и состояниям стресса. Чтобы малыш рос активным и здоровым, необходимо на собственном примере показать ему, как получать удовольствие от активной жизни, а также рассказать о возможностях, которые дает окружающий мир. Больше занимайтесь со своим ребенком, чтобы он хорошо социализировался, благополучно окончил школу и в будущем смог вести полноценную самостоятельную жизнь. В статье мы рассказали, что влияет на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

Взрослейте вместе с удовольствием!

Другие статьи по тегам:

Источник: https://www.stayer.su/internet_magazin/interesnoe-i-poleznoe/kak-razvit-logicheskoe-myshlenie-u-rebenka.html

Логическое мышление у детей

Как развивать логику у ребенка?

«Я мыслю, значит – существую!» — сказал когда-то великий философ и ученый Декарт, и с ним нельзя не согласиться. Ведь небольшого труда стоит объяснить ребенку, как писать и считать, складывать и вычитать. А вот научить мыслить – задача намного более сложная. Родителям важно понять, что их малыши нуждаются не только во вкусной пище, ласке и внимании.

Необходимо также «подкармливать» мозг ребенка, ведь чем раньше начать развивать логическое мышление у детей, тем больше шансов вырастить их успешными. К сведению, подавляющее большинство добившихся признания людей стали таковыми не столько из-за хорошего образования или выгодных связей, сколько благодаря полезной привычке работать головой и нестандартно думать.

Логическое мышление у детей дошкольного возраста

Способность отделять значимое от несущественного, находить общее и приходить к определенным выводам, уметь доказывать и опровергать, быть вдумчивым и основательным – вот что значит логическое мышление.

На протяжении жизни человек не единожды пользуется этим качеством, тем не менее большинство людей в наше время думают шаблонно и не стремятся развивать логику. А ведь ее нужно тренировать, причем делать это следует с самого раннего возраста.

Важно только знать, по каким правилам осуществляется развитие логического мышления у детей, а также понимать принцип действия этих правил.

Совсем маленькие детки еще не могут думать абстрактно. Для них характерно наглядно-действенное, а чуть позже – наглядно-образное мышление. Все, что им нужно, – это трогать и видеть, они «думают руками».

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается словесно-логическое мышление. Этот этап считается вершиной развития, с этого момента логика совершенствуется на протяжении всей последующей жизни.

Для ребенка перестает быть важным созерцание или ощупывание того, о чем он думает или говорит.

Со временем, уже став взрослым, он научится оценивать задачи, поставленные перед ним, а также ставить цели, планировать и искать способы решения проблем.

Начинать заниматься развитием логического мышления у детей можно уже с двухлетнего возраста. Обычно в этот период малыш уже делает первые попытки в понимании простейших причинно-следственных связей. Главное, что следует при этом помнить: действовать нужно совершенно необременительно для ребенка, используя игры и разговоры.

Понятно, что ведущая роль в беседе будет поначалу принадлежать взрослому: «Почему так светло в комнате? Правильно! Солнышко светит в окно!», «А кто это у нас во дворе кукарекает? Точно, петушок».

Если кроха начнет добавлять что-то свое и делиться собственным мнением, это будет означать, что он принял правила игры и с удовольствием включился в нее.

С 3-4-летним малышом, который уже знает основные цвета и геометрические фигуры, можно попробовать поиграть в «угадайку». Причем загадывать можно не только свойства предметов, но и их признаки (например, огурец может быть длинным, зеленым, свежим и т. д.).

В этом возрасте детям огромную радость доставляет решение задачек по сортировке чего-либо, сходного по одному признаку (размер, форма, цвет). Также можно начинать обучать малыша сравнению вещей. Вначале проще определить, чем они между собой отличаются, а потом уже искать что-то общее.

В этот период для детей очень важны игры с конструкторами и мозаикой. При создании объемных построек или картинок у них формируется способность к обобщению.

Для развития логического мышления у детей дошкольного возраста задания все более усложняются. Например, можно заняться разгадыванием загадок, собиранием пазлов, анализом пословиц и поговорок.

