Где применяется метод мозгового штурма?

Содержание
  1. Мозговой штурм: суть метода и примеры
  2. Изобретение и главная идея метода
  3. Примеры реализации мозговой атаки
  4. Этапы мозговой атаки
  5. Особенности коллективной генерации идей
  6. Метод мозгового штурма: описание, этапы и преимущества
  7. Метод мозгового штурма имеет три этапа.
  8. Этап 1. Формирование задачи.
  9. Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи
  10. Этап 3. Оценка результата.
  11. Главные достоинства метода мозгового штурма
  12. Метод
  13. Мозговые атаки
  14. Успех
  15. Мозговой штурм (брейнсторминг). Метод мозгового штурма
  16. Что такое мозговой штурм?
  17. Правила проведения мозгового штурма
  18. Как провести мозговой штурм?
  19. Технология мозгового штурма
  20. Метод мозгового штурма: описание, на чем основан, этапы
  21. В чем эффективность коллективного подхода к решению проблемы
  22. Особенности метода мозгового штурма
  23. История возникновения метода
  24. Основные правила и принципы мозгового штурма
  25. Состав и правило подбора членов групп
  26. Процедура проведения мозгового штурма
  27. Недостатки мозгового штурма

Мозговой штурм: суть метода и примеры

Где применяется метод мозгового штурма?

В сфере менеджмента часто встречаются ситуации, когда руководителю сложно самостоятельно разработать управленческое решение.

Для этого он привлекает группу экспертов, которые выполняют так называемый мозговой штурм и находят оптимальный способ реализации конкретной задачи.

Этот метод был изобретен еще в середине прошлого века, однако до сих пор широко используется в бизнес-сфере, науке, технике, а также других областях, требующих принятия важных решений.

Изобретение и главная идея метода

Изобретателем метода мозгового штурма (или мозговой атаки) считается Алекс Осборн – сооснователь американского рекламного агентства BBD&O.

По мнению Осборна, проблема появления новых идей и креативных решений заключалась в том, что над ними работали узкие специалисты, мышление которых по большому счету было стандартным.

Обсуждая определенные задачи в экспертной среде, зачастую сложно найти нестандартный путь или новый подход, выходящий за рамки профессионального опыта.

Алекс Осборн

Таким образом, возникла идея разбавления подобных групп людьми с принципиально другими знаниями, навыками и взглядом на вещи, то есть неспециалистами. Первая проба метода сразу выявила его недостаток.

Как оказалось, приглашенные люди боялись высказывать оригинальные предложения, поскольку не хотели выглядеть дилетантами на фоне экспертов области.

Поэтому было решено полностью исключить оценочный фактор на начальной стадии создания идей.

Мозговой штурм в действии

С этого момента члены группы стали предлагать любые, даже абсолютно фантастические идеи и никто не имел права их критиковать или каким-то образом демонстрировать собственное несогласие. Со временем выработались четкие правила мозгового штурма, которые позволяют наиболее эффективно использовать метод:

  1. Разнообразие участников (разный опыт, возраст, образование и т.д.).
  2. Запрет критики идей, предлагаемых на начальном этапе.
  3. Выдвижение как можно большего количества предложений.
  4. Фиксация каждой мысли вне зависимости от ее сути и реальности воплощения.

Примеры реализации мозговой атаки

Как бы это ни противоречило самой сути метода, существует индивидуальная форма мозгового штурма.

В условиях недостатка ресурсов или невозможности создания рабочей группы можно самостоятельно провести мозговую атаку.

Для этого берутся лист бумаги и ручка и за фиксированное время (10-20 минут) пишется максимально возможное число предложений (минимум 20), при этом полет фантазии ничем не ограничивается.

Самостоятельная мозговая атака

Чтобы такой метод принес желаемый результат, важно не останавливаться на полпути. Если создалось ощущение, что мозг исчерпал собственные ресурсы, к примеру, на 10-й идее, можно сделать кратковременный перерыв, после чего продолжить процесс. Как показывает практика, именно в конце списка размещаются самые оригинальные и нестандартные решения.

Брейнрайтинг

Еще одной формой мозгового штурма является брейнрайтинг, при котором участники группы обсуждают поставленную задачу заочно, с помощью онлайн технологий.

