Асфальтобетонные покрытия: виды, технология укладки

Укладка асфальта является достаточно сложным и трудоемким процессом, но в тоже время эффективным способом устройства дорожного покрытия. В комплекс производимых работ входят: земляные работы, устройство основания, укладка асфальта, обустройство территории.

Выполненные работы на профессиональном уровне позволят создать не только надежное и устойчивое дорожное покрытие, но и обеспечат его долговременный срок службы. Специалисты START CITY GROUP помогут подобрать оптимальный вариант основания и материала для укладки асфальта, исходя из Ваших пожеланий.

Характеристика

Асфальт (или асфальтобетонная смесь) представляет собой рационально подобранную смесь на основе минеральных материалов, к которым относится песок, щебень, минеральный порошок, жидкое битумное вещество. Все вещества подобраны в оптимальном количестве и перемешаны в нагретом состоянии.

Щебень, входящий в состав смесей должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344. Допускается использовать гравий или щебень выпускаемые по зарубежным стандартам, при условии, что их качество соответствует установленным российским нормам.

Сфера применения асфальтобетона широка: строительство проезжей части, площадей, тротуаров, парковочных площадок, парковой зоны для велосипедистов, аэродромов, устройство полов в промышленных зданиях и во многих других областях.

На сегодняшний день, асфальтобетонные смеси, в зависимости от минеральной составляющей подразделяется на:

  • Песчаные;
  • Щебеночные;
  • Гравийные.

Структура каждого вида имеет свои особенности, которые и определяют эффективность использования выбранного материала.

Также асфальтобетонные смеси классифицируются в зависимости от размера минеральных зерен:

  • Мелкозернистые – менее 2 см;
  • Крупнозернистые – до 4 см.
  • Песчаные – до 1 см.

От количества, содержащего в смеси твердого наполнителя зависит, к какой группе принадлежит асфальтобетон. Различают 3 группы: А, Б, В.

Технология укладки. Этапы. Материалы

На сегодняшний день используется две технологии устройства дорожного полотна:

  • горячее асфальтирование;
  • холодное асфальтирование.

Каждая из них имеет свои плюсы и минусы:

  • Горячее асфальтирование. Смесь готовиться из вязких и жидких нефтяных битумов. Укладка может проводиться зимой. Температура смеси не должна быть менее 120 градусов. Перед укладкой асфальта, кусок дороги, на которую будет нанесена асфальтобетонная смесь, высушивается специальной техникой.
  • Холодное асфальтирование. Смесь готовиться из жидких нефтяных дорожных битумов. Укладочные работы проводятся только в теплое время года, так как по данной технологии высушка воды не производится. Холодное асфальтирование зачастую используется при ямочном ремонте.

Профессиональные работы по укладке дорожного покрытия требуют значительных денежных вложений. Ведь для этого необходимо привлекать спецтехнику и опытных квалифицированных специалистов.

Укладка асфальта состоит из нескольких этапов:

1. Разработка проектно-сметной документации

Каждый участок индивидуален: обладает свойственным только ему размером, рельефом и конфигурацией, характеристиками грунта, удаленностью и особенностями подъездных путей. На основании данных критериев после выезда специалиста определяется общая площадь, объем и предварительная стоимость работ.

2. Разработка территории, земляные работы

Подготовка территории для устройства асфальтированного полотна начинается со снятия верхнего слоя грунта. Как правило, для удаления большого почвенного слоя привлекаются бульдозеры и погрузчики. Для разравнивания поверхности основания используются грейдеры. По заданным отметкам проводится формирование дорожного “корыта” с дальнейшим его уплотнением.

Если же на асфальтируемом участке присутствует старое покрытие, то его разрушают дорожным фрезом. При правильной переработке, старое покрытие может быть использовано повторно.

3. Подготовка основания

Наступает очередь формирования «дорожной подушки».

Для этого отсыпается два слоя дорожного «пирога»: сначала укладывается песок либо песчано-гравийная смесь, а для придания всему покрытию особой прочности, поверх насыпается щебень крупной фракции, а затем мелкой фракции для минимизации пустот.

