Государственные бюджетные фонды

Государственные внебюджетные фонды: на какую помощь можно рассчитывать?

Государственные бюджетные фонды

Внебюджетные фонды государства – это совокупность финансовых средств, которые находятся в распоряжении местных и центральных органов власти и имеют целевое значение. Именно они являются важной частью финансовой системы страны. Почему? Об этом и многом другом мы поговорим прямо сейчас!

Социально-экономическая роль внебюджетных фондов

Из названия внебюджетных фондов понятно, что они образуются и действуют вне зависимости от бюджета страны. Главное предназначение фондов – реализация конституционных прав граждан на социальное страхование, пенсии, пособия по безработице, медицинскую помощь и охрану здоровья.

Доходы и расходы таких внебюджетных фондов формируются в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, все государственные внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные структуры в зависимости от источников их формирования, масштабов использования и назначения.

Понятно, что экономические фонды в основном служат источником накопления и использования средств в рамках хозяйственных нужд, а социальные внебюджетные фонды как раз и предназначаются для формирования пенсионных, страховых и прочих резервов, которые именуют социальной защитой населения.

Государственные внебюджетные фонды возникли еще надолго до появления государственного бюджета. Поначалу они представляли собой особые счета и фонды. Шли годы, государство развивалось, а потому возникла необходимость в привлечении большего количества денежных средств.

Это привело к тому, что в стране появились государственные внебюджетные фонды в таком виде, в каком мы знаем их сегодня. Именно при помощи таких фондов стало возможно аккумулировать денежные средства, направляя их на конкретные цели: здравоохранение, пенсионные выплаты, страхование и т.д.

Поначалу внебюджетные фонды действовали на временной основе. То есть, когда конкретная цель государством была достигнута, средства выводились из фонда, использовались для реализации основных заданий, после чего сам фонд прекращал свое существование.

Такая схема работала достаточно долгое время: старые фонды аннулировались, новые – открывались. Со временем наметилась устойчивая тенденция увеличения количества внебюджетных фондов. Это привело к некоторым неудобствам.

Например, в некоторых фондах наблюдалась острая нехватка финансов, другие же аналогичные структуры, напротив, были переполнены. В результате, некоторые фонды были объединены в государственный бюджет. После рассмотрения его проекта в парламенте проект бюджета был утвержден, и его исполнение стало носить обязательный характер.

Когда Россия перешла к рыночной экономике, стали появляться внебюджетные фонды. Это произошло вследствие следующих причин:

1. Необходимость в обеспечении социальной защиты граждан в условиях безработицы и экономической нестабильности.2. Целевое использование денежных средств.3.

Необходимость оперативного решения некоторых социальных проблем путем привлечения большого количества финансов.4. Постоянное финансирование территориальных нужд.5.

Появление новых методов распределения финансов при переходе государства к рыночной экономике.

6. Необходимость покрытия дефицита государственного бюджета через кредитный механизм.

Как формируются доходы государственных внебюджетных фондов? Они включают в себя следующие поступления:

– специальные целевые налоги и сборы, которые устанавливаются для соответствующего фонда (эти платежи классификация налогов также учитывает);- средства государственного бюджета;- отчисления от прибыли организаций, учреждений, предприятий;- прибыль от коммерческой деятельности лиц или фондов;- займы, которые фонд получил от коммерческих банков или ЦБ РФ;

– прочие виды доходов, которые предусмотрены в рамках законодательных актов.

Помимо этого, в качестве материального источника внебюджетных фондов выступает национальный доход. На этой основе создается и действует большая часть государственных внебюджетных фондов.

Основные особенности внебюджетных фондов

Государственные внебюджетные фонды обладают некоторыми специфическими особенностями:1. Внебюджетные фонды отличаются строгой целевой направленностью и планируются органами государственной власти.2.

Финансовые средства, находящиеся в распоряжении внебюджетного фонда, могут быть использованы для покрытия государственных расходов, которые не включены в основной бюджет.3. Внебюджетные фонды формируются за счет обязательных отчислений физических и юридических лиц.4.

Тарифы взносов во внебюджетные фонды представлены в виде налоговых платежей, устанавливаются государством и носят обязательный характер.5. Средства фонда являются собственностью государства и не подлежат изъятию для реализации целей, которые не согласуются с их предназначением.

6.

Учет внебюджетных фондов и их расходов производится в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации или правления фонда.

