Евразийский экономический союз – что это? Страны-участницы ЕАЭС

Содержание
  1. Евразийский экономический союз и направления деятельности ЕЭК (2018)
  2. — В чем главная миссия Евразийской экономической комиссии?
  3. — На какие направления подразделяется деятельность ЕЭК?
  4. — И все же критики ЕАЭС видят в данной структуре в первую очередь политический, а не экономический проект. Насколько это соответствует действительности?
  5. — После вступления в силу договора о создании ЕАЭС прошло три с небольшим года. Каковы промежуточные итоги?
  6. — Кроме того, с 1 января этого года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС
  7. — Удалось ли выявить в работе кодекса за столь короткий срок какие-то пробелы и несоответствия или, наоборот, положительные аспекты?
  8. — Сколько понадобится времени для решения поставленных задач?
  9. — Одна из ваших главных задач в рамках ЕАЭС – устранение препятствий для функционирования единого внутреннего рынка. Как продвигается работа?
  10. — Какие направления в деятельности ЕАЭС сегодня самые приоритетные?
  11. — Цифровая трансформация – весьма амбициозный проект. Что следует под этим понимать?
  12. — Не возникают ли при этом трудности с различиями в законодательствах стран Союза?
  13. — В соответствии с Договором о ЕАЭС страны-участницы взяли на себя обязательство сформировать общий финансовый рынок Союза. Кто вовлечен в процесс формирования?
  14. — Но есть наверняка какое-то общее видение?
  15. Еаэс – что это? евразийский экономический союз: страны
  16. Общие сведения об организации
  17. Как появилась идея о формировании ЕАЭС
  18. Есть ли место политическому взаимодействию?
  19. История ЕАЭС
  20. Поступательное развитие
  21. Этапы развития ЕАЭС
  22. Преимущества ЕАЭС
  23. Перспективы роста ВВП
  24. Социальный аспект интеграции
  25. Наднациональные структуры
  26. Евразийская экономическая комиссия
  27. Высший Евразийский экономический совет
  28. Перспективы ЕАЭС
  29. Сотрудничество на мировом уровне
  30. Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
  31. Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана иКиргизии в ЕАЭС создается за счет:
  32. Структура Евразийского Экономического Совета
  33. Направления деятельности:
  34. Органы управления ЕАЭС:
  35. Основные вехи развития ЕАЭС

Евразийский экономический союз и направления деятельности ЕЭК (2018)

_ Тигран Саркисян, председатель Коллегии ЕЭК. Москва, 21 июня 2018 г.

— В чем главная миссия Евразийской экономической комиссии?

— Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – наднациональный регулирующий орган, устанавливающий общие правила игры для пяти стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России.

Решения Комиссии не требуют дополнительного утверждения на национальном уровне и обязательны для исполнения всеми странами.

Евразийская комиссия в целом выполняет схожие с Европейской комиссией функции, однако деятельность ЕЭК предполагает только экономические компетенции.

— На какие направления подразделяется деятельность ЕЭК?

— В сфере деятельности Комиссии – девять направлений, курируемых соответствующими блоками.

Это интеграция и макроэкономика, экономика и финансовая политика, промышленность и агропромышленный комплекс, торговля, техническое регулирование, таможенное сотрудничество, энергетика и инфраструктура, конкуренция и антимонопольное регулирование, внутренние рынки, информатизация, информационно-коммуникационные технологии. По ряду направлений – техническое регулирование, таможенные тарифы, торговые соглашения с третьими странами, антидемпинговые и антимонопольные расследования – у Комиссии есть прямые полномочия. Таким образом, на наднациональный уровень передан ряд ключевых направлений экономической деятельности. Например, третьи страны теперь должны вести диалог по сотрудничеству в сфере технического регулирования или по формированию зоны свободной торговли не с пятью странами по отдельности, а с ЕЭК.

— И все же критики ЕАЭС видят в данной структуре в первую очередь политический, а не экономический проект. Насколько это соответствует действительности?

— Я хочу сразу отметить, что в повестку деятельности Комиссии не входит ни один политический вопрос. Вся работа организации направлена на реализацию положений Договора о ЕАЭС, в котором государства-члены зафиксировали исключительно экономические цели.

Конечно, нужно время, чтобы наши партнеры увидели на практике исключительно экономический характер нашего объединения.