Общение в режиме чата несколько ограничивает возможности метода в плане креативности, поскольку личное присутствие в этом случае достаточно важно.

Однако такой недостаток компенсируется снижением затрат на организацию работы группы и доступностью приглашения иностранных экспертов.

Рабочая группа

Самый популярный вариант реализации метода мозговой атаки – создание рабочей группы, которая собирается в одном кабинете и генерирует идеи, в конечном итоге выбирая самую подходящую из них. Такое сообщество может иметь иерархическое или равноправное устройство.

В первом случае каждый участник решает узкую задачу, тогда как проблема в целом известна только руководителю, который и принимает окончательное решение на основе предложенных идей. Во втором варианте все члены группы абсолютно равноправны и стремятся достичь конкретной цели.

Еще есть комбинированные сообщества, в которых каждый участник знает общую проблему, но отвечает за поиск решений только в своей узкой области.

Этапы мозговой атаки

Существует несколько этапов мозгового штурма, каждый из которых по-своему важен:

1. Формулировка проблемы. Чтобы на выходе получить желаемый результат, критически важно правильно сформулировать проблему, добавив конкретики. Например, задача «Как увеличить продажи смартфонов» повлечет за собой большое количество идей, но из-за недостаточной конкретики может быть выбрано неверное направление.

Важно правильно сформулировать задачу

Если же целью будет «Как увеличить продажи смартфонов Samsung на 30%», тогда вероятность найти работающее решение существенно вырастет.

2. Формирование группы экспертов. Далеко не все компании соблюдают технологию Осборна в строгом исполнении, где в обсуждении задачи помимо экспертов конкретной сферы участвуют и некомпетентные люди.

Часто руководители формируют рабочую группу исключительно из профессионалов, деятельность которых так или иначе связана с темой мозгового штурма. При этом количество человек в сообществе не должно быть слишком большим.

Группа экспертов

Желаемая эффективность мозговой атаки достигается в случае присутствия 5-7 участников, тогда как 8-й и последующие члены снижают качество генерации идей. причина потери эффективности заключается в том, что, во-первых, чрезмерное количество людей сложнее организовать, а во-вторых, возрастает вероятность конфликтов.

3. Генерация идей. На этом этапе создаются необходимые условия для работы группы. Как правило, творческий процесс реализуется в форме деловой игры, где каждый участник старается предложить как можно больше решений.

Генерация идей

Особо приветствуются идеи, отличающиеся оригинальностью и креативностью. Процедура длится в среднем 20-30 минут, во время которых один человек (диспетчер) заносит в протокол абсолютно все предложения, поступившие от других членов сообщества.

4. Анализ выдвинутых предложений. Поступившие идеи обобщаются, группируются и тщательно анализируются. После этого делается вывод и принимается управленческое решение. Анализ предложений могут выполнять как члены рабочей группы, так и специально приглашенные эксперты.

Выбор оптимального решения

В отличие от генерации идей, где преобладает творческое начало, на этом этапе используется критическое мышление, которое позволяет получить обоснованные выводы и оценки.

Иногда для получения наиболее достоверных результатов обработку идей выполняют с помощью метода Дельфи.

Его суть заключается в анонимном анкетировании экспертов и составлении статистики, согласно которой определяется самое удачное предложение.

Особенности коллективной генерации идей

Самые умные собаки в мире

Несмотря на то что мозговой штурм относится к наиболее эффективным методам поиска управленческих решений, он включает некоторые риски, которые связаны с особенностями функционирования рабочей группы.

  • Феномен статусного доминирования. Такой феномен часто возникает в экспертных сообществах, создаваемых внутри компании, когда в группе присутствуют эксперты разного ранга. В этом случае у людей низкого ранга часто возникает желание следовать за позицией статусного коллеги, отказываясь от собственного мнения.
  • Снижение чувства ответственности за конечный результат. Чем больше людей участвует в коллективной генерации идей, тем меньше уровень персональной ответственности.

Феномен статусного доминирования

  • Тенденция к позитивному сдвигу рисков. Как правило, задействованная в мозговом штурме группа принимает более рискованные решения, чем один человек. Во-первых, это связано с отсутствием чувства ответственности, о чем говорилось выше. Во-вторых, появляется вера в коллективный разум, якобы никогда не ошибающийся.
  • Феномен поглощения проблемы. Иногда возникают ситуации, когда участники обсуждения настолько погружаются в процесс, что он начинает доминировать над главной задачей, решение которой отодвигается на второй план.

