Что такое ОДН? Общедомовые нужды: расчет нормы и оплата

Содержание
  1. Как расчитать ОДН за воду
  2. Составляющие формулы
  3. Формулы расчёта
  4. Отсутствие общедомового прибора
  5. Наличие общедомового прибора
  6. Способы уменьшить суммы оплаты и избежать спекуляций
  7. Нормативы и расчет на ОДН по воде
  8. Куда поступают средства, оплаченные за ОДН?
  9. Часто возникающие вопросы по расчету норм ОДН
  10. Оплата общедомовых нужд многоквартирного дома
  11. Нормативная база для взимания оплаты за ОДН
  12. При отсутствии общедомового счётчика
  13. При наличии общедомового прибора учёта
  14. Что входит в ОДН: общедомовая собственность + ресурсы
  15. Изменения в 2017 году
  16. Нормативы потребления коммунальных услуг — воды и электроэнергии
  17. Можно ли не платить за ОДН?
  18. Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды
  19. Законодательные основы
  20. Понятие общедомовых нужд
  21. Перечень
  22. Электроэнергия
  23. Водоснабжение
  24. Тепловая энергия
  25. Нормативы потребления
  26. Порядок установления
  27. Кем утверждаются
  28. Существуют ли повышающие коэффициенты
  29. Способы расчета ОДН
  30. Отсутствие прибора учета
  31. Наличие прибора учета
  32. Возможен ли перерасчет платы
  33. Ненадлежащее качество услуг
  34. Отсутствие в жилом помещении

Как расчитать ОДН за воду

Постановление Правительства РФ № 354 о Правилах предоставления коммунальных услуг, регламентирующее расчёт ОДН за воду и в 2016 году, сохраняет принцип, по которому оплата потребляемых ресурсов потребителями производится по показаниям коллективных приборов учёта.

Коэффициенты сменились разделением на 2 составляющие:

  • общедомовые нужды,
  • индивидуальное потребление.

Согласно п. п. 40, 44 Правил, потребители ресурсов в многоквартирных домах, независимо от способа управления, оплачивают коммунальные услуги в жилых помещениях и, отдельно, – ОДН. Оплата прямо пропорциональна площади, которую занимают собственники.

Составляющие формулы

При расчёте потребления холодной воды на общедомовые нужды включается оплата:

  • полива газонов (палисадников),
  • внутридомовых водопотерь в сетях,
  • промывки коммуникационных сетей,
  • ресурса, отведённого на мытье лестничных площадок

При учёте горячей воде в общую сумму входит оплата:

  • внутридомовых водопотерь в сетях,
  • сброса воды в стояке (например, при ремонте батареи в многоквартирном доме),
  • технологического полива системы в процессе подготовки к отопительному сезону,
  • опрессовки системы отопления.

Общедомовое имущество, согласно ст. 36 п. 1 ЖК РФ, включает в себя все помещения дома, предназначенные для обслуживания более чем одного помещения в доме, при этом оно не должно быть частью квартир.

Под определение попадают: лестницы и площадки, шахты лифта, мусоропровода, чердаки и технические этажи, коридоры, подвалы с инженерными коммуникациями, помещения для организации общего досуга.

Общее имущество включает в себя уборочную площадь, сведения о которой содержаться в техпаспорте дома или в справке БТИ (форма № 8).  

На нормы ОДН по воде влияют:

  • степень благоустроенности дома и коммуникационных линий,
  • величина обслуживаемых прилегающих территорий,
  • этажность и количество подъездов,
  • наличие общедомовых приборов учёта воды.

Норматив на общедомовые нужды по водоснабжению (ГВС, ХВС, водоотведение) равен (=):

составляющая норматива (указываются в приложении к Приказу по региону)

  • (х) умноженная на количество проживающих в доме человек,
  • (/) разделённая на площадь помещений общего имущества.

Норматив потребления на ОДН по холодной и горячей воде утверждаются органом местного самоуправления в каждом конкретном регионе и представлен как приложение к Приказу Минэнергетики и ЖК в виде подробных таблиц.

Например, для Пермского края норма по горячему водоснабжению для жилых многоквартирных домов 1 группы (из 8) с сидячей ванной 120 см. с душем при закрытой системе теплоснабжения в 1-этажных зданиях равен 0,249, а для 9-этажных (при тех же условиях) – уже 0,579. В г.