Каждый слой основания выравнивается грейдером и тщательно утрамбовывается. По краям участка устанавливается бортовой камень. Чтобы асфальтирование было качественным перед укладкой асфальта поверхность участка проливают битумом.

4. Укладка асфальта

Финишный слой состоит из асфальтобетона. Данный материал доставляется самосвалами или же готовится прямо на самой дорожно-строительной площадке. В стандартный состав АБС входит: минеральный порошок, песок, щебень и жидкий битум.

Смесь равномерным слоем распределяется по заданной территории. Для укладки последнего слоя смеси используются асфальтобетоноукладчики.

Укатка асфальта проводится несколькими катками для наилучшего последовательного уплотнения.

В нашей компании сформирован собственный материальный базис – современный автопарк спецтехники, который насчитывает порядка 40 единиц техники, полностью обеспечивающий весь процесс дорожного строительства.

Следует отметить, что технология укладки асфальтобетона и используемые материалы могут иметь некоторые отличия в зависимости от дальнейших условий эксплуатации. Так, например, чтобы продлить срок жизни автомагистралей применяются новые технологии – модифицированные гелеобразные нефтяные битумы (МАК-битумы).

Время дорог

Нужно отметить, что асфальтоукладка является сезонной работой и напрямую зависит от погодных условий. Рекомендуется производить все работы в сухую погоду.

В осеннее и весеннее время температура не должна быть менее +5 градусов. Ведь поставленная смесь является горячим продуктом. Поэтому все манипуляции с ним должны происходить максимально быстро, для того чтобы он не успел остыть. В противном случае, асфальт уложить будет невозможно.

Сроки эксплуатации

Срок эксплуатации асфальтового покрытия напрямую зависит от нагрузок, интенсивности движения транспорта, от погодных условий, соблюдения технологий укладки и качества используемых материалов.

Гарантированный срок эксплуатации составляет ориентировочно 7 – 10 лет. Но нужно учитывать и тот факт, что при интенсивной эксплуатации, указанный срок может быть сокращен. Продлить эксплуатационный срок помогут своевременные ремонтные работы дорожного полотна, которые включают в себя устранение ям, просадки, трещин и неровностей.

Источник: http://start-city.com/dorozhnoe-stroitelstvo/84-tekhnologiya-ukladki-asfalta

Применение асфальта, технология его укладки и ремонта

20 5

Экологичность

16 5

Простота изготовления

16 5

Трудоемкость при использовании

На данный момент асфальт считается самым популярным материалом, используемым для дорожного покрытия. Он достаточно надежен.

При этом для больших нагрузок предназначаются маркировки асфальта с наилучшими показателями, например, такие, как М1200.

Материал несколько меньшей плотности (М1000) уже не способен выдерживать вес многочисленных машин, поэтому его обычно применяют лишь для прокладки дорожек и тротуаров.

Изначально следует разметить ту территорию, на которой предполагается прокладка асфальта. Все работы будут зависеть от того, для каких целей предполагается использовать покрытие.

Так, для «легкой» трассы, по которой не предполагается движения большого потока транспорта, понадобится всего один слой щебня, но вот при постройке магистрали уже необходимо будет использовать как минимум три его слоя.

Фракции укладываются от самой большой к наименьшей и очень тщательно прикатываются катком. На первом этапе необходимо формирование особой подушки, на которой и будет расположен асфальт.

Если необходимо, чтобы покрытие шло вровень с окружающей территорией, то сначала потребуется вырыть нужной глубины котлован, а после укладки в него щебня приступать непосредственно к наливке асфальтовой массы. Все дорожные работы по укладке асфальта проводятся согласно требованиями СНИП и ГОСТа.

Существует два основных способа устройства дорог из асфальта:

  1. Холодный. Обычно применим для ремонта, так как он очень быстро схватывается и уже вскоре можно будет использовать покрытие в полной мере;
  2. Горячий. Применим при прокладывании новой дороги. В данном случае битумная смесь должна быть укатана до того момента, как она начнет остывать.

