ЕСПЧ – что это такое? Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека: что такое ЕСПЧ, какие решения принимает

С 1953 года начала действовать Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. К ней уже присоединились все европейские государства, за исключением Республики Беларусь.

Россия присоединилась к этому европейскому соглашению 19 лет назад. Одним из наднациональных институтов по защите прав и свобод граждан является Европейский суд по правам человека.

Иногда его еще называют Страсбургским судом, так как он находится в этом городе.

1. История ЕСПЧ 2. Состав и компетенция суда 3. Процедура рассмотрения жалоб и принятия решений

Свою деятельность этот международный орган защиты начал почти 50 лет назад.

Изначально Конвенцией была предусмотрена трехступенчатая система органов, которые рассматривали вопросы, связанные с нарушением ее положений:

  • Европейская комиссия по правам человека (сейчас не действует);
  • Европейский суд по правам человека;
  • Комитет министров Совета Европы.

В 1998 году произошла реформа, в результате которой полномочия Комиссии были переданы ЕСПЧ, а она была упразднена.

За все время работы в ЕСПЧ было подано больше 712 тысяч жалоб, однако окончательные постановления приняты только по 19,5 тысячам обращений. Остальные были приняты неприемлемыми или отозваны заявителями. Чаще всего в рассмотрении отказывали по причине несоответствия жалобы компетенции суда, несоблюдения сроков подачи или отсутствия в обращении фактов нарушения права или свободы.

Важный факт

С 2014 года утверждена единая форма составления жалобы в ЕСПЧ. Подавать ее может как гражданин, права которого нарушены, так и его родственники или близкие, если от нарушения этого права они пострадали косвенно.

Состав и компетенция суда ЕСПЧ

В настоящее время в ЕСПЧ трудятся 47 судей (по одному из каждой страны, подписавшей Конвенцию). Каждого из них выбирает Парламентская ассамблея Совета Европы, на срок в 9 лет.

От одной страны представляют трех кандидатов.

Кроме судей, большой и малой палаты, комитета судей, при Европейском суде по правам человека действует Секретариат ЕСПЧ, который выполняет функции вспомогательного досудебного органа, в его состав входят юристы и переводчики.

Официальными языками судопроизводства являются французский и английский, а подать жалобу можно на одном из государственных языков страны-участницы соглашения (такие языки называются «рабочими»).

В Конвенции предусмотрен перечень основных прав и свобод, который включает в себя 21 пункт. Такие права могут быть защищены или восстановлены с помощью обращения в ЕСПЧ.

В полномочия суда входит:

  • рассмотрение дел о нарушении прав и свобод граждан со стороны государства-участника соглашения или Европейского Союза;
  • разъяснение положений Конвенции;
  • консультационная помощь Комитету министров Совета Европы по вопросам защиты прав и свобод граждан.

Важный факт

ЕСПЧ рассматривает дела о нарушении прав и свобод человека только если их нарушило государство, государственные или муниципальные органы управления. Споры между частными лицами не рассматриваются, они решаются только в рамках национального законодательства.

Например: работодатель нарушил трудовой кодекс и не выплатил работнику зарплату — такой спор относится к компетенции национального законодательства и решается в судебном порядке внутри страны. Даже если решение национального суда не устроит истца, подать жалобу в ЕСПЧ он не сможет.

А вот решение местных органов власти о запрете получения высшего образования лицам, относящимся к отдельным национальным или религиозным группам, может стать поводом для обращения в ЕСПЧ.

Процедура рассмотрения жалоб и принятия решений ЕСПЧ

Рассмотрение жалоб в ЕСПЧ занимает много времени. Даже принятие решения о неприемлемости обращения может длиться год.

Жалобы в ЕСПЧ поступают по почте.

Изначально они попадают в Секретариат ЕСПЧ, где происходит предварительный анализ сути обращения:

  • относится ли обращение к компетенции ЕСПЧ;
  • достаточно ли аргументировано нарушение права;
  • представлены ли доказательства нарушения.

Обратите внимание

Прежде, чем обращаться за защитой прав в этот международный орган, необходимо пройти всю процедуру восстановления нарушенного права или свободы в национальной системе судопроизводства.