Королёв на 2015 год расчёт ОДН по холодной воде производился, исходя из 37,79 руб./ куб. м., и 108,34 руб./ водоснабжение 1 чел. и т.д.

Формулы расчёта

То, как производится расчет ОДН по воде, зависит от наличия/отсутствия общедомового счётчика.

Отсутствие общедомового прибора

При отсутствии общего счётчика, расчет платы производится по нормативам, при этом алгоритм в соответствии с каждым нормативом дан в Приказе Минэнергетики и ЖК. В схематическом выражении формула расчёта ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:

Наличие общедомового прибора

Общие нужды при наличии счётчика составляют разницу между значением, которое показал общедомовой прибор, и общей суммой значений индивидуальных счётчиков вместе с расходами по нормативам в необорудованных счётчиками помещениях.

Получившийся результат распределяется пропорционально занимаемой площади между всеми собственниками.

Соответственно, независимо от количества проживающей в многокомнатной квартире людей, расход ОДН на неё будет больше, чем для однокомнатной.

Способы уменьшить суммы оплаты и избежать спекуляций

Так как объём начислений зависит от площади, то оплата нужд дома производится и в том случае, если в квартире:

  • никто не прописан,
  • фактически живёт больше (меньше) человек, чем зарегистрировано,
  • собственник уехал отдыхать или переехал.

В ситуации, когда фактически в квартире проживает и потребляет воду большее количество людей, чем прописано, возникают проблема «резиновых квартир». Если таких становится очень много, общедомовые счётчики могут показать потребление в 1,5-2 раза большее, чем предусмотрено нормативом.

При этом владельцы «резинового» фонда считают, что финансово целесообразнее не ставить индивидуальные счётчики. Поскольку разница между нормой и реальным потреблением становиться частью общедомовых нужд, за перерасход платят все жители. Для предотвращения этого следует использовать следующие законодательные возможности:

  1. Пункт 56 Постановления № 354 указывает, что при временном проживании непрописанных жильцов (от 5 дней подряд), норматив устанавливается и рассчитывается сообразно фактическому числу проживающих потребителей. Сам факт фиксируется Актом о фактическом проживании, составить который имеет право и полномочия Совет дома.
  2. Пункт 19 (б) Постановления № 307 позволяет считать дату начала (и период) временного проживания с момента, указанного потребителем в уведомлении. Уведомление пишется в свободной форме с указанием ФИО, паспортных данных, периода пребывания и передаётся исполнителю.
  3. Если потребитель отказывается подавать уведомления и скрывает свои данные для фиксирования их в Акте, следует обратиться с письменным заявлением в УВД. В этом случае в присутствии участкового и свидетельствующих соседей составляется Акт, на основании которого начисляется плата на незарегистрированного жителя.

Постановлением № 354 оговаривается, что размер начислений на услуги ЖКХ не должен превышать соответствующие нормативы потребления. Если начисления превысят этот предел, разницу должна будет оплатить управляющая компания – поставщик-коммунальных услуг.

Для собственников, состоящих в ТСЖ или ЖКС, характерен вариант принятия на общем собрании решения о самостоятельном погашении такой разницы. Однако при исполнении коммунальных услуг не управляющей компанией, а ресурсоснабжающей организацией, независимо от решения, принятого на собрании, оплата образовавшейся разницы должна производиться собственниками.

Снижению расходов и предотвращению спекуляций со стороны владельцев «резиновых квартир» способствуют:

  1. Установка индивидуальных счётчиков и своевременная подача показания по ним. Сразу после установки собственнику необходимо передать в ЖЭУ Акт ввода в эксплуатацию. Это позволит бухгалтеру внести счётчики в расчётную систему. Если передача показаний происходит с опозданием, то для определения нужд дома, от данных расхода общедомового прибора отнимается среднее значение потребления за 3 последних месяца с последующим перерасчётом данных после получения точной информации.
  2. Достоверность информации о площади общедомового имущества, жилых и нежилых помещений.
  3. Сведения, собранные силами Совета дома, о реальном количестве людей, проживающих в квартире без индивидуального прибора учёта более 5 дней подряд.
  4. Установка в квартирах различных приспособлений для экономии воды (например, http://water-save.com/).
  5. Проверка состояния коммуникаций, которые должны соответствовать требованиям технического регламента. Ответственность за функциональность систем лежит на управляющей организации. Если перерасход по общедомовым нуждам происходит из-за подтекающей трубы в подвале, то оплата, при наличии доказательств, осуществляется тоже управляющей организацией.

