Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий

Чем отличаются виды административных взысканий

Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий

Любое правонарушение влечет за собой наказание. Его мера зависит в основном от того, насколько значительным является нарушение закона. При криминальной составляющей человеку уже не избежать уголовной ответственности. Ему могут грозить и очень крупные штрафы, и лишение свободы различной продолжительности.

Однако существуют нарушения закона, которые не несут такой общественной опасности, как уголовные деяния. Именно их относят к административным правонарушениям (проступкам). И это означает, что к подобным нарушителям будут применены меры административного взыскания.

Понятие и виды

За нарушения закона, которые не имеют уголовной составляющей с особой общественной опасностью, следует административная ответственность. Это в российском праве абсолютно самостоятельная разновидность юридической ответственности. Понятие и весь механизм применения прописаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он был принят в России в декабре 2001 года.

Этот сборник нормативных документов определяет различные вариантами административного принуждения. Наряду с мерами пресечения и административно-предупредительными мерами КоАП предусматривает и многочисленные виды административных взысканий. Они имеют свои процессуальные особенности и применяются только в отношении тех, кто совершил проступки.

Как и иные меры административной ответственности, взыскания носят репрессивный характер. Это наказание, кара в отношении тех, кто совершил правонарушение.

В то же время на административные взыскания (далее – АВ) возлагается воспитательная (в отношении граждан) и профилактическая (касательно юридических лиц) функция.

Они направлены в том числе и на предупреждение новых нарушений закона со стороны лица, подвергнутого данному наказанию.

Особенность этой сферы права в том, что ее регулирует не только КоАП.

Определения различных административных правонарушений и меры АВ за них разбросаны по самым разным федеральным и региональным законам, правительственным постановлениям и иным нормативным актам.

Привлечь к ответственности и наложить АВ вправе не только суды, но и различные органы власти или должностные лица.

В этом перечне, например, структуры исполнительной власти разного уровня, органы местного самоуправления и т. д.

Виды и характеристики АВ

Они определены статьей 3.2 КоАП. Их классификация составлена в зависимости от тяжести совершенного административного правонарушения, иных обстоятельств. Так, например, при самых незначительных из них, не причинивших какого-либо серьезного ущерба, выносится предупреждение в письменном виде.

Также законом установлены такие меры

Разновидности Характеристики
Административный штраф. Применяется к любым нарушителям и зачисляется в бюджет. Размер штрафа должен быть кратным МРОТ, сумме неуплаченных налогов, стоимости предмета самого правонарушения.
Изъятие орудия совершения правонарушения либо его предмета. С последующим возмещением владельцу его стоимости после продажи. Эта мера применяется только судом.
Безвозмездное изъятие (т. е. конфискация). Передача указанных объектов в доход государства. Остального имущества нарушителя это не касается.
Лишение спецправ (водительских, охотничьих). Мера применяется только к физлицам. Срок лишения составляет 1–36 месяцев. Исключением могут стать инвалиды и профессиональные охотники.
Административное выдворение. С территории России принудительно перемещаются иностранцы и лица без гражданства. Они вправе выехать и самостоятельно при контроле соответствующих органов.
Дисквалификация. Является запретом занимать определенные должности или осуществлять некую деятельность. Продолжительность составляет 6–36 месяцев. Мера применяется только судом.
Приостановка деятельности. Относится к юрлицам или ИП. Мера применяется только судом. Срок приостановки может составлять до 90 суток.

В зависимости от субъекта правонарушения, обстоятельств его совершения, последствий и иных факторов могут применяться различные меры воздействия. Порядок наложения административных взысканий также установлен КоАП. Право определить меру наказания в отдельных случаях предоставлено не только судебным инстанциям.

Основные и дополнительные АВ

Это деление определяет ст. 3.3 КоАП. Оно касается всех разновидностей АВ. Они могут быть отнесены либо к одной, либо к другой категории. Они различаются в первую очередь по степени воздействия на виновного. Такая классификация необходима по той причине, что за одно административное правонарушение может быть назначено несколько мер АВ.

В связи с этим основными считаются те АВ, которые назначаются только сами по себе. Они не могут вводиться дополнительно к каким-то иным мерам воздействия. КоАП устанавливает ограниченный перечень таких основных взысканий. К ним закон относит:

  • предупреждения,
  • административные штрафы,
  • лишения граждан установленных специальных прав (за исключением водительских),
  • административные аресты,
  • дисквалификации должностных лиц,
  • приостановка деятельности юрлица,
  • обязательные работы.