Навязывание коллективного мышления

  • Навязывание индивидууму коллективного мышления. Часто люди боятся идти против группы и становиться «белой вороной», поэтому со временем такие участники подстраивают индивидуальное мышление под стереотипы, вырабатываемые сообществом.
  • Сложность определения вклада каждого участника. В коллективном поиске решений теряется значимость личного вклада. Если конкретный участник предложит гениальную мысль, лавры все равно распределятся между всеми членами сообщества, в том числе и теми, которые не принесли никакой пользы. На этом фоне в группе могут возникать конфликты.

Даже с учетом таких недостатков мозговой штурм часто используется на различных предприятиях, в большинстве случаев позволяя находить интересные идеи для сложных задач. Поэтому этот метод входит в обязательную программу различных школ менеджмента, где на уроках проводятся теоретические и практические занятия по принятию управленческих решений.

Источник: https://24smi.org/news/55585-mozgovoi-shturm-sut-metoda-i-primery.html

Метод мозгового штурма: описание, этапы и преимущества

Где применяется метод мозгового штурма?

Мы живем в прекрасное, невероятно интересное время, когда мир вокруг нас меняется с ошеломляющей быстротой. То, что еще вчера казалось фантастикой, становится нормой. Нам приходится жить в бешеном темпе и при этом часто сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил.

Пытаясь решить их, мы прочитываем массу литературы, спрашиваем советы у знакомых – и все безрезультатно, решение так и не найдено. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое.

Практически с любой проблемой, которая имеет множество вариантов решения, позволит справиться метод мозгового штурма.

Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения.

Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей.

В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки.

Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.

Метод мозгового штурма имеет три этапа.

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4.

Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов.

Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа.

После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными.

В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи.

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки.

После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов.

Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей.

Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Главные достоинства метода мозгового штурма

  1. Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.
  2. Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.

Метод мозгового штурма можно применять не только на работе, но и для решения личных проблем. Главное при этом – придерживаться основных этапов и правил, системно вникать в существующую проблему, учитывая её особенности и нюансы. И нужное вам решение обязательно найдется.

 Luigi Mengato

Читайте еще про один замечательный метод поиска креативных решений.

Источник: https://b-trainika.com/blog/metod-mozgovogo-shturma/

Метод

Где применяется метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ.

brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

o Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

o Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

o Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

o Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма.

На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько “одинаково” участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

· участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

· члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению.

В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.

Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Метод мозгового штурма (brainstorming или метод мозговой атаки)

Игра в мозговой штурм позволяет бесплатно нащупать методику проведения штурма, вид, этапы, и сценарии проведения мозгового штурма, правила игры, суть и применение мозговой атаки.

Использование метода мозгового штурма и применение мозгового штурма.

Как проводить мозговой штурм ?

Схема проведения штурма и правила очень простые.

Опишите тут свою задачу, и мы все вместе будем искать нестандартное решение.

цель проведения такого мозгового штурма – решение задачи нестандатно, креативно!

Участие в такой игре (а для многих это работа) – является лучшим примером техники проведения мозгового штурма, нежели просто читать теорию и не иметь возможности применения на практике, в группе.

Люди – лучше чем программа мозгового штурма!

Тем более, тут проводятся мозговые атаки на разные темы и сценарии.

Позиционирование продукта в рекламной кампании – это создание визуального образа, композиции и сюжета. Художественное творчество в рекламе – не просто работа, это креативное восприятия, это полёт фантазии и нестандартный подход.

Как это происходит? Первое самое интересное и эффективное – это метод “мозгового штурма”.

Мозговой штурм – это неиссякаемый источник новых идей и нестандартных решений. Методика мозгового штурма хорошо известна и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

Темп современной деловой жизни кажется таким быстрым, решения принимаются на ходу, и складывается впечатление, что совсем нет и времени и места для творчества, и тем более для “специального процесса по организации творчества”.

Учебники по рекламе предлагают четкое разделение ролей. Креативные идеи придумывает соответствующий специалист (например, копирайтер), а коллективная “творческая работа” отвлекает людей, нарушает сложившиеся формы коммуникации сотрудников.