Затем жалоба направляется единоличному судье, комитету или палате.

Суд может вынести решение о неприемлемости обращения, компенсации причиненного заявителю вреда, принятии мер к недопущению нарушения (например, внесение изменений в национальное законодательство). Важно: решение о компенсации принимается только в том случае, если податель жалобы укажет это в своем обращении.

Комитет судей и малая палата выносят решение, которое является предварительным и может быть направлено в Большую палату судей для пересмотра и принятия окончательного постановления.

Предварительное решение может стать окончательным постановлением, если стороны по делу откажутся от передачи дела в Большую палату, БП откажется от пересмотра решения предыдущей инстанции или в течение трех месяцев после вынесения предварительного решения никто не заявит о направлении на пересмотр.

После принятия окончательного постановления оно публикуется, а его копии направляются участникам процесса, Комитету министров Совета Европы.

Если в решении было указано на необходимость принятия мер, в случае неоднократного нарушения государством прав или свобод человека, то через некоторое время Комитет министров может сделать в суд запрос о достаточности принятых государством-нарушителем мер по устранению нарушений.

ЕСПЧ, как наднациональный орган, рассматривает дела, связанные с нарушением положений европейской Конвенции по правам человека и основным свободам и протоколов, ее дополняющих. На данном этапе к Конвенции присоединились почти все страны Европейского континента.

Ежегодно в Суд поступает огромное количество жалоб, однако, подавляющее большинство из них (больше 90 %), признаются судьями неприемлемыми для рассмотрения этим органом.

Необоснованные обращения приводят, в том числе и к затягиванию сроков рассмотрения дел и принятия решений по ним.

(260 голос., 4,52 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/chto-takoe-espch-kakie-resheniya-prinimaet-strasburgskij-sud/

Россия получила право не признавать решения ЕСПЧ

Для начала разберёмся, что такое Европейский суд по правам человека. Это часто единственная возможность для того, чтобы как-то защитить свои права.

Это последний шанс для тех людей, чьи права были нарушены, и подчас очень грубо, властями и правоохранительными органами отдельных государств, и государств стран СНГ – не в последнюю очередь.

Бывает так, что гражданин, спасаясь от неправомерного и противоправного преследования, выезжает из России на территорию стран Евросоюза, чтобы не сесть в тюрьму без веских оснований. После выезда из страны ему приходится совмещать такие вещи, как защита от экстрадиции и защита прав в ЕСПЧ.

Если бы не было Европейского суда по правам человека, то во многих случаях добиться правды было бы невозможно, а защита общечеловеческих прав заканчивалась бы в высшей судебной инстанции того или иного государства, которая не всегда бывает справедливой.

Многие граждане, принявшие решение приехать жить во Франции на ПМЖ или в другой стране ЕС, в итоге смогли защитить свои права и снять с себя обвинительные приговоры благодаря грамотной защите в ЕСПЧ, где разбирают дела не предвзято, а опираясь на международные правовые стандарты. Так что любой удар по данной инстанции – это в значительной степени удар по справедливости, которой в современном мире и так не очень много. 

Об исполнении решений ЕСПЧ 

Если решения главной судебной инстанции государства, например Верховного суда РФ или Конституционного суда Франции, очень быстро “доходят до адресата” и немедленно принимаются к исполнению на территории государства, то решения ЕСПЧ порой непросто довести до исполнения. Что ни говори, а этот суд не внедрён в судебную систему ни одного государства.

И вообще существует только два десятка государств, которые приняли Конвенцию и потому обязаны исполнять решения Европейского суда по правам человека. Но “обязаны”, опять же, не в том смысле, в каком правоохранительные органы обязаны отправить в тюрьму человека, имея предписание суда.

Здесь требуется добрая воля государства, принявшего Конвенцию, а наказаний за отказ соблюдать решения ЕСПЧ вообще не предусмотрено. По факту, решения ЕСПЧ имеют пожелательный характер. И чтобы такое решение было доведено до своего исполнения, может потребоваться изрядная доля дипломатии на переговорах с необходимыми органами и инстанциями той или иной страны.

Обычно такие переговоры проводят сами представители ЕСПЧ, имеющие нужные дипломатические каналы. Но не всегда это заканчивается успехом. 

