Что такое унитарное государство? Примеры и виды унитарного государства

Что такое унитарное государство? Примеры и виды унитарного государства :: BusinessMan.ru

Что такое унитарное государство? Примеры и виды унитарного государства

от франц. «unitaire» — единый) — единое, слитное государство, составные части которого не обладают политической автономией, т.е. признаками государственного суверенитета. особенность У.г.

в том, что оно состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих государственно-правовыми признаками (единая конституция и правовая система, единая, или одноуровневая, система власти, единые вооруженные силы, финансовая система, единое гражданство и др.). В У.г.

статус административно-территориальных единиц, их границы определяются и изменяются актами центральной власти (при этом может учитываться мнение населения и органов соответствующих территорий). В отличие от федеративного государства, в У.г.

все уровни власти включены в единую общегосударственную администрацию (хотя степень централизации и децентрализации функций и полномочий может быть различной). Как правило, в У.г.

в административно-территориальных единицах наряду с органами, избираемыми населением (представительная власть и глава администрации), есть назначаемый государством (президентом, правительством, министерством внутренних дел) представитель (правительственный комиссар, префект и др.

), который обладает надзорно-контрольными функциями и решает координационные, согласовательные и интегративные задачи. Это — классическая форма. В современном государствоведении она получила название централизованного У.г. — государства, в котором нет места местной автономии (местному самоуправлению).

Управление на местах осуществляют назначенные центральной властью чиновники (страны Тропической Африки). Как правило, в У.г.

в большинстве случаев у центральной власти существует право на приостановление действия актов органов представительной и исполнительной власти административно-территориальных единиц, которые она находит нецелесообразным, а также на отмену актов этих органов, которые являются незаконными, при условии, что орган сам не отменяет акт.

В федеративном же государстве центр может ставить перед субъектом федерации вопрос о нецелесообразности и тем более о незаконности его акта. Вопрос о нецелесообразности акта решает сам издавший его орган. Спор по поводу конституционности или законности акта субъекта федерации передается в конституционный суд или в высший суд общей юрисдикции. Однако и субъект федерации вправе оспаривать конституционность акта органа федерации в федеральных судах. При этом если указанные меры оказываются недостаточными, центральная власть правомочна применить к территории принудительные меры, как то: приостановление деятельности, роспуск органа представительной власти административно-территориальной единицы, смещение с должности главы исполнительной власти, введение чрезвычайного положения на территории административно-территориальной единицы и создание временной администрации. В большинстве федеративных государств центральная власть такими прерогативами не располагает.

В современных условиях У.г. модифицируется. В его составе появляются территориальные образования, наделяемые определенной автономией.

В частности, самоуправленческими функциями наделяются мировые территориальные образования (общины, коммуны). Типичные примеры таких государств — Болгария, Прибалтийские государства.

Усиление самоуправленческих начал и децентрализации приводит к преобразованию У.г. в децентрализованное.

(В.Ч.)

Источник: Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Классификация по признаку формирования власти

Административно-территориальные единицы унитарного государства – это области, земли, вотчины и прочие единицы.

Каждой структурной единицей унитарного государства управляет избираемый (или назначаемый) орган власти, который в свою очередь находится в строгом подчинении к выше стоящим органам управления.

Вертикальное подчинение является главным признаком унитарного государственного правления.

По признаку демократического избрания кандидатов в органы власти или единовластного назначения их «сверху» подразделяют такие виды унитарных государств:

  • Централизованное, где формирование нижестоящих ветвей власти осуществляется методом прямого назначения должностных лиц;
  • Децентрализованное, когда государственные органы местного самоуправления состоят из избираемых лиц путем тайного ания жителей данной территории.

Структурной единицей унитарного децентрализованного государства может быть одна или несколько автономных территорий. В централизованной унитарии автономия исключается однозначно.

Предпосылкой для образования автономии может стать национальный признак, то есть значит если на данной территории проживает большая этническая группа, которая радикально разнится от остальной части населения государства своим культурно-историческим укладом жизни. Автономия предполагает частичное самоуправление в сфере общественной, социально-культурной, экономической деятельности.