Зачем привлекать тех, кто все равно не имеет времени, чтобы полностью войти в проблему? Мы так долго жили в идеологии принудительного коллективизма, что теперь хочется все сделать самому, выразить себя, ни с кем не делясь и ни в ком не нуждаясь! К тому же существует проблема авторских прав – захочет ли творческий человек делиться своими идеями с потенциальными конкурентами?

Что такое “мозговой штурм”? Это метод группового коллективного продуцирования новых креативных идей, который был разработан в 1930-е годы. Он используется в самых разных областях – от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в сложных социальных или личных ситуациях.

Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора.

Кроме того, используются разнообразные приемы “включения” фантазии, для лучшего использования “чисто человеческого” потенциала в поиске решений.

Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать “безумные” предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение “специалистов”.

Благодаря этому появляется возможность найти что-то действительно необычное, новое, креативное, что могло бы “пройти мимо” из-за своей непривычности. Такой способ поиска новых креативных решений может быть применен и “лично для себя”, в виде некоторого мысленного эксперимента, но эффективность реального группового действия несравненно выше.

Один из вариантов методики мозгового штурма хорошо знаком нам по любимой не одним поколением телезрителей передаче: “Что? Где? Когда?”. Категорически запрещается критика выдвигаемых идей.

Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления. Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной.

Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей.

Самые лучшие – это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы участники мозгового штурма попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения.

Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее.

Плоды мозгового штурма важно материализовать в самое короткое время.

Гениальные креативные идеи зачастую рождаются в тёплой атмосфере неформального общения за кружкой пива или долгими бессонными ночами у кого-нибудь в квартире. Так что нет гарантии, что муза посетит вас в каком-то определённом месте, используйте все способы для создания креативных идей.

2. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Источник: http://MirZnanii.com/a/161257/metod-mozgovogo-shturma

Мозговой штурм (брейнсторминг). Метод мозгового штурма

Где применяется метод мозгового штурма?

Сегодня я расскажу вам о том, что такое мозговой штурм (брейнсторминг), для чего он нужен, чем он интересен и полезен, и как правильно использовать метод мозгового штурма на практике.

Наверняка вы уже слышали о таком понятии, а прочитав эту статью, получите более четкое и грамотное представление о мозговом штурме и о том, как его провести.

Что такое мозговой штурм?

Термин “мозговой штурм” заимствован из английского языка (brainstorming), и даже в русском языке его часто используют дословно: брейнсторминг. Также можно встретить синонимы этого понятия – мозговая атака, метод круглого стола.

Метод мозгового штурма разработал американский творческий деятель, основатель рекламного агентства, копирайтер Алекс Осборн еще в первой половине 20 века (оказывается, уже в те времена были люди, занимающиеся копирайтингом).

Он успешно доказал на практике, что люди в одиночку часто боятся высказывать свои оригинальные и нестандартные идеи, опасаясь встретить неодобрение со стороны коллег или начальства.

Поэтому проведение мозгового штурма, разработанное им, предполагало полный запрет на критику и осуждение на начальном этапе высказывания идеи.

Технология мозгового штурма заключается в двух основных правилах:

1. Запрет осуждения любых мыслей и предложений участников на начальном этапе.

2. Постепенная трансформация количества предложенных идей в качество.

С тех пор метод мозгового штурма многократно подвергался исследованиям и совершенствованию, но основные его принципы и правила остались неизменными. А главное – исследователи пришли к выводу:

Поскольку Алекс Осборн впервые применил брейнсторминг в работе своего рекламного агентства для разработки рекламных идей, до сих пор у многих остается стереотип, что метод мозгового штурма подходит только для работы и бизнеса в сфере маркетинга и рекламы, или же только для какой-то творческой работы. Несомненно, в этих сферах мозговая атака действительно приводит к хорошим результатам, однако они отнюдь не являются исключительными для применения этого метода.

Метод круглого стола успешно применяется и в руководстве (менеджменте) бизнесом, и в финансовой сфере, и даже для решения личных или семейных задач (в этом случае семья может собраться на мозговой штурм).