Думаю, заинтересованность более 40 стран и объединений развивать торгово-экономическое сотрудничество с нами – яркий показатель осознания экономической направленности нашего Союза внешними игроками.

В отличие от Европейской комиссии ЕЭК действует на основе принципа равнопредставленности; каждый голос страны имеет одинаковый вес, вне зависимости от ее экономической мощи или численности населения. Нет никаких сомнений в том, что Союз – это ответ наших стран на глобальные экономические вызовы и стремительные изменения мировых хозяйственных связей, а не политический проект.

— После вступления в силу договора о создании ЕАЭС прошло три с небольшим года. Каковы промежуточные итоги?

— Действительно, с момента образования Союза прошло совсем немного времени, однако реальные результаты интеграции видны уже сегодня. Прежде всего, одним из показателей эффективности интеграции служит объем взаимной торговли.

Несмотря на то, что в силу объективных внешних обстоятельств объемы взаимной торговли в первые два года несколько сократились, в 2017 году уже наблюдался значительный рост – 26,1%, общий объем составил 54,2 млрд долларов США. В частности, торговля Беларуси с Кыргызстаном выросла в 2,5 раза и составила 123,5 млн долларов США.

Несмотря на относительно небольшой объем торговли, такое увеличение – очевидный пример эффективности интеграции.

В 2017 году суммарный объем ВВП стран ЕАЭС в постоянных ценах вырос на 1,8%, составив в текущих ценах 1809,6 млрд долларов США. За 2017 год суммарное значение ВВП на душу населения в странах ЕАЭС в текущих ценах возросло на 21,1% и составило 9859 долларов США. Стоит отметить, что положительная годовая динамика как объема ВВП, так и ВВП на душу населения наблюдается впервые с 2014 года.

В 2017 году в целом по Евразийскому экономическому союзу наблюдалась положительная динамика промышленного производства, производства продукции сельского хозяйства, грузооборота, пассажирооборота, розничной торговли, объемов внешней и взаимной торговли. В частности, пассажирооборот вырос на 6,8%, грузооборот – на 5,6%, производство продукции сельского хозяйства – на 2,5%.

— Кроме того, с 1 января этого года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС

— Да, это входит в разряд последних важнейших достижений Союза. Один из основных посылов нового кодекса – переход на электронный документооборот. Теперь при наличии электронной цифровой подписи большинство операций можно будет совершать через интернет, взаимодействуя с информационной системой таможенного органа.

В результате время регистрации декларации сократилось вдвое, время выпуска товаров – в шесть раз. В целом, для всех стран позитивные эффекты интеграции в ЕАЭС обусловлены эффектом масштаба, емкостью общего рынка. Благодаря наднациональному праву образуется более совершенная юрисдикция и регулирование в разных отраслях.

Запущен общий рынок лекарственных средств и медицинских изделий с новым регулированием. Достигнуты принципиальные договоренности в сферах электроэнергии, нефти, газа, транспорта. Зарождаются совместные проекты в сфере космоса, станкостроения, сельского хозяйства, новых технологий (биомедицина, фототехника и др.).

— Удалось ли выявить в работе кодекса за столь короткий срок какие-то пробелы и несоответствия или, наоборот, положительные аспекты?

— Переход на Таможенный кодекс Союза с 1 января 2018 года проходит в штатном режиме, без каких-либо системных сбоев, конфликтных либо внештатных ситуаций.

Напомню, что в кодекс заложено два основных принципа: первый – на единой таможенной территории должно быть единое таможенное регулирование без каких-либо оговорок; второй – система регулирования внешнеэкономической деятельности в Союзе должна быть полностью автоматизированной.

Большинство норм, ранее регулировавшихся на национальном уровне, было напрямую унифицировано в тексте кодекса. На нынешнем этапе внедрения ТК ЕАЭС перед странами Союза стоят три важные задачи. Так, необходимо принять и ввести в действие национальные законы о таможенном регулировании. Казахстан уже это сделал.

Во-вторых, Комиссия должна будет в ближайшие два года разработать порядка 100 решений для реализации отдельных положений ТК ЕАЭС. На их основании таможенные службы будут дорабатывать свои информационные системы. Комиссия этот процесс уже начала.

Третьей важной задачей является необходимость модернизации информационных систем таможенными службами наших стран – под новый кодекс и решения Комиссии.

— Сколько понадобится времени для решения поставленных задач?