Но, автономные республики не могут представлять свои интересы на международной политической арене, участвовать в межгосударственных компаниях по личной инициативе, корректировать государственные правила, закрепленные в Конституции государства (например, менять государственный язык, валюту, административно-территориальное деление, границы и пр). Говоря простыми словами, при решении столь крупных вопросов государственного значения обязательно необходимо согласие/разрешение центральных органов власти.

Административно-территориальное деление государства не всегда однозначно влияет на структуру ветвей управления. Более крупная по размеру территории Великобритания имеет всего 3 ступени административного подразделения государства, а Франция – 4.

Признаки унитарного государства

Вне зависимости от типа управления, состава и количества структурных единиц, кратко и понятно признаки унитарного государства можно описать так:

  • Единый для всех субъектов данного государства законодательный документ – Конституция;
  • Имеются высшие государственные органы исполнительной, судебной и законодательной власти в столице
  • государства, а на местах – есть представители этих органов;
  • Единое гражданство, одна армия, денежная единица;
  • Один государственный язык и символы государства (герб, гимн, флаг);
  • Органы власти на местах могут решать проблемы местного самоуправления, то есть обладают властными полномочиями только в рамках данной территории и только по строго определенному кругу вопросов.

Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение унитарного государства: Унитарная форма государства заключается в централизованной вертикали власти.

В результате стремления мирового сообщества к принципам свободы, равенства, демократии, сегодня практически все унитарные государства добровольно перешли на стадию децентрализации, то есть исключили авторитарно-командный стиль из государственного управления.

Такое переосмысление схемы руководства обществом в перспективе приведет к тому, что каждый человек сможет активно принимать участие в государственной жизни, то есть стать полноценным строителем своего государства, а не пассивно ждать изменений.

Краткий перечень унитарных государств мира

Большую часть Европы занимают страны с унитарным типом устройства – это 41 государство, из которых есть самые карликовые по размерам территории (Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино и Ватикан) + более крупные примеры (Португалия, Ирландия, Австрия.

Греция, Албания, Чехия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Польша, Словакия, Дания, Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Молдавия, Нидерланды, Румыния, Сербия, Словения, Украина, Франция, Хорватия, Черногория, Эстония и пр.)

В Азии количество унитарных государств насчитывается также 41 страну – и это около 90% всех государств Азии. Исключением стали всего 6: Пакистан, Малайзия, Арабские Эмираты, Индия, Россия и Ирак – это представители федеративной формы.

https://www.youtube.com/watch?v=xQ6cmkJkxIg

В Африке и в Латинской Америке преобладают страны с централизованной формой унитарного устройства. Такие государства, как Алжир, Египет, Ливия, Мавритания, Тунис, Центральноафриканская Республика, Южно-Африканская Республика, Багамы, Боливия, Доминиканская Республика, Колумбия, Куба, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и другие.

Вывод из данного анонса: унитарная форма устройства государства считается достаточно удобной и выгодной как для государственной власти, так и для простых жителей стран. Тем более с переходом к децентрализации и другим демократическим видам.

Более детально обо всем этом, равно как и о других темах из курса обществознания, вы сможете найти в нашем видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов».

Источник: https://znaivse.biz/dosug/turizm/chto-takoe-unitarnoe-gosudarstvo-27-12-2018.html

Унитарное государство – что это такое? Признаки унитарного государства

Что такое унитарное государство? Примеры и виды унитарного государства
Новости и общество 8 января 2015

Унитарная форма государства – это вид государственного устройства, при котором страна разделена на несколько административных частей, которые не имеют статус государственных образований. Но в некоторых случаях отдельные регионы страны могут обладать некоторой долей самостоятельности в принятии решений.

Признаки унитарного государства характерны для небольших по площади и численности населения стран. Но и тут есть исключение в виде Китая, который, несмотря на солидную территорию и огромное население, считается унитарным государством. В таких странах действует единый свод законов, единая конституция и правовая система.