Виды государственных внебюджетных фондов

На территории Российской Федерации действует ряд государственных внебюджетных фондов:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации.2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.3. Фонд социального страхования Российской Федерации.4. Фонд занятости.

5. Прочие внебюджетные фонды (примерно 40 фондов).

Остановимся на некоторых видах внебюджетных фондов.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации

Средства данного фонда предназначены для произведения пенсионных выплат гражданам в случаях, которые оговорены в действующем законодательстве. Бюджет пенсионного фонда формируются за счет привлечения следующих средств:

– страховые взносы;- суммы пеней или прочих финансовых санкций;- средства федерального бюджета;- доходы от инвестирования временно свободных финансовых средств обязательного пенсионного страхования;- добровольные взносы организаций или физических лиц, которые уплачиваются застрахованными гражданами или страхователями;

– другие источники пополнения фонда, которые не запрещены действующим законодательством.

Средства, находящиеся в бюджете Пенсионного фонда РФ, считаются федеральной собственностью, не подлежат изъятию и не входят в состав прочих бюджетов. Что касается пенсии, то Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие ее виды:

1. Трудовая пенсия (по инвалидности, старости, при потере кормильца).2. Пенсия за выслугу лет.3. Социальная пенсия (полагается нетрудоспособным гражданам).4. Пенсия военнослужащим и их семьям.5. Пособия для одиноких матерей.

6. Выплаты лицам, которые пострадали от техногенных или радиационных катастроф, и членам их семей.

2. Фонд социального страхования Российской Федерации

Этот фонд является вторым социальным внебюджетным фондом по своей значимости. Как и Пенсионный фонд, он является строго целевым и автономным. Основное его предназначение – финансирование выплат денежных пособий по уходу за ребенком, временной нетрудоспособности, родам, для санаторно-курортного лечения трудящихся, членов их семей и т.д.

Фонд социального страхования РФ образуется на основе:- добровольных взносов учреждений, предприятий, организаций и прочих хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы собственности;- добровольных взносов юридических лиц и граждан;- доходов от инвестирования временно свободных средств Фонда;

– ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации с целью покрытия расходов по предоставлению льгот гражданам, пострадавших от радиации, а также по другим подобным причинам.

3. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС)

Через данный фонд денежные средства направляются в страховые компании, учредителем которых является местная администрация.

Следует заметить, что страховые компании должны работать на основе лицензий и подбирать исключительно дееспособные медицинские учреждения, куда граждане действительно могут обратиться за помощью.

Средства ФОМС используются для финансирования медицинских программ, оплаты лечения, развитие медицинской науки и прочие цели. Формируется Фонд на базе ассигнований и страховых взносов.

В качестве их плательщиков выступают организации, предприятия, учреждения любой формы собственности и вне зависимости от деятельности. Помимо этого, плательщиками являются органы исполнительной власти, со стороны которых поступают платежи за неработающих лиц (школьников, пенсионеров, студентов, детей и т.д.).

Как быть уверенными в том, что медицинские услуги можно действительно получить на бесплатной основе? Удостоверяет этот факт страховой полис, который вручается каждому лицу по месту его жительства или работы.

Таким образом, каждый человек получает «гарантированный объем медицинских услуг», который включает в себя «скорую помощь», услуги по родам и обслуживанию беременных, лечение острых заболеваний, помощь пенсионерам, детям и инвалидам.

Как видите, внебюджетные фонды принимают самое непосредственное участие в обеспечении достойного уровня жизни для граждан всех категорий. Правда, воспользоваться вышеуказанными привилегиями можно только в том случае, если вы сами будете производить отчисления в такие внебюджетные фонды.

(с) Татьяна Марико для информационного портала Finansy.asia

Источник: http://www.finansy.asia/articles/gosudarstvennye-vnebyudzhetnye-fondy-na-kakuyu-pomoshch-mozhno-rasschityvat

Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации

Государственные бюджетные фонды

Согласно ст.

143 БК РФ государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном БК РФ.

Государственными внебюджетными фондами в РФ являются (ст. 144 БК РФ):

1) Пенсионный фонд РФ;

2) Фонд социального страхования РФ;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

4) Государственный фонд занятости населения РФ. Правовой статус, порядок создания, деятельности

и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются соответствующим федеральным законом.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, при этом средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (п. 2 ст. 145 БК РФ).

Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда представляется органами исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов этого субъекта одновременно с представлением проекта закона субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждается одновременно с принятием закона субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов, предусмотренных законодательством РФ. В бюджеты государственных внебюджетных фондов зачисляются налоговые доходы, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в соответствии с установленными нормативами.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов может осуществляться только на цели, определенные законодательством, регламентирующим деятельность этих фондов, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления соответствующего фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Ообранию в форме проекта федерального закона. В аналогичном порядке утверждается отчет об исполнении бюджета регионального государственного внебюджетного фонда.

Стабилизационный фонд РФ

В соответствии со ст. 96.

1 БК РФ Стабилизационный фонд РФ – часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Под базовой ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки «Юралс», эквивалентная 197,1 доллара США за одну тонну (27 долларов США за один баррель).

Согласно ст. 96.2 БК РФ Стабилизационный фонд формируется из следующих средств:

1) дополнительных доходов федерального бюджета, образуемых за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;

2) остатков средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

Расчет и перечисление средств в Стабилизационный фонд производятся в порядке, определяемом Правительством РФ.

Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд рублей. Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете (ст. 96.3 БК РФ).

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляет Минфин РФ в порядке, определяемом Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда могут осуществляться Центральным банком РФ по договору с Правительством РФ.

Средства Стабилизационного фонда могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством РФ (ст. 96.4 БК РФ).

Операции со средствами Стабилизационного фонда отражаются на отдельных счетах Федерального казначейства, открытых в Центральном банке РФ. Операции со средствами Стабилизационного фонда отражаются в отчете об исполнении федерального бюджета, учет таких операций осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

Правительство РФ направляет ежеквартальные и годовые отчеты в Государственную Думу и Совет Федерации о поступлении средств в Стабилизационный фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

Минфин РФ ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Стабилизационного фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в Стабилизационный фонд и использовании средств Стабилизационного фонда в отчетном месяце (ст. 96.

5 БК РФ).

Резервные фонды

Согласно положениям ст.

81 БК РФ в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

Создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов в расходной части бюджетов запрещается.

Под резервным фондом бюджетапонимается совокупность всех бюджетных средств, предназначенных для покрытия потребностей государства и местного самоуправления, которые носят случайный, но вероятный характер, и при составлении, рассмотрении и утверждении соответствующего бюджета нельзя предвидеть, возникнут они или нет, однако при утверждении соответствующего бюджета допускается возможность их наступления.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 % утвержденных расходов федерального бюджета. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год (п. 3 ст. 81 БК РФ).

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно—восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Порядок расходования средств резервных фондов, предусмотренных расходной частью федерального бюджета, устанавливается постановлениями Правительства РФ; резервных фондов, предусмотренных бюджетами субъектов РФ, – нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ; резервных фондов, предусмотренных расходной частью местного бюджета, – нормативными актами органов местного самоуправления.

Органы исполнительной власти соответствующего уровня и органы местного самоуправления ежеквартально информируют соответствующий орган представительной (законодательной) власти, представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда.

Федеральным бюджетом предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1 % утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда Президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.

Расходование средств резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании письменного распоряжения Президента РФ. При этом не допускается расходование средств резервного фонда на проведение выборов, референдумов либо освещение деятельности Президента РФ.

Бюджетный кредит

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 76 БК РФ).

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее 100 % предоставляемого кредита, при этом обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту бюджетный кредит предоставлен быть не может.

Согласно ст. 77 БК РФ бюджетные кредиты предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита.

Бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до одного года в объеме, утвержденном федеральным законом о федеральном бюджете.

Предоставление бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов из федерального бюджета осуществляется по процентной ставке, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В случае непогашения бюджетных кредитов в установленный срок, остаток непогашенных кредитов погашается за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Местным бюджетам из бюджета субъекта РФ могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до одного года.

В случае непогашения предоставленных местным бюджетам бюджетных кредитов в установленные сроки остаток непогашенного кредита погашается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта РФ в соответствующем финансовом году, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в местный бюджет.

Источник: http://uristinfo.net/bjudzhetnoe-pravo/290-bjudzhetnoe-pravo-shpargalka/9002-gosudarstvennye-vnebjudzhetnye-fondy-rossijskoj-federatsii.html

Бизнес и закон
Добавить комментарий