— Исходя из сроков разработки актов второго уровня, мы предполагаем, что понадобится еще два-три года, чтобы все прогрессивные новеллы, положенные на бумагу, заработали на местах во всем ЕАЭС.

Первые месяцы применения Таможенного кодекса ЕАЭС показали не только положительный эффект от его вступления, но и определили дальнейшую работу по совершенствованию таможенного регулирования в Союзе.

Было принято решение активизировать деятельность Рабочей группы высокого уровня, которая занималась разработкой ТК ЕАЭС. Ее основные задачи – это формирование единой во всех странах ЕАЭС практики применения нового кодекса, устранение возникающих разногласий по законодательству.

Сейчас разрабатывается регламент работы Рабочей группы, в июне она начнет функционировать.

— Одна из ваших главных задач в рамках ЕАЭС – устранение препятствий для функционирования единого внутреннего рынка. Как продвигается работа?

— Совершенно верно, ключевая цель деятельности Комиссии – создание единого рынка нашего интеграционного объединения, в рамках которого будут свободно перемещаться товары, услуги, капитал и рабочая сила. Поэтому мы постоянно и в разных форматах работаем над устранением препятствий на рынке. Они делятся на три типа: барьеры, изъятия и ограничения.

В 2017 было ликвидировано 13 барьеров в различных сферах экономической деятельности. Например, в сфере трудовой миграции удалось решить вопрос с предоставлением трудящимся из стран ЕАЭС медицинской помощи в Российской Федерации.

Со 2 января 2017 года они могут наравне с российскими гражданами получать доступ к социальным гарантиям.

Благодаря превентивным мерам ЕЭК было не допущено появление новых препятствий, а бизнес стран ЕАЭС был избавлен от дополнительных расходов на сумму порядка 70 млн долларов США.

Устранение ограничений и изъятий – более сложный процесс. Для устранения изъятий и ограничений мы составляем «дорожные карты», в которых прописаны механизмы и сроки их ликвидации. Такая «дорожная карта» на 2018–2019 годы была принята в октябре прошлого года и уже активно реализуется.

В ней предусмотрено устранение 17 ограничений и изъятий.

Они касаются, в частности, взаимного признания государствами-членами документов об ученых степенях и ученых званиях, гармонизации требований к профессиональной подготовке водителей, признания банковских гарантий для целей государственных закупок и т.д.

— Какие направления в деятельности ЕАЭС сегодня самые приоритетные?

— Перед нами стоит задача углубления и институционализации всех норм и направлений, зафиксированных в Договоре о Союзе. И очевидно, что цифровая трансформация – один из самых эффективных инструментов достижения этой цели.

Руководство наших стран считает, и Комиссия разделяет это мнение, что оцифровка таких сфер сотрудничества, как таможенное регулирование, сельское хозяйство, промышленность, торговля, позволит значительно повысить эффективность нашего взаимодействия и диалога с внешним миром.

Работа предстоит по четырем направлениям: трансформация общих рынков, отраслевая и кросс-отраслевая трансформация, развития цифровой инфраструктуры и цифровая трансформация управления интеграционными процессами.

Вклад цифровых проектов и инициатив может составить до 11% ожидаемого совокупного роста ВВП ЕАЭС к 2025 году.

Приоритетными целями Союза также являются формирование общего рынка электроэнергии к 2019 году, общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов и общего финансового рынка к 2025 году.

— Цифровая трансформация – весьма амбициозный проект. Что следует под этим понимать?

— В октябре 2017 года президенты наших стран одобрили Основные направления реализации цифровой повестки Союза до 2025 года. Цифровая повестка Союза – это программа цифровой трансформации. По сути, она означает повышение конкурентоспособности ЕАЭС на основе сквозных цифровых технологий и цифровых платформ, это новая кооперация, только в цифровом измерении.

Всего на сегодня утверждено шесть инициатив. Среди них: цифровая торговля, цифровые транспортные коридоры, цифровая промышленная кооперация, соглашение об обороте данных, система регулятивных «песочниц».

Первая инициатива, которую планируется реализовать, касается прослеживаемости товаров, уже готовится концепция ее реализации.

В основе концепции – мониторинг и анализ всего жизненного цикла товара, а не только маркировка как способ защиты от контрафакта.

— Не возникают ли при этом трудности с различиями в законодательствах стран Союза?