Однако, помимо указанных мер АВ, действуют и другие. Они могут выступать не только как единственные (то есть основные), но и как добавочные меры. Именно поэтому их относят к категории дополнительных. При наказании могут дополнительно применить:

  • конфискацию (как орудия, так и предмета совершенного правонарушения – например, контрафактной продукции),
  • лишение водительских прав (по условиям отдельных статей кодекса),
  • выдворение гражданина за пределы РФ (в отношении иностранца либо человека без гражданства),
  • запрет на визиты в спортивные сооружения при проведении там официальных соревнований.

В зависимости от тяжести совершенного правонарушения и сопутствующих обстоятельств такие меры взысканий могут быть либо основными, либо дополнительными.

Ст. 3.3 КоАП устанавливает, что наказанием за конкретное административное правонарушение могут быть как одно основное АВ, так и комплекс из одного основного и одного дополнительного АВ.

В отдельных случаях, прописанных в нормативной базе, такой подход является обязательным.

В других ситуация назначение наказания и применение различных мер АВ остается на усмотрение суда или того органа, который рассматривает дело.

Порядок наложения разных видов АВ

После выявления в действиях какого-либо состава административного правонарушения одновременно определяется и подведомственность дела.

В зависимости от этого его рассматривают либо в суде, либо в одном из уполномоченных госорганов в рамках их компетенции.

При рассмотрении дела и назначении наказания применяются те же принципы, что и при других видах ответственности: учет личности нарушителя, его имущественное и финансовое положение, индивидуальная ответственность, характер самого правонарушения.

Назначенное наказание не может быть ниже низшего либо выше установленного законом предела. Обязательно учитываются отягчающие и смягчающие обстоятельства. Назначенное административное наказание считается погашенным спустя год. После этого, если лицо в данный период не привлекалось повторно к административной ответственности, оно уже считается непривлекавшимся.

Дважды привлечь за одно и то же нарушение невозможно.

Сроки давности для привлечения к административной ответственности также зависят от нескольких факторов. Если дело подведомственно суду, то это не более трех месяцев с момента совершения правонарушения.

В остальных случаях – не больше двух месяцев. Если же речь идет не про одномоментное нарушение или проступок, а длящееся в течение какого-то времени, то отсчет двухмесячного срока идет с даты его выявления.

Привлечь можно гражданина, начиная с 16 лет. Но следует также помнить, что далеко не всегда нарушитель вообще привлекается к ответственности. Ст. 2.

9 КоАП регламентирует, что малозначительность проступка дает право судье или соответствующему госоргану заменить более жесткие меры АВ просто на устное замечание.

Не подлежат ответственности и те деяния, которые были совершены в состоянии крайней необходимости.

Как обжаловать назначенное наказание

Далеко не все готовы смириться с тем, что им назначена административная кара. Кто-то считает, что выбрана слишком суровая мера. Кто-то вообще уверен в своей невиновности. В любом случае закон дает право обжаловать вынесенное решение. Подать жалобы вправе все участники процесса: потерпевший (если таковой имеется), сам правонарушитель, их законные представители, омбундсмены и т. д.

Обратиться следует в апелляционную судебную инстанцию, в вышестоящую инстанцию либо вышестоящему должностному лицу. Жалоба составляется по общим правилам. В ней указывается адресат и персональные данные заявителя. Также дается ссылка на реквизиты постановления, которое обжалуется.

Затем необходимо лаконично описать все обстоятельства дела и привести аргументы в подтверждение того, что наказание было вынесено неправомочно.

Это могут быть процессуальные нарушения, неучтенные факты, искаженное толкование обстоятельств и т. д.

К жалобе можно приложить какие-то документальные свидетельства в подтверждение своей позиции, а также необходимо сослаться на те нормативные акты, которые нарушались при определении меры АВ.

Источник: https://znayzakon.com/administrativnoe-pravo/vidy-administrativnyh-vzyskanii.html

Порядок наложения административных взысканий

Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий

Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными законом лицами

Административный штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях Особенной части Кодекса РК «Об административных правонарушениях», в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законодательным актом, действующим на момент наложения административного взыска-
ния.

Порядок производства административных правонарушений

Порядок производства по делам об административных правонарушениях государственными инспекторами труда определяется Кодексом РК «Об административных правонарушениях». Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право в письменном виде заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению.