Расход битума при ремонтировании покрытия должен быть не меньше 0,5 л. А вот расход асфальта при прокладке новой трассы высчитывается отдельно. Здесь необходимо учитывать не только размеры дороги, но и ее структуру, а так же другие дополнительные факторы.

При работе обязательно нужно использовать специальный термометр, позволяющий определить температуру стройматериала. Постоянный контроль этого показателя важен, так как после остывания битум уже будет непригоден для прокладки дороги.

На видео — технология укладки холодного асфальта:

На данный момент имеется три вида пропиток, входящих в состав дорожного покрытия:

  • На основе полимера из акрила. Одно из дорогостоящих покрытий, которое используют лишь на ограниченных территориях. Например, таких, как теннисные корты. Они обеспечивают высочайшие качества защиты, а так же выпускаются в нескольких цветовых гаммах.
  • Каменноугольная смола. Модифицированное покрытие, которое способно не поддаваться воздействию нефтепродуктов. Благодаря особым составляющим обеспечивается не только долговременная служба, но и качественный цвет.
  • Асфальтовая эмульсия. Достаточно распространен и доступен, однако не обеспечивает должной защиты, из-за чего полотно может вскоре потребовать ремонта.

При образовании трещин на проложенном асфальте уже не используют в качестве заливки битумную смесь. Для данной цели применяется герметик, который после посыпается мелкой крошкой цемента.

Предотвратить их появление и обеспечить наилучшую прочность позволяет использование специальных сеток под асфальт.

При помощи них производится надежная сцепка покрытия, улучшаются эксплуатационные качества асфальта и продлевается срок его службы.

Уплотнение — это очень важный этап при прокладке покрытия. Для этой цели возможно использовать специальные машины для укладки: каток, виброплиту или асфальтоукладчик.

Каждый из этих видов техники достаточно мобилен, но обладает некоторыми преимуществами перед другими типами укатки.

Так, виброплита обладает наилучшей маневренностью, а асфальтоукладчиком можно осуществлять как минимум два типа работ.

На фото — процесс уплотнения покрытия при укладке асфальта

Укладка асфальта своими руками

В частном строительстве, используя асфальт, делают отмостки, устраивают дорожки и тротуары.Помимо этого асфальт возможно применять для формирования кровельного покрытия и проведения внутридворовых работ.

При прокладывании дорожек самостоятельно, работа производится поэтапно:

  • Изначально снимается до 30 см почвогрунта и убирается весь мусор;
  • Далее устанавливаются бордюры, которые послужат не только дополнительным украшением, но и предотвратят расползание битума;
  • На данном этапе создается подушка. Щебневой слой должен достигать 15 см, после укатки которой можно насыпать более мелкую фракцию щебня и вновь укатать. Последним слоем будет песок. Его достаточно будет 5 см. После создания подобной подушки потребуется залить ее водой и прикатать ручным катком;
  • Горячий асфальт необходимо равномерно раскидать по всему периметру дорожки. Далее для разравнивания бугров необходимо применять швабру-движок, постепенно заполняя все ямки новыми порциями асфальта. Поскольку материал достаточно быстро застывает, необходимо несколько работников, которые будут осуществлять всю работу;
  • Когда участок дороги будет заполнен асфальтом и разровнен, необходимо ручным катком уплотнить его. Предварительно потребуется смазать укатчик соляркой, дабы предотвратить прилипание и обеспечить равномерное покрытие. Важно покрыть соляркой все инструменты, которыми производится работа.

Температура асфальта при укладке очень важна. Она не должна опускаться менее 120С, иначе в скором времени покрытие полностью придет в негодность.

При укладке важно производить только прямые движения, реверсивные категорически запрещены. Расход битума в данном случае рассчитывается индивидуально и может составить как 5, так и 10 кг. По окончанию работы вместо пропитки можно использовать специальную краску для асфальта. Она придаст необходимый оттенок. Кроме того можно использовать белую краску для разметки асфальта.