— Трудности, конечно, возникают, но это закономерно – все мы наследуем старые уклады хозяйствования и администрирования. И наша задача в ситуации вызова глобальной цифровой трансформации – избавиться от регуляторных барьеров и ограничений, создать новые условия для развития экономики.

Мы с интересом изучаем опыт других международных организаций в построении цифровых процессов – Европейского союза, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). На первом этапе нас консультировал Всемирный банк. Сейчас как Комиссия, так и государства-члены погрузились в тему, евразийскую повестку уже сложно представить без цифровых преобразований.

— В соответствии с Договором о ЕАЭС страны-участницы взяли на себя обязательство сформировать общий финансовый рынок Союза. Кто вовлечен в процесс формирования?

— Действительно, мы должны сформировать общий финансовый рынок с наднациональным органом по регулированию финансового рынка. Штаб-квартира регулятора будет располагаться в Казахстане.

В настоящее время по поручению президентов наших стран национальные (центральные) банки совместно с правительствами государств-членов и Комиссией разрабатывают Концепцию формирования общего финансового рынка ЕАЭС. Сейчас идут дискуссии по ее содержанию, поэтому более подробно рассказать об этом документе я смогу чуть позже, когда мы согласуем его основные положения.

— Но есть наверняка какое-то общее видение?

— Мы считаем, что общий финансовый рынок будет формироваться сразу в двух плоскостях. С одной стороны, это снятие барьеров и ограничений, затрудняющих взаимный доступ профессионалов рынка, инвесторов и потребителей финансовых услуг на рынки друг друга.

С другой, – создание условий для эффективного регулирования и использования новых финансовых технологий, которые кардинально меняют образ финансового рынка.

В связи с этим в концепции, безусловно, найдут отражение вопросы развития финансовых инноваций, применения перспективных финансовых технологий и их регулирования на общем финансовом рынке ЕАЭС в будущем.

Однако уже сейчас, параллельно с выработкой подходов к построению архитектуры общего финансового рынка, мы приступаем к гармонизации финансового законодательства в финансовой сфере. Эта работа должна быть проведена до 2025 года, что является необходимым для запуска общего финансового рынка.

Источник: http://www.eurasiancommission.org/

Источник: http://eurasian-studies.org/archives/9050

Еаэс – что это? евразийский экономический союз: страны


Новости и общество 11 июня 2015

В числе крупнейших современных международных объединений — Евразийский экономический союз.

Формально он был учрежден в 2014 году, но к моменту подписания договора о его создании государства-участники ЕАЭС уже имели значительный опыт взаимодействия в режиме активной экономической интеграции.

Какова специфика ЕАЭС? Что это — экономическое или политическое объединение?

Общие сведения об организации

Начнем исследование поставленного вопроса с рассмотрения ключевых фактов о соответствующей организации. Каковы наиболее примечательные сведения об ЕАЭС? Что это за структура?

Евразийский экономический союз, или ЕАЭС, — это объединение в рамках международного экономического сотрудничества нескольких государств Евроазиатского региона — России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии и Армении. Ожидается вступление в данное объединение иных стран, так как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — открытая структура.

Главное, чтобы кандидаты на вступление в объединение разделяли цели данной организации и проявляли готовность выполнять предусмотренные соответствующими договорами обязательства.

Созданию структуры предшествовало учреждение Евразийского экономического сообщества, а также Таможенного Союза (который продолжает функционировать как одна из структур ЕАЭС).

Как появилась идея о формировании ЕАЭС

Как свидетельствует ряд источников, государство, первым инициировавшее процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве, выросшие в учреждение ЕАЭС, — Казахстан. Нурсултан Назарбаев высказал соответствующую идею на выступлении в МГУ в 1994 году. Впоследствии концепцию поддержали другие бывшие советские республики — Россия, Беларусь, Армения и Киргизия.

Основное преимущество нахождения государства в составе Евразийского экономического союза — свобода хозяйственной деятельности зарегистрированных в нем субъектов на территории всех стран-участниц союза. Ожидается скорое формирование на базе институтов ЕАЭС единого торгового пространства, характеризующегося общностью стандартов и норм ведения бизнеса.

Есть ли место политическому взаимодействию?

Итак, ЕАЭС — что это, исключительно экономическая структура, или же объединение, которое, возможно, будет характеризоваться политической составляющей интеграции? На данный момент и в ближайшем будущем, как свидетельствуют различные источники, правильнее будет говорить о первой интерпретации сущности объединения. То есть политический аспект — исключен. Страны будут интегрироваться, преследуя экономические интересы.