Эксперимент, проведённый во Владивостоке по введению подобных мер экономии, уже в первый месяц показал снижение расходов на 7%.

Читайте далее

Источник: https://hitropop.com/voda/uchet/raschet-odn.html

Нормативы и расчет на ОДН по воде

Жилищное право > Вопросы ЖКХ > Коммунальные услуги > Квитанции ЖКХ > Нормативы и расчет на ОДН по воде

Плата за коммунальные услуги составляет значительную часть расходов любого семейного бюджета. Поэтому введение дополнительных платежей, в некотором случае, вызывает возмущение плательщиков, поскольку иногда коммунальные услуги оказываются низкого качества. В 2013 году в платежках граждан появилась плата за ОДН. Что это такое будет освещено ниже.

Что такое ОДН? Фото № 1

В 2013 году Постановлением правительства под номером 314 в систему коммунальных платежей было введено понятие ОДН по воде. Эта аббревиатура растолковывается как общедомовые нужды по расходу воды.

Согласно вышеуказанному нормативному документу, общедомовые нужды потребления воды касаются ее использования не конкретными потребителями, а на обслуживание всего многоквартирного строения.

Разберемся что же такое ОДН.

Как известно, холодная и горячая вода поступает в многоквартирный дом, где по инженерным сетям распределяется между всеми потребителями. Но часть ее не доходит до жильцов в силу технологических или иных проблем.

Под технологическими проблемами подразумеваются потери вследствие различных протечек, промывки инженерных сетей при их диагностике и других процессах.

Под иными случаями подразумевается использование технологической воды на обслуживание самого многоэтажного строения (полив газонов, мытье лестничных площадок, использование для других нужд). Исходя из этого, в дом заходит определенная кубатура воды (максимальное значение) а до потребителей доходит меньшая часть.

Естественно, что коммунальные предприятия, которые поставляют воду, должны получать плату за всю воду.

Исходя из такого принципа, Правительство и ввело понятие ОДН. По сути это плата за ту воду, которая используется не для нужд конкретного потребителя, а для обслуживания многоквартирного дома.

Важно понимать, что стоимость воды в разных регионах не одинаковая, поэтому платежки за ОДН в разных населенных пунктах имеют не одинаковое значение.

Куда поступают средства, оплаченные за ОДН?

За что мы платим? Фото № 2

Естественно, что для многих плательщиков, которые получают коммунальные платежки, интересует вопрос, куда будут поступать оплаченные ими средства за использование водных ресурсов на общедомовые нужды.

Сначала рассмотрим составляющие данного платежа.

Как известно ОДН касается не только холодной, но и горячей воды.

Составляющие ОДН холодной воды следующие:

  • полив общедомовой территории;
  • использование водных ресурсов для мытья лестничных площадок, а также других мест общего пользования жителями;
  • технологическая потеря, например протечки инженерных сетей;
  • иные нужды на обслуживание многоквартирного дома.

Составляющие горячей воды:

  • промывка отопительной системы перед пуском горячей воды;
  • заполнение инженерных систем технологической горячей водой, для их диагностики;
  • устранение неполадок, при которых приходится сливать горячую воду, проводить ее стравливание.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, куда поступают платежи за ОДН. Это коммунальные предприятия, которые оказывают услуги по холодному и горячему водоснабжению. Они являются поставщиками таких коммунальных услуг, и соответственно обязаны получать оплату за них.

Важно запомнить, что в связи с тем, что общедомовые нужды на потребление воды отнесены к коммунальным услугам, то на них также распространяются нормы о предоставлении субсидий. 

Часто возникающие вопросы по расчету норм ОДН

Ответы по оплате ОДН. Фото № 3

Несмотря на то, что данный тариф был задуман как плата за водные ресурсы, которые идут на нужды обслуживания многоквартирных домов, формируется он не прозрачно, поэтому многие коммунальные предприятия стараются завышать нормы потребления ОДН.

Рассмотрим часто возникающие вопросы. Первый касается схем расчетов. Существует несколько формул по расчету ОДН, однако не одна из них не совершенна и существует множество способов запутать потребителей.