Причины отказов в исполнении решений ЕСПЧ 

Чаще всего в Европейский суд по правам человека, конечно же, попадают спорные и сложные дела, связанные с преследованием человека за границей. И весьма часто этот человек был как-то связан с политикой или бизнесом, либо и с тем и с другим.

И неудивительно, что государство, осудившее гражданина на своей территории, часто говорит о том, что решения ЕСПЧ носили “политический” характер, а потому и исполнять их как бы необязательно. При желании объявить “политическим” можно почти что любое решение.

Тем более что политическое решение не обязательно должно быть направлено против человека, который когда-то занимался политикой, всегда можно сказать о том, что тем или иным решением Европейский суд пытается надавить на определённую страну или действовать в рамках интересов западных стран.

Хотя Европейский суд по правам человека меньше всего интересуется политическими режимами и взаимоотношениями стран, он был создан с единственной целью – гарантировать, что любой человек сможет спокойно себя чувствовать и знать, что его права всегда будут защищены, даже если ему так и не удалось добиться правды и справедливости в родной стране. 

О новом указе президента рф: признание решений еспч 

Согласно новому указу, который вышел 15 декабря, Конституционный суд России получает полномочия принимать решение о возможности или невозможности исполнения решений межгосударственных судебных органов.

Проще говоря, если Конституционный суд РФ посчитает, что ЕСПЧ принял неправомерное решение, то исполнять такое решение не будет нужно.

Межгосударственных судебных органов на сегодняшний день не так много, и во многом это решение было направлено именно на Европейский суд по правам человека, куда могут обращаться и граждане России, недовольные преследованием по разным мотивам в родной стране и за её пределами.

Документ был подписан Президентом 15 декабря, 4 декабря он был принят Государственной Думой, а 9 декабря – Советом Федерации. Он уже вступил в законную силу, так что уже сегодня отдельные решения ЕСПЧ могут быть отклонены российской судебной системой.

Интересным дополнением является то, что Конституционный суд может признавать или не признавать решения ЕСПЧ по запросу федеральных органов, а также Правительства и Президента.

Как это будет выглядеть на практике? Несложно догадаться, что если кто-то из перечисленных инстанций/лиц обратится в КС РФ, то это как раз будет ярким примером политического решения, потому что по запросу с такого уровня суду просто придётся принять то решение, которое принять “нужно”.

Да и сам факт подобного обращения уже будет говорить о том, что решение Европейского суда по правам человека требуется не признать на территории РФ.

Фактически, канал между ЕСПЧ и российскими судами просто закрыли – теперь между этими инстанциями появился новый участник в лице государственной власти России, которая получает полномочия управлять процессом признания или непризнания судебных решений.

Таким образом, защиту прав в Европейском суде по правам человека провести можно, но вот провести в жизнь решение данного суда на территории России сегодня – будем реалистами – стало почти невозможно. Это будет возможно только в том случае, если государственные органы РФ сами этого захотят.

Но если бы они изначально хотели, то не было бы и всего дела, не было бы и того, что гражданину пришлось обратиться в ЕСПЧ за непризнанием судебных решений и отстаивать там свои права с компанией Кофранс. Новый закон серьёзно усложнил путь европейскому правосудию на территорию России. 

Причины принятия закона о непризнании решений ЕСПЧ 

Нетрудно понять, что причины принятия такого закона исключительно политические.

В настоящее время Россия ведёт сильную конфронтацию с Европой, так что ограничение действия решений Европейского суда по правам человека на территории России можно считать просто ещё одним способом для того, чтобы максимально “закрыться” от Европы и минимизировать влияние любых европейских инстанций на российские органы.

Правда, в погоне за этим, наверное, неплохо бы различать, где находится поле для взаимных ударов и контрударов во время противостояния, а какие области лучше не трогать даже в самый разгар противостояния. И нет сомнений в том, что честный и справедливый суд – одна из таких областей.

В российских судебных кругах закон прокомментировали с позиции того, что речь вроде бы и не идёт о неисполнении решений ЕСПЧ, а только о таких ситуациях, когда российская Конституция лучше защищает права граждан.