Во время объяснения чего-либо желательно обращать внимание малыша на конкретные слова, определения и понятия; учить подбирать для них синонимы и антонимы (предварительно, конечно, рассказав о значениях этих терминов).

Все это благотворно сказывается на мыслительных процессах и развитии логики.

Наряду с упражнениями в пределах математических понятий (больше-меньше, классификация по возрастанию-убыванию, убрать лишнее), полезными будут занятия по усовершенствованию речи.

В старшем дошкольном возрасте ребенок способен постигать достаточно сложные причинно-следственные связи.

К примеру, можно вместе обсудить прочитанную книгу или что-нибудь увиденное, давая возможность малышу самостоятельно сделать выводы.

Всему свое время

Все приведенные выше методики, несомненно, очень полезны для развития логического мышления у детей. Естественно, для их реализации необходимо приложить немалые усилия. Но ведь любая, даже самая трудная задача, если к ее решению подойти творчески, легко выполнима. Главное – понимать ключевые законы логического мышления:

  • Развивать логику можно всегда, и будучи совсем крохой, и уже имея за плечами немалый жизненный опыт;
  • Для каждого уровня мыслительной деятельности существуют определенные упражнения, не нужно перепрыгивать через ступени, какими бы примитивными и банальными эти задачки ни казались. Не стоит, к примеру, от маленького карапуза с его наглядным мышлением требовать каких-то сложных умозаключений;
  • Ни в коем случае не нужно разделять логику и творчество. Ведь гармоничное развитие мыслительных способностей невозможно без фантазии и воображения. Только комплексные занятия сформируют полноценную интеллектуальную силу человека.

Подводя итог, хочется сказать: чтобы добиться успеха в воспитании ребенка разносторонней личностью с развитым логическим мышлением, стоит выбирать те игры и занятия, которые ему нравится. Вряд ли скучные упражнения принесут много пользы, да и смысла в этом нет — можно же приобретать новые знания и при этом получать удовольствие. Удачи!

Татьяна Оконевская

Источник: https://lady7.net/logicheskoe-myshlenie-u-detej.html

Как развить логическое мышление у ребенка

Как развивать логику у ребенка?

Человеческий интеллект базируется как раз на логическом мышлении, поэтому желательно его грамотно развивать.

Деткам от пяти лет вполне можно уже давать упражнения на визуализацию, а в школьный период – на абстрактное видение и словесно-логические цепочки.

Конечно, идеально, если взращиванием нужных навыков займутся специалисты, но и сами родители должны владеть некоторыми знаниями и секретами.

Дайте ребенку самому развиваться

Не надо все за малыша решать, ему важно выстроить свои взаимоотношения с этим миром, постепенно познавать его, выбирать собственные направления и решения.

Если вы навязываете что-то, изначально преподносите готовую модель, алгоритмы, откуда возьмутся способности к анализу? Так и привыкнет выбирать чужие результаты, копировать.

Пускай лучше ошибается и исправляется, находит свои методы и постоянно тренирует «мозговые мышцы».

Покупайте обучающие книги

Красочные сказки и комиксы – это замечательно, привьет любовь к листанию и изучению разных историй, героев. Но можно добавить еще и пользы от развития логики, причем ненавязчиво.

Есть отдельные издания с ребусами, шарадами и художественная литература с элементами викторины. Например, в конце раздела могут даваться загадки и вопросы.

Для школьников и вовсе предусмотрены учебники по логике, мультимедийные тесты и задания, энциклопедии.

Играйте в настольные игры

Эффективнее всего – шахматы и шашки, но настаивать на запоминании всех правил и особенностей этих игр не стоит. Возможно, у ребенка спортивные таланты в другом направлении, и ему достаточно будет периодически играть в специальные компьютерные игры, «Монополию», более современные варианты карточных и не азартных игр, даже пазлы, кубики, лабиринты могут оказаться весьма полезными.

Решайте бытовые вопросы

Навыки логического мышления пригодятся и в быту: спокойно приобщайте к решению насущных вопросов сына или дочку. Допустим, нужно достать вазу для цветов с антресоли, как проще и безопаснее это сделать? Что лучше разместить на столе, чтобы было под рукой? Какие вещи желательно надевать сначала, а дальше уже остальные? С чего проще уборку начинать и др.?