Как правильно положить (уложить) асфальт своими руками расскажет видео:

По прошествии некоторого времени битум будет нуждаться в ремонте. Если его осуществлять вовремя, замещая наиболее износившиеся участки, то он прослужит гораздо более долгий срок. Самым важным на этапе ремонтирование является фрезерование. Оно подразумевает под собой снятие старого покрытия при помощи фрезы.

После этого проводится текстурирование поверхности. Горячая методика фрезеровки предполагает сначала разогрев асфальтового покрытия, при холодном же методе это не считается обязательным. Последний практически неотличим по качеству от горячего, но способен в несколько раз облегчить работу.

Швонарезчик предназначен так же для снятия покрытия, а так же для нарезки швов. Для перевозки асфальтовой массы используют кохер, который специально изготавливается для этих целей. Он может быть при этом как передвижным, так и стационарным.

Чтобы максимально снизить применение ручного труда, во многих случаях применяют целые автоматизированные системы. Например, для ремонта дорог широко используются машины для снятия асфальта, которые проводят фрезерование и нарезку непригодного покрытия при помощи алмазного диска.

Снятие асфальта швонарезчиком

Ямочный ремонт

Не всегда производится ремонт всего полотна. Чаще всего применяют ямочную методику, технология которой предполагает заполнение всех выбоин и трещин битумной массой. Он может применяться в том случае, когда повреждения не превышают 15% от общего числа дефектов.

Прежде чем приступать к ремонту, потребуется произвести подготовительные работы:

  1. Разметка. В данном случае необходимо отмечать не только поврежденный участок, но и некоторое количество целого полотна. Если несколько выбоин располагаются в одном радиусе, то их необходимо окрашивать общим контуром.
  2. Далее производится демонтаж поврежденного слоя асфальта при помощи, например, отбойного молотка. Лучше всего использовать метод холодного фрезерования, поскольку он позволяет создать ровные стенки.
  3. На этом этапе производится удаление мусора и крошек покрытия, после чего можно приступать к обработке выбоин при помощи специального битумного состава.

На видео — как кладут асфальт, используя машину для ямочного ремонта УЯР-01:

Оценка материала

Рассмотрев в статье применение асфальтового покрытия и самые важные аспекты его ремонта, можно охарактеризовать его так:

  • Применяемые при современном прокладывании покрытий битумы считаются самыми экологичными, по сравнению с подобным материалом прошлых лет;
  • Доступен многим слоям населения, но все же достаточно дорог;
  • Применим для построения практически всех покрытий. Дополнительно может использоваться и при постройке сооружений;
  • Вводимое в эксплуатацию покрытие обладает достаточно хорошим внешним видом. Со временем битум способен бледнеть, но поддерживать цвет можно при помощи специальных красок;
  • Невозможно изготавливать самостоятельно;
  • Требует достаточно быстрой сноровки и использования дополнительных рабочих, поскольку может достаточно быстро остынуть и прийти в негодность.

Источник: http://stroyres.net/vyazhushhie-materialy/organicheskie/asfalt/primenenie-tehnologiya-ukladki-i-remonta.html

Асфальт: область использования, разновидности, укладка

Асфальт считается, вне всякого сомнения, заслуженно самым распространенным и часто используемым материалом для дорожного строительства.

Практически невозможно представить себе выполнение любого вида благоустройства без применения этого обладающего уникальными свойствами и характеристиками материала.

Но не стоит забывать, что асфальт активно используется в качестве кровельного и гидроизоляционного материала, а также как один из компонентов при изготовлении разнообразных мастик, замазок, лаков и других составов.

Определение и свойства

Под асфальтом понимается природная или искусственно полученная смесь битумов с различными нефтяными производными с добавлением некоторого количества минеральных компонентов. Визуально асфальт является вязкой смолистой субстанцией характерного темноватого с оттенками черноты цвета.

https://www.youtube.com/watch?v=spdTx-qkDnk

Очень часто в ежедневном обиходе асфальтом не совсем корректно называется асфальтобетонная смесь, укладываемая при выполнении работ по устройству дорожного покрытия или благоустройству. В действительности, доля непосредственно асфальта в таких смесях редко превышает 15%, колеблясь обычно в диапазоне от 10 до15%, в зависимости от марки укладываемой асфальтобетонной смеси.