Высшие органы управления одни для всех образований в государстве. В настоящее время унитарными является абсолютное большинство независимых государственных образований в мире. Среди таких стран можно отметить Великобританию, Францию, Испанию, Украину и многие другие. В последнее время мы особенно часто слышим упоминание про унитарное государство.

Что это такое, мы рассмотрим более подробно.

Унитарность как форма государственного устройства

Прежде чем рассмотреть более подробно само определение «унитарного государства», необходимо упомянуть о существующих формах государственного правления.

По своей сути форма государственного строя является административным, территориальным и национальным строением страны, которое показывает взаимоотношения между регионами, органами местного и центрального государственного аппарата, а также между разными народностями и нациями, проживающими на одной территории.

Кроме этого, форма государственного строя демонстрирует из каких субъектов состоит государство, какое у них правовое положение и степень их взаимодействия между собой, в какой форме выражаются интересы национальных меньшинств, проживающих в одном регионе, а также как строятся отношения между органами центральной власти и местным самоуправлением.

А вот конкретная форма государственного устройства в той или иной стране зависит от географического расположения регионов, их национального состава, а также от целого ряда факторов, среди которых можно выделить экономический, социальный, исторический и культурный.

Виды форм государственного строя

В настоящее время существует 3 вида форм государственно-территориального строя:

1. Федерация. Данная форма государственного строя представляет объединение нескольких ранее суверенных (или обладающих широкой автономией в составе государства) стран (регионов) в единое государство на добровольной основе.

Самыми известными примерами федеративного строения являются Российская Федерация (в составе 85 субъектов, из которых 22 республики, 4 автономных округа и 1 автономная область), США (50 штатов и несколько свободно ассоциируемых территорий), Индия (29 штатов, столичный округ и 6 союзных территорий) и другие.

2. Конфедерация. Эта форма устройства является государственным объединением нескольких независимых стран.

При этом ни один их субъектов конфедерации не теряет свой суверенитет, и обладает собственными вооруженными силами, денежной и правовой системами.

Единой ныне существующей конфедерацией является Швейцария (однако в последнее время она приобрела все признаки федерации). Также своеобразными конфедерациями считают ЕС, Союз России и Беларуси, Евразийский Союз.

3. Унитарное государство. Что это такое? Этот вопрос не дает покоя миллионам граждан, особенно в последнее время с появлением очагов сепаратизма в разных странах мира.

Это единое государственное образование, которое разделено на административные составляющие, каждая из которых не обладает никаким суверенитетом и подчиняется центральным органам власти.

В свою очередь, унитарные государства также разделяют на несколько видов.

Централизованное унитарное устройство государства

К унитарным государственным образованиям данного типа относят страны, в которых функции власти осуществляются на местном уровне только теми представителями власти, которые утверждены и согласованы центральными органами управления.

При этом централизованное государство может предоставить некоторую самостоятельность низшим органам управления на местах. Самые яркие примеры унитарных государств с централизованным устройством – это Великобритания и Дания.

Кроме того, признаки централизованности присущи для стран Африки, где на местах власть принадлежит племенам и родам. Хотя стоит заметить, что на сегодняшний день такие государства встречаются довольно редко.

Децентрализованное унитарное государство: что это такое?

К децентрализованным государствам относят те страны, в которых конституция предусматривает разграничение органов центральной власти и местного самоуправления. То есть, фактически, субъекты государственного образования могут иметь достаточно широкую автономию, и при этом располагать собственным парламентом, управленческими структурами и правительством.

В основном подобными привилегиями пользуются крупные регионы, которые некогда были независимыми или обладали достаточно широкой самостоятельностью в решении конкретных вопросов. Кроме того, эти регионы зачастую объединены общими историческими, экономическими, и географическими интересами.

Субъекты децентрализованного государства могут самостоятельно решать ряд вопросов, среди которых экономические проблемы, вопросы образования, здравоохранения, охраны общественного порядка и коммунального хозяйства. Фактически субъекты превращаются в отдельные страны унитарного государства, которые объединены по каким-то причинам в единое образование.

К странам с ярко выраженным децентрализованным устройством можно отнести Францию и Испанию.