Расширяйте словарный запас и багаж ассоциаций

Озвучивайте новые понятия, названия предметов, которые видите, учите характеристики, сравнивайте их. Ищите противоположные и похожие значения, запоминайте времена, разнообразные фразы для общения и выражения чувств, эмоций.

Источник: http://metaphysican.com/kak-razvit-logicheskoe-myishlenie-u-rebenka/

Как развить у ребенка логическое мышление?

Как развивать логику у ребенка?

07.08.2017

Родители должны понимать, что без нормально поставленной логики и умения думать, ребенку в жизни будет очень сложно. Ведь логическое мышление — понятие очень растяжимое, не определенное четкими границами, и многие понимают под этим то, чем оно не является. Попробуем разобраться, как же достичь желаемого, и научить ребенка думать логически.

Дети видят — дети повторяют

Итак, вы хотите, чтобы ваш ребенок научился думать. Первое, что вы должны усвоить — нельзя научить тому, чего не умеешь сам.

Нужно сосредоточить основное внимание на том, чтобы научиться мыслить логически самим, а логика и трезвость мысли должны стать обычным, естественным явлением в вашей семье. Но даже если ими будет владеть только один родитель, это уже хорошо.

Однако лучше, чтобы логично мыслить умела вся семья. При таких обстоятельствах ребенка не нужно будет специально обучать — он просто будет смотреть и повторять.

Дело в том, что преемственность в семье является основным фактором, определяющим направление развития человека. Так, например, в пьющей семье ребенок вырастет пьяницей, в курящей — курильщиком. В семье инженеров дети, скорее всего, станут инженерами, в семье рабочих — рабочими.

Когда вы овладеете логикой — этим замечательным инструментом познания мира, и ваш ребенок интуитивно скопирует ваш навык трезво рассуждать, вы сможете развивать его мастерство посредством диалогов и споров.

При этом заметьте, что спор — это не ссора, и даже не то, как ведут себя депутаты на дебатах.

Нормальный спор двух цивилизованных людей — это не конфликт, а процесс общения, в котором люди помогают друг другу познать истину.

Смотрите видео о примере развития логического мышления у детей.

Существует большое количество различных учебных пособий и развивающих игр для детей. Всех их можно условно разделить на 3 группы:

  1. Игры-классификации, в которых ребенку предстоит находить в изображениях разных предметов что-то общее и группировать их. Хотя непосредственно к логике это имеет лишь косвенное отношение, логическое мышление такие картинки тоже тренируют.
  2. Игры-задачи. Их еще называют головоломками, и в них нужно найти решение задачи путем перебора вариантов. Самый распространенный вариант такой игры — лабиринт, часто изображаемый на пачках от хлопьев и какао, мозаики тоже сюда относятся, а также различные конструкторы игрушки с детальками.
  3. Чтобы развить логическое мышление, картинки для детей можно делать самостоятельно. Это даже лучше, так как вы выбираете тему сами, а еще можно совместить две направленности — классификацию с головоломками. Типичный пример — суметь проклассифицировать животных, а затем собрать из них пищевую пирамиду. Затем можно постепенно переходить к пирамидам социальным и так далее.

Как развивать логическое мышление у подростка

Основным способом совершенствования искусства мыслить является решение всё более сложных составных задач. Это может быть что угодно — от простой классификации видов, до раскрытия различных секретов и того, что утаивается кем-либо, например, государством. Итак, главных развивающих методов для подростка всего три, это:

  1. Спор. Спорить можно о чем угодно, но особо интересно рассуждать о принципиально недоказуемых вопросах, например, есть ли бог, в чем смысл жизни, живем ли мы в матрице и т. д. При этом главное здесь не срываться, если вы начинаете чувствовать злость, значит вы потеряли цель игры и стремитесь навязать ребенку свою точку зрения, а это неправильно. Даже если истина за вами, он должен в споре прийти к ней сам, если это произойдет, значит вы всё сделали правильно.
  2. Возложение на подростка решения жизненных задач. Ничто не развивает так, как самостоятельное преодоление трудностей, особенно, если они сопряжены с мыслительной работой. Например, можно задать сыну такую задачу: «Не хочешь идти в армию — найди способ», «Хочешь красивую девушку — подумай как» и т. д. Главное постоянно отслеживать его движение и стараться направлять, если он пошел не по тому пути.
  3. Создание учебных ситуаций посредством хитрости. Здесь можно искусственно ставить подростка в такие условия, в которых ему придется думать, а развивать этим способом можно логическое мышление любого вида.