Проще тем, у кого многоквартирный дом оборудован общедомовым счетчиком холодной и горячей воды. Имея его, потребители коммунальных услуг всегда могут сопоставить, сколько воды зашло в дом, а также количество ее, потраченное всеми потребителями. Соответственно разница будет составлять сумму ОДН.

Те дома, которые не имеют общедомовых учетных приборов, будут платить за ОДН исходя из расчетов поставщиков коммунальных услуг. Формула для них следующая – Н = 0.09 х К / С.

Н – это значение ОДН на конкретный объект потребителя (то есть на один лицевой счет), 0.09 это стандартное число, применяющееся для всех расчетов, К – это общее количество граждан проживающих в доме, С – это общее значение всех жилых и нежилых помещений в конкретном многоквартирном доме.

Как видно из данной формулы, она не будет отражать точное показание использованной воды для обслуживания дома и его инженерных сетей.

Следующий вопрос касается оплаты за не предоставленные услуги. Например, бывают ситуации, когда в доме отсутствует вода по причине ремонтных работ на центральном водоводе, или других поломок, а полученная платежка содержит ОДН. Не нужно паниковать. Достаточно составить заявление в виде претензии в коммунальное предприятие поставляющее воду.

В нем указать с какого и по какое время не было воды, и потребовать сделать перерасчет, который проверить с помощью вышеуказанной формулы. Если такого перерасчета сделано не будет, значит можно обращаться в суд, и требовать сделать это принудительно.

Норматив ОДН предусматривает собой плату за воду (холодную и горячую) которая используется на обслуживание многоквартирного дома (полив, проверка инженерных сетей, и другие нужды).

О подходах при установке тарифов на ОДН вы можете узнать, посмотрев видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

14 Сен 2017      kasjanenko         103      

Источник: http://PravoZhil.com/zhkh/uslugi/kvitancii/normativy-na-odn-po-vode.html

Оплата общедомовых нужд многоквартирного дома

В квитанциях за коммунальные услуги присутствуют разные строки. Жильцы многоквартирных домов обязаны оплачивать ОДН, хотя многие не задумываются о том, что такое общедомовые нужды.

ОДН — расходы на содержание общего имущества многоэтажного жилья. Отопление, электричество и водоснабжение требуются не только в квартирах. Подъезд требует влажной уборки, лампочки потребляют электричество, а постоянный холод вряд ли порадует жильцов. Обслуживаемая таким образом домовая территория не оснащается приборами учёта потребления ресурсов.

На факт оплаты ОДН не влияет установка в квартирах приборов учёта ресурсов, поскольку общие расходы рассчитываются отдельной суммой. Также не влияет способ управления жильём. Обязаны вносить платежи и собственники нежилых помещений, расположенных на территории многоквартирного дома (офисов, магазинов).

Расчёт суммы для оплаты ОДН может осуществляться двумя способами:

  • если установлен общедомовой счётчик потребления ресурсов;
  • если прибор учёта отсутствует.

Рассмотрим поэтапно первый случай.

  1. Необходимо снять показатели с прибора учёта, установленного в многоквартирном доме. Он фиксирует потребление жилых помещений и расход ресурса на хозяйственные нужды. Для примера показатель равен 4 000 куб. м. воды.
  2. Записываются показатели счётчиков, установленных в каждой квартире. Предположим, объём потребления составил 3650 куб. м. воды.
  3. Из показателя, снятого с общего прибора учёта, вычитаются данные жилых помещений. При этом важно одномоментно зафиксировать цифры. Получен результат 350 куб. м.
  4. Далее необходимо разделить объём общего потребления на общую жилую площадь дома, получив тем самым расход на 1 кв. м. жилого помещения. В нашем примере получаем: 350 : 9000 = 0, 039 куб м. воды на 1 кв. м. жилой площади.
  5. Теперь можно определить расход на конкретную квартиру. Если площадь составляет 40 кв. м., получим 1,56 куб. м.
  6. Сумма к оплате рассчитывается в соответствии с тарифами, определёнными региональной властью. Предположим, стоимость 1 куб. м. составляет 96 руб. Тогда собственник квартиры заплатит 149,76 руб.

На практике результатом расчёта может стать нулевой или отрицательный показатель ОДН. Такая ситуация возникает, когда объём суммарного индивидуального потребления равен общедомовому, или превышает его.