Смешанные унитарные государства

Смешанные унитарные государства обладают признаками как децентрализации, так и централизованного воздействия власти на субъекты государственного образования.

Фактически, к смешанным государствам можно отнести те страны, некоторые регионы которых обладают широкой автономией и способны самостоятельно решать поставленные задачи.

При этом автономии могут устанавливать связи с другими странами, подписывать разнообразные культурные, социальные и экономические меморандумы. Самые яркие примеры унитарных государств смешанного типа – это Италия и Норвегия.

Для государств с унитарной формой устройства характерны несколько отличительных особенностей.

Внутреннее деление унитарных государственных образований

Как правило, каждая страна разделена на небольшие регионы, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие субъекты местного самоуправления. Название регионов может быть разным, но их смысл одинаков во всех странах мира.

К примеру, страны бывшего СССР в своем делении имеют большие области, которые, в свою очередь, разделяются на районы и сельские поселения (сельсоветы). Данный раздел не случаен. Регионы формируются на общности интересов исторического прошлого, географического расположения и экономического развития.

Подобное административное деление позволяет органам центрального управления максимально контролировать ситуацию по всей стране.

Основные черты унитарных стран

1. Все субъекты государственного строя подчиняются действию единой конституции. При этом основной закон может разграничивать центральную власть и самоуправление, таким образом, предоставляя региону некоторую автономию.

2. Единые органы государственной власти. Власть президента страны и парламента на всей территории государства неоспорима. Кроме того, органы центральной власти обладают полномочиями самостоятельно назначать руководителей органов самоуправления на местах.

3.Если на территории государства проживают другие национальности (небольшие по численности), то допускается предоставление им некоторой автономии.

4. Все международные отношения регулируются центральными органами власти. Субъекты государства не могут вступать в международные союзы самостоятельно. Допускается лишь сотрудничество автономий с другими государственными образованиями на культурном и социальном уровнях.

5. Субъекты государства не имеют государственного суверенитета, следовательно, регионы не имеют собственных вооруженных сил, денежной системы и других элементов государственности.

6. Государственный язык во всех субъектах государства един.

Факторы, влияющие на формирование унитарного государства

Многие люди задаются вопросом: «Унитарное государство: что это такое, как оно образовывается?». Попробуем на этот вопрос ответить. Унитарное государство формируется в зависимости от множества факторов. Рассмотрим некоторые из них.

1. Преобладание на территории государства единого культурного и национального населения, которое имеет один язык, одну религию, схожесть менталитета и общую историю.

2. Удобство создания единого государства по экономическим причинам. Государства, которые имеют общие границы с отсутствием таможенных барьеров, могут объединиться в унитарное государственное образование. Правда, стоит отметить, что для этого еще необходима единая валюта, единая система налогообложения, общность правовой системы, а также единство ресурсного потенциала и разделения труда.

3. Внешнее давление со стороны третьих государств. При активном вмешательстве в государственные дела других государственных объединений, страны с общей границей и общими культурно-историческими факторами могут объединиться в единое унитарное государство.

Факторы, которые влияют на разобщенность унитарного государства

На вопрос: «Какое государство унитарное?», большая часть людей ответит, что это страны, которые едины по историческим и культурным традициям, и не сталкиваются с проявлениями разобщенности в обществе. Однако это не совсем так.

Для унитарных образований в современном мире характерны многие проблемы. Среди основных можно выделить так называемый сепаратизм, то есть требование одного региона о признании его государственного суверенитета.

Рассмотрим, что влияет на разобщенность внутри унитарного государства.

1. Невыгодность объединения по экономическим причинам. Ярким примером в этом случае служит Италия. В последние годы северные регионы страны активно заявляют о суверенитете, особенно это движение популярно в Венеции. Эти регионы являются рычагами экономики страны, и дотируют более бедные южные области.

2. Разная история, культура и язык частей государства. В этом случае самым ярким примером является Украина, которая состоит из регионов с разными культурными и историческими интересами. Так, к примеру, южные и восточные регионы Украины более тесные связи с Россией.