Очевидно, что именно различные асфальтобетонные смеси применяются при дорожных работах и благоустройстве, именно о них, в основном, и пойдет дальше речь.

Своему широчайшему распространению асфальт обязан свойствам, которые идеально подходят для применения в качестве дорожного покрытия. Главные среди них следующие:

  • высокие показатели прочности и надежности. Дорожное покрытие, выполненное из асфальтобетона способно противостоять достаточно серьезным механическим воздействия без видимых повреждений поверхности;
  • способность противостоять воздействию перепадов температур в широком диапазоне, а также другим агрессивным климатическим факторам;
  • ровность покрытия, которое обеспечивает низкий уровень шума при движении автомобильного транспорта;
  • шероховатость покрытия, свойства которого обеспечивают повышенное сцепление колес движущегося транспорта, что приводит к увеличению безопасности движения. Кроме того данное свойство значительно облегчает нанесение дорожной разметки и ее сохранность;
  • высокие эксплуатационные характеристики покрытия. Они выражены в том, что асфальтобетонную дорогу достаточно просто ремонтировать, легко мыть и убирать;
  • возможность приступать к эксплуатации практически сразу после выполнения работ по укладке. Это выгодно отличает покрытие с использованием асфальта от цементно-бетонного дорожного полотна, которое набирает прочность стандартные 4 недели;
  • практически полная автоматизация и механизация всех процессов по устройству дорожного покрытия. Данное свойство позволяет выполнять значительные объемы работ в области дорожного строительства, что является важнейшим фактором в отечественных условиях;
  • относительно невысокая стоимость материала и работ.

Вышеперечисленные свойства дорожного покрытия, выполненного из асфальтобетонных смесей, показывают, что у асфальта практически нет конкурентов среди других строительных материалов, которые бы обладали таким набором достоинств и преимуществ. Это во многом объясняется фактическое отсутствие альтернатив материалу для крупного дорожного строительства.

Область использования

Как уже отмечалось выше, основная сфера применения асфальта – это дорожное строительство и другие виды благоустройства. К их числу относятся:

  • асфальтирование всех видов автотранспортных дорог (при выполнении данного вида работ у материала нет аналогов и альтернативы);
  • устройство покрытия тротуаров, дорожек для пешеходов, детских и бытовых площадок, также относящихся к работам по благоустройству территорий, прилегающих к жилым домам и общественным зданиям (зачастую подобные работы выполняются с использованием брусчатки или других видов плитки, но асфальт является более дешевым материалом, незначительно уступающим в эксплуатационных характеристиках)
  • устройство покрытий аэродромов и множества других сооружений производственного назначения (при выполнении данных видов работ асфальтобетон конкурирует с покрытиями из железобетонных плит или монолитного бетона).

При применении в благоустройстве и строительстве дорог асфальт, по сути, исполняет роль связующего при получении различных смесей асфальтобетона. Кроме того, он используется при приготовлении разнообразных мастик, необходимых для технологических процессов.

Второй обширной областью использования асфальта является производство самых разнообразных строительных материалов, начиная от кровельных (всем известные рубероид и пергамин, битумная черепица и др.) и заканчивая клеями, мастиками и лаками и прочими лакокрасочными материалами. Кроме того, асфальт зачастую используется при производстве различных электро-  и гидроизоляционных материалов.

Разновидности асфальта

Существует несколько признаков, по которым может классифицироваться асфальт и приготовленные с его участием асфальтобетонные составы.

По происхождению материала различают:

  • природный. Является ископаемым материалом с высоким содержанием углерода (до 85%). Наиболее часто встречается в местах близких к поверхности залежей нефти. Более дорогой, по сравнению с искусственным асфальтом, наиболее часто используется при приготовлении битумов;
  • искусственный. Получается путем перегонки предварительно добытой нефти. Применяется для изготовления всех видов смесей асфальтобетона. При строительстве дорог, главным образом, используется именно искусственный асфальт, поэтому далее при рассмотрении видов материала будет рассматриваться именно эта его разновидность.