Ну а проведение мозгового штурма на уровне бизнес-структуры, предприятия, одновременно с нахождением лучшего варианта решения задачи, способствует укреплению командного духа и является одним из способов нематериальной мотивации персонала. Ведь каждый участник мозговой атаки ощущает свою значимость, свое участие в решении общей стратегической задачи.

Рассмотрим подробнее, в чем заключается технология мозгового штурма, и как его правильно проводить.

Правила проведения мозгового штурма

1. Участников брейнсторминга не должно быть слишком мало и слишком много. Оптимальное количество людей для проведения мозгового штурма – 8-10 человек.

2. Все участники мозговой атаки (или хотя бы какая-то их часть) должны быть экспертами в обсуждаемом вопросе, то есть, иметь хороший уровень теоретической и практической подготовки.

3. При проведении мозгового штурма разрешается высказывать любые, даже самые сумасшедшие идеи, их количество, поступающее от каждого участника, не ограничивается.

4. Участникам круглого стола запрещается критиковать идеи, высказанные другими участниками.

5. Для проведения мозгового штурма выбирается ведущий (модератор), который следит за соблюдением правил и осуществляет координацию действий всех участников.

Как провести мозговой штурм?

Участники брейнсторминга удобно рассаживаются по своим местам (в идеале – за большим круглым столом).

Модератор берет слово и ставит перед участниками задачу: проблему, для которой необходимо найти решение.

Уже на этом этапе он должен обозначить важность проблемы, и важность мнения по этому поводу каждого из участников круглого стола, тем самым, мотивируя их и стимулируя мыслительные процессы.

Далее модератор должен обозначить регламент проведения мозгового штурма, то есть, выделить определенное время на высказывание одной идеи, а также на последующее обсуждение высказанных идей и поиск оптимального решения.

Затем мозговой штурм начинается, и модератор по очереди дает каждому участнику круглого стола слово для высказывания своих идей. После выступлений он должен подбадривать участников и стимулировать выработку самых креативных идей (для этого желательно заранее подготовить какие-то наводящие вопросы, чтобы запас идей не иссяк слишком быстро).

Модератор должен следить за тем, чтобы все участники соблюдали регламент, тактично пресекать всяческие попытки критики (а они обязательно будут!), демонстрировать свой позитивный настрой и равноправное отношение ко всем участникам. Модератор ни в коем случае не должен быть лицом заангажированным, поддерживающим конкретную идею, и пытающимся навязать ее другим, используя якобы метод мозгового штурма.

Если речь идет о том, как провести мозговой штурм в рабочем коллективе, то роль модератора не должен присваивать себе руководитель – так участники будут чувствовать себя психологически неуютно, и будут бояться высказывать определенные идеи. Лучше всего, если модератором будет избран сотрудник такого же ранга, как и все остальные участники, а руководитель возьмет на себя функцию стороннего наблюдателя, впоследствии примет участие в обсуждении уже всех высказанных идей.

Технология мозгового штурма

Всю технологию проведения мозгового штурма можно разбить на 3 этапа.

1. Постановка задачи. На начальном этапе мозговой атаки отбираются участники круглого стола, и перед ними ставится задача, для которой они должны найти оптимальное решение. Также на этом этапе назначается модератор, и определяется регламент проведения мозгового штурма.

2. Генерация идей. На втором этапе участники брейнсторминга по очереди высказывают свои идеи, предлагают свои варианты решения задачи. Здесь важно собрать как можно большее количество вариантов, пусть даже абсурдных и сумасшедших (многие гениальные идеи поначалу казались именно такими). Допускается также объединение нескольких идей участников круглого стола в одну.

3. Экспертный анализ. И, наконец, последний, главный этап проведения мозгового штурма, на котором участники начинают обсуждать полученные идеи для выявления лучшего варианта.

На этом этапе (только на нем!) уже допускается подвергать идеи анализу, оценке, критике.

Так, постепенно, из общей массы высказанных идей формируется группа лучших, они дорабатываются, комбинируются, и в результате получается лучшее решение.

Мозговой штурм не нужно проводить ради самого процесса. Если руководитель уже определил для себя путь решения проблемы, и хочет провести мозговую атаку “для галочки” – это приведет только к негативному эффекту среди сотрудников.