К этому приводит отсутствие приборов учёта в некоторых квартирах, собственники которых производят оплату по нормативам, хотя реальное потребление ресурсов меньше.

Поставщик коммунальных услуг должен пересчитать разницу в суммах и разделить её между жильцами дома, пропорционально площади или количеству проживающих.

Нормативная база для взимания оплаты за ОДН

Нормативное регулирование вопросов, связанных с ОДН, производится на основании следующих документов:

  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г.;
  • Постановление Правительства РФ № 344 от 16 апреля 2013 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг»;
  • Постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • ФЗ № 176 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 июня 2015 г.

Тарифы для оплаты предоставления ресурсов для общедомового потребления устанавливаются органами Местного самоуправления субъекта РФ.

При отсутствии общедомового счётчика

Если счётчик не установлен, расчёт производится по формуле согласно нормативам:

ОДНкв = Н * ПО * (ПК / ПВК), где

  •   Н — норматив потребления, регламентированный властью субъекта РФ;
  • ПО — площадь общего имущества дома;
  • ПК — площадь квартиры;
  • ПВК — общая площадь квартир и нежилиых помещений в доме.

Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.

При наличии общедомового прибора учёта

Если общий для дома прибор учёта установлен, но не все квартиры оборудованы счётчиками, применяется формула:

ОДНкв = (О — К — КН — Н) * ПК /ПД, где

  • О — общедомовое потребление ресурса;
  • К — сумма потребления квартирами;
  • КН — сумма потребления квартирами, где не установлены счётчики, считается по нормативу;
  • Н — потребление нежилыми помещениями;
  • ПК — площадь одной квартиры;
  • ПВК — общая площадь квартир и нежилиых помещений в доме..

Источником информации об общей площади многоквартирного дома является Государственный Реестр. При этом информацию нельзя назвать точной, поскольку собственник не обязан регистрировать изменения, произошедшие с его жилой площадью.

Что входит в ОДН: общедомовая собственность + ресурсы

В ст. 36 ЖК РФ указан перечень помещений, относящихся к общедомовой собственности. В неё входят:

  • лифт и шахта лифта;
  • крыша;
  • технический этаж;
  • лестничные площадки и коридоры;
  • чердак;
  • придомовая территория;
  • подвал.

этих площадей обуславливает расходы на обслуживание общедомового имущества. Практика отношений собственников и управляющих компаний определила следующий перечень ресурсов для ОДН:

  • объём воды, потребляемый для влажной уборки подъезда, технических помещений, благоустройство придомовой территории и обслуживание коммунальных систем;
  • потребление электроэнергии для освещения подъезда и других помещений, а также обеспечения бесперебойной работы лифтов, приборов учёта, домофонов и другого оборудования;
  • расход на отопление общего имущества дома, промыв системы отопления и опрессовку.

Отдельно следует отметить технологические потери. К ним относят расход ресурсов, не связанный напрямую с «классическим» потреблением воды, электроэнергии и тепла, но обоснованный объективной ситуацией пользования коммунальными услугами.

Например, если кран в одной из квартир сломался, для ремонта потребуется слить воду из системы, что и приведет к потерям. Подобные растраты включаются в норматив потребления и могут быть изменены по запросу управляющей компании.

систем в исправном состоянии уменьшает технические потери.

Изменения в 2017 году

До 1 января 2017 г. в квитанциях строка ОДН была отдельной. Такая система учёта вызывала недовольство многих жильцов многоквартирного дома. Незнание механизма расчёта суммы для оплаты или нежелание в нём разобраться приводили к отсутствию оплаты расходов собственниками.

У жильцов многоквартирного дома складывалось впечатление, что они оплачивают чужое потребление ресурсов. Упразднение строки ОДН из квитанции регламентировано ФЗ № 176. Первоначально нововведение должно было вступить в силу еще 1 января 2016 г., но Президент своим указом отложил инициативу.

Причиной этого стала неготовность коммунальных служб и государственных служащих к реализации закона на практике.

Однозначным плюсом исключение строки ОДН из квитанции стало для Управляющих компаний. Сумма общедомового потребления на каждую квартиру теперь суммируется с индивидуальным расходом ресурса для каждой квартиры.

При этом собственник фактически не может отказаться от внесения платежа, поскольку сложно определить реальный объём потребления, приходящийся на индивидуальную жилую площадь.