Есть данные об инициативах, касающихся создания неких наднациональных парламентских структур в рамках ЕАЭС. Но Республика Беларусь, Казахстан, как свидетельствует ряд источников, не рассматривают возможности своего участия в выстраивании соответствующих политических коммуникаций. Страны желают сохранять полный суверенитет, соглашаясь только на экономическую интеграцию.

Вместе с тем для многих экспертов и обывателей очевидно, насколько близки политические отношения стран, входящих в ЕАЭС.

Состав данной структуры формируют ближайшие союзники, не имеющие выражаемых публично принципиальных разногласий по поводу сложной ситуации на мировой арене.

Это позволяет некоторым аналитикам делать выводы о том, что экономическая интеграция в рамках рассматриваемого объединения была бы очень затруднена при значимых политических разногласиях стран-участниц объединения.

История ЕАЭС

Лучше понять специфику ЕАЭС (что это за организация) нам поможет изучение некоторых фактов из истории объединения. В 1995 году главы нескольких государств — Беларуси, РФ, Казахстана, чуть позже — Киргизии и Таджикистана, оформили соглашения, учреждающие Таможенный Союз.

На их основе в 2000 году было учреждено Евразийское экономическое сообщество, или ЕврАзЭС. В 2010 году появилось новое объединение — Таможенный Союз.

В 2012-м открылось Единое экономическое пространство — сначала с участием государств, входящих в ТС, затем — к структуре присоединились Армения и Киргизия.

В 2014 году Россией, Казахстаном, а также Белоруссией был подписан договор о создании ЕАЭС. Позже к нему присоединились Армения и Киргизия. Положения соответствующего документа вступили в силу с 2015 года. Таможенный Союз ЕАЭС продолжает, как мы отметили выше, функционировать. В него входят те же страны, что и в ЕАЭС.

Поступательное развитие

Таким образом, государства-участники ЕАЭС — Республика Беларусь, Казахстан, Россия, Армения, Киргизия — начали взаимодействовать задолго до того, как соответствующее объединение было учреждено в современном виде.

По мнению ряда аналитиков, Евразийский экономический союз — пример международной организации с поступательным, планомерным развитием интеграционных процессов, что может предопределять значительную устойчивость соответствующей структуры.

Этапы развития ЕАЭС

Определено несколько этапов развития Евразийского экономического союза. Первый — это учреждение зоны свободной торговли, выработка норм, по которым товарооборот между странами-участниками ЕАЭС может осуществляться без пошлин. При этом каждое государство сохраняет самостоятельность в аспекте ведения торговли с третьими странами.

Следующий этап развития ЕАЭС — формирование Таможенного Союза, предполагающий формирование экономического пространства, в рамках которого движение товаров будет осуществляться беспрепятственно. При этом должны быть также определены общие для всех стран-участниц объединения правила внешней торговли.

Важнейший этап развития союза — формирование единого рынка. Ожидается, что будет создано экономическое пространство, в рамках которого будет возможен свободный обмен не только товарами, но также и сервисами, капиталом и кадрами — между государствами-участниками объединения.

Следующий этап — формирование экономического союза, участники которого смогут координировать приоритеты реализации экономической политики между собой.

После того как перечисленные задачи будут решены, останется достичь полной экономической интеграции государств, входящих в объединение. Это предполагает создание наднациональной структуры, которая будет определять приоритеты в выстраивании экономической и социальной политики во всех странах, входящих в союз.

Преимущества ЕАЭС

Рассмотрим подробнее ключевые преимущества, которые получают члены ЕАЭС. Выше мы отметили, что в числе ключевых — свобода экономической активности хозяйствующих субъектов, которые зарегистрированы в каком-либо государстве союза на всей территории ЕАЭС. Но это далеко не единственное преимущество вступления государства в исследуемую нами организацию.

Члены ЕАЭС получат возможность:

– пользоваться преимуществами низких цен на многие товары, а также снижения расходов, связанных с транспортировкой грузов;

– динамичнее развивать рынки за счет увеличения конкуренции;

– повышать производительность труда;

– увеличивать объемы экономики за счет роста спроса на производимые товары;

– обеспечивать занятость граждан.