Вырисовывается ситуация, когда гражданин решил обратиться в Европейский суд по правам человека, этот суд принял решение – а затем оказалось, что российская правовая система “лучше защищает гражданина”, то есть более лояльна к нему.

Однако это нонсенс, потому что если бы российская правовая система и правда была на стороне гражданина, то он ни за что бы не обратился в ЕСПЧ.

Оправдывать такой закон “благими намерениями” можно сколько угодно, но его суть не должна ускользать – а суть состоит в том, что любое решение ЕСПЧ может быть пересмотрено (читаем проще – отменено), если у государственных органов возникнет в том необходимость.

Ещё одна интересная черта нового закона – он устанавливает принцип “отдельного рассмотрения каждого решения ЕСПЧ”. То есть, никакие принципы прецедента и аналогии не работают, по каждому делу Конституционный суд РФ выносит самостоятельное решение, принимать решение ЕСПЧ или нет.

На первый взгляд звучит неплохо, но если вдуматься, то мы видим тут исключительно подходящую почву для избирательного правосудия и тех же самых политических дел.

Можно надеяться, что решение Конституционного суда всегда будут справедливым, а пересмотр решений Европейского суда по правам человека будет осуществляться только в тех случаях, когда это правда в интересах гражданина, обратившегося в суд. Однако опыт показывает, что ожидать этого, к сожалению, было бы весьма наивно и недальновидно. 

Практическая сторона: что даёт рассмотрение дела в ЕСПЧ 

В каких случаях гражданину есть смысл обратиться в ЕСПЧ, и как это сделать?

Если гражданин преследуется на территории того или иного государства в связи с экономическими, уголовными или политическими делами (впрочем, специального раздела “политических” дел в большинстве государств нет, так что даже самые что ни на есть политические дела всё равно классифицируются как уголовные, гражданские или экономические), то само по себе признание его невиновности в Европейском суде по правам человека конкретно ничего ему не даст. Находясь на территории того государства, где ведётся преследование, нельзя будет чувствовать себя в безопасности. А если гражданин уже принял благоразумное решение приехать во Францию на ПМЖ, то ему бояться нечего – если не нарушать местные законы, а к тому же заручиться поддержкой серьёзной компании Cofrance, чтобы была проведена защита от экстрадиции, то никакое преследование правоохранительных органов его государства не будет ему страшно, в то время как снова приезжать в страну, где ведётся преследование, ни в каком случае не рекомендуется. Особенно если гражданину понятно, что преследование именно политическое, то есть факты и судебные решения подстраиваются под те установки, которые есть с самого начала.

Чаще всего в Европейский суд по правам человека люди обращаются, ставя перед собой вполне конкретные задачи.

1) Основная причина обращения в ЕСПЧ – это как раз защита от неправомерного преследования за границей. В том числе, и от требований экстрадиции.

Чтобы экстрадиция не висела дамокловым мечом над головой, проще всего закрыть это дело именно через ЕСПЧ.

Россия может сколько угодно отвергать решения такого суда, но ни одно европейское государство не рискнёт выдавать гражданина, если ЕСПЧ принял решение в его пользу и посчитал, что депортация недопустима.

2) Часто требуется разобрать какие-то конфликты, в которых фигурирует имущество, бизнес или финансы. Нередко бывает так, что всё перечисленное отбирается у гражданина на территории страны, которую потом ему самому пришлось спешно покинуть. Порой захват бизнеса и завладение деньгами и имуществом происходят самыми “чёрными” методами.

Вот это всё можно будет оспорить в Европейском суде по правам человека. Есть значительный шанс, что все эти объекты или хотя бы часть из них вернутся своему законному владельцу согласно решению ЕСПЧ, или же можно будет получить компенсацию.

Так что и в этом отношении добиваться пересмотра дела в Европейском суде по правам человека смысл есть.

Если вас интересует судебная победа в ЕСПЧ, обязательно работайте совместно с командой хороших юристов, таких как специалисты Кофранс. Это даст вам возможность в короткие сроки защитить свои права и начать жить более счастливой жизнью.

Источник: https://sovetnik.eu/rossiya-poluchila-pravo-ne-priznavat-resheniya-espch

Добавить комментарий