В процессе своей эволюции метод мозгового штурма послужил отправной точкой для появления новых методов поиска оптимального решения задач, таких как метод шести шляп, в котором можно провести мозговой штурм только с одним участником, или метод синектики, который я еще разберу подробно в одной из следующих публикаций на Финансовом гении.

Думаю, что теперь вы получили более четкое представление о том, что такое мозговой штурм, как его правильно провести, и как с его помощью найти лучшие, нестандартные, а может даже гениальные способы решения возникших проблем и трудностей. Если вы хоть раз попробуете реально провести мозговой штурм – вы увидите, насколько действенный этот метод, какие интересные результаты он вам принесет.

Источник: http://fingeniy.com/mozgovoj-shturm-brejnstorming-metod-mozgovogo-shturma/

Метод мозгового штурма: описание, на чем основан, этапы

Где применяется метод мозгового штурма?

Когда что-то пошло не так, сложная проблема не решается и, вообще, «крокодил не ловится, не растет кокос», нужно обратиться к коллективному разуму.

Конечно, коллективный труд не всегда эффективнее индивидуального, особенно в творчестве. Однако в условиях интеллектуального тупика правильно организованное «объединение разумов» может дать потрясающие результаты.

Один из наиболее известных методов коллективной интеллектуальной деятельности – это метод мозгового штурма.

В чем эффективность коллективного подхода к решению проблемы

Поговорка «одна голова хорошо, а две лучше» возникла неслучайно. Давно замечено, что наиболее интересные, яркие идеи и решения, приходят в голову тогда, когда вы обсуждаете с кем-то свою проблему.

А нередко о непонятном моменте достаточно рассказать другому человеку, чтобы разобраться в сути вопроса.

И вы замечали, думаю, что чужие проблемы, которыми с вами поделились, решить проще, чем свои, а чужие ошибки заметнее.

Что же происходит, с точки зрения психологии, в процессе коллективного обсуждения проблемы? Известно, что мысли рождаются как обмен импульсами между различными участками коры головного мозга.

А во время коллективного обсуждения к мышлению как бы подключаются внешние ресурсы и срабатывает не только ваша система ассоциаций, но и ассоциативная память собеседника. И вовсе не обязательно, что она богаче вашей, просто другая, и опыт, и знания другие. Таким образом, интеллектуальные ресурсы удваиваются.

А если в обсуждении участвуют не двое, а несколько человек, то объем и вариативность ассоциативной информации увеличивается во много раз.

Немалое значение имеет и процесс проговаривания. Рассказывая о проблеме, вы облекаете смутные подчас мысли в четкие фразы и формулировки – ведь вам надо, чтобы собеседник вас понял. В речевой деятельности происходит процесс «кристаллизации» мысли.

Важную роль в коллективном обсуждении играет и древний психофизиологический механизм психического заражения.

Он проявляется в том, что в окружении других людей человек неосознанно «считывает» их эмоциональное состояние, чувства, настроения и психологически настраивается на группу, как бы становясь единым целым с ней.

Эта настройка вызывает своеобразный эффект резонанса – не только ярче и сильнее становятся эмоции, но и эффективнее мыслительная деятельность.

Но с групповой интеллектуальной деятельностью не все так просто. Феномен заражения также приводит и к повышению стихийности поведения людей в группе, и пущенное на самотек обсуждение очень быстро превращается в хаотичный «базар», а то и в скандал из-за несогласия одних с мнением других. Поэтому важную роль играет правильная организация группового обсуждения проблемы.

Кстати, эффективность организованной коллективной мысли была замечена людьми еще в глубокой древности. В старинных хрониках сохранились истории о том, что метод управляемого организованного обсуждения проблемы использовался еще древними викингами.

В сложной ситуации ярл или капитан драккара собирал всю команду и предлагал воинам высказаться. Говорить должны были все, начиная с самого младшего и неопытного, заканчивая вождем или капитаном.

Такой порядок обеспечивал свободу высказывания, когда авторитет старших не подавлял инициативу младших. Но окончательное решение принимал вождь.

Этот принцип лежит и в основе популярного эвристического метода мозгового штурма, или брейнсторминга.