Перспективы роста ВВП

Даже для таких экономически мощных игроков, как Россия, ЕАЭС — важнейший фактор хозяйственного роста. ВВП России, по мнению некоторых экономистов, может, благодаря вступлению страны в рассматриваемое объединение, получить очень мощный стимул роста. Внушительных показателей увеличения ВВП могут достичь другие страны-участницы ЕАЭС — Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь.

Социальный аспект интеграции

Не считая позитивного экономического эффекта, страны-участники ЕАЭС, как ожидается, будут интегрироваться также и в социальном аспекте. Международные бизнес-активности, как считают многие эксперты, будут способствовать установлению партнерских связей, стимулировать культурный обмен, укреплять дружбу наций.

Интеграционные процессы облегчены общим советским прошлым народов, живущих в странах Евразийского экономического союза. Очевидна культурная и, что очень важно, — языковая близость государств ЕАЭС. Состав организации формируют страны, в которых русский язык привычен для большей части населения.

Таким образом, многие факторы могут способствовать успешному решению задач, которые стоят перед главами государств, входящих в Евразийский экономический союз.

Наднациональные структуры

Договор о ЕАЭС подписан, дело за его реализацией.

В числе важнейших задач в рамках развития Евразийского экономического союза — создание ряда наднациональных учреждений, деятельность которых будет направлена на содействие интеграционным хозяйственным процессам. В соответствии с рядом публичных источников, предполагается формирование некоторых базовых институтов ЕАЭС. Какие это могут быть структуры?

Прежде всего, это различные комиссии:

– по экономике;

– по сырьевым ресурсам (она будет заниматься установлением цен, а также квот для товаров и топлива, координировать политику в сфере оборота драгоценных металлов);

– по межгосударственным финансово-промышленным объединениям и предприятиям;

– по вводу денежной единицы для расчетов;

– по вопросам экологии.

Также предполагается создание особого Фонда, в компетенции которого — сотрудничество в самых разных сферах: в экономике, в области развития науки и техники. Предполагается, что данная организация будет заниматься вопросами финансирования различных исследований, помогать участникам сотрудничества в решении широкого круга вопросов — правовых, финансовых или, например, экологических.

Другие важнейшие наднациональные структуры ЕАЭС, которые планируется создать — это Международный инвестиционный банк, а также арбитраж Евразийского экономического союза.

В числе успешно созданных объединений, входящих в структуру управления ЕАЭС, — Евразийская экономическая комиссия. Изучим особенности ее деятельности подробнее.

Евразийская экономическая комиссия

Можно отметить, что ЕЭК была создана в 2011 году, то есть еще до того, как был подписан договор о создании ЕАЭС. Ее учредили Россия, Казахстан и Беларусь. Изначально данная организация создавалась для управления процессами на уровне такой структуры как Таможенный Союз. ЕАЭС — структура, в развитии которой Комиссия призвана непосредственно участвовать сейчас.

В ЕЭК учреждены совет и коллегия. В составе первой структуры должны находиться заместители глав правительств государств-участников объединения. В коллегии должны работать по три человека из стран-участниц ЕАЭС. В рамках Комиссии предусмотрено создание отдельных департаментов.

Евразийская экономическая комиссия — важнейший, но не самый главный наднациональный орган управления ЕАЭС. Она подчинена Высшему Евразийскому экономическому совету. Рассмотрим ключевые факты о нем.

Высший Евразийский экономический совет

Данная структура, как и Евразийская экономическая комиссия, была создана за несколько лет до подписания государствами договора о создании ЕАЭС. Таким образом, долгое время она считалась наднациональным органом в структуре Таможенного Союза, а также Единого экономического пространства.

Совет формируют главы государств-участниц ЕАЭС. С периодичностью не реже 1 раза в год он должен собираться на высшем уровне. Главы правительств стран-участниц объединения должны встречаться как минимум 2 раза в год. Особенность функционирования Совета — решения принимаются в формате консенсуса.

Утвержденные положения обязательны для выполнения в странах-участницах ЕАЭС.

Перспективы ЕАЭС

Как оценивают перспективы развития ЕАЭС аналитики? Выше мы отметили, что некоторые эксперты считают: одновременно с экономической интеграцией неизбежно политическое сближение государств-участников объединения. Есть специалисты, которые разделяют данную точку зрения. Есть эксперты, совершенно не согласные с ней.

