Целеполагание – это что такое? Целеполагание в педагогике

» Целеполагание в педагогике. Цели, задачи и содержание педагогики

Целеполагание - это что такое? Целеполагание в педагогике

Собственно говоря, баланс на оси «человек-общество» в отношении целей может достигаться различными корректировками в зависимости от динамики развития общества. Общество постоянно опережает воспитание и образование в своем развитии, способствует научному переосмыслению, а в итоге и к реформированию этих понятий. 

Главной задачей педагогики на каждом этапе своего развития является приведение в соответствие воспитания и образования уровню развития общества по различным направлениям и параметрам.

Таким образом, цели, содержание, формы и методы педагогической деятельности напрямую зависят не только от собственно потребностей общества, но и от его возможностей, а также от тех условий, при которых происходит этот процесс.

Поскольку цель является одним из компонентов педагогической деятельности, следует вспомнить и об остальных основных компонентах педагогического процесса, таких как содержание, формы и методы.

Для того чтобы эффективно управлять целостным педагогическим процессом, необходимо уметь проектировать его цели и задачи, которые, в свою очередь, должны опираться на общие цели и потребности каждой отдельной личности и общества в целом.

Задачи педагогической деятельности должны конкретизироваться в определенных тактических, стратегических и оперативных задачах образовательного, воспитательного и развивающего плана. Не менее важным является и то, что цели являются закономерно определяющими элементами педагогического процесса, такими как содержание, формы и методы преподавательской деятельности.

педагогического процесса должно максимально соответствовать поставленным перед педагогом задачам, наиболее точно и полно их решать, не упуская ни одной.

Если с помощью различных форм, методов и средств удастся наиболее эффективно донести до сознания учеников суть содержания учебного процесса, донести до них необходимые знания, сформировать у них определенные умения и навыки, то подобная закономерная взаимосвязь призвана обеспечить достижение желаемых результатов.

Главной функцией содержания педагогики является направление воспитателей и воспитуемых на такую деятельность, которая позволила бы достигнуть главной ее цели.

На основании анализа цели как центрального компонента педагогической деятельности можно сделать следующий вывод.

Наиболее оптимальная работа и достижение желаемого результата возможно только при соблюдении закономерности взаимосвязи всех составляющих педагогической деятельности.

Что такое целеполагание

 Целеполагание в педагогике менялось в прямой зависимости от исторического периода и соответствующего ему общественного строя, а также множества других взаимосвязанных факторов.

Со временем в педагогике сложились тенденции развития и постановки цели, а также определилась иерархия целей.

Перед тем как приступить к обсуждению этой иерархии, необходимо вспомнить о том, что же представляет собой само понятие цель.

В словаре Вебстера цель описывается как завершение какого-то процесса, окончательный результат тех работ, на которые были направлены стремления и усилия, вызвавшие соответствующий образ действия. В некотором смысле целью является ответ на поставленный вопрос: «Чего вы желаете достичь?». Иными словами, если желание отсутствует, то и цель не представляет абсолютно никакой ценности

Одновременно с этим цели являются источником мотивации, они позволяют стимулировать мощные процессы самоорганизации, мобилизующие сознательные и бессознательные ресурсы одновременно. Также цели являются своеобразным фокусом, на котором сосредотачивается вся деятельность, связанная практически с любой стратегией.

Для педагога в свою очередь является наиболее важным условием постановка адекватных и значимых для него целей, определение среди них первичных и вторичных целей.

Надо ли говорить о том, что это полноценный творческий процесс, не ограниченный никакими догмами и условностями.

Однако в отличие от творчества в прочих сферах человеческой деятельности, творческая деятельность педагога не ставит перед собой цель создания чего-то нового и оригинального, социально ценного, так как его конечным продуктом всегда остается развитие личности.

Современная литература отражает педагогическое творчество как сложный процесс решения педагогических задач в постоянно меняющихся условиях.

Несмотря на все вышесказанное, педагог в своей педагогической деятельности все же должен придерживаться общих правил эвристического поиска, таких как анализ сложившейся педагогической ситуации, проектирование результатов в соответствии с изначально определенными исходными данными, анализ имеющихся в его распоряжении средств, оценка полученных результатов, формирование новых задач.

В то же время творческий характер педагогической деятельности нельзя ограничивать лишь решением педагогических задач, несмотря на то, что этот аспект и является главнейшим.

Воспитательный процесс, как уже упоминалось, в огромной степени носит целенаправленный характер.

То есть обладает определенной направленностью воспитательных усилий, осознанностью конечных целей, включает в себя содержание и средство для достижения этих целей.

Источник: https://paidagogos.com/tselepolaganie-v-pedagogike-chast-2.html

Целеполагание – технология, принципы и процесс

Целеполагание - это что такое? Целеполагание в педагогике

У какого человека нет желаний? Пожалуй, способность ставить и достигать целей, которые направлены на то, чтобы улучшить жизнь человека, является наиболее популярной темой, которую изучают, рассматривают и пытаются понять. Целеполагание является одним из ведущих образов жизни, которого должны придерживаться люди. Здесь существуют свои технологии и процессы.