По способу укладки в дорожное покрытие все асфальтобетонные смеси можно разделить на три группы:

  • горячие. Данный вид асфальтобетонной смеси должен укладывается при температуре не ниже 120 градусов. При этом используется вязкий битум;
  • теплые. Температура укладки смеси находится в диапазоне между 40 и 80 градусами. Тип используемого вяжущего битума – маловязкий;
  • холодные. Производство работ по укладке производится при температуре окружающего воздуха (которая не должна быть ниже плюс 5 градусов). Тип применяемого при этом битума – жидкий.

Еще одним признаком, по которому можно классифицировать смеси асфальтобетона, является размер фракции наполнителей (песка и щебня):

  • крупнозернистая смесь (средний размер фракции – около 40 мм);
  • среднезернистая (размер используемых фракций наполнителей – примерно 25 мм);
  • мелкозернистая смесь, иначе называемая песчаным асфальтом (используется фракция наполнителей — 5-15 мм).

В последние годы большое распространение получил так называемый литой асфальтобетон. Его отличие заключается в добавлении при изготовлении смеси полимерно-битумных вяжущих.

В результате получается материал, превосходящий по ряду характеристик обычные смеси.

Однако он несколько дороже и нуждается в более сложной технике для доставки непосредственно на объект и последующей укладки.

Выполнение работ по укладке асфальта

Процесс распределения асфальтобетонной смеси, ее укладки и последующего уплотнения называется асфальтирование. Является одной из важнейших работ, обязательных для создания надежного и долговечного покрытия дороги.

Асфальтирование состоит из следующих этапов:

  • подготовка. Важный этап производства работ, от которого во многом зависит качество получаемого на выходе покрытия. Включает несколько видов работ:
    • очистка подготовленного основания от пыли, грязи и влаги;
    • грунтовка поверхности подготовленного основания. Выполняется, как правило, битумной эмульсией или битумом (не разрешается при укладке литого асфальта);
  • укладка смеси асфальтобетона. В большинстве случаев производится механизированная укладка асфальтобетонной смеси с использованием специализированной техники. Это наиболее производительный и высококачественный способ укладки. В некоторых случаях применятся полумеханизированный способ (для труднодоступных для достаточно громоздкой техники мест) и ручной способ (применяется при небольших площадях асфальтирования – до 30 кв.м. – где использование техники нецелесообразно);
  • уплотнение уложенной смеси. Выполняется непосредственно после укладки асфальтобетонной смеси. Для этого применяется специализированная высокопроизводительная техника, обеспечивающая качество и скорость выполнения работ. Наиболее часто применяются пневмоколесные катки, а также катки статистического принципа действия. Использование ручных трамбовок допускается в труднодоступных местах, так как оно не обеспечивается достаточной степени уплотнения смеси.

Для получения надежного и качественного дорожного покрытия необходимо соблюдать следующие требования, обязательные при производстве работ:

  • использование качественных материалов;
  • тщательная подготовка основания, которое должно быть чистым, сухим, свободным от химических реагентов и прочих нежелательных веществ;
  • соблюдение минимальных требований к внешним условиям окружающей среды, а именно:
  • температура воздуха – весной не ниже +5, осенью не ниже плюс 10 градусов;
  • отсутствие осадков в виде дождя или снега;
  • соблюдение температурных режимов, предписанных для применяемого типа смеси.

Пример укладки асфальта приведен на видео:

Каждое серьезное строительное предприятие, занимающееся устройством дорог, обязательно организует отдел, осуществляющий собственный внутренний контроль над качеством производимых работ. Это не является гарантией его соблюдения, но значительно повышает вероятность этого.

Производство работ по дорожному строительству с использованием асфальтобетонных смесей практически не имеет альтернатив и применяется практически повсеместно. При грамотном соблюдении требований технологии и использовании качественных материалов, удается получить надежное и качественное дорожное покрытие, способное прослужить долгие годы.

Источник: http://stroyobzor.info/materialy/nulevoj-cikl/sypuchie-materialy/asinfo.html

Добавить комментарий