Чтобы разобраться, сколько должен собственник, необходимо сверять данные квитанций с другими жильцами, производить пересчёт расхода каждого коммунального «товара» на сопоставимую дату. Сложность и временные затраты на разбирательство останавливают многих жильцов.

В практике нашей страны известны случаи перекрытия собственной задолженности управляющей компанией путём записи расходов на счета проживающих в подконтрольном доме. Доказать подобный факт практически невозможно.

Изменения в «законе об ОДН» от 1 января 2017 года призваны защитить жильцов от произвола управляющей компании. Теперь устанавливаются региональные нормативы по каждому виду ресурса, потребляемого на ОДН (холодная и горячая вода, электричество, водоотведение), больше которого жильцы оплачивать не будут. Все регионы должны были принять новые нормативы по ОДН до 1 июля 2017 года.

10 августа 2017 года заработал очередной закон, устанавлиающий приоритет использованя общедомовых приборов учёта для рассчёта платы за ОДН (если такие приборы установлены).

  Если фактическое потреблени по счётчикам было ниже нормативов, то жильцы оплачивают именно это потребление.

При этом, если использовано больше ресурсов — жильцы оплачивают лишь норматив, а остальную сумму покрывает управляющая компания.

Нормативы потребления коммунальных услуг — воды и электроэнергии

На примере приянятых в Московской области, согласно распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства № 200-РВ.

Нормативы потребления холодной и горячей воды

Категория жилых помещений Единица измерения Этажность Норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения Норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения
1. Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением куб. метр в месяц на кв. метр общей площади от 1 до 5 0,013 0,013
от 6 до 9 0,012 0,012
от 10 до 16 0,007 0,007
более 16 0,006 0,006
Разноуровневые многоквартирные дома до 9 0,006 0,006
Разноуровневые многоквартирные от 10 до 16 0,006 0,006
Разноуровневые многоквартирные более 16 0,005 0,005
2. Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением куб. метр в месяц на кв. метр общей площади от 1 до 5 0,01 X
3. Многоквартирные дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками иунитазами куб. метр в месяц на кв. метр общей площади от 1 до 5 0,01 X
4. Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения куб. метр в месяц на кв. метр общей площади X 0,01 X

Нормативы потребления электроэнергии

Категория многоквартирных домов Единица измерения Норматив потребления
1. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячеговодоснабжения кВт·ч в месяц на кв. метр 0,61
2. Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками дляцелей горячего водоснабжения кВт·ч в месяц на кв. метр 2,88
3. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установкамидля целей горячего водоснабжения, в отопительный период кВт·ч в месяц на кв. метр 0,61
4. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установкамидля целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода кВт·ч в месяц на кв. метр 0,61

Можно ли не платить за ОДН?

Согласно законодательству сумма ОДН является обязательной для всех жильцов многоквартирного дома. Все собственники в той или иной мере пользуются ресурсами, направленными на содержание общего имущества.

Не оплачивать строку в квитанции не удастся, при этом обязателен контроль правильности расчёта показателей. Для облегчения разбирательства целесообразно установить общедомовой прибор учёта, если он отсутствует в настоящее время.

Сильно осложняет жизнь владельцам жилплощади отсутствие возможности учёта в каждой квартире.

Без счётчика расчет происходит по средним показателям, которые могут не совпадать с реальным положением вещей из-за чего «лишний груз» расходов ложится на плечи соседей.

К таким же последствиям приводит внесение платежа с опозданием, после которого пересчет производят также по средним показателям.

Заставить проживающих в соседней квартире установить прибор учёта не представляется возможным, но можно попробовать применить меры на общем собрании жильцов дома.

Помогут вносить корректные платежи следующие меры:

  1. Выбор представителя дома, в обязанности которого будет входить снятие показателей с приборов учёта совместно с представителем УК.
  2. Совместная с представителем УК проверка приборов учёта ресурсов в каждой квартире один раз в полгода.
  3. Контроль за внесением платежей арендаторами, временно проживающими в доме;
  4. Установка общедомовых приборов учёта, если их нет.

Если коммунальные платежи за предоставленные услуги выросли в несколько раз, разбирательство лучше передать судебным органам, которые организуют тщательную проверку.

Источник: https://lawhelp.center/kvartira/ostalnoe/obshhedomovye-nuzhdy.html

Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды


Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды установлен для нужд оптимизации расчета

Услуги коммунального характера предоставляются людям для улучшения качества их проживания. Это касается не только пользователей отдельного помещения, но и всего дома в целом. Последние оплачиваются всеми проживающими.