Интернет-журнал psytheater.com делит людей условно на две категории. В мире существует много людей, и у каждого свой стиль жизни. Но условно все способы существования можно разделить на два вида: приспособленческий и целеориентированный. Есть люди, которые стараются приспособиться к жизни, и существуют те, кто живет своей целью и идет к ней.

Несомненно, в каждом из способов есть свои плюсы. Но минуса заставляют задуматься, какой жизнью лучше жить. Стоит рассмотреть эти два вида существования как с хорошей, так и с плохой стороны.

Люди-приспособленцы пытаются подчиниться современной жизни. Они своего рода плывут по течению, ничего не стараясь изменить, исправить. Они добрые и снисходительные, часто становятся зависимыми от чего-нибудь. Более пассивные и статичные, то есть любят стабильность и страдают из-за каких-то потерь.

Когда случается нечто неприятное в жизни, они переживают, впадают в депрессию, переполняются различными страхами. Приспособленцы ничего не строят, а приходят уже туда, где все построено, чтобы научится там жить.

Они хорошо усваивают различные законы и моральные правила, отчего руководствуются ими безоговорочно.

Целеустремленные люди обычно сами пытаются организовать свою систему. Они не плывут по течению, а стараются сделать свою жизнь такой, какой хотят ее видеть. Они мудрые, опытные, среди них находятся бизнесмены, успешные люди, профессионалы, специалисты. Они не просто хотят быть лучшими, а стремятся быть лидерами в том, что им интересно.

Естественно, что своей активностью и динамичностью они не раз накликают на себя беду. Достигая целей, они сталкиваются с препятствиями любого рода. Решают проблемы они не слезами и обидами, а твердой позицией и желанием достичь цели.

Зачастую такие люди не приспосабливаются, а стараются организовать свой мирок, в котором им будет комфортно жить.

Очевидно, что в каждом из способов жизни есть свои плюсы и минусы. Только вам выбирать, кем вы будете – приспособленцем или целеустремленным человеком. Нет смысла судить тех, кто выбрал путь приспособленца, поскольку такие люди тоже нужны. В то время как целеустремленные личности что-то формируют, приспособленцы идут за ними и принимают все, что те им дают.

Что такое целеполагание?

Целеполаганием называется первый этап достижения целей, когда человек ставит перед собой конкретную большую или несколько маленьких целей, рассматривает возможные варианты их достижений, способы реализации и решения трудностей. Это пока этап постановки целей, которые должны выполнить определенные задачи, решить трудности и улучшить качество жизни человека.

Что такое цель? У каждого свое определение:

  1. Это желаемый исход событий.
  2. Конечный результат деятельности.
  3. Индивидуальное будущее, которое желаемо.

Цель показывает результат, которого желает достичь человек. Почему так важно ставить цели? При целеполагании человек начинает регулировать свои действия или деятельность, которая подчиняется той цели, которую он желает достичь.

Нередко люди подменяют цели, когда они забывают о том, чего хотят достичь, ради того, чтобы просто наслаждаться процессом достижения.

Бывает и такое, что люди расплывчато, нечетко и неясно ставят цели. Это тоже не способствует их достижению.

Дело в том, что человек начинает в такой ситуации сомневаться в необходимости достижения, часто забывает, чего хочет, меняет свои предпочтения и желания.

Глобальные (или завышенные) цели имеют как минусы, так и плюсы. Завышенные цели могут быть расплывчатыми, что не помогает человеку ориентироваться, в каком направлении ему идти. При этом такие глобальные цели позволяют человеку определять свой смысл жизни.

Персональными целями называются те, которые стоят непосредственно перед отдельным человеком. Он может быть частью группы. При этом его деятельность будет эффективной, если он будет иметь свою цель, помимо общей, которая будет реализована, если он достигнет вместе с остальными общей цели.

перейти наверх

Процесс целеполагания

Целеполагание часто используется в тренингах и рабочей сфере, где человек совершает конкретные действия. Чтобы определиться с действиями, нужны цели, которые достигаются этими действиями. Поэтому человек не может работать без целеполагания.

Выделяют основные 10 моментов в процессе целеполагания:

  1. В каждой цели могут лежать потребности человека, без которых невозможно его существование.
  2. В цели лежит мотив – осознаваемая потребность. Нередко человек сталкивается с борьбой мотивов, где необходимо выбрать что-то одно либо упорядочить мотивы, составить иерархию.
  3. Цель – это некая картина желаемого, которая искажает существующую реальность. На сегодняшний день человек не имеет желаемого. Однако он четко в своей голове представляет, чего хочет.
  4. Человек выбирает цель среди всех вероятных.
  5. Нередко результат расходится с тем, что человек достигает.
  6. Человек всегда планирует, как он будет достигать цели. Здесь тоже возможны ошибки в прогнозах.
  7. Самое идеальное планирование будет содержать ошибки, поскольку прогнозы могут не учитывать некоторых фактов, которые будут возникать в реальности.
  8. Чем четче цель, тем больше возникает мотивации у человека.
  9. Чем больше мотивации у человека, тем больше будет искажаться цель.
  10. Чем ближе человек становится к цели, тем больше его мотивация и больше сил для осуществления нужной деятельности.