Особенности метода мозгового штурма

Если коротко охарактеризовать этот метод, то суть его состоит в том, что все члены группы высказывают максимально большое количество идей по решению проблемы. Идеи могут быть от банальных до самых бредовых, главное, чтобы их было много. Цель этого метода – сломать стереотипы мышления, мешающие увидеть новое, оригинальное, нестандартное решение.

История возникновения метода

Хоть прототипы мозгового штурма были известны в глубокой древности, но в настоящее время автором его считается американский исследователь творчества Алекс Осборн. Идея этого метода имеет интересную историю.

Во время Второй мировой войны Осборн служил офицером в английском флоте. Одной из главных проблем были немецкие торпеды, из-за которых гибло много кораблей. Вопрос, как защитить судно от этой угрозы, казался нерешаемым, пока Осборн не использовал древний метод викингов.

Он собрал команду на палубе и предложил всем, начиная с юнги, сформулировать свои варианты решения проблемы. Среди множества конструктивных и не очень предложений одно показалось Осборну интересным.

Матрос, видимо, в шутку предложил всей команде выстроиться с той стороны палубы, где ожидается торпеда, и дружно подуть на нее, тем самым отгоняя ее от борта.

Бред? На первый взгляд, да. Однако спустя некоторое время Осборн запатентовал свое изобретение: дополнительный винт, который устанавливался так, чтобы гнать волну вдоль борта корабля, тем самым заставляя торпеды отклоняться от курса.

Этот опыт поиска творческого решения так вдохновил А. Осборна, что после окончания войны он занялся исследованием психологии творчества. А метод коллективного поиска решений, названный им брейнсторминг (brainstorming — мозговая атака), он описал в книге «Управляемое воображение», которая была опубликована в 1953 году.

Основные правила и принципы мозгового штурма

В мозговом штурме, как и в любом коллективном методе, важную роль играет правильная организация. Все участники брейнсторминга делятся на две группы, одна из них, в которую входят генераторы идей, называется «штурмовой», а вторая состоит из критиков и аналитиков, которые рассматривают эффективность и продуктивность всех предложенных решений.

Состав и правило подбора членов групп

Что касается группы «штурмующих», то наиболее эффективной считается группа, состоящая из 6-8 человек. Меньшее количество людей ограничивает разнообразие высказываемых ими идей, а большее – затрудняет организацию. При подборе членов «штурмовой» группы необходимо учитывать следующее:

  • в группе должны быть профессионалы, люди, разбирающиеся в проблеме, хоть их опыт и уровень знаний может быть разный;
  • «штурмующие» должны быть равны, исключаются любые отношения субординации и давление авторитета;
  • в процессе работы необходимо поддерживать атмосферу доброжелательности и поощрения любых идей; люди не должны испытывать дискомфорт и опасения показаться глупым или выскочкой;
  • творческий потенциал «штурмующих» тоже является важным условием, которое надо учитывать при подборе группы.

Кроме тех, кто высказывает идеи, в мозговом штурме участвуют и те, кто эти идеи оценивает, критикует, анализирует. Их задача – внимательно слушать, фиксировать и объективно оценить каждый, даже самый фантастический или бредовый вариант решения и выявить в нем конструктивные и оригинальный мысли.

В группе критиков должны быть собраны люди с высоким уровнем интеллекта, обладающие аналитическим складом мышления и, конечно, тоже разбирающиеся в сути проблемы.

Важными качествами членов аналитической группы должна быть открытость всему новому и позитивный настрой, а также вера в успех дела и в возможность нахождения эффективного решения.

Они должны не только анализировать и критиковать идеи, но и стимулировать «штурмующих» на поиск решения.

Процедура проведения мозгового штурма

Брейнсторминг состоит из нескольких этапов. От правильной организации каждого из них зависит успех поиска решений проблемы.