Законодательные основы

Вопросы, связанные с оказанием услуг общедомового назначения, регулируются специальными нормативными актами.

К таковым относятся:

  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
  4. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В содержании указанных нормативных актов дается определение коммунальным услугам общедомового назначения, а также устанавливается, что расходы такого характера включаются в оплату.

Понятие общедомовых нужд

Понятие общедомовых нужд определено в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Это расходы, связанные с ресурсами, которые применялись за пределами жилых помещений. Это касается мест общего пользования – лифтов, подъездов, лестничных пролетов, сушилок. В процессе их содержания происходит не только наведение чистоты и порядка.

На указанные места расходуется определенный объем ресурсов. Он и является общедомовыми нуждами. Затраты рассчитываются достаточно просто. За основу берется общий потребляемый объем за отчетный период, на основании показаний индивидуальных учетных приборов.

Из него исключаются ресурсы, использованные жильцами помещений. Разница и будет являться искомой цифрой.

Перечень

В перечень общедомовых расходов включены: оплата за содержание строения, услуги по управлению, ремонтные работы, обеспечение газом, теплом, водой, канализация.

Примерами таких затрат может быть освещение чердачных, подвальных и технических помещений, лифтов и подъездов, электроснабжение антенн, насосов и другого инженерного оборудования, обслуживание отопительных коммуникаций в местах общего пользования, расходы при сезонных проверках систем обеспечения.

Электроэнергия

Объем общедомовых затрат электроэнергии зависит от ряда факторов.

В качестве таковых выступают – этажность дома, наличие лифтовых устройств, домофона, усилителей связи, технические особенности установленного оборудования. Электроэнергия необходима для нормального функционирования всех устройств. Без неё работа оборудования невозможна.

Водоснабжение

Вода, которая поступает в жилой массив, также может быть использована не только на личные, но и на общие нужды. Примерами этого являются:

  1. Уборка лестничных пролетов, промывка перил и систем коммуникации.
  2. Полив прилегающей территории – садов, палисадников, газонов.
  3. Сброс воды из системы отопления в целом и из отдельных составляющих, при проведении ремонтных работ.
  4. Плановая и внеплановая опрессовка отопления.
  5. Технологические потери воды в связи с особенностями труб, стояков, радиаторов и других элементов системы водопровода.

Указанные расходы связаны с обеспечением общих нужд и поэтому включены в оплату услуг.

Тепловая энергия

Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.

Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни.

По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче.

А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.

Нормативы потребления

Нормативы потребления ресурсов на общедомовые потребности представляют собой усредненные показатели учетных приборов. При этом такие данные берутся не по одному, а по нескольким сотням жилых массивов. Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено.

Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву. Учитывается масса показателей: регион, в котором располагается здание, степень его износа и благоустройства, время года, состояние инженерных систем.

Нормативы потребления являются величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, превышать который не рекомендуется.

Порядок установления

Нормы расхода ресурсов на общедомовые нужды могут устанавливать местные власти.

Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий.

После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей.

При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами.

По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.

Кем утверждаются

Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.

В тексте указывается следующее:

  1. Дата и место принятия решения.
  2. Его регистрационный номер.
  3. Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
  4. Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
  5. Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
  6. Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
  7. Круг лиц, которых оно касается.
  8. Подпись руководителя регионального органа власти.

Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.

Существуют ли повышающие коэффициенты

Повышенные коэффициенты применяются в случаях, когда не установлены учетные приборы. При этом такая возможность должна быть подтверждена актом обследования.

Если приборы могли быть использованы, но не были установлены, при расчете оплаты применяются повышающие коэффициенты.

В отношении общедомовых нужд такое правило не действует в случаях, когда ОДН входит в состав оплаты за содержание общего имущества.

Способы расчета ОДН

Расчет размера расходов  на общедомовые нужды производится по формулам, установленным Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Все зависит от того, установлены ли счетчики или нет.

Отсутствие прибора учета

Не всегда здание оборудована учетными приборами. Для таких случаев предусмотрен свой вариант расчета.

Для этого потребуются следующие данные:

  1. Норматив, установленный региональными властями, для отдельного вида услуги.
  2. Общая площадь здания.
  3. Размер конкретной квартиры.
  4. Общая площадь жилых и технических помещений в доме.