В западной части страны ситуация похожа. Так, Закарпатье имеет историческую и культурную общность с Венгрией, Буковина – с Румынией, а Галиция – с Польшей. Но, несмотря на подобную разницу в историческом и культурном плане, Украине присущи признаки унитарного государства.

3. Низкий уровень жизни и недовольство этим фактом населения. В этом случае в качестве примера можно привести Судан.

Низкий уровень жизни стал причиной того, что южные регионы страны, которые до этого обладали широко автономией, решили отделиться от основного государства.

При этом стоит заметить, что именно в южных регионах Судана сосредоточено до 60% экономических рычагов. В итоге это привело к тому, что на политической карте мира появилось новое государство Южный Судан.

4. Низкая политическая грамотность населения, которая позволяет «политическим лидерам» регионов активно пропагандировать идею создания суверенного государства.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/171027/

Унитарные государства в современном мире

Что такое унитарное государство? Примеры и виды унитарного государства

Введение……………………………………………………………………………3

1 Форма государственно-территориального устройства. ………………………5

1.1 Понятие и характеристика унитарного государства………………………..10

2 Унитарные государства в современном мире…………………………………14

Заключение.…………………………………………………………………………22

Глоссарий…………………………………………………………………………..23

Список использованных источников …………………………………………….25

Приложение ………………………………………………………………………….27

Введение

Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства. В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов.

Унитарные государства:

– одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;

– одна конституция, финансовая, налоговая и законодательные системы, единые вооруженные силы;

– наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.

Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.

Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества, – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы

Цель моей курсовой работы – раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.

Для написания работы я использовал учебную литературу по курсу “Теория государства и права” и “Конституционное право зарубежных стран”., а также монографии. В целом, мне хотелось бы отметить, таких авторов учебников как: Мишина А. А.

Венгерова А. Б. Хропанюка В. Н. Данные учебные пособия отличает простота и доступность, с которой излагается тема, а также множество приведенных примеров, позволяющих мыслить уже не гипотетически, а основываясь на конкретных фактах.

Основная часть

1 Форма государственно-территориального устройства

Для рассмотрения понятия «унитарная форма государственного устройства», на мой взгляд, необходимо сказать несколько слов о формах государственного устройства, так как «унитарное государство» является составляющей формой государственного устройства.

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.1

Форма государственного устройства показывает:

а) из каких субъектов состоит государства;

б) каково правовое положение субъектов, и какие взаимоотношения между ними;

в) как строятся отношения между центральными и местными органами власти;

г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

«Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована»2.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на основные группы:

1) Унитарное государство – это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.3

Исторически унитарная форма государственного устройства сложи­лась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства.

Примером тому могут слу­жить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства.

Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и иных форм государственного устройства федераций и конфедератив­ных государственных союзов.

С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно разделить:

а) Децентрализованные государства – это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостаятельно решает переданные им в ведвние вопросы. Чаще всего – это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

б) Централизованные государства – это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

Также являются государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родо-племянным вождям.

В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы.

Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

в) На их основе организуется и третий тип – смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.

Унитарное государство в зависимости от этнического состава может быть:

● национальным (Франция, Эстония, Япония);

● многонациональным (Китай, Афганистан);

Унитарная форма государственного устройства ха­рактерна для государственных образований, являющихся субъектами какой – либо федерации. Так, например любая республика в составе Российс­кой Федерации является государством с унитарной формой правления4.

2) Федерация – представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Такие государства как: Российская Федерация, Канада, Австрия, Индия и т.д.

Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно – демократических ре­волюций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

В зависимости от принципа формирования различают виды федерации:

а) административные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности, запасы полезных ископаемых и другие территориально-экономические признаки (США, Мексика);

б) национальные, основой территориального деления служит этнический состав населения (Югославия).

3) Конфедерация – это государствен­ный союз государств5. То есть ни одно из государств – членов кон­федерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную сис­тему, армию, полицию и т.д.

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для ре­шения каких – либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управле­ния; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Источник: http://MirZnanii.com/a/45249/unitarnye-gosudarstva-v-sovremennom-mire

Бизнес и закон
Добавить комментарий