Решение об удовлетворении ходатайства либо об отказе в его удовлетворении выносится в виде определения.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствия события административного правонарушения; 2) отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения нарушения возраста, предусмотренного настоящим Кодексом, для привлечения к администра- тивной ответственности, или невменяемости физического лица, совершившего противоправное действие; 3) отмены закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность; 4) утраты силы закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность вследствие признания их Конституционным Советом не соответствующими Конституции Республики Казахстан; 5) истечения сроков давности привлечения к административной ответственности; 6) наличия по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления судьи, органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по тому же факту постановления о возбуждении уголовного дела;

7) смерти физического лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Объяснения и замечания

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться с протоколом и другими материалами дела, давать объяснения, делать замечания по содержанию и оформлению протокола, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, при рассмотрении дела выступать на родном языке или языке, которым владеет, и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, протокол об административном правонарушении и постановление по делу, делать выписки из него и снимать копии с имеющихся в деле документов, а также пользоваться иными процессуальными правами, пре- доставленными ему законодательством. Дело об административном правонарушении рассматривается с участи-

ем лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Доказательства по делу

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, содержащиеся в составленных в соответствии с правилами Кодекса РК «Об административных правонарушениях» протоколах об административном правонарушении, удостоверяющих обстоятельства, непосредственно воспринятые государственным инспектором труда, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Дело об  дминистративном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о совершении административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело (для физических лиц – фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, регистрационный номер налогопла- тельщика, сведения о регистрации по месту жительства, место работы; для юридических лиц – наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер и дата государственной регистрации в качестве юридического лица, регистрационный номер налогоплательщика и банковские реквизиты); место, время совершения и существо административного правонарушения; статья Особенной ча-

сти Кодекса РК «Об административных правонарушениях», предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело; название, номер, дата метрологической проверки, показания технического средства, если оно использовалось при выяснении и фиксации административного правонарушения; иные сведения, необходимые для разрешения дела, а также прилагаются документы, подтверждающие факт совершения административного правонарушения.

При составлении протокола

При составлении протокола об административном правонарушении фи- зическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также другим участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом РК «Об административных правонарушениях», о чем делается отметка в протоколе. Протокол об административном правонарушении подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правона- рушение. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после обнаружения факта совершения административного правонарушения, а в случаях, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств административного правонарушения, личности физического лица или сведений о юридическом лице и личности законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении

составляется в течение трех суток с момента обнаружения правонарушения или лица, его совершившего.

Срок рассмотрения

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Государственный инспектор труда при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносит определение о назначении времени и места рассмотрения дела.

Государственный инспектор труда при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить, было ли совершено администра-
тивное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Виды постановлений

Рассмотрев дело об административном правонарушении, государственный инспектор труда выносит одно из следующих постановлений: 1) о наложении административного взыскания; 2) о прекращении производства по делу; 3) о передаче дела на рассмотрение судье, органу (должностному лицу), правомочному налагать за данное административное правонарушение взыскание иного вида или размера. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело: для физических лиц – фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер, сведения о регистрации по месту жительства, место работы; для юридических лиц – наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер и дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер и банковские реквизиты: 3-1) язык производства по рассматриваемому делу; 4) статья Кодекса РК «Об административных правонарушениях», предусматривающая ответственность за данное административное правонарушение; 5) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 6) решение по делу; 7) порядок и сроки обжалования постановления; 8) сроки добровольной уплаты штрафа. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается государственным инспектором труда, вынесшим постановление, объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления немедленно вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, потерпевшему, законному представителю физического лица, а также уполномоченному органу (должностному лицу), возбудившему дело об административном правонарушении, по их просьбе. В случае отсутствия указанных лиц копия постановления высылается в течение трех дней со дня его вынесения. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если оно не было обжаловано или опротестовано (10 дней). Постановление о наложении административного взыскания обязательно для исполнения всеми государственными органами, ор- ганами местного самоуправления, должностными лицами, физическими лицами и их объединениями, юридическими лицами и подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу. Административный штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к ад- министративной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу.

В случае отсрочки административный штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, со дня истечения срока отсрочки. Административный штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, вносится физическим лицом или перечисляется юридическим лицом в государственный бюджет в установленном порядке, с последующим уведомлением в письменной форме государственного инспектора труда, вынесшего постановление о наложении штрафа, выдавшего предписание о необходимости уплаты штрафа.

Источник: электронная система «ACTUALIS: Кадровое дело», получить бесплатный демо-доступ  

Источник: https://kadry.mcfr.kz/article/141-poryadok-nalojeniya-administrativnyh-vzyskaniy

Бизнес и закон
Добавить комментарий