После этого применяется определенная формула. Берется результат разделения площади квартиры и всех помещений в здании. Он умножается на норматив потребления и общую площадь. Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.

Наличие прибора учета

Такой вариант расчета складывается из следующих этапов:

  1. Снимаются данные с общедомовых приборов учета.
  2. Берутся сведения о расходах по индивидуальному оборудованию.
  3. Рассчитывается разница между двумя указанными показателями.
  4. Полученный результат делится на общую площадь дома.
  5. Рассчитанная сумма умножается на площадь конкретной квартиры.
  6. Полученная цифра умножается на тариф, установленный для каждого вида услуг.
  7. Результат пользователь должен будет оплатить.

Довольно часто на практике возникают ситуации, когда результат расчета может быть нулевым или отрицательным. Такое возможно в случаях, когда дом оборудован учетными приборами частично.

То есть в одних квартирах они есть, в других нет.

В таком случае поставщик коммунальных услуг должен пересчитать разницу в суммах и разделить её между жильцами дома, пропорционально площади или количеству проживающих.

Возможен ли перерасчет платы

В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена.

По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.

Но не всегда перерасчет будет возможен, даже по причине перебоя с предоставлением услуг. Главным условием для изменения суммы является наличие виновных действий со стороны управляющей компании. Если проблема возникла из-за проживающих или в силу обстоятельств непреодолимой силы, то вопрос о перерасчете может не решиться.

Ненадлежащее качество услуг

Если услуги на общедомовые нужды не соответствуют требованиям качества, имеют место перерывы, которые превышают установленный максимум, а также в период проведения ремонта, который стал причиной приостановки, сумма к оплате подлежит перерасчету, вплоть до её полного аннулирования.

Допустимые отступления от нормы указаны в Постановлении Правительства РФ № 354. Такое правило применяется к случаям приостановки услуги, если не установлен общий учетный прибор.

Расчет производится исходя из продолжительности перерыва и коммунальных нормативов, установленных для жилых и технических помещений.

Чтобы инициировать процедуру перерасчета коммунальных платежей, человек должен обратиться в управляющую компанию. Основанием в этом случае будет оформленное в письменном виде заявление.

Закон не содержит образца, который необходимо использовать в таких случаях в обязательном порядке. Заявление составляется в произвольной форме.

Однако текст документа должен содержать в себе весь исчерпывающий перечень информации, которая имеет отношение к сложившейся ситуации.

Сюда относится:

  1. Название и место нахождения поставщика услуг.
  2. Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
  3. Обстоятельства сделки – дата и место заключения договора, его стоимость и предмет, права, обязанности и ответственность сторон.
  4. Обстоятельства, в связи с возникновением которых, необходимо произвести перерасчет, например, необоснованная приостановка услуги.
  5. Причины, послужившие их возникновению. Здесь можно указать проведение работы, в которых не было необходимости.
  6. Период, за который надо произвести перерасчет.
  7. Перечень прилагаемой документации.
  8. Дата составления и подпись инициатора.

Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. Это можно сделать несколькими способами. Самый распространенный и удобный вариант – личная доставка. В этом случае инициатор будет иметь возможность провести переговоры и урегулировать возникший спор путем переговоров.

Если исполнитель отказался идти на компромисс, то правильным будет потребовать от него расписку в получении материала или номер его регистрации. Также обращение можно направить по почте. Лучше всего использовать специальную корреспонденцию. В таком случае инициатор получит на руки уведомление о доставке заявления адресату. Допускается также пересылка по интернету.

Такой вариант предусматривает наличие электронной почты у отправителя, а также перевод всех документов в электронный формат.

В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.

Если обращение в управляющую компанию не дало ожидаемого результата, то человек имеет полное право решить спор в судебном порядке. Для этого потребуется составить исковое заявление.

Отсутствие в жилом помещении

По общим правилам временное отсутствие проживающих может быть поводом для перерасчета платы за ЖКХ. Однако в случае с ОДН все несколько иначе. При временном отсутствии жильцов перерасчитаны могут быть лишь их индивидуальные расходы. Сумма общедомовых нужд не будет изменена. Такое правило указано в пункте 88 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Источник: https://pravo.estate/kvartira/zhkh/normativ-obsedomovye-nuzdy/

Добавить комментарий