Теперь обратимся к науке и поговорим о логике с позиции философии.

Читайте о том, что такое креативное мышление.
А также о поведении за столом и этикете для детей.

Логическое мышление и его формы

Что представляет собой логическое мышление? С точки зрения науки — это единственно возможный способ рассуждать, основанный на фундаментальных законах или принципах логики, сформулированных Аристотелем. Между тем психология не дает логическому мышлению четкого определения, поскольку его просто нет. Ведь в широком смысле оно представляет собой просто умение размышлять.

В зависимости от целей мыслительной деятельности выделяют 3 её формы:

  1. Суждение — это когда мы определяем для себя свойства того или иного объекта, например, думаем: «Эта машина красная».
  2. Понятие — когда мы продумываем название объекта, например, видя дерево, продумываем слово «дерево».
  3. Умозаключение, когда мы пытаемся ответить себе на какой-либо вопрос.

Куда пропадает логика младенцев?

Поскольку логическое мышление является единственно правильным способом думать, а с позиции науки все остальные вообще являются заблуждениями, ясно, что логика присуща человеку изначально, как некое его свойство, заложенное самой природой.

Когда дети находятся в промежутке между обретением дара речи и воспитанием (уже умеют говорить, но еще не воспитаны), все их действия и поступки логичны, потому что они естественны.

Однако мы считаем, что дети глупы, потому что нам их мотивы непонятны.

Когда родители, не владеющие логикой, начинают процесс воспитания, естественный способ мышления утрачивается, и на его место приходят стереотипы и установки.

Вот почему логическое мышление детей дошкольного возраста, даже не обученных специально, зачастую превосходит умение рассуждать некоторых взрослых людей, так как дети руководствуются не программами, заложенными извне, а естественностью.

Источник: https://nazvania.net/kak-razvit-u-rebenka-logicheskoe-myshlenie_16141

Как развить логику и мышление дома. 7 проверенных способов для детей 5-12 лет

Как развивать логику у ребенка?

Кадр из мультфильма «Гадкий я» 

Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. Образовательная платформа ЛогикЛайк рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.

1. Устные игры

Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
  • Придумывайте новые концовки для известных сказок.
  • Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу
  • Играйте в «данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.

Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.

Вот несколько идей для активностей этого типа:

  • предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
  • решайте головоломки со спичками — «убери одну спичку, чтобы получилась другая фигура»;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.

3. Настольные игры

Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.

  • Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
  • Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
  • С помощью домино и тримино изучайте счёт, сложение и вычитание.

4. Конструирование

Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.

Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок — устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Можно найти и авторские сборники головоломок, например, от писателя Льюиса Кэрролла.

Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).

6. Шахматные задачи

Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.

Поставь мат чёрному Королю в один ход:

Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.

7. Логические задачи

Пожалуй, решение логических задач — самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток — отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.

Развивать и тренировать логику и мышление можно и нужно разными способами. Основная задача родителя — находить и предлагать ребёнку хорошие игры, образовательные сайты или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении. Например, можно заниматься на онлайн-платформе Logic.com:

Занимательная логика и математика для развития мышления у детей 5-12 лет

А также «Фигуры, развертки и отражения», «Истина и ложь», «Задачи на движение» и другое. На сайте более 3000 заданий, 15+ тематических категорий, 3 уровня сложности.

ЛогикЛайк в помощь — занимайтесь с удовольствием и развивайтесь!

Источник: https://mel.fm/blog/logiclike-logiclike/62309-kak-razvit-logiku-i-myshleniye-doma-7-proverennykh-sposobov-dlya-detey-5-12-let

Бизнес и закон
Добавить комментарий