  1. Подбор участников групп. Важно учитывать не только компетентность и склад ума «штурмующих» и «критиков», но и их взаимоотношения. Скрытые конфликты или неприязнь между участниками могут привести к ухудшению психологического климата и необъективности.
  2. Формулировка задачи. Четкое определение проблемы, которую нужно решить, необходимо для правильного направления обсуждения. Это тоже лучше доверить профессионалам, иначе обсуждение может уйти совсем в другую сторону.
  3. Генерация идей. Это основной этап, когда активно работает группа «штурмующих», причем ее участники должны высказать максимально большое количество идей. На этом этапе очень важна роль ведущего-организатора штурма. Он стимулирует активность участников, подбадривает робких и молчаливых, направляет обсуждение, но ни в коем случае не давит своим авторитетом.
  4. Систематизация идей. На данном этапе в активную работу включается группа критиков, члены которой должны фиксировать все высказываемые идеи, какими бы бредовыми они ни казались. И первый этап их активной работы – систематизация предложенных решений. Критерии ее выбираются в зависимости от цели, но могут быть и максимально простыми. Например, возможна классификация идей по категориям: «реально», «нереально», «в этом что-то есть», «полный бред» и «гениально». Кстати, граница между последними двумя категориями часто трудноразличима.
  5. Оценка и критика идей. Все варианты подвергаются анализу и оценке на степень перспективности и оригинальности. Это касается даже самых гениальных, что предотвращает ошибки в будущем. Ведь одна упущенная мелочь может сделать казалось бы гениальное решение непродуктивным.
  6. Отбор максимально пригодных идей. Это последний этап, который подводит итог работы аналитической группы.

А если среди предложенных вариантов решения проблемы так и не нашлось подходящих? Тогда процедура мозгового штурма запускается снова, возможно, с другим составом групп. Оценить эффективность их работы должен ведущий, в роли которого часто выступает руководитель, начальник подразделения и т. д.

Недостатки мозгового штурма

Мозговой штурм после публикации книги А. Осборна сразу стал популярным.

Несмотря на критические замечания многих профессиональных психологов, им увлекались во всех сферах деятельности: от младшей школы до правительственных учреждений.

Брейнсторминг считался чуть ли не чудодейственным методом, с помощью которого можно решить любую проблему. До нашей страны, правда, это увлечение дошло значительно позднее, что не уменьшило восторга от метода.

Однако постепенно стало понятно, что мозговой штурм требует затрат массы энергии и рабочего времени, а предложенные решения далеко не всегда пригодны к реализации. По сути, серьезный, казалось бы, метод превращался в увлекательную, но часто бесполезную игру. Дело здесь в объективных недостатках мозгового штурма:

  • Неорганизованность. Стихийный процесс генерации идей приводил к высказыванию большого числа оригинальных, но нежизнеспособных решений. Ведь все участники стремились продемонстрировать прежде всего свою креативность, а конечная цель часто вообще забывалась. Попытки же как-то организовать и упорядочить процесс приводили к снижению его продуктивности – люди просто замолкали, опасаясь сказать что-то не то.
  • Отказ от оценки идей в процессе генерации. Этот важный для метода принцип приводил к целому комплексу проблем. Часто хорошее, рабочее решение попросту «забалтывалось», забывалось, терялось за массой более оригинальных, но менее рабочих вариантов. Внимание группы ожидаемо привлекали наиболее фантастические идеи, а естественный процесс ассоциативного мышления уводил участников далеко за пределы рационального. И каждая новая идея была еще фантастичнее предыдущей.
  • Мозговой штурм, как метод, пригоден для определенной категории людей – открытых, общительных, активно взаимодействующих. Творческие личности часто к этой категории не относятся, поэтому они чувствовали себя скованно и некомфортно в условиях мозгового штурма, напоминающих восточный базар. Нередко получалось, что наиболее творческие личности оказывались наименее активны.

Из-за этих недостатков мозговой штурм критиковался еще на пике его популярности, а сейчас и вовсе редко является по-настоящему рабочим инструментом для генерации идей. Чаще всего брейнсторминг используется психологами в психологических тренингах или коучами, чтобы продемонстрировать преимущества командной работы и эффективность коллективного разума.

Но все же полностью не стоит отказываться от принципа групповой работы при решении сложных проблем. Понимание этого привело к разработке различных модификаций мозгового штурма, в которых пытались устранить недостатки исходного метода.

Это, например, метод «Корабельный совет», роль группы критиков в нем выполнял один человек – руководитель.

На основе мозгового штурма были разработаны также менее известный в нашей стране эвристический метод «Дельфи», включающий работу независимых экспертов и синектика У. Гордона.

Источник: https://psychologist.tips/3177-metod-mozgovogo-shturma-opisanie-na-chem-osnovan-etapy.html

Бизнес и закон
Добавить комментарий