Главный аргумент тех аналитиков, которые видят перспективы политизации ЕАЭС — то, что Россия как ведущий экономический игрок объединения так или иначе будет влиять на принимаемые властями государств-участников ЕАЭС решения.

Противники данной точки зрения считают, что как раз наоборот, не в интересах РФ проявлять чрезмерную заинтересованность в политизации соответствующего международного объединения.

При условии соблюдения баланса между экономической и политической составляющей в ЕАЭС перспективы союза, исходя из ряда объективных показателей, оцениваются многими аналитиками как весьма позитивные.

Так, суммарный ВВП государств-участниц рассматриваемой структуры будет сопоставим с показателями лидирующих экономик мира.

С учетом научного и ресурсного потенциала ЕАЭС объемы хозяйственных систем стран-участниц союза могут значительно вырасти в дальнейшем.

Сотрудничество на мировом уровне

По мнению ряда аналитиков, перспективы сотрудничества с ЕАЭС привлекательны для стран, которые, казалось бы, далеки от экономического пространства, формируемого странами, подписавшими договор о ЕАЭС – Россией, Казахстаном, Киргизией, Беларусью и Арменией. Например, недавно соглашение о свободной торговле с ЕАЭС подписал Вьетнам.

Проявляют интерес к сотрудничеству Сирия, Египет. Это дает аналитикам повод говорить о том, что Евразийский экономический союз может стать мощнейшим игроком мирового рынка.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/169527/

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз – международная организация региональнойэкономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью исозданная в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособностинациональных экономик и создания условий для стабильного развития в интересахповышения жизненного уровня населения государств-членов. В ЕАЭС обеспечиваетсясвобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведениескоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Евразийский Экономический Союз является преемникомЕвразийского Экономического Совета, действовавшего с 2001 по 2014 гг. В октябре2014 года главы государств обсудили результаты 14 лет работы ЕврАзЭс и пришли квыводу, что формат этого союза себя оправдал, но исчерпал.

Межгосударственныйсовет ЕврАзЭС принял Договор «О прекращении деятельности Евразийскогоэкономического сообщества». 29 мая 2014 года в Астане подписан договор осоздании Евразийского экономического союза. Документ вступит в силу с 1 января2015 года.

В октябре 2014 года, в ЕАЭС вступила Армения, а 23 декабря президентКыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал Договор о присоединении к Евразийскомусоюзу Кыргызской Республики. Для того чтобы стать полноправным членом ЕАЭС,стране потребовалось время для приведения инфраструктуры к общим стандартам.

8мая 2015 года Кыргызстан официально вступил в Евразийский экономический союз.Протокол об этом подписан в Москве на заседании Высшего евразийскогоэкономического совета главами стран-участниц союза.

Государствами–членами Евразийского экономического союза внастоящее время являются: Республика Армения, Республика Беларусь, РеспубликаКазахстан, Российская Федерация и Киргизия.

Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана иКиргизии в ЕАЭС создается за счет:

  • Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.
  • Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития.
  • Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов благодаря вхождению на рынок новых стран.
  • Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда.
  • Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.
  • Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.
  • Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.

Структура Евразийского Экономического Совета

Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в составкоторого входят Президенты государств-членов Союза. Собирается не реже одногораза в год и принятые на Совете решения являются обязательными для выполненияво всех государствах -участниках.

Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входятглавы правительств государств-членов. Собирается не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующийнаднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии иКоллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условийфункционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфереэкономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза – судебный орган Союза, обеспечивающий применениегосударствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международныхдоговоров в рамках Союза.

Наиболее важными задачами ЕАЭС являются ускорениетехнологического развития промышленных комплексов стран ЕАЭС, импортозамещениепромышленных товаров на общем рынке союза и наращивание экспорта продукцииобрабатывающей промышленности.

Направления деятельности:

В настоящее время странами участницами обсуждается опыт созданиянациональных сетей промышленной кооперации и субконтрактинга, функционированиябирж и региональных центров промышленного аутсорсинга как эффективныхинструментов поиска и взаимодействия промышленных партнеров в государствахЕАЭС.

Прорабатывается вопрос о формировании ифункционировании евразийских технологических платформ как эффективноминструменте реализации промышленного сотрудничества в рамках Союза. Они будутсоздаваться на основе частно-государственного партнерства.