Человеку нужно осознавать свои внутренние потребности, которые тоже будут влиять на поступки, совершаемые в процессе достижения осознаваемых целей. Также следует быть готовыми к смене плана действий, поскольку наверняка человек не сможет всего учесть и предвидеть в начале.

перейти наверх

Цели и целеполагание

Цель – это конечный результат, который должен быть достигнуть после всех предпринятых человеком действий. Это картинка того будущего, которого желает человек достичь. Она включает все его пожелания, надежды и мечты. Также она зависит от возможностей человека, которые он в себе видит. Цель побуждает человека действовать, организует поступки, которые он будет совершать.

Цели бывают оперативными, тактическими и стратегическими, что зависит от времени, когда они должны реализоваться. Следует помнить о том, что со временем цели могут измениться, что вполне естественно.

Это называется пластичностью, которая предусматривает смену настроения, ценностей, потребностей и даже жизненных обстоятельств человека, из-за чего он захочет скорректировать либо полностью изменить направление своего движения по жизни.

Если у человека есть много целей, они должны быть согласованными, не противоречить друг другу и не мешать в реализации. Целеполагание является процессом постановки цели, ее ярким представлением, планированием, то есть своеобразной творческой деятельностью, когда человек только рисует желаемое будущее и прогнозирует, как он к этому будущему будет идти.

Зачем нужно целеполагание? Помимо того, что человек четко формулирует свою цель, он должен соотнести свои ценности и уровень мотивации ее достижения.

Если все согласовывается, тогда человек испытывает внутреннюю уверенность в необходимости достижения цели, а также чувствует энергию для совершения нужных действий.

Если всего этого человек не ощущает, значит, процесс постановки целей был осуществлен неправильно. Например, человек желает того, в чем на самом деле не нуждается.

перейти наверх

Планирование и целеполагание

Целеполагание включает в себя планирование – когда человек намерен достичь цели, и поэтому он планирует, какие действия будет совершать для этого.

Успех – это результат, который возникает вследствие последовательных действий, совершенных в нужном месте и в нужное время. Планирование является достаточно условным, поскольку человек не может всего предвидеть.

Однако оно является обязательным, поскольку это позволяет:

  1. Сконцентрироваться на том, что значимо.
  2. Определиться с действиями, которые нужно совершить, и направлениями, которых нужно придерживаться.
  3. Ликвидировать страхи, сомнения, тревогу.
  4. Мотивировать себя на совершение действий.
  5. Понимать, какие решения нужно принимать для достижения желаемого будущего.
  6. Эффективно использовать свои ресурсы и навыки.
  7. Определить свое место в этой жизни, обрести спокойствие.
  8. Обрести свободу и уверенность в том, что человек все делает правильно.

Следует учитывать, что человек вначале всегда реализовывает свои инстинктивные и физиологические потребности, лишь после них переходя к выполнению более духовных задач. Зная это, нужно сначала закрыть все свои потребности на уровне физиологии, чтобы быть способными сконцентрироваться на достижении материального, социального или личностного успеха.

Человек живет в постоянно меняющемся мире. Здесь вполне естественным становится то, что глобальные цели могут претерпевать изменения либо полностью убираться. Человек должен нормально относиться к тому, что постановка глобальной цели в 1 годик не будет конечной целью всей его жизни. По мере появления новых технологий и прочих возможностей человек будет еще лучше осознавать, чего он хочет.

Здесь самое главное оставаться гибкими, быстро корректировать цели и продолжать их достигать. Самый важный аспект – сохранение мотивации. При целеполагании человек должен быть вдохновленным собственной целью.

перейти наверх

Технология целеполагания

Цель должна достигаться, что будет отличать ее от пустых мечтаний. Если человек действует и достигает цели, значит, он не просто мечтал. Чтобы цель была осуществимой, предлагается технология SMART, которая проверяет цель на реалистичность и способность быть достигнутой человеком, который может преувеличивать собственные возможности.

SMART:

  • S – конкретная. Человек четко и ясно ее видит, определяет. Она имеет четкие границы, форму, цвет и пр.
  • M – измеримая. Цель можно определить по конкретным параметрам, например, по весу, по форме, по цвету, по запаху и пр.
  • A – достижимая. Существуют реальные примеры достижения подобной цели. При этом она не должна вызывать у человека дополнительного стресса, то есть должна идеально вписываться в жизнь человека, который будет получать удовольствие от ее возникновения.
  • R – ориентированная на результат. Человек должен ощущать определенные результаты, видеть их, чувствовать.
  • T – определенная во времени. Человек должен поставить конкретные временные рамки совершения каждого действия, а также даты достижения своей цели.

перейти наверх

Итог

Каждый человек хочет жить счастливо и красиво. Однако многие рождаются не в тех условиях, которые ему бы приносили удовольствие. В итоге появляются желания, которые могут стать целями, если человек их четко сформулирует и начнет их достигать, действительно ощущая на себе, что они его радуют.

Источник: http://PsyTheater.com/celepolaganie-tehnologiya-i-process.html

Бизнес и закон
Добавить комментарий