К настоящему моментууже  сформированы семь пилотных евразийских технологических платформ(«Суперкомпьютеры», «Медицина будущего», «Светодиоды», «Фотоника», «Легкаяпромышленность», «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК» и«Биоэнергетика»).

С помощью данных платформ  не только заполнитсявнутренний рынок ЕАЭС, но и будет развиваться экспорт своей продукцию в третьистраны.

Евразийскийэкономический союз (ЕАЭС) – в настоящее время главный интеграционный проект напостсоветском пространстве Содружества Независимых Государств. ЕАЭС – это«международная организация региональной экономической интеграции, обладающаямеждународной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийскомэкономическом союзе» (ЕАЭС. Официальный сайт).

Договор«О Евразийском экономическом союзе» был подписан 29 мая 2014 г. в Астане(Казахстан) и вступил в силу 1 января 2015 года.

В ЕАЭС обеспечивается свободапередвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведениескоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Основополагающими ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации иповышения конкурентоспособности национальных экономик стран-участников исоздания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненногоуровня населения государств-членов.

На 1июля 2015 г. членами ЕАЭС являются Киргизская Республика, Республика Армения,Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация.  

Органы управления ЕАЭС:

  • Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в состав которого входят президенты государств-членов Союза;
  • Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов;
  • Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза;
  • Суд Союза – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Основные вехи развития ЕАЭС

1994г.  – вМоскве впервые прозвучала идея (Н.А. Назарбаев) формирования Евразийского СоюзаГосударств; в представленном интеграционном проекте впервые использовалосьназвание Евразийский Союз.

1995г.

– в Москвеподписано Соглашение о Таможенном союзе (правительствами Республикой Беларусь иРоссийской Федерации, с одной стороны, и правительством Республики Казахстан, сдругой стороны), направленное на «дальнейшее развитие сбалансированных ивзаимовыгодных отношений» между сторонами, а именно – на устранение препятствийдля свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектамисторон, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции и вконечном итоге гарантирование устойчивого развития национальных экономик. 

1996г. – в Москвеподписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарнойобластях (президентами Кыргызской Республики, Республики Беларусь, РеспубликиКазахстан, Российской Федерации).

1999г. – в Москвеподписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве(президентами Кыргызской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан,Республики Таджикистан и Российской Федерации).

2000г.  – вАстане учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (президентамиКыргызской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, РеспубликиТаджикистан и Российской Федерации) в целях эффективного продвижения процессаформирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

2003г. – в Ялтеподписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства(президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации иУкраины), обеспечивающего свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы.

2007г. – в Душанбеподписан Договор о создании единой таможенной территории и формированииТаможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и РоссийскойФедерации, в котором поставлена цель – «обеспечение свободного перемещениятоваров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союзас третьими странами, а также развитие экономической интеграции сторон».

2010г.

– началфункционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан иРоссийской Федерации: введен в действие Единый таможенный тариф, отмененытаможенное оформление и таможенный контроль на внутренних границах, обеспеченобеспрепятственное движение товаров на территории трех государств; приняты 17базовых международных договоров, создающих основу для начала функционированияЕдиного экономического пространства; подписана Декларация о формированииЕдиного экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан иРоссийской Федерации (президентами трех стран), в целях обеспечениягармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другимистранами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом свыходом на создание общего экономического пространства.

2011г.

– подписанаДекларация о евразийской экономической интеграции (президентами РеспубликиБеларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации), в которой заявленпереход «к следующему этапу интеграционного строительства – Единомуэкономическому пространству (ЕЭП)», основывающемуся «на принципах соблюденияобщепризнанных норм международного права, включая уважение суверенитета иравенства государств, утверждения основополагающих прав и свобод человека,правового государства и рыночной экономики»; принято решение «О вступлении всилу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространствоРеспублики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», определявшеевведение в действие с 1 января 2012 года соглашений, формирующих ЕЭП.

2012г. – вступлениев силу международных договоров, формирующих правовую основу Единогоэкономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и РоссийскойФедерации, создающих основу для свободного передвижения не только товаров, но иуслуг, капитала и рабочей силы; начало работы Евразийской экономическойкомиссии со штаб-квартирой в Москве.

2014г. – подписаниеДоговора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (президентамигосударств-членов ТС и ЕЭП), Договора о присоединении Республики Армения кЕАЭС, Договора о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

2015г. – вступлениев силу Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Источник: http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/node/2525